СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биография в портретах М.Ю. Лермонтова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биография в портретах М.Ю.Лермонтова. 

Данную презентацию можно использовать с 5 по 11 класс, так как каждый портрет, рисунок запечатлевает определённый факт биографии.   

 

Просмотр содержимого документа
«Биография в портретах М.Ю. Лермонтова.»

 Биография в портретах Михаил Юрьевич 1814 Лермонтов 1841

Биография

в

портретах

Михаил Юрьевич

1814 Лермонтов 1841

Неведомый избранник Брак родителей Лермонтова богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой Е. А. Арсеньевой тяжело сказались на формировании личности поэта.  Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование. Романтический культ отца и соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в творчестве поэта.

Неведомый избранник

Брак родителей Лермонтова богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой Е. А. Арсеньевой тяжело сказались на формировании личности поэта.

Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование. Романтический культ отца и соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в творчестве поэта.

Бабушка Лермонтова по матери. Урожденная Столыпина. Обладала способностями и природным умом. После смерти единственной дочери всю свою любовь Арсеньева перенесла на внука, в чем признавалась:

Бабушка Лермонтова по матери. Урожденная Столыпина. Обладала способностями и природным умом.

После смерти единственной дочери всю свою любовь Арсеньева перенесла на внука, в чем признавалась: "...он один свет очей моих, все мое блаженство в нем". Любовь к внуку была одновременно самоотверженной и властной; ради Лермонтова бабушка готова была на любые жертвы, но с тем, чтобы распоряжаться судьбой внука безраздельно. По завещанию 1817 года внук остался у нее.

Арсеньева Елизавета Алексеевна (1773-1845)

Это самый ранний портрет Лермонтова (холст, масло) – 3-4-летнего ребёнка, – выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным. Мальчик  изображен в натуральную величину в белом платье. С раннего детства Михаил Лермонтов был склонен к рисованию, художник подчеркнул это увлечение: правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвернутый лист бумаги с какими-то зарисовками.

Это самый ранний портрет Лермонтова (холст, масло) – 3-4-летнего ребёнка, – выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным. Мальчик изображен в натуральную величину в белом платье. С раннего детства Михаил Лермонтов был склонен к рисованию, художник подчеркнул это увлечение: правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвернутый лист бумаги с какими-то зарисовками.

Второй детский портрет Лермонтова, выполненный в 1820-1822 году (холст, масло), вероятно крепостным. На портрете мы видим шести – восьмилетнего мальчика с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным сосредоточенным взглядом, одетого в красную курточку и синий костюм с золотым шитьём.

Второй детский портрет Лермонтова, выполненный в 1820-1822 году (холст, масло), вероятно крепостным. На портрете мы видим шести – восьмилетнего мальчика с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным сосредоточенным взглядом, одетого в красную курточку и синий костюм с золотым шитьём.

Впечатления детства Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположнике его рода шотландском поэте Томасе Лермонте. К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ (1820, 1825).

Впечатления детства

Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположнике его рода шотландском поэте Томасе Лермонте.

К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ (1820, 1825).

Этот портрет  (1834 год, принадлежит кисти Ф.А. Будкина, либо 1838-1839 год кисти П.З. Захарова; холст, масло) Арсеньева  заказала в 1834 году, сразу после производства внука в корнеты. Здесь поэт изображен в вицмундире лейб-гвардейского гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке . Корнет лейб-гвардии гусарского полка.

Этот портрет (1834 год, принадлежит кисти Ф.А. Будкина, либо 1838-1839 год кисти П.З. Захарова; холст, масло) Арсеньева заказала в 1834 году, сразу после производства внука в корнеты. Здесь поэт изображен в вицмундире лейб-гвардейского гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке .

Корнет лейб-гвардии гусарского полка.

Портрет относится к январю — февралю 1837 года. Выполнен П.Е. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Арсеньевой (картон, масло; Государственная Третьяковская галерея). Поэт изображен в расстегнутом ментике с золотыми шнурами. До смерти Арсеньевой портрет находился в Тарханах.

Портрет относится к январю — февралю 1837 года. Выполнен

П.Е. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Арсеньевой (картон, масло; Государственная Третьяковская галерея). Поэт изображен в расстегнутом ментике с золотыми шнурами. До смерти Арсеньевой портрет находился в Тарханах.

В 1837 году, на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создает свой автопортрет на фоне кавказского пейзажа. На поэте мундир Нижегородского драгунского полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка). Автопортрет предназначался любимой женщине — В.А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию.

В 1837 году, на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создает свой автопортрет на фоне кавказского пейзажа. На поэте мундир Нижегородского драгунского полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка). Автопортрет предназначался любимой женщине —

В.А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию.

Варвара Лопухина

Варвара Лопухина

Это самый ранний портрет Лермонтова, работы Клюндера 1838 года. Лермонтов в черном расстегнутом сюртуке лейб-гвардейского Гусарского полка, с красным воротником на синей подкладке, с эполетами корнета. Долгое время портрет находился в Царскосельском дворце. Мнения современников относительно сходства противоречивы.

Это самый ранний портрет Лермонтова, работы Клюндера 1838 года. Лермонтов в черном расстегнутом сюртуке лейб-гвардейского Гусарского полка, с красным воротником на синей подкладке, с эполетами корнета. Долгое время портрет находился в Царскосельском дворце. Мнения современников относительно сходства противоречивы.

Портрет работы П.Е. Заболотского (картон, масло). Лермонтов одет в темный двубортный сюртук с красными обшлагами. Внизу подпись художника и дата «1840». Этот портрет, как и портрет 1837 года, выполнен опытным художником-реалистом с теплотой и любовью: умный сосредоточенный взгляд, твердость выразительных губ обнаруживают волю и, видимо, соответствуют состоянию поэта в начале 1840 года.

Портрет работы П.Е. Заболотского (картон, масло). Лермонтов одет в темный двубортный сюртук с красными обшлагами. Внизу подпись художника и дата «1840». Этот портрет, как и портрет 1837 года, выполнен опытным художником-реалистом с теплотой и любовью: умный сосредоточенный взгляд, твердость выразительных губ обнаруживают волю и, видимо, соответствуют состоянию поэта в начале 1840 года.

Второй портрет работы А.И. Клюндера — авторское повторение 1839 года (из коллекции однополчанина поэта В.Д. Бакаева) — почти не отличается от предыдущего портрета, нарисованного тем же художником разница лишь в том что Лермонтов повернут в другую сторону и в небольших изменениях (бумага, акварель).

Второй портрет работы А.И. Клюндера — авторское повторение 1839 года (из коллекции однополчанина поэта В.Д. Бакаева) — почти не отличается от предыдущего портрета, нарисованного тем же художником разница лишь в том что Лермонтов повернут в другую сторону и в небольших изменениях (бумага, акварель).

Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 года с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Д.П. Паленом, после боя, в палатке барона Л.В. Россильона. Это профильное изображение, выполненное карандашом на бумаге: у поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, без эполет. Это – единственный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений.

Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 года с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Д.П. Паленом, после боя, в палатке барона Л.В. Россильона. Это профильное изображение, выполненное карандашом на бумаге: у поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, без эполет. Это – единственный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений.

Место дуэли Лермонтова

Место

дуэли Лермонтова

На второй день после гибели поэта Р.К. Шведе создал портрет «Лермонтов на смертном одре. «Живопись нехороша, но память дорога, так как это единственный снимок», – писал в 80-х годах Д.А. Столыпин об этой работе. Здесь поэт лежит в белой рубашке, прикрытый до пояса простыней; волосы коротко острижены, рот и глаза полуоткрыты. По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего. Портрет оставляет тяжелое впечатление.

На второй день после гибели поэта Р.К. Шведе создал портрет «Лермонтов на смертном одре. «Живопись нехороша, но память дорога, так как это единственный снимок», – писал в 80-х годах Д.А. Столыпин об этой работе. Здесь поэт лежит в белой рубашке, прикрытый до пояса простыней; волосы коротко острижены, рот и глаза полуоткрыты. По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего. Портрет оставляет тяжелое впечатление.

  В мае 1841 Лермонтов возвращается на Кавказ. В Пятигорске он задерживается для лечения на минеральных водах. Здесь-то и происходит роковая встреча Н.С. Мартыновым, приведшая 15 июля 1841 к последней дуэли у подножия Машука. Поэту не было еще и 27 лет. По словам князя Васильчикова, светский Петербург смерть поэта встретил словами: «Туда ему и дорога». Весною 1842 прах Лермонтова был перевезен в Тарханы. В 1899 в Пятигорске был открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.

В мае 1841 Лермонтов возвращается на Кавказ. В Пятигорске он задерживается для лечения на минеральных водах. Здесь-то и происходит роковая встреча Н.С. Мартыновым, приведшая 15 июля 1841 к последней дуэли у подножия Машука. Поэту не было еще и 27 лет. По словам князя Васильчикова, светский Петербург смерть поэта встретил словами: «Туда ему и дорога». Весною 1842 прах Лермонтова был перевезен в Тарханы. В 1899 в Пятигорске был открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.

 Известие о смерти внука застало Арсеньеву в Петербурге, и в конце августа 1841г. она вернулась в Тарханы. О ее состоянии в это время писала М.А.Лопухина:

Известие о смерти внука застало Арсеньеву в Петербурге, и в конце августа 1841г. она вернулась в Тарханы. О ее состоянии в это время писала М.А.Лопухина: "Говорят, у нее отнялись ноги, и она не может двигаться. Никогда не произносит она имени Мишеля, и никто не решается произнести в ее присутствии имя какого бы то ни было поэта".

В 1842г. Арсеньева добилась права на перевоз тела Лермонтова из Пятигорска в Тарханы. После перезахоронения внука на фамильном кладбище по воле Арсеньевой была возведена часовня.

Воспоминание о Кавказе. Картина М.Ю. Лермонтова

Воспоминание о Кавказе. Картина М.Ю. Лермонтова

Вид Тифлиса

Вид Тифлиса

Крестовая гора

Крестовая гора

Вид Пятигорска

Вид Пятигорска

Развалины близ селения Караагач в Кахетии

Развалины близ селения Караагач в Кахетии

 Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты

Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты

Башня в Сиони

Башня в Сиони

Перестрелка в горах Дагестана

Перестрелка в горах Дагестана