СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биографическая справка о писателе - Евгении Александровиче Поспелове

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Биографическая справка о писателе - Евгении Александровиче Поспелове»

Евгений Александрович Поспелов (1950)

Поэт.  Родился в Елабуге. Отец был военным, и поэтому до 1960 года семья проживала в Германии.

Возвратившись на родину, Евгений окончил среднюю школу, затем  учился на  физмате ЕГПИ, а потом в Казанском строительном институте. Но  ни инженером, ни педагогом не стал. Работал архивариусом, слесарем, лаборантом, зав. клубом, руководителем фотокружка. Первые стихи написал в 17 лет.

В 70-е годы в Елабуге появилось небольшое сообщество молодых творческих людей с самоназванием «Монмартр». Собирались они обычно в старинном доме дореволюционной постройки на квартире у Евгения Поспелова, где он жил со своей мамой Зинаидой Петровной, известным в городе библиотекарем, и братом Сергеем.

Во второй половине 80-х стихи Евгения Поспелова начали нередко печатать в елабужской газете «Новая Кама». Правда, для читателей их автором был Евгений Венц. Такой необычный псевдоним он выбрал себе, перепутав однажды в разговоре с этнической немкой два слова, назвав вместо «фенц» –  «венц». Девушка поправила его и, засмущавшись, сказала, что «венц» в переводе с немецкого означает живот беременной женщины. «Вот это псевдоним!» – подумал про себя Евгений и с той поры стал подписывать свои стихи такой фамилией.

А в «Новой Каме» он появился с лёгкой руки журналистки Марьям Лариной. Именно в этой газете, которая приходила тогда чуть ли не в каждую елабужскую семью, прочитала их Наталья Александровна Вердеревская, признанный литературовед, поэтесса. То, что знакомый ей Евгений Поспелов и есть тот самый талантливый, но загадочный Венц, она узнала на одном из первых заседаний существовавшего в Елабуге несколько лет литературного объединения «Творяне». «Женя, это вы?!» –  сказала она тогда, изумлённо глядя на него.

Е. А. печатал стихи в газете "Новая Кама", журналах "Идель" и "Аргамак"

Стоит сказать, что в отличие от многих поэтов, которые стремятся получить признание, стать победителями в литературных конкурсах, вступить в те или иные писательские союзы, Е.Поспелова никогда не привлекала к себе эта околотворческая суета. Денег на публикацию собственных книг у него не было. Зато рядом были люди, которым очень хотелось, чтобы у читателей появилась возможность познакомиться с поэзией талантливого автора.

Первый сборник Евгения Поспелова "Вполголоса"–  великолепно оформленный, с иллюстрациями елабужского художника Михаила Кузнецова, был выпущен в 2001 году на средства фонда «Рухият» ОАО «Татнефть». Второй увидел свет в 2010 году благодаря Елабужскому государственному музею-заповеднику, который к тому же и выдвинул «Крылатый ковчег» на соискание Литературной премии имени Марины Цветаевой. Лауреатом, которой он стал в 2010 году в номинации "Поэтический сборник"

      Собираются книги в стихи,

      Словно птицы в осенние стаи...

 Так начинается одно из его стихотворений в самом первом сборнике.

Говорят, что дважды сжигал свои, как он считал, несовершенные стихи, превратив в пепел около 500 стихотворений.

В одном из интервью Е. А. Поспелов на вопрос «что для вас значит Елабуга?» отвечает: «Это как любовь».


Как любовь или — любовь?

— Скорее, как любовь. Любовь — это любовь, а Елабуга — это Елабуга. Я здесь давно живу, и она стала частью меня самого.


Вы согласитесь с тем, что у Елабуги есть некая особая аура, которая притягивает сюда поэтов, художников и как бы подпитывает их? Или это все-таки миф?


— Здесь невозможно реальную жизнь отделить от мифа. И все же в смысле исторической памяти Елабуге фантастически повезло. Неважно, читают ее жители Цветаеву или нет, любят картины Шишкина или нет. Однако уже одно то, что эти люди жили в Елабуге, не прошло бесследно для этого города. Вообразить только: нет Цветаевой, нет Шишкина, нет Дуровой… Сразу что-то улетучивается. А кроме того, сегодня в Елабуге две музыкальные и две художественные школы, несколько музеев, три церкви, две мечети… И это в городе с населением менее 70 тысяч человек!


В сборнике стихов «Крылатый ковчег» есть стихотворение «Ты помнишь это озеро в лугах».

Стихотворение «Ты помнишь это озеро в лугах» – сонет о любви, но немаловажное значение тут играет живописное описание пейзажа. "Озеро в лугах", "опушка леса", "купель крещенья" представляют собой описание окрестностей Елабуги: «шишкинские» леса, заливные луга, озера. Елабужская богема во главе с Евгением Поспеловым из года в год проводила летний отпуск в биваках на одном из таких озер. Рыбачили, загорали, говорили о литературе и искусстве, влюблялись…

Вообще, тема России, Родины, традиционная для русской поэзии, –не доминирующая, не основная в поэзии Евгения Александровича, но она всё же затронута. По нашему мнению, в стихотворениях, о России за образом страны можно отчасти проследить и образ Елабуги тоже.

Если суммировать и проанализировать все его стихотворные высказывания на эту тему, то его позицию можно охарактеризовать, как некую модернизированную, интеллектуальную разновидность почвенничества. В отличие от Рубцова и Есенина Евгений Поспелов в стихах о красоте природы почти никогда не акцентирует внимание на её русскости. Национальный аспект появляется только в стихах о зиме. Зима, снег, сон, апатия, обломовщина воспринимаются поэтом как некие основополагающие черты России.

При всей своей жесткости и откровенности, Евгений Александрович странным образом, на наш взгляд чересчур наивно верит в светлое будущее России. Например, стихотворение «Не злобствуйте над трудными шагами» («Вполголоса»):
Не злобствуйте над трудными шагами
России новой! В ней не умерла
Загадочность двуглавого орла
И сила, что проверена веками.
Не спорю, мы богаты дураками,
И знаю, хлещем водку из горла.
У многих ни двора и ни кола,
Тревожно в сердце, одиноко в храме.
И всё же не о мясе и лапше –
О красоте и Боге боль в душе,
Хоть патриоты мы, хоть демократы!
Россия верный путь ещё найдёт
И свежий дух решительно вдохнёт
В старинные кремлёвские палаты!

(«Люблю тебя, несчастная страна»). Евгений Александрович верит (как издавна верили все славянофилы и почвенники), что Россия находится под особой опёкой Господа Бога, над нею слышен «Божий глас». 

Из стихотворения Е. Поспелова о (символической) могиле Цветаевой на елабужском кладбище. В семидесятые и восьмидесятые, в провинции, где хороших книг авторов двадцатого века было мало (в библиотеке их давали из-под полы, а покупать – нужно было ехать в какие-то еще более тмутараканьские деревни), понять зрелую Цветаеву было непросто. Евгений Александрович был и мастером интерпретации, и страстным проповедником, и защитником.