Евгений Александрович Поспелов (1950)
Поэт. Родился в Елабуге. Отец был военным, и поэтому до 1960 года семья проживала в Германии.
Возвратившись на родину, Евгений окончил среднюю школу, затем учился на физмате ЕГПИ, а потом в Казанском строительном институте. Но ни инженером, ни педагогом не стал. Работал архивариусом, слесарем, лаборантом, зав. клубом, руководителем фотокружка. Первые стихи написал в 17 лет.
В 70-е годы в Елабуге появилось небольшое сообщество молодых творческих людей с самоназванием «Монмартр». Собирались они обычно в старинном доме дореволюционной постройки на квартире у Евгения Поспелова, где он жил со своей мамой Зинаидой Петровной, известным в городе библиотекарем, и братом Сергеем.
Во второй половине 80-х стихи Евгения Поспелова начали нередко печатать в елабужской газете «Новая Кама». Правда, для читателей их автором был Евгений Венц. Такой необычный псевдоним он выбрал себе, перепутав однажды в разговоре с этнической немкой два слова, назвав вместо «фенц» – «венц». Девушка поправила его и, засмущавшись, сказала, что «венц» в переводе с немецкого означает живот беременной женщины. «Вот это псевдоним!» – подумал про себя Евгений и с той поры стал подписывать свои стихи такой фамилией.
А в «Новой Каме» он появился с лёгкой руки журналистки Марьям Лариной. Именно в этой газете, которая приходила тогда чуть ли не в каждую елабужскую семью, прочитала их Наталья Александровна Вердеревская, признанный литературовед, поэтесса. То, что знакомый ей Евгений Поспелов и есть тот самый талантливый, но загадочный Венц, она узнала на одном из первых заседаний существовавшего в Елабуге несколько лет литературного объединения «Творяне». «Женя, это вы?!» – сказала она тогда, изумлённо глядя на него.
Е. А. печатал стихи в газете "Новая Кама", журналах "Идель" и "Аргамак"
Стоит сказать, что в отличие от многих поэтов, которые стремятся получить признание, стать победителями в литературных конкурсах, вступить в те или иные писательские союзы, Е.Поспелова никогда не привлекала к себе эта околотворческая суета. Денег на публикацию собственных книг у него не было. Зато рядом были люди, которым очень хотелось, чтобы у читателей появилась возможность познакомиться с поэзией талантливого автора.
Первый сборник Евгения Поспелова "Вполголоса"– великолепно оформленный, с иллюстрациями елабужского художника Михаила Кузнецова, был выпущен в 2001 году на средства фонда «Рухият» ОАО «Татнефть». Второй увидел свет в 2010 году благодаря Елабужскому государственному музею-заповеднику, который к тому же и выдвинул «Крылатый ковчег» на соискание Литературной премии имени Марины Цветаевой. Лауреатом, которой он стал в 2010 году в номинации "Поэтический сборник"
Собираются книги в стихи,
Словно птицы в осенние стаи...
Так начинается одно из его стихотворений в самом первом сборнике.
Говорят, что дважды сжигал свои, как он считал, несовершенные стихи, превратив в пепел около 500 стихотворений.
В одном из интервью Е. А. Поспелов на вопрос «что для вас значит Елабуга?» отвечает: «Это как любовь».
— Как любовь или — любовь?
— Скорее, как любовь. Любовь — это любовь, а Елабуга — это Елабуга. Я здесь давно живу, и она стала частью меня самого.
— Вы согласитесь с тем, что у Елабуги есть некая особая аура, которая притягивает сюда поэтов, художников и как бы подпитывает их? Или это все-таки миф?
— Здесь невозможно реальную жизнь отделить от мифа. И все же в смысле исторической памяти Елабуге фантастически повезло. Неважно, читают ее жители Цветаеву или нет, любят картины Шишкина или нет. Однако уже одно то, что эти люди жили в Елабуге, не прошло бесследно для этого города. Вообразить только: нет Цветаевой, нет Шишкина, нет Дуровой… Сразу что-то улетучивается. А кроме того, сегодня в Елабуге две музыкальные и две художественные школы, несколько музеев, три церкви, две мечети… И это в городе с населением менее 70 тысяч человек!
В сборнике стихов «Крылатый ковчег» есть стихотворение «Ты помнишь это озеро в лугах».
Стихотворение «Ты помнишь это озеро в лугах» – сонет о любви, но немаловажное значение тут играет живописное описание пейзажа. "Озеро в лугах", "опушка леса", "купель крещенья" представляют собой описание окрестностей Елабуги: «шишкинские» леса, заливные луга, озера. Елабужская богема во главе с Евгением Поспеловым из года в год проводила летний отпуск в биваках на одном из таких озер. Рыбачили, загорали, говорили о литературе и искусстве, влюблялись…
Вообще, тема России, Родины, традиционная для русской поэзии, –не доминирующая, не основная в поэзии Евгения Александровича, но она всё же затронута. По нашему мнению, в стихотворениях, о России за образом страны можно отчасти проследить и образ Елабуги тоже.
Если суммировать и проанализировать все его стихотворные высказывания на эту тему, то его позицию можно охарактеризовать, как некую модернизированную, интеллектуальную разновидность почвенничества. В отличие от Рубцова и Есенина Евгений Поспелов в стихах о красоте природы почти никогда не акцентирует внимание на её русскости. Национальный аспект появляется только в стихах о зиме. Зима, снег, сон, апатия, обломовщина воспринимаются поэтом как некие основополагающие черты России.
При всей своей жесткости и откровенности, Евгений Александрович странным образом, на наш взгляд чересчур наивно верит в светлое будущее России. Например, стихотворение «Не злобствуйте над трудными шагами» («Вполголоса»):
Не злобствуйте над трудными шагами
России новой! В ней не умерла
Загадочность двуглавого орла
И сила, что проверена веками.
Не спорю, мы богаты дураками,
И знаю, хлещем водку из горла.
У многих ни двора и ни кола,
Тревожно в сердце, одиноко в храме.
И всё же не о мясе и лапше –
О красоте и Боге боль в душе,
Хоть патриоты мы, хоть демократы!
Россия верный путь ещё найдёт
И свежий дух решительно вдохнёт
В старинные кремлёвские палаты!
(«Люблю тебя, несчастная страна»). Евгений Александрович верит (как издавна верили все славянофилы и почвенники), что Россия находится под особой опёкой Господа Бога, над нею слышен «Божий глас».
Из стихотворения Е. Поспелова о (символической) могиле Цветаевой на елабужском кладбище. В семидесятые и восьмидесятые, в провинции, где хороших книг авторов двадцатого века было мало (в библиотеке их давали из-под полы, а покупать – нужно было ехать в какие-то еще более тмутараканьские деревни), понять зрелую Цветаеву было непросто. Евгений Александрович был и мастером интерпретации, и страстным проповедником, и защитником.