СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биография Л.Н. Толстого и система уроков по рассказу "Кавказский пленник" 5 класс (новый ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Биография Л.Н. Толстого и система уроков по рассказу "Кавказский пленник" 5 класс (новый ФГОС)»

Л. Н. Толстой.  Рассказ «Кавказский пленник»  Историческая основа, рассказ-быль, тема, идея

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» Историческая основа, рассказ-быль, тема, идея

ЦЕЛИ пройти по основным вехам биографии Л.Н. Толстого выяснить, что оказало влияние на его творчество узнать историю создания произведения объяснить смысл жанрового определения «рассказ-быль»

ЦЕЛИ

  • пройти по основным вехам биографии Л.Н. Толстого
  • выяснить, что оказало влияние на его творчество
  • узнать историю создания произведения
  • объяснить смысл жанрового определения «рассказ-быль»
Некоторые писатели и поэты очень известны Моё творчество знают повсюду!

Некоторые писатели и поэты очень известны

Моё творчество знают повсюду!

Но есть те, кто известен чрезвычайно Когда за границей говорят о русской литературе, непременно вспоминают Льва Николаевича Толстого.

Но есть те, кто известен чрезвычайно

Когда за границей говорят о русской литературе, непременно вспоминают Льва Николаевича Толстого.

Но что мы знаем о Толстом? Он не любил точки и обходился запятыми! Он писал огромные романы! Он шил сапоги! Вот сейчас обидно было!

Но что мы знаем о Толстом?

Он не любил точки и обходился запятыми!

Он писал огромные романы!

Он шил сапоги!

Вот сейчас обидно было!

ЖИЗНЬ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО РОМАН В 4 ТОМАХ

ЖИЗНЬ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО

РОМАН В 4 ТОМАХ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ Писатель происходил из очень известного и знатного рода Толстых. Среди его родственников было много аристократов. У нас общий предок!

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Писатель происходил из очень известного и знатного рода Толстых. Среди его родственников было много аристократов.

У нас общий предок!

ОТЕЦ ПИСАТЕЛЯ Николай Толстой выбрал военную карьеру и храбро сражался в войне с Наполеоном. Однако в одном сражении он попал в плен и был там до самого конца войны. Затем он вёл блестящую светскую жизнь и однажды проиграл огромные деньги. Дела полковника Толстого совсем расстроились. Помочь могла только женитьба.

ОТЕЦ ПИСАТЕЛЯ

Николай Толстой выбрал военную карьеру и храбро сражался в войне с Наполеоном.

Однако в одном сражении он попал в плен и был там до самого конца войны.

Затем он вёл блестящую светскую жизнь и однажды проиграл огромные деньги. Дела полковника Толстого совсем расстроились. Помочь могла только женитьба.

МАТЬ ПИСАТЕЛЯ Мария Волконская была дочерью генерала, причём у её отца был язвительный и неуживчивый характер, поэтому поклонники боялись свататься к ней. Мария была скромной и не очень хороша собой. К 30 годам она смирилась с участью старой девы. Однако отец её умер, и она оказалась наследницей большого состояния.

МАТЬ ПИСАТЕЛЯ

Мария Волконская была дочерью генерала, причём у её отца был язвительный и неуживчивый характер, поэтому поклонники боялись свататься к ней.

Мария была скромной и не очень хороша собой. К 30 годам она смирилась с участью старой девы.

Однако отец её умер, и она оказалась наследницей большого состояния.

ИМЕНИЕ ЯСНАЯ ПОЛЯНА

ИМЕНИЕ ЯСНАЯ ПОЛЯНА

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года.

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года.

Его мать умерла в 39 лет. Толстому тогда не исполнилось ещё и два года. Отец умер в 42 года, когда мальчику было 9 лет. Четверых детей взяла под свою опеку сестра отца, Пелагея Юшкова. Дом Юшковых был один из самых веселых и гостеприимных в Казани. Тётя старалась изо всех сил подарить своему племяннику счастливое и полное детство.

Его мать умерла в 39 лет. Толстому тогда не исполнилось ещё и два года. Отец умер в 42 года, когда мальчику было 9 лет. Четверых детей взяла под свою опеку сестра отца, Пелагея Юшкова.

Дом Юшковых был один из самых веселых и гостеприимных в Казани. Тётя старалась изо всех сил подарить своему племяннику счастливое и полное детство.

Толстой не отличался красотой, поэтому не блистал на светских приёмах. Однако будучи юношей отличался задумчивостью и философским складом ума. Он постоянно анализировал окружающих и самого себя, стремился к совершенству. Толстой начал вести дневник, в котором отмечал свои удачи и неудачи.

Толстой не отличался красотой, поэтому не блистал на светских приёмах. Однако будучи юношей отличался задумчивостью и философским складом ума. Он постоянно анализировал окружающих и самого себя, стремился к совершенству. Толстой начал вести дневник, в котором отмечал свои удачи и неудачи.

Толстой поступил в Казанский университет, сначала занимался восточной словесностью, а затем юриспруденцией из-за неуспеваемости. Учился он плохо и университет так и не закончил. «… я первый год ничего не делал. На второй год я стал заниматься…я стал читать Руссо и бросил университет, именно потому, что захотел заниматься».

Толстой поступил в Казанский университет, сначала занимался восточной словесностью, а затем юриспруденцией из-за неуспеваемости. Учился он плохо и университет так и не закончил.

«… я первый год ничего не делал. На второй год я стал заниматься…я стал читать Руссо и бросил университет, именно потому, что захотел заниматься».

Толстой уехал в Ясную Поляну, занимался языками и юриспруденцией, а также педагогикой. Он открыл сельскую школу и даже вёл в ней уроки в 21 год. Но затем его увлекла светская жизнь: балы, праздники, игры в карты. Тогда его старший брат Николай предложил ему отправиться на службу на Кавказ. Толстой даже получил Георгиевский крест за свою службу, но отдал его простому солдату, обеспечив тому пожизненную пенсию.

Толстой уехал в Ясную Поляну, занимался языками и юриспруденцией, а также педагогикой. Он открыл сельскую школу и даже вёл в ней уроки в 21 год.

Но затем его увлекла светская жизнь: балы, праздники, игры в карты. Тогда его старший брат Николай предложил ему отправиться на службу на Кавказ. Толстой даже получил Георгиевский крест за свою службу, но отдал его простому солдату, обеспечив тому пожизненную пенсию.

Свою первую повесть «Детство» Толстой написал в 1852 году. В её основу легли его собственные воспоминания о детстве.

Свою первую повесть «Детство» Толстой написал в 1852 году. В её основу легли его собственные воспоминания о детстве.

Участие в Крымской войне легло в основу других его произведений. Сюда относятся «Севастопольские рассказы» и «Кавказский пленник».

Участие в Крымской войне легло в основу других его произведений. Сюда относятся «Севастопольские рассказы» и «Кавказский пленник».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ 23 года было Льву Толстому, когда брат Николай убедил его поехать с ним на Кавказ. Кавказ в то время был самым опасным местом в Российской империи. В начале XIX в. по настойчивым просьбам грузинского царя Георгия XII Грузия была присоединена к России. Затем в ходе русско-иранской и русско-турецкой войн к России был присоединен Азербайджан, а затем и Армения. Таким образом, все Закавказье оказалось под властью русского царя. Но на Кавказе жили горцы, которые препятствовали свободному движению по дорогам, грабили и разбойничали.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

23 года было Льву Толстому, когда брат Николай убедил его поехать с ним на Кавказ. Кавказ в то время был самым опасным местом в Российской империи. В начале XIX в. по настойчивым просьбам грузинского царя Георгия XII Грузия была присоединена к России. Затем в ходе русско-иранской и русско-турецкой войн к России был присоединен Азербайджан, а затем и Армения. Таким образом, все Закавказье оказалось под властью русского царя. Но на Кавказе жили горцы, которые препятствовали свободному движению по дорогам, грабили и разбойничали.

В 1817 г. царское правительство начало Кавказскую войну, которая продолжалась до 1864 г., то затихая на время, то возобновляясь с новой силой. В результате Кавказ был присоединен к России. В начале войны на границе были построены крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и другие, в них стояли войска. По всей границе были поселены казаки. Они жили с семьями в станицах, возделывали землю и принимали участие в воинских операциях. По другую сторону границы жили черкесы (так называли чеченцев и ингушей). Они боролись против власти русского царя, нападая на отряды, крепости и станицы. Кавказская война была очень жестокой.

В 1817 г. царское правительство начало Кавказскую войну, которая продолжалась до 1864 г., то затихая на время, то возобновляясь с новой силой. В результате Кавказ был присоединен к России. В начале войны на границе были построены крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и другие, в них стояли войска. По всей границе были поселены казаки. Они жили с семьями в станицах, возделывали землю и принимали участие в воинских операциях. По другую сторону границы жили черкесы (так называли чеченцев и ингушей). Они боролись против власти русского царя, нападая на отряды, крепости и станицы. Кавказская война была очень жестокой.

Сколько лет уже длилась война к моменту приезда туда Толстого? Война длилась 31 год (с 1817 по 1851 г., когда Л. Н. Толстой прибыл на Кавказ).        Лев Толстой думал найти на Кавказе невероятные приключения и был сначала разочарован. В дальнейшем Л. Толстой понял, в чем особенность людей, с которыми ему пришлось встретиться. Кавказ навсегда остался в душе писателя. Через двадцать лет специально для детей Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», который назвал  рассказ-быль . Как вы думаете, что такое  рассказ-быль ?
  • Сколько лет уже длилась война к моменту приезда туда Толстого?

Война длилась 31 год (с 1817 по 1851 г., когда Л. Н. Толстой прибыл на Кавказ).       Лев Толстой думал найти на Кавказе невероятные приключения и был сначала разочарован. В дальнейшем Л. Толстой понял, в чем особенность людей, с которыми ему пришлось встретиться. Кавказ навсегда остался в душе писателя. Через двадцать лет специально для детей Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», который назвал  рассказ-быль .

  • Как вы думаете, что такое  рассказ-быль ?
Под термином  «рассказ»  понимают любое небольшое повествовательное произведение. Слово  «быль»  дает возможность понять, что события происходили на самом деле. Несложно догадаться, что описанные события имели реальную основу. Таким образом, рождается редкая жанровая форма – «рассказ-быль».

Под термином  «рассказ»  понимают любое небольшое повествовательное произведение.

Слово  «быль»  дает возможность понять, что события происходили на самом деле. Несложно догадаться, что описанные события имели реальную основу.

Таким образом, рождается редкая жанровая форма – «рассказ-быль».

Чтение I и II глав рассказа Почему рассказ назван «Кавказский пленник»? Кого назвали в рассказе «кавказским пленником»? Назовите причину, заставившую Жилина отправиться в путь. В чём заключалась опасность пути? Что заставило Костылина и Жилина оторваться от охраны и уехать вперед? Как договорились вести себя герои и как вели себя, встретившись с горцами? Как герои были захвачены в плен?

Чтение I и II глав рассказа

  • Почему рассказ назван «Кавказский пленник»?
  • Кого назвали в рассказе «кавказским пленником»?
  • Назовите причину, заставившую Жилина отправиться в путь.
  • В чём заключалась опасность пути?
  • Что заставило Костылина и Жилина оторваться от охраны и уехать вперед?
  • Как договорились вести себя герои и как вели себя, встретившись с горцами?
  • Как герои были захвачены в плен?
ЦЕЛИ учить составлять сравнительные характеристики героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении выяснить мотивы действий Жилина и бездействия Костылина помочь понять, почему в названии рассказа говорится об одном пленнике, несмотря на то что их было двое

ЦЕЛИ

  • учить составлять сравнительные характеристики героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении
  • выяснить мотивы действий Жилина и бездействия Костылина
  • помочь понять, почему в названии рассказа говорится об одном пленнике, несмотря на то что их было двое
ЭПИГРАФ Береги честь смолоду, а платье снову. Сам погибай, а товарища выручай. Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин — герои рассказа, но подлинным героем можно назвать только Жилина.

ЭПИГРАФ

Береги честь смолоду, а платье снову.

Сам погибай, а товарища выручай.

Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин — герои рассказа, но подлинным героем можно назвать только Жилина.

Сначала обсудим значение фамилий героев. От каких слов образованы фамилии героев? Жила *  – сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный – сильный, упругий. Костыль **  – палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» – плетется помаленьку.

Сначала обсудим значение фамилий героев. От каких слов образованы фамилии героев?

Жила *  – сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный – сильный, упругий.

Костыль **  – палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» – плетется помаленьку.

Качество Жилин Смысл фамилии Костылин Жилы — кровеносные сосуды, сухожилия.  Жилистый — сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами Внешность Костыль — палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги «А Жилин хоть не велик ростом, да удал был» Предусмотрительность «А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет» «— Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь».  «Жилин уж наперед прикормил ее» (собаку) Отношение к лошади «Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)...»  «...Матушка, вынеси, не зацепись ногой...» «Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого»

Качество

Жилин

Смысл фамилии

Костылин

Жилы — кровеносные сосуды, сухожилия. Жилистый — сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами

Внешность

Костыль — палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги

«А Жилин хоть не велик ростом, да удал был»

Предусмотрительность

«А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»

«— Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь». «Жилин уж наперед прикормил ее» (собаку)

Отношение к лошади

«Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)...» «...Матушка, вынеси, не зацепись ногой...»

«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого»

Храбрость — трусость «— ...Не дамся же живой...»  «— ...С ними что робеть, то хуже» Поведение в плену «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».  «А Костылин заробел».  «Костылин так и упал со страху» «Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, — чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“».  «А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает — или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер» Мнение татар о пленниках «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит» «Джигит» «Смирный»

Храбрость — трусость

«— ...Не дамся же живой...» «— ...С ними что робеть, то хуже»

Поведение в плену

«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». «А Костылин заробел». «Костылин так и упал со страху»

«Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, — чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“». «А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает — или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер»

Мнение татар о пленниках

«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит»

«Джигит»

«Смирный»

Наблюдательность, любознательность «Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».  «Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть» Выносливость, мужество «Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает» Верность, преданность «Костылин все отстает и охает» «...не годится товарища бросать» Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади

Наблюдательность, любознательность

«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему». «Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть»

Выносливость, мужество

«Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает»

Верность, преданность

«Костылин все отстает и охает»

«...не годится товарища бросать»

Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади

Жилин, в отличие от Костылина, деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели – освобождению. Костылин же пассивен, ленив, бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации. Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге.

Жилин, в отличие от Костылина, деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели – освобождению.

Костылин же пассивен, ленив, бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации.

Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге.

В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою. Главная идея рассказа  — показать, что можно не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, нужно упорно добиваться своей цели.

В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою.

Главная идея рассказа  — показать, что можно не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, нужно упорно добиваться своей цели.

Расскажите об отношениях Дины и Жилина. Почему Дина помогала Жилину? Жилин был благодарен Дине за помощь. Дина помогала Жилину, приносила ему еду, потому что Жилин проявил к ней доброту, сделал ей куклу, потом вторую. После грозы он сделал игрушку для детей — колесо с куклами. Описывая дружбу девочки и пленного русского офицера, Толстой хочет сказать, что чувство вражды не является врожденным. Дети-чеченцы относятся к русским с простодушным любопытством, а не враждебно. И Жилин воюет со взрослыми чеченцами, которые на него напали, но не с детьми. С уважением и благодарностью он относится к храбрости и доброте Дины. Если бы отец узнал, что Дина помогала Жилину, он бы ее жестоко наказал.
  • Расскажите об отношениях Дины и Жилина. Почему Дина помогала Жилину?

Жилин был благодарен Дине за помощь. Дина помогала Жилину, приносила ему еду, потому что Жилин проявил к ней доброту, сделал ей куклу, потом вторую. После грозы он сделал игрушку для детей — колесо с куклами. Описывая дружбу девочки и пленного русского офицера, Толстой хочет сказать, что чувство вражды не является врожденным. Дети-чеченцы относятся к русским с простодушным любопытством, а не враждебно. И Жилин воюет со взрослыми чеченцами, которые на него напали, но не с детьми. С уважением и благодарностью он относится к храбрости и доброте Дины. Если бы отец узнал, что Дина помогала Жилину, он бы ее жестоко наказал.

Автор хочет сказать, что вражда между народами бессмысленна, что дружба людей — это норма человеческого общения, и подтверждает это примером дружбы Жилина и Дины. Почему татары так по-разному относятся к героям?  Жилин и Костылин бежали вместе. Письма о выкупе писали оба. Но проанализировав сложившуюся ситуацию, татары, видимо, нашли три веские причины избавиться от Жилина: денег за него должны прислать мало, моральное состояние пленного отличное – он не сломлен (опять рыл в яме ход), может вновь затеять побег. Жилин – активный враг, опасный. Костылин – пассивный, опасений не вызывает.

Автор хочет сказать, что вражда между народами бессмысленна, что дружба людей — это норма человеческого общения, и подтверждает это примером дружбы Жилина и Дины.

  • Почему татары так по-разному относятся к героям? 

Жилин и Костылин бежали вместе. Письма о выкупе писали оба. Но проанализировав сложившуюся ситуацию, татары, видимо, нашли три веские причины избавиться от Жилина: денег за него должны прислать мало, моральное состояние пленного отличное – он не сломлен (опять рыл в яме ход), может вновь затеять побег. Жилин – активный враг, опасный. Костылин – пассивный, опасений не вызывает.

КОМПОЗИЦИЯ Композиция рассказа «Кавказский пленник» основана на его сюжете. Выделим в произведении  экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и  эпилог .         Экспозиция  и  эпилог  у Толстого стремительные, умещаются в одной-двух фразах.         Завязка  — получение письма матери. Действие быстро развивается и приводит к  кульминации  — второму побегу Жилина.         Развязка  — Жилин успевает добежать до своих.    

КОМПОЗИЦИЯ

Композиция рассказа «Кавказский пленник» основана на его сюжете. Выделим в произведении  экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и  эпилог .        Экспозиция  и  эпилог  у Толстого стремительные, умещаются в одной-двух фразах.        Завязка  — получение письма матери. Действие быстро развивается и приводит к  кульминации  — второму побегу Жилина.        Развязка  — Жилин успевает добежать до своих.