СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биография писателя в системе литературного образования старшеклассников. Статья.

Просмотр содержимого документа
«БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

Биография писателя в системе литературного образования старшеклассников

10—11 классы — это завершающий этап литературного образования в школе, особенностью которого является изучение художественных произведений на историко-литературной основе. Главная цель данного этапа — «углубленное изучение русской национальной литературы XIX—XX веков», «овладение элементами историко-функционального анализа» [17 ,162].

Курс литературы 10— 11 классов включает в себя обзорные и монографические темы: первые знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературными направлениями, течениями; вторые дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Таким образом, биография писателя является одним из важных структурных элементов монографической темы.

Восприятие художественного произведения — сложный психический процесс, предполагающий серьезную работу читателя, поэтому изучение биографии и творческого пути писателя оказывается естественной и необходимой опорой для объективного восприятия текста. Чем ярче ученик представит себе личность писателя, тем глубже и эмоциональнее он воспримет его творчество. «Дать школьникам почувствовать писателя как живого человека — едва ли не самое главное при изложении биографического материала» [5, 16].

Изучение биографии писателя в старших классах предполагает выявление становления художника слова, его творческого развития. Знакомство обучающихся с рождением замысла произведения, историей создания, идейно-художественным и стилевым своеобразием текста помогает более полно характеризовать жизненный путь, психологию писателя, его эстетические идеалы, цели и общественные устремления [4, 4].

Биографическое изложение материала в старших классах во многом отличается от биографического рассказа в основной средней школе. Требования повествовательности и конкретности не имеют уже такой силы. Возрастает внимание к высказываниям писателя по различным вопросам общественной жизни, к его мемуарам и воспоминаниям о нем современников.

Т.Ф. Курдюмова в книге «Историзм школьного курса литературы» выдвигает в качестве главных следующие задачи уроков по изучению биографии писателя:

«1. В биографии писателя главное творчество.

2. Но — оживи человека.

3. Заставь увидеть не только человека, но и ожившую вместе с ним эпоху» [9, 99].



Список использованной литературы
  1. Амитиров Г.Е. Изучение поэтов в школе: А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов. В.В. Маяковский. Из опыта учителя литературы. — М., 1962.

  2. Биография писателя в системе эстетического развития обучающихся: методические рекомендации / Н. И. Горобец, И. А. Новикова. - Арх-ск : ПГУ, 2006. - 140 с.

  3. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. — М., 1962.

  4. Дробот В.Н. Изучение биографии писателя в школе: Пособие для учителя. — Киев, 2011.

  5. Каплан И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах: Пособие для учителя. — М., 2002.

  6. Катай И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах: Пособие для учителя. — М., 2004.

  7. Колокольцев Е.Н. //Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах / Сост. Р.И. Альбеткова— М, 2011

  8. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя. — М, 2006

  9. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. —М , 1974.

  10. Леонов С. А. Развитие устной речи обучающихся старших классов на уроках литературы. — М., 1988.

  11. Литература5 классУчебник в 2 частях. Коровина В.Я. и др. 2-е изд. - М.: 2013. Ч.1 - 303с.; Ч.2 - 303с.

  12. Маранцман В. Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников.— М.; Л., 1968.

  13. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е.Н. Колокольцева. —М , 2009

  14. Мурин Д.Н., Кононова Е.Д., Миненко Е.В. Русская литература XX века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. — СПб, 2001.

  15. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М, 1971.

  16. Никольский В.А. Преподавание литературы в средней школе: Пособие для учителя. — М, 1963.

  17. Программно-методические материалы. Литература. 5—11 кл. / Сост. Т.А. Калганова. — М, 2009.

  18. Рез З.Я. Методика преподавания литературы. —М, 1977.