Просмотр содержимого документа
«БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»
Биография писателя в системе литературного образования старшеклассников
10—11 классы — это завершающий этап литературного образования в школе, особенностью которого является изучение художественных произведений на историко-литературной основе. Главная цель данного этапа — «углубленное изучение русской национальной литературы XIX—XX веков», «овладение элементами историко-функционального анализа» [17 ,162].
Курс литературы 10— 11 классов включает в себя обзорные и монографические темы: первые знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературными направлениями, течениями; вторые дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Таким образом, биография писателя является одним из важных структурных элементов монографической темы.
Восприятие художественного произведения — сложный психический процесс, предполагающий серьезную работу читателя, поэтому изучение биографии и творческого пути писателя оказывается естественной и необходимой опорой для объективного восприятия текста. Чем ярче ученик представит себе личность писателя, тем глубже и эмоциональнее он воспримет его творчество. «Дать школьникам почувствовать писателя как живого человека — едва ли не самое главное при изложении биографического материала» [5, 16].
Изучение биографии писателя в старших классах предполагает выявление становления художника слова, его творческого развития. Знакомство обучающихся с рождением замысла произведения, историей создания, идейно-художественным и стилевым своеобразием текста помогает более полно характеризовать жизненный путь, психологию писателя, его эстетические идеалы, цели и общественные устремления [4, 4].
Биографическое изложение материала в старших классах во многом отличается от биографического рассказа в основной средней школе. Требования повествовательности и конкретности не имеют уже такой силы. Возрастает внимание к высказываниям писателя по различным вопросам общественной жизни, к его мемуарам и воспоминаниям о нем современников.
Т.Ф. Курдюмова в книге «Историзм школьного курса литературы» выдвигает в качестве главных следующие задачи уроков по изучению биографии писателя:
«1. В биографии писателя главное творчество.
2. Но — оживи человека.
3. Заставь увидеть не только человека, но и ожившую вместе с ним эпоху» [9, 99].
Список использованной литературы
Амитиров Г.Е. Изучение поэтов в школе: А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов. В.В. Маяковский. Из опыта учителя литературы. — М., 1962.
Биография писателя в системе эстетического развития обучающихся: методические рекомендации / Н. И. Горобец, И. А. Новикова. - Арх-ск : ПГУ, 2006. - 140 с.
Голубков В. В. Методика преподавания литературы. — М., 1962.
Дробот В.Н. Изучение биографии писателя в школе: Пособие для учителя. — Киев, 2011.
Каплан И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах: Пособие для учителя. — М., 2002.
Катай И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах: Пособие для учителя. — М., 2004.
Колокольцев Е.Н. //Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах / Сост. Р.И. Альбеткова— М, 2011
Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя. — М, 2006
Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. —М , 1974.
Леонов С. А. Развитие устной речи обучающихся старших классов на уроках литературы. — М., 1988.
Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях. Коровина В.Я. и др. 2-е изд. - М.: 2013. Ч.1 - 303с.; Ч.2 - 303с.
Маранцман В. Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников.— М.; Л., 1968.
Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е.Н. Колокольцева. —М , 2009
Мурин Д.Н., Кононова Е.Д., Миненко Е.В. Русская литература XX века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. — СПб, 2001.
Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М, 1971.
Никольский В.А. Преподавание литературы в средней школе: Пособие для учителя. — М, 1963.
Программно-методические материалы. Литература. 5—11 кл. / Сост. Т.А. Калганова. — М, 2009.
Рез З.Я. Методика преподавания литературы. —М, 1977.