Сценарий биологической игры «За стеклянным берегом»
педагога дополнительного образования Емелиной Ольги Владимировны
Цель: познакомить детей с морскими обитателями и их жизнедеятельностью.
Задачи: углубление знаний детей о морских обитателях, их отличительных признаках, развитие познавательной активности и творческих способностей; воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы; расширение кругозора детей.
Оборудование: карточки, фломастеры, раздаточный материал, шейные платки для команд, призы
Ход мероприятия: Знакомство ребят с правилами игры .Распределение детей на команды и выбор капитанов.
Преподаватель:
Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня мы с вами погрузимся в интересный подводный мир! Ваши команды совершат интересное путешествие и пройдут все преграды!
Сначала мы с вами оденем наши зеленые юннатские платки ,наши отличительные знаки! Сегодня мы с вами познакомимся с морскими обитателями. Более двух третей поверхности земли покрыто морями и океанами. Эта огромная масса воды необходима для жизни на нашей планете: ветры разносят влагу по всему свету, она испаряется и восстанавливается вновь в виде дождя и снега, питая растительный и животный мир. Море кишит разнообразной жизнью. Перед тем как погрузиться в этот загадочный мир, смотрите что мне принесли морские воды.(ребятам даются тубусы в которых лежат листовки с шифровкой Приложение №1)
Преподаватель:
Юннаты значит наших капитанов украли! Но без них мы с вами не сможем совершит наше путешествие! Капитаны где-то спрятаны и чтобы к ним добраться нужно перейти через брод.
Детям раздаются листы в виде листов кувшинок и они должны только по ним ,передвигая их пройти расстояние. Задание выполняют все участники.
Преподаватель:
Ура! Вот и наши капитаны. Теперь мы можем совершать путешествие дальше. Сейчас я расскажу вам о жизни морских обитателях, их местах обитания, способах укрытия и защиты от хищников. На открытых водных просторах, где нет ни каких укрытий, лишь большие размеры способны внушить страх хищнику и предотвратить нападение. Поэтому только далеко от побережья встречаются крупные морские обитатели: от китообразных, таких как касатки и киты, до больших рыб, таких как акулы. Акула – это очень древняя рыба, благодаря отпекаемой форме тела при движении вперед она испытывает очень маленькое сопротивление. Среди акул есть и внушающие ужас хищники, например синяя акула, которая считается акулой-людоедом, и тому есть не мало доказательств. И мирные поедатели планктона, такие как китовая акула. Китовая акула самая крупная рыба в мире. А небольшие рыбы на открытых пространствах находят другие способы защиты, например: сардины и скумбрии собираются в многочисленные стаи. Водный мир очень разнообразен .Я рассказала только самую малую часть про обитателей морей. А теперь вы ребята мне покажите как вы знаете морской мир.
(Ребятам в команды дается ватман и они рисуют и подписывают рыб которых знают. Побеждает команда которая больше и точнее нарисовала морских обитателей)
Преподаватель:
Ну вот еще одно задание выполнено! Продолжим знакомство с жителями морей.
На глубинах обитают в основном хищники, встречаются и очень забавные животные, например морские коньки, в отличие от привычных нам коней, морские коньки ведут малоподвижный образ жизни, они цепляются своими хвостиками за водоросли или кораллы, меняют цвет и становятся практически не заметными, сливаясь по цвету с кораллами. Кораллы это тоже маленькие животные, в колониях которых насчитывается миллионы особей, обитают они в тропических морях прикрепившись к их дну. Со временем один порожденный ими известковый скелет разрастается, образуя настоящие коралловые рифы, о которые разбиваются волны.
В теплых морях в близи берегов обитают каракатицы. Каракатицы, как и осьминоги, относятся к отряду головоногих, но в отличии от осьминога имеют известковую внутреннею раковину, которая расположена на спине. Каракатицу называют морским хамелеоном, из-за стресса, окружающей среды или испуга она очень быстро меняет цвет.
Почти везде и на глубинах и в открытых пространствах и у берегов можно встретить медуз. Медузы на 90% состоят из воды, некоторые могут очень сильно обжечь. Медузы выпрыгивают из воды и ныряют обратно.
В море плавает большое количество микроскопических организмов, которые не способны противостоять течениям, - животных (зоопланктон) и растительных (фотопланктон), по своему происхождению. Переносимый течениями планктон служит пищей как для мельчайших рыб и ракообразных, так и для огромных млекопитающих, например для синего кита.
Преподаватель:
А теперь, вы мне расскажите немного о других морских обитателя, для этого я буду загадывать вам загадки.
На доске висят картинки с морскими обитателями.
Преподаватель загадывает загадки, ученик, который отгадал правильно, выходит к доске, находит нужную картину, и рассказывает о морском обитателе.
Отгадать загадки:
1. Ловко мусор собирает,
Дно морское очищает.
( Краб).
Обучающиеся: По дну теплых морей и океанов бегают крабы. У них широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем. У крабов пять пар ножек. Передние ножки преобразованы в мощные клешни. С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот. Крабы, как и другие обитатели морского дна,- хорошие мусорщики. Они поедают гниющие останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ.
2. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног –
Вот и весь я - … (осьминог).
Обучающиеся: У осьминогов нет твердого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. На них расположены по два ряда больших присосок, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне. Осьминоги –настоящие хищники. Обычная их добыча – креветки, лангусты, крабы и рыбы.
3.Через море – океан
Плывет чудо – великан,
А ус во рту прячет. (кит).
Обучающиеся: Крупнейшие животные на нашей планете – это киты. Самые большие из них – синие киты – достигают длины 30 метров и вес 150 тонн. Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы, а млекопитающие, и внутреннее строение у них почти такое же, как у человека. И своих детенышей киты, как и другие млекопитающие, кормят молоком. Киты – теплокровные животные, а от переохлаждения их защищает толстый слой. подкожного жира
4.Кто же в море
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
В море… (черепахи).
Обучающиеся: В водах тропических морей обитают морские черепахи. Они полностью приспособлены для жизни в водной среде. Самые крупные морские черепахи – кожистые. Их длина достигает двух метров, а вес – 600 килограмм. Среди морских черепах есть и хищники, которые питаются Моллюсками и ракообразными, и мирные травоядные животные, которые едят водные растения, в основном, морскую капусту.
5.Как плывут они красиво –
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды… (дельфины).
Обучающиеся: Одна красивая легенда рассказывает, что дельфины – это ушедшие когда – то в море люди, а потому между людьми и дельфинами много общего. И действительно, дельфины – самые разумные обитатели океана. К людям они относятся по – особому. Дельфины часто спасали тонущих моряков, удерживая их своими телами на поверхности воды. Дельфины легко приручаются человеком. Созданы многочисленные дельфинарии, где дрессировщики обучают их различным цирковым трюкам. Есть такие дельфинарии и у нас в стране.
Преподаватель:
Теперь мы с вами разгадаем кроссворд, и посмотрим, что вы запомнили, и как внимательно вы слушали меня и друг друга.
Ключевое слово – дельфин.
Вопросы:
1. Морская красавица, но больно обжигается.
2. Большие любители морской капусты.
3. Эта рыба очень древняя.
4. Морской житель, у которого нет твердого скелета.
5. Они разрастаются из кораллов.
6. Самый большой обитатель нашей планеты.
7. Пища почти для всех морских обитателей.
| М | Е | Д | У | З | А | |
Ч | Е | Р | Е | П | А | Х | И | |
А | К | У | Л | А | |
| О | С | Ь | М | И | Н | О | Г |
Р | И | Ф | Ы | | |
| К | И | Т |
П | Л | А | Н | К | Т | О | Н |
Преподаватель:
Мы разгадали кроссворд, и вы все очень хорошо справились. Теперь давайте из соленого теста слепим фигурку, нашего морского друга – дельфина.
Преподаватель:
Итак, мы с вами сегодня поговорили про морских обитателей, слепили очень забавных дельфинов. Давайте посмотрим, что у вас получилось, и в заключении прочтем стихи про морских обитателей.
1 ученик.
Краб играл в морской футбол,
Он забил клешнею гол.
То – то радостно всем было,
Что команда победила.
2 ученик. Он живет на самом дне,
На ужасной глубине -
Многорукий,
Многоногий,
Ногорукий,
Руконогий.
Ходит в море без сапог
Спрут Кальмарыч Осьминог!
3 ученик.
Всю жизнь в воде проводит кит,
Хоть он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему – спасибо:
Тесно было бы на суше от огромной туши!
4 ученик.
Золотым играет глянцем
Из воды торчащий панцирь.
Это что за зверь иль птаха?
Без сомнений, черепаха.
5 ученик.
По-над морем бродит
Ласковый туман.
По утрам выходит
К морю мальчуган.
Мальчик громко свистнет –
Из морских пучин
Выплывает быстро
Голубой дельфин.
В конце игры подсчитываются количество баллов и определяется победитель. Можно подарить памятные призы или грамоты.