Министерство образования и науки РД
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза Дмитриева Павла Павловича» города Избербаша Республики Дагестан
Провела: учитель биологии
Ибрагимова Зубалжат Зубайруевна
Г. Избербаш, 2025г
Цели:
Приучить учащихся самостоятельно мыслить, проявлять инициативу, творческую активность;
Развивать навыки межличностного общения учащихся;
Расширять и углублять знания по биологии и экологии.
Раскрыть литературные и артистические способности учащихся.
Задачи: обобщить элементарные анотомические знания детей о работе различных органов человека; развивать у детей умение использовать валеологические знания для своего оздоровления, вырабатывать собственный вариант здорового образа жизни.
Оборудование: презентация, доска, макет тела человека, карточки с заданиями, бинты для оказания первой медицинской помощи;
Правила игры:
В игре участвуют 2 команды 9 классов по 8 человек. Зал оформляется плакатами, рисунками по анатомии. Выбирается независимое жюри из учителей
Ход игры:
1 конкурс. Представление команд. 5 баллов. (название команд, девиз, газета)
2 конкурс «Разминка» В течение 2 минут команда должна дать ответы на 10 вопросов.
Вопросы команде № 1
Организм способный жить без кислорода? (Анаэроб)
Органоиды клетки, синтезирующие белки? (Рибосомы)
Наука о грибах? (Микология)
Самая крупная артерия? (Аорта)
Органоид клетки, содержащий хлорофилл? (Хлоропласт)
Непрерывный и необратимый процесс исторического развития? (Эволюция)
Наука, изучающая клетку? (Цитология)
Дендрит – длинный или короткий отросток нервной клетки? (Короткий)
Самые мелкие кровеносные сосуды? (Капилляры)
Дышит ли цыплёнок в яйце? (Да)
Вопросы команде № 2 (слайд 4).
Организм, способный жить только с кислородом? (Аэроб)
Органы дыхания у насекомых? (трахеи)
Организм, питающийся готовыми органическими веществами? (Гетеротроф)
Органоид, который называют «энергетическая станция клетки»? (Митохондрия)
Клетка нервной системы? (Нейрон)
Какую часть растения картофель мы употребляем в пищу? (Клубни)
Организм, синтезирующий органические вещества из неорганических? (Автотроф)
Органоид, содержащий генетическую информацию клетки? (Ядро)
Аксон – длинный или короткий отросток нервной клетки? (Длинный)
Раздел биологии, изучающий зародышевый период развития? (Эмбриология)
3 конкурс. Ты мне, я тебе. Команда соперников выбирает номер вопроса на которую должна ответить другая команда.
Назовите самую активную мышцу в организме человека, которая совершает более ста тысяч движений в день.
(Мышца глазного яблока).
Назовите самую редкую группу крови человека.
(АВ, или четвертая группа. Встречается всего лишь у трех процентов англичан и у одного процента жителей США).Назовите самую распространенную группу крови людей.
(0, или первая группа).
15. Когда происходит наибольшая скорость выдыхания частиц (примерно сто шестьдесят семь километров в час)?(При чихании).
Какие питательные вещества расщепляются уже в ротовой полости? (Углеводы)и Где происходит окончательное переваривание пищи? (В тонком кишечнике).
Представленные ниже понятия (три из четырёх) можно объединить по какому-либо признаку. Укажите понятие, не отвечающее данному условию. Назовите объединяющий признак.
а) затылочная кость;
б) лобная кость;
в) скуловая кость;
г) височная кость.
принадлежность костей к мозговому отделу черепа.
Верный ответ - в) скуловая кость – кость лицевого черепа.
Клиническая смерть наступает раньше. Признаками клинической смерти является прекращение важнейших жизненных функций: потеря сознания, прекращение сердцебиения, дыхания и т.п. Однако в это время большинство клеток и органов ещё остаются живыми, их обмен веществ сохраняет упорядоченность. Затем постепенно развивается биологическая смерть, связанная с прекращением самообновления, утратой обменом веществ упорядоченности, наступлением в клетках аутолиза (самопереваривания) и разложения. Первой погибает кора головного мозга.
Венозная кровь имеет тёмно-красную с синеватым оттенком окраску. Артериальная кровь, богатая кислородом, ярко-красного цвета. Изменение цвета - прямой признак химического взаимодействия гемоглобина с кислородом с образованием оксигемоглобина.
. Это затрудняет процесс переваривания пищи.
Врач спасет конкретного человека от конкретной болезни. Гигиенист же, следя за гигиеной и пропагандируя её, предотвращает заболевания широких масс населения Земли, защищает человечество от эпидемий.
“Корабли” - эритроциты, “гавани” - костный мозг.
4 конкурс. Кроссворд “Назови науки, изучающие человека!” за каждый правильный ответ - 1 балл.
Задание.
1. Наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятных и профилактики неблагоприятных воздействий.
2. Наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов и болезненных отклонений от неё.
3. Раздел биологии и конкретно морфологии, изучающий строение тела организмов и их частей на уровне выше клеточного.
4. Наука, раздел медицины, изучающая структуру и функцию нервной системы в норме и патологии, закономерности её фило- и онтогенеза.
5. Наука, раздел медицины, изучающая желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) человека, его строение и функционирование, его заболевания и методы их лечения.
6. Наука, раздел медицины, изучающий строение, функцию, заболевания сердца и сосудов.
Правильные ответы:
1. Гигиена
2. Физиология
3. Анатомия
4. Неврология
5. Гастроэнтерология
6. Кардиология
Конкурс 5. “Познакомься с высказываниями великих людей”
- задача команды - ответить правильно и быстрее соперника;
- за каждый правильный ответ - 1 балл.
Задание: подобрать термины, употреблявшиеся известными людьми для характеристики человеческой сущности, закончить высказывания
1. “... надо беречь. И не только свое” (Эмиль Кроткий).
2. “ ... — самое сложное, что есть в теле человека” (Клавдий Гален).
3. “ Новую пищу можно принимать только тогда, когда из ... выйдет старая” (Гиппократ).
4. “ ... — зеркало души” (Лев Николаевич Толстой).
5. “ ... – это пульт управления телом” (Силован Рамишвили).
Правильные ответы:
1 Сердце.
2. Мозг.
3. Желудок.
4. Глаза.
5. Голова.
Конкурс 6. “Конкурс капитанов”
- вопросы задаются одновременно двум капитанам, задача капитанов - ответить правильно и быстрее соперника;
Сколько камер в сердце человека? (4)
Какой тканью образован язык? (мышечной)
Какое вещество придаёт крови красный цвет? (гемоглобин)
Какое “дерево” растёт в лёгких? (бронхиальное)
Какое насекомое напоминает серое вещество спинного мозга на поперечном разрезе? (бабочка)
В какую сумку ничего нельзя положить? (околосердечную)
Как называется секрет слюнных желёз? (слюна)
Назовите самую крупную артерию тела (аорта)
Назовите подвижное соединение костей человека (сустав)
Какая кислота вырабатывается в желудке? (соляная)
Как называется восприятие запахов? (обоняние)
У каждого человека есть своя улитка. Где? (ухо)
Что обозначает число 32 в анатомии? (число зубов в норме)
Кто не жалеет крови для других? (донор)
Кто охотно принимает такие подарки? (реципиент)
Конкурс №7 Биологический ребус
Правильные ответы:
1. Рука
2. Околосердечная сумка.
3. Ядро
4. Пищевод
5. Надкостница
ФИЗМИНУТКА. 19е задание ОГЭ. Собрать пищевую цепь, в которую входит «Дятел» и выстроиться у доски с соответствующими буквами.
Ответ: РЗИА или РЗИМ
Конкурс №8 «Верите ли вы…»
1. У человека есть мост? (да, отдел мозга – мост)
2. В романе А. Беляева «Человек – амфибия» рассказывается о юноше,
которому пересадили жабры акулы вместо лёгких, вследствие чего он смог жить
под водой. А можно ли на самом деле создать такого человека? (Нет)
3. В человеческом организме есть трубы? (да, евстахиевы, фаллопиевы)
4. В среднем ухе есть кузница? (да, в среднем ухе: молоточек, наковальня)
5. У человека в организме есть яблоки? (глазное, адамово)
(за каждый правильный ответ - 1 балл)
Задание № Биологическая посуда. Задание 6 ОГЭ.
Домашнее задание. По 2 ученика от каждой команды выходят к доске. Задача: «Оказание первой помощи для пострадавшего. Наложение повязки «Чепец» на голову».
Конкурс болельщиков.
Шуточные вопросы «О, счастливчик!» Выберите 1 правильный ответ.
1. Истина рождается в:
А – почках; Б – семенах; В – спорах; Г – побегах.
2. Одно из названий таксономической группы звучит так:
А – школа; Б – класс; В – звено; Г – ученик.
3.Растения могут размножаться:
А – бровями; Б – бородой; В – усами.
4.При описании строения животных организмов употребляются такие термины, как:
А – почка; Б – семя; В – корень; Г – цветок.
5.Носителя энергии в живой клетке обозначает аббревиатура:
А – АВС; Б – АЗС; В – АТФ; Г – ДТП.
Подведение итогов жюри, награждение победителей.
Девиз науки (ведущий заканчивает мероприятие) - слайд презентации.
“Быть человечней биология научит,
Не разрушая, только созидать.
Любя природу, каждый, кто обучен,
Вреда не станет в мире добавлять!”