СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биологический КВН "Тайны тела человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Биологический КВН "Тайны тела человека"»



Министерство образования и науки РД

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза Дмитриева Павла Павловича» города Избербаша Республики Дагестан








Провела: учитель биологии

Ибрагимова Зубалжат Зубайруевна









Г. Избербаш, 2025г



Цели:

  • Приучить учащихся самостоятельно мыслить, проявлять инициативу, творческую активность;

  • Развивать навыки межличностного общения учащихся;

  • Расширять и углублять знания по биологии и экологии.

  • Раскрыть литературные и артистические способности учащихся.

Задачи: обобщить элементарные анотомические знания детей о работе различных органов человека; развивать у детей умение использовать валеологические знания для своего оздоровления, вырабатывать собственный вариант здорового образа жизни.

Оборудование:  презентация, доска, макет тела человека, карточки с заданиями, бинты для оказания первой медицинской помощи;



Правила игры:

В игре участвуют 2 команды 9 классов по 8 человек. Зал оформляется плакатами, рисунками по анатомии. Выбирается независимое жюри из учителей


Ход игры:


1 конкурс. Представление команд. 5 баллов. (название команд, девиз, газета)

2 конкурс «Разминка» В течение 2 минут команда должна дать ответы на 10 вопросов.

Вопросы команде № 1

  1. Организм способный жить без кислорода? (Анаэроб)

  2. Органоиды клетки, синтезирующие белки? (Рибосомы)

  3. Наука о грибах? (Микология)

  4. Самая крупная артерия? (Аорта)

  5. Органоид клетки, содержащий хлорофилл? (Хлоропласт)

  6. Непрерывный и необратимый процесс исторического развития? (Эволюция)

  7. Наука, изучающая клетку? (Цитология)

  8. Дендрит – длинный или короткий отросток нервной клетки? (Короткий)

  9. Самые мелкие кровеносные сосуды? (Капилляры)

  10. Дышит ли цыплёнок в яйце? (Да)

Вопросы команде № 2 (слайд 4).

  1. Организм, способный жить только с кислородом? (Аэроб)

  2. Органы дыхания у насекомых? (трахеи)

  3. Организм, питающийся готовыми органическими веществами? (Гетеротроф)

  4. Органоид, который называют «энергетическая станция клетки»? (Митохондрия)

  5. Клетка нервной системы? (Нейрон)

  6. Какую часть растения картофель мы употребляем в пищу? (Клубни)

  7. Организм, синтезирующий органические вещества из неорганических? (Автотроф)

  8. Органоид, содержащий генетическую информацию клетки? (Ядро)

  9. Аксон – длинный или короткий отросток нервной клетки? (Длинный)

  10. Раздел биологии, изучающий зародышевый период развития? (Эмбриология)



3 конкурс. Ты мне, я тебе. Команда соперников выбирает номер вопроса на которую должна ответить другая команда.

  1. Назовите самую активную мышцу в организме человека, которая совершает более ста тысяч движений в день.

(Мышца глазного яблока).

  1. Назовите самую редкую группу крови человека.

(АВ, или четвертая группа. Встречается всего лишь у трех процентов англичан и у одного процента жителей США).Назовите самую распространенную группу крови людей.

(0, или первая группа).

  1. 15. Когда происходит наибольшая скорость выдыхания частиц (примерно сто шестьдесят семь километров в час)?(При чихании).

  2. Какие питательные вещества расщепляются уже в ротовой полости? (Углеводы)и Где происходит окончательное переваривание пищи? (В тонком кишечнике).

  3. Представленные ниже понятия (три из четырёх) можно объединить по какому-либо признаку. Укажите понятие, не отвечающее данному условию. Назовите объединяющий признак.

а) затылочная кость;

б) лобная кость;

в) скуловая кость;

г) височная кость.

принадлежность костей к мозговому отделу черепа.

Верный ответ - в) скуловая кость – кость лицевого черепа.

  1. Клиническая смерть наступает раньше. Признаками клинической смерти является прекращение важнейших жизненных функций: потеря сознания, прекращение сердцебиения, дыхания и т.п. Однако в это время большинство клеток и органов ещё остаются живыми, их обмен веществ сохраняет упорядоченность. Затем постепенно развивается биологическая смерть, связанная с прекращением самообновления, утратой обменом веществ упорядоченности, наступлением в клетках аутолиза (самопереваривания) и разложения. Первой погибает кора головного мозга.

  2. Венозная кровь имеет тёмно-красную с синеватым оттенком окраску. Артериальная кровь, богатая кислородом, ярко-красного цвета. Изменение цвета - прямой признак химического взаимодействия гемоглобина с кислородом с образованием оксигемоглобина.

  3. . Это затрудняет процесс переваривания пищи.

  4. Врач спасет конкретного человека от конкретной болезни. Гигиенист же, следя за гигиеной и пропагандируя её, предотвращает заболевания широких масс населения Земли, защищает человечество от эпидемий.

  5. “Корабли” - эритроциты, “гавани” - костный мозг.



4 конкурс. Кроссворд “Назови науки, изучающие человека!” за каждый правильный ответ - 1 балл.

Задание.

1. Наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятных и профилактики неблагоприятных воздействий.

2. Наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов и болезненных отклонений от неё.

3. Раздел биологии и конкретно морфологии, изучающий строение тела организмов и их частей на уровне выше клеточного.

4. Наука, раздел медицины, изучающая структуру и функцию нервной системы в норме и патологии, закономерности её фило- и онтогенеза.

5. Наука, раздел медицины, изучающая желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) человека, его строение и функционирование, его заболевания и методы их лечения.

6. Наука, раздел медицины, изучающий строение, функцию, заболевания сердца и сосудов.

Правильные ответы:

1. Гигиена

2. Физиология

3. Анатомия

4. Неврология

5. Гастроэнтерология

6. Кардиология

Конкурс 5. “Познакомься с высказываниями великих людей”

- задача команды - ответить правильно и быстрее соперника;

- за каждый правильный ответ - 1 балл.

Задание: подобрать термины, употреблявшиеся известными людьми для характеристики человеческой сущности, закончить высказывания

1. “... надо беречь. И не только свое” (Эмиль Кроткий).

2. “ ... — самое сложное, что есть в теле человека” (Клавдий Гален).

3. “ Новую пищу можно принимать только тогда, когда из ... выйдет старая” (Гиппократ).

4. “ ... — зеркало души” (Лев Николаевич Толстой).

5. “ ... – это пульт управления телом” (Силован Рамишвили).

Правильные ответы:

1 Сердце.

2. Мозг.

3. Желудок.

4. Глаза.

5. Голова.

Конкурс 6. “Конкурс капитанов”

- вопросы задаются одновременно двум капитанам, задача капитанов - ответить правильно и быстрее соперника;

  1. Сколько камер в сердце человека? (4)

  2. Какой тканью образован язык? (мышечной)

  3. Какое вещество придаёт крови красный цвет? (гемоглобин)

  4. Какое “дерево” растёт в лёгких? (бронхиальное)

  5. Какое насекомое напоминает серое вещество спинного мозга на поперечном разрезе? (бабочка)

  6. В какую сумку ничего нельзя положить? (околосердечную)

  7. Как называется секрет слюнных желёз? (слюна)

  8. Назовите самую крупную артерию тела (аорта)

  9. Назовите подвижное соединение костей человека (сустав)

  10. Какая кислота вырабатывается в желудке? (соляная)

  11. Как называется восприятие запахов? (обоняние)

  12. У каждого человека есть своя улитка. Где? (ухо)

  13. Что обозначает число 32 в анатомии? (число зубов в норме)

  14. Кто не жалеет крови для других? (донор)

  15. Кто охотно принимает такие подарки? (реципиент)

Конкурс №7 Биологический ребус

Правильные ответы:

1. Рука

2. Околосердечная сумка.

3. Ядро

4. Пищевод

5. Надкостница



ФИЗМИНУТКА. 19е задание ОГЭ. Собрать пищевую цепь, в которую входит «Дятел» и выстроиться у доски с соответствующими буквами.

Ответ: РЗИА или РЗИМ



Конкурс №8 «Верите ли вы…»

1. У человека есть мост? (да, отдел мозга – мост)
2. В романе А. Беляева «Человек – амфибия» рассказывается о юноше,
которому пересадили жабры акулы вместо лёгких, вследствие чего он смог жить
под водой. А можно ли на самом деле создать такого человека? (Нет)
3. В человеческом организме есть трубы? (да, евстахиевы, фаллопиевы)
4. В среднем ухе есть кузница? (да, в среднем ухе: молоточек, наковальня)
5. У человека в организме есть яблоки? (глазное, адамово)
(за каждый правильный ответ - 1 балл)


Задание № Биологическая посуда. Задание 6 ОГЭ.

Домашнее задание. По 2 ученика от каждой команды выходят к доске. Задача: «Оказание первой помощи для пострадавшего. Наложение повязки «Чепец» на голову».



Конкурс болельщиков.

  • Шуточные вопросы «О, счастливчик!» Выберите 1 правильный ответ.

1. Истина рождается в:

А – почках; Б – семенах; В – спорах; Г – побегах.

2. Одно из названий таксономической группы звучит так:

А – школа; Б – класс; В – звено; Г – ученик.

3.Растения могут размножаться:

А – бровями; Б – бородой; В – усами.

4.При описании строения животных организмов употребляются такие термины, как:

А – почка; Б – семя; В – корень; Г – цветок.

5.Носителя энергии в живой клетке обозначает аббревиатура:

А – АВС; Б – АЗС; В – АТФ; Г – ДТП.



Подведение итогов жюри, награждение победителей.

Девиз науки (ведущий заканчивает мероприятие) - слайд презентации.

“Быть человечней биология научит,
Не разрушая, только созидать.
Любя природу, каждый, кто обучен,
Вреда не станет в мире добавлять!”