БИОЛОГИЧЕСКИМ ПРАКТИКУМ
Лабораторная работа № 1. «Строение стержневых и мочковатых корневых систем»
Оборудование: гербарии культурных растений семейства Злаки - ржи, проса, гречихи; таблицы «Типы корневых систем».
Ход работы
Исследование, как всегда, начни с обозрения гербарных образцов: рассмотри корневые системы ржи, проса, гречихи. Чем они отличаются друг от друга?
Вспомни, какие корневые системы называются стержневыми, какие - мочковатыми? Если затрудняешься дать характеристику типов корневых систем, найди их определения в справочном материале.
Рассматривая гербарный материал, отметь, у каких предложенных тебе растений корневая система стержневая, а у каких - мочковатая.
По строению корневой системы определи класс (однодольные, двудольные) предложенных растений.
Заполни таблицу.
Название растения | Тип корневой системы | Особенности строения корневой системы |
Рожь | | |
Г речиха | | |
Просо | | |
Сделай вывод: Растения с мочковатой корневой системой относятся к классу , а растения со стержневой - к классу
Контрольные вопросы
Как называют совокупность всех корней растения? (Корневая система.)
Какие корни различают в составе корневых систем? (Главный корень, боковые и придаточные.)
Какая корневая система называется мочковатой? (Мочковатая корневая система состоит из многочисленных тонких придаточных корней с невыраженным главным корнем.)
4. Какая корневая система называется стержневой? (Стержневая корневая система с хорошо выраженным главным корнем с отходящими от него более тонкими боковыми корнями.)
Лабораторная работа №2. «Внешнее и внутреннее строение корня ржи»
Оборудование: проростки ржи, пинцеты, микроскопы, предметные и покровные стёкла, альбомы, карандаши.
Ход работы
У проростков ржи рассмотри внешнее строение отдельных корней и найди верхушку корня.
С помощью пинцета отдели верхушку корня и помести на предметное стекло в каплю воды. При малом увеличении микроскопа рассмотри верхушку корня, отметь: а) корневой чехлик, прикрывающий зону деления, б) зону роста (растяжения), в) зону всасывания, г) зону проведения питательных веществ.
При большом увеличении зарисуй корневой волосок, отметив на рисунке оболочку, цитоплазму, ядро и вакуоль. Измерь длину корневого волоска (длина до 0,15-8 мм).
Контрольные вопросы
Что имеется на верхушке корня ржи в виде колпачка, прикрывающего зону деления? Какую функцию он выполняет? (Корневой чехлик. Выполняет защитную функцию.)
За счёт каких зон происходит рост корня в длину? (Зоны деления и зоны роста.)
Какие клетки значительно увеличивают всасывающую поверхность корня? (Корневые волоски зоны всасывания корня.)
В части корня, где идёт образование боковых корней, находится
зона ? (Проведения питательных веществ.)
Лабораторная работа № 3. «Сравнение растений гречихи, проса,.ржи по внешнему строению стебля, листа, типу жилкования и листорасположения »
Цель: выявить особенности внешнего строения хлебных злаков (на примере растений проса, гречихи, ржи) методом сравнения.
Материалы и оборудование: рисунки, гербарии и живые растения проса, гречихи, ржи; лупа.
Ход работы
Изучи растения ржи, проса, гречихи, сравни их особенности, рассматривая гербарные образцы. Отметь черты сходства и различия в строении вегетативных органов.
Рассмотри округлый стебель (соломину) злаков. Отметь окраску стеблей растений, предложенных тебе для изучения.
Обрати внимание на отдельные участки - междоузлия с утолщёнными узлами. Разрежь стебель вдоль. Что ты видишь?
Найди полые междоузлия, чередующиеся с короткими, заполненными тканью участками - узлами.
Рассмотри нижнюю часть стебля злака. Найди там несколько сближенных, очень плотно расположенных стеблевых узлов.
Как называют эту сближенную группу узлов?
Что имеет каждый сближенный узел и что из этого образуется? (Ответ. Узел кущения; почка возобновления; новый побег. Благодаря разрастанию этих почек происходит своеобразное ветвление, называемое кущением. Кущение - признак наследственный.)
Рассмотри листья. В каком месте стебля они прикрепляются и по скольку штук. Как располагаются на стебле и как называют такое расположение листьев?
Найди влагалище, язычок и ушки. Нужны ли они растению? Если да, то зачем?
Назови типы листа (простой, сложный), форму листовой пластинки, тип жилкования, тип листорасположения.
Сделай вывод. Биологические особенности, характерные для большинства злаков – это
Лабораторная работа № 4. «Строение цветка ржи»
Оборудование: живые или заспиртованные цветки ржи, лупы, альбомы, карандаши.
Ход работы
Рассмотри цветок ржи (на живом или заспиртованном материале). Как он выглядит? (Цветки у ржи мелкие невзрачные желтовато-зелёные, околоцветник плёнчатый.)
Найди цветковые чешуи, тычинки, пестик. Отметь их число. (2 цветковые чешуи, 3 тычинки, пестик с двумя пушистыми рыльцами.)
Рассмотри строение тычинки. Найди пыльник, тычиночную нить и место прикрепления пыльника к тычиночной нити. Рассмотри пыльник под лупой.
В поле зрения лупы рассмотри строение пестика. Найди его части.
Поищи завязь. Разрежь её поперёк, рассмотри под лупой. В полости завязи найди семязачаток (семяпочки). Что из них формируется? (Семя, состоящее из кожуры и зародыша.)
Запиши формулу цветка ржи. (Р(2)+2 А3 G2.)
Зарисуй части цветка и подпиши их названия.