Просмотр содержимого документа
«Биология 8 класс. УРОК №30 «Пищеварение в ротовой полости»»
УРОК №30 «Пищеварение в ротовой полости»
Задачи:
1. Разъяснить значение вкусовых рецепторов.
2. Познакомить со строением ротовой полости и топографией основных слюнных желез.
3. Рассказать о зубах разного типа и их внутреннем строении.
4. Повторить правила гигиены ротовой полости.
5. Раскрыть причины заболеваний зубов и их профилактику.
I. Проверка знаний.
1. Раскрыть значение пищеварения и перечислить органы пищеварительной системы.
2. Охарактеризовать роль кулинарной обработки пищевых продуктов.
II. Новый материал
Рецепторы вкуса (на языке):
кислое
соленое
сладкое
горькое
Точность восприятия вкуса зависит от температуры пищи. Острее всего вкус воспринимается при 240С.
Человек не чувствует вкуса сухой пищи!!!
Слюна (0,5 - 2,0 л/сутки):
90% Н2О
лизоцим - обеззараживает
амилаза - расщепляет сложные углеводы
pH 7 (слабощелочная реакция)
околоушная, подчелюстная и подъязычная железы
Выделение слюны:
рефлекторный механизм (раздражение ротовой полости кислотой, питье воды, акт жевания)
условнорефлекторный механизм - при мысли о пище.
Зубы (dentes) 32 зуба
захватывание пищи
удержание пищи
пережевывание пищи
звукообразование
Молочные зубы (20) | Коренные зубы (32) |
| | | | |
| 2 1 2 | 2 1 2 | | 3 2 1 2 | 2 1 2 3 |
| 2 1 2 | 2 1 2 | | 3 2 1 2 | 2 1 2 3 |
| | |
|
Строение зуба:
Э
коронка
шейка
корень
маль
Дентин
Пульпа
Десна
Цемент
Артерия
Нерв
Вена
В состав зубного цемента входит 30% органических веществ, 55% фосфата Са, 8% Са(СО3)2, а также CaF, MgF.
В дентине 64% минеральных солей, 28% органических веществ, 8% воды.
Уход за зубами:
потребление сырых овощей и фруктов
чистка зубов 2 раза в день (утром и вечером)
полоскание рта после еды
Заболевания зубов:
Поврежденный зуб - причина инфекционных заболеваний организма.
Женщины чаще, чем мужчины страдают кариесом.
Глотание - сложное движение, в котором участвуют мышцы языка, дна полости рта, мягкого неба, глотки и пищевода. При глотании ротовое отверстие закрывается, мягкое небо приподнимается и отделяет носоглотку от остальной части глотки, гортань вместе с подъязычной костью поднимается вверх, язык отодвигается назад и проталкивает пищевой комок. В это время надгортанник закрывает вход в гортань, поэтому пища в дыхательное горло не попадает.
III. Закрепление
Функции языка:
тактильные сосочки (воспринимают прикосновение)
вкусовые сосочки (воспринимают вкус)
перемешивание пищи
проталкивание пищи при глотании
речеобразование
IV. Д/з *31
Записать в тетрадь функции языка.
Доклад "Аппендикс, его значение в пищеварении. Аппендцит."