Просмотр содержимого документа
«Биология как наука»
БИОЛОГИЯ
Зачем нужна она?
наука о жизни
- Биология — наука о жизни (живой природе), одна из естественных наук, объектами которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой.
- Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой.
- Большинство биологических наук является дисциплинами с более узкой специализацией. Традиционно они группируются по типам исследуемых организмов: ботаника изучает растения, зоология — животных, микробиология — одноклеточные микроорганизмы.
- Области внутри биологии далее делятся либо по масштабам исследования, либо по применяемым методам: биохимия изучает химические основы жизни, молекулярная биология — сложные взаимодействия между биологическими молекулами, клеточная биология и цитология — основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки, гистология и анатомия — строение тканей и организма из отдельных органов и тканей, физиология — физические и химические функции органов и тканей, этология — поведение живых существ, экология — взаимозависимость различных организмов и их среды.
Последние открытия в биологии
- Обнаружен ген, оказывающий влияние на формирование речи
- Поведение человеческого мозга во время сна
- Ученые из Калифорнийского университета смогли найти способ, как частично стирать воспоминания.
- Американским ученным удалось создать микропаука, который может доставлять лекарства и латать кровеносные сосуды.
- Ученым удалось вылечить раковые клетки
Царства живых организмов
Б
А
К
Т
Е
Р
И
И
Р
А
С
Т
Е
Н
И
Я
Г
Р
И
Б
Ы
Ж
И
В
О
Т
Н
Ы
Е
П
Р
О
Т
И
С
Т
Ы
ЦАРСТВО БАКТЕРИИ
Бактерии НЕ ИМЕЮТ ядра
ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ
Растения обладают неограниченным ростом, автотрофным типом питания, в большинстве своем неподвижны, размножаются спорами или семенами, клетки имеют клеточную стенку, состоящую из целлюлозы
ЦАРСТВО ГРИБЫ
Грибы обладают собственными признаками (особое строение тела – мицелий ), признаками растений (неограниченный рост, размножение спорами) и признаками животных (в клетках содержится углевод – хитин )
ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ
Животные обладают ограниченным ростом, гетеротрофным типом питания, большинство способны к активному движению
ЦАРСТВО ПРОТИСТЫ (Простейшие)
Организмы имеют микроскопические размеры, одноклеточные эукариоты. Одна клетка выполняет функции целого организма
ЖАН БАТИСТ ПЬЕР АНТУАН де МОНЕ ЛАМАРК (1744 – 1829)
- Автор первой эволюционной теории
- Ввел термин «биология»
Ж.Б.Ламарк (1744 - 1829
Основная задача биологии
Выявление и объяснение общих свойств и многообразия живых организмов, нахождения общих закономерностей в живой природе.
«…человеческий мозг похож на маленький пустой чердак… Дурак натащит туда всякой рухляди, и полезные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает, и возьмёт лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы.»
Высказывание Шерлока Холмса.
Артур Конан Дойл.
« Этюд в багровых тонах.»
Теоретический фундамент общей биологии – представление о критериях жизни.
- Критерии – основные свойства живых организмов.
- 1-й критерий жизни – сложность и высокая степень организации живых существ.
2 критерий жизни – обмен веществ и энергии.
Обмен веществ
и энергии
Поглощение
Преобразование
+
усвоение
Выделение
во внешнюю
среду
- 3 критерий жизни – единство химического состава.
- В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы.
- Но соотношения элементов неодинаково.
Химический состав
внутриклеточной среды
Органические
вещества
Неорганические
вещества
- 4 критерий жизни –
- дискретность.
- (Прерывистость, раздельность).
- Любая биологическая система, например организм, вид, биогеоценоз, состоит из отдельных, относительно автономных, но тем не менее взаимодействующих частей.
5 критерий жизни – раздражимость.
- Раздражимость – реакция живых организмов на внешнее воздействие.
- Благодаря свойству раздражимости организмы избирательно реагируют на условия окружающей среды.
- У более высокоорганизованных животных раздражимость определяется рефлекторной деятельностью.
6 критерий жизни – рост организмов.
- Рост – это увеличение в размерах и массе с сохранением общих черт строения.
- У одних видов животных активный рост наблюдается в определенный период жизни. Однако некоторые растут на протяжении всей жизни ( рыбы, пресмыкающиеся и д.р.)
- Для растений характерен рост на протяжении всей жизни.
7 критерий жизни – развитие.
- В результате развития возникает новое качественное состояние объекта.
Развитие
Онтогенез
Филогенез
8 критерий жизни – самовоспроизведение (размножение).
- В основе воспроизведения лежит образование новых молекул и структур, которые образуют новый организм.
- Вся информация о свойствах и признаках нового организма заложена в ДНК, которая находится в клетках родительских форм.
9 критерий жизни – способность к саморегуляции.
- Саморегуляция на уровне клетки.
Активизация
биосинтеза
белка
Увеличение
потребности
клетки в белке
Увеличение
количества
белка в клетке
Уменьшение
количества белка
в клетке
Торможение
биосинтеза
белка
Уменьшение
потребности
клетки в белке
. 10 критерий жизни – приспособленность живых существ к среде обитания
- Приспособленность = Целесообразность = соответствие среде обитания
Биологическая картина мира включает и другие общие положения. Уровни организации живой материи.
- Каждый уровень обладает всеми основными свойствами живого.
- Эти системы специфичны, имеют свои закономерности, свои методы исследования.
- Выделение уровней организации жизни условно, т.к. они тесно связаны между собой и вытекают один из другого, что говорит о целостности живой природы.
Молеку-
лярный-
Надмолеку-
лярный
Клеточный
Органо-тканевой
Организменный
Популяционно-видовой
Биоценотический
Биогеоценотический
биосферный
Методы изучения биологии
Метод изучения биологии
Сущность метода
Наблюдения
Целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его свойств
Описательный
Собирание и описание фактов
Сравнительный
Сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различия
Экспериментальный
Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях
Исторический
Выяснение закономерностей появления и развития организмов
Моделирования
Изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели