Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
Образовательная: формирование представлений о многообразии наук, их делении на группы, обсудить вопрос о роли естественных наук в создании целостной научной картины окружающего мира, доказать важность биологии для жизни и труда людей.
Образовательная: учить учащихся составлять план к тексту параграфа, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.
Коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи.
Интеллектуальные: анализ, оценивание, классификация, обобщение.
Информационные: умение извлекать информацию из текста учебника, применять.
Организационные: умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку.
Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.
Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия “биология”, “биосфера”, “экология”.
Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.
Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые УУД |
1 | Организационный момент | Приветствует класс. Проверяет готовность учащихся к уроку. Отмечает отсутствующих. | Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку. Называют отсутствующих. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя |
2 | Актуализация знаний | Обращает внимание на слайд №1, предлагает прочить высказывание: “Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное”. (Н.И. Пирогов) и объяснить его смысл. Обращает внимание на слайд №2 и предлагает выполнить задание: Выделите естественные тела живой природы: 1.Живая природа; 2. Неживая природа; А. Вода; Б. Животные; В. Бактерии; Г. Горные породы; Д. Грибы; Е. Воздух; Ж. Растения; З.Тепло; И.Почва. Демонстрирует слайд №3 с правильными ответами Обращает внимание на слайд №4 Вопрос: назовите признаки, по которым выделили тела живой природы. Демонстрирует слайд №5 с правильными ответами Обращает внимание на слайд №6 Вопрос: назовите науку, которая изучает жизнь. | Объясняют смысл, данного высказывания, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке. Учащиеся думают, затем по очереди объявляют ответы. 1 Б,В,Д,Ж 2А,Г,Е,З,И Сравнивают свои ответы со слайдом. Думают, отвечают: дышат, питаются, размножаются, растут, имеют клеточное строение. Сравнивают свои ответы со слайдом. Думают, отвечают: биология. | Личностные: оценивают ситуации Коммуникативные: слушают собеседника и вступают с ним в диалог Познавательные: выбирают основания для классификации объектов Коммуникативные: доносят свою позицию до других владея монологической речью; слушают собеседника и вступают с ним в диалог |
3 | Изучение нового материала 1. Целепологание | Задает вопрос: что такое биология? Предлагает сформулировать тему урока Предлагает определить цель урока | Думают, отвечают «Биология – это наука о жизни» «Биология – наука о живой природе». Думают, отвечают. «Биология- наука для всех» Изучить, что изучает наука биология, определить значение биологических знаний в современной жизни. | Регулятивные: определяют цели деятельности Коммуникативные: принимают, сохраняют цели и следуют им в учебной деятельности; составляют отзыв на ответ одноклассника |
| 2. Многообразие наук. | Рассказ учителя о науках , изучающих все многообразие природы , с опорой на рисунок 7, с.16 учебника, по ходу работы заполняется таблица «Многообразие наук, изучающих окружающей мир». | Рассматривают рисунок 7, с.16, слушают учителя, заполняют таблицу. | Познавательные: учатся считывать информацию со схемы. |
| 3. Введение и отработка понятия“биология” | Предлагает вывести определение понятию «биология». Демонстрирует слайд №7 с ответом. Обращает внимание на текст учебника на с. 17-18, предлагает изучить сведения о биотехнологии. Проводит беседу -Что собой представляет наука биотехнология? -Какие предприятия относят к биотехнологическим? - Почему биотехнологию считают основой цивилизации и промышленности третьего тысячелетия? | Думают, выводят определение, делятся мыслями. Сравнивают свои ответы со слайдом, фиксируют запись в тетрадь: биология- дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Самостоятельно работают. Думают , отвечают. | Познавательные: осуществляют поиск информации Коммуникативные УУД: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы |
| 4.Значение биологических знаний в жизни человека | Задает вопрос на размышление: что будет, если человек лишится биологических знаний….. Поправляет, дополняет ответы детей. | Выдвигают предположения, Приводятся факты, которые можно найти в тексте, рисунке, личного опыта. | Познавательные: выдвигают гипотезы и их обосновывают; Коммуникативные: выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
4 | Закрепление | Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Биология – это наука, которая изучает жизнь. Биологические знания помогают человеку лечить и предупреждать болезни, сохранять и улучшать условия жизни. Объясни: Биология – это… Учитель выставляет оценки, называет отличившихся учеников | Учащиеся выполняют упражнение. | Познавательные: мысленное воспроизведение понятий. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме. Личностные: подводят итоги своей деятельности |
5 | Рефлексия | Учитель просит высказать свои ощущения Я узнал… Я научился…. Мне понравилось… Я затруднялся ….. | Учащиеся высказывают свои ощущения. | Личностные: подводят итоги своей деятельности: что получилось? Что не получилось? Регулятивные: Что еще следует повторить? Адекватно воспринимают оценки и отметки |
6 | Домашнее задание | 1. В учебнике изучить статью §3, и ответить на вопросы (устно). 2. Выполнить задания рубрики «Проверь свои знания» 3. Составить схему, демонстрирующую многообразие наук. | Записывают домашнее задание, задают вопросы | Коммуникативные: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы |