СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биология – наука о живой природе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Биология – наука о живой природе. Система живой природы  и методы ее изучения. Цель урока: сформировать у школьников понятие о системе живой природы и особенностях ее изучения  Оборудование и материалы: учебник для 7 класса «Биология», «Рабочая  тетрадь к учебнику для 7 класса «Биология», фотографии и  плакаты, иллюстрации.  Базовые понятия и термины: система живой природы, природа, система живой природы, биология, наблюдение, эксперимент, организм.  

Просмотр содержимого документа
«Биология – наука о живой природе»

Урок №  1
Тема урока: Биология – наука о живой природе. Система живой природы  и методы ее изучения.
Цель урока: сформировать у школьников понятие о системе живой природы и
особенностях ее изучения 
Оборудование и материалы: учебник для 7 класса «Биология», «Рабочая 
тетрадь к учебнику для 7 класса «Биология», фотографии и 
плакаты, иллюстрации. 
Базовые понятия и термины: система живой природы, природа, система живой
природы, биология, наблюдение, эксперимент, организм.
СТРУКТУРА УРОКА 
1. Организационный этап………………………………………………………………………3 мин 
2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности………………..7 мин 
3. Изучение нового материала……………………………………………………………20 мин 
4. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся…………………………..8 мин 
5. Подведение итогов урока…………………………………………………………………4 мин 
6. Домашнее задание………………………………………………………………………3мин            
ХОД УРОКА 
1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих 
2.Актуализация опорных знаний: предлагаю  учащимся  вспомнить, как  одним  словом назвать все, что нас окружает. (Ответ: Природа, живая и не живая). Вспомнить свойства живого 
Природа

          Живая                                                                 Не живая
Движение                                                                  
Дыхание
Питание
Выделение
Рост
Развитие
Размножение
Обмен веществ
Клеточное строение
Сходный химический состав

Много  ли объектов с такими свойствами  вы  знаете? (ответ:  Да)
Действительно, живое на  земле очень многочисленно и разнообразно,
Все организмы делятся на пять  царств: Вирусы, Бактерии, Растения, Грибы, Животные.
Как же нам  изучить природу, научиться использовать ее и к ней приспособиться?

 3. Изучение нового материала.
1. Система живой природы 
Окружающий мир представляет собой единую систему. 
Сис­тема это целое, состоящее из частей (компонентов), которые взаимосвязаны  и влияют друг на друга. Основными компонентами окружающего мира являются живая и неживая природа. Между живой и неживой природой существуют многочисленные  взаимосвязи.
Например, для всех живых организмов (представителей живой природы) необходима вода (компонент неживой природы), без воды жизнь невозможна. В то же время богатая растительность лесов сохраняет влагу в почве, увлажняет воздух. После вырубки лесов уменьшается количество воды в почве, мелеют реки, климат становится более сухим. 
Живая и неживая природа также являются сложными систе­мами. В состав системы живой природы входят живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии, между которыми существуют взаимосвязи. Например, растения служат нищей для травоядных животных. После отмирания остатки растении и останки животных попадают в почву, где почвенные грибы и бактерии разлагают их до минеральных, т.е. очень простых веществ, которыми питаются растения. 
«Биос» — в переводе с латинского означа­ет — «жизнь», а «логос» — «учение», т.е. дословно «биологи это учение о жизни, учение обо всем живом. Биология изучает внешнее и внутреннее строение живых организмов, их жизнедеятельность, многообразие, взаимодействие, влияние на них компонентов нежи­вой природы. Основоположником биологии как науки  является Аристотель 
Так как живых организмов очень много, биология   подразделяется  на  различные  биологические науки
2.  Изучение биологических объектов 
Рассказ учителя: 
Человек получает биологические знания с помощью двух основ­ных методов — наблюдения и эксперимента. 
Наблюдение 
Человек некоторое время наблюдает за каким-нибудь живым ор­ганизмом, а потом на основе увиденного делает выводы. Например, в результате наблюдений было установлено, что для прорастания семян требуется вода. Семена сначала набухают, поглощая воду, а потом прорастают. Значит, без воды семена не прорастут. Однако часто одних наблюдений для окончательного вывода недостаточно, тогда используют научный эксперимент. 
Эксперимент 
Эксперимент или опыт,— это метод познания явлений природы в контролируемых человеком условиях. Например, вы решили вы­яснить - при какой температуре прорастают семена пшеницы и ку­курузы. Для этого семена культур высеивают в два ящика с почвой. Один из ящиков ставят в холодильник при температуре +2—3 °С, а другой оставляют в комнате при температуре +18—20 °С. В этом эксперименте контролируемым условием является температура. Да­лее наблюдают за появлением всходов. Оказывается, что в холодном месте появляются только всходы пшеницы, а в теплом — всходы и пшеницы, и кукурузы. В этом случае можно сделать вывод о том, что для прорастания семян кукурузы требуется более высокая температура, чем для прорастания семян пшеницы. Эти знания вы получили с помощью эксперимента. 
3.Значение биологических  знаний и отрасли их применения.
Биология имеет чрезвычайно важное значение для решения многих проблем настоящего. Она тесно взаимодействует с медициной, сельским хозяйством, промышленностью, и поэтому её считают наукой XXI века. 
4. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся 
Что такое система? Из каких компонентов (частей) состоит окружающий нас мир? 
Приведите примеры взаимосвязей живой и неживой природы. 
Приведите примеры взаимосвязей компонентов системы живой природы. 
Как человечество использует биологические знания? 
Прослушайте описание опыта и ответьте, с помощью какого метода получены следующие биологические знания. Прокоммен­тируйте свой ответ. Вы поместили луковицу в баночку с водой. Записали   день, когда это сделали. Потом отметили день, когда у луковицы появилась зеленая стрелка. 
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание

§ 1 учебника, пример опыта или  наблюдения.