Тема урока: Биология – наука о живой природе. Система живой природы и методы ее изучения.
Цель урока: сформировать у школьников понятие о системе живой природы и
особенностях ее изучения
Оборудование и материалы: учебник для 7 класса «Биология», «Рабочая
тетрадь к учебнику для 7 класса «Биология», фотографии и
плакаты, иллюстрации.
Базовые понятия и термины: система живой природы, природа, система живой
природы, биология, наблюдение, эксперимент, организм.
Просмотр содержимого документа
«Биология – наука о живой природе»
Урок № 1
Тема урока: Биология – наука о живой природе. Система живой природы и методы ее изучения.
Цель урока: сформировать у школьников понятие о системе живой природы и
особенностях ее изучения
Оборудование и материалы: учебник для 7 класса «Биология», «Рабочая
тетрадь к учебнику для 7 класса «Биология», фотографии и
плакаты, иллюстрации.
Базовые понятия и термины: система живой природы, природа, система живой
природы, биология, наблюдение, эксперимент, организм.
СТРУКТУРА УРОКА
1. Организационный этап………………………………………………………………………3 мин
2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности………………..7 мин
3. Изучение нового материала……………………………………………………………20 мин
4. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся…………………………..8 мин
5. Подведение итогов урока…………………………………………………………………4 мин
6. Домашнее задание………………………………………………………………………3мин
ХОД УРОКА
1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих
2.Актуализация опорных знаний: предлагаю учащимся вспомнить, как одним словом назвать все, что нас окружает. (Ответ: Природа, живая и не живая). Вспомнить свойства живого
Природа
Живая Не живая
Движение
Дыхание
Питание
Выделение
Рост
Развитие
Размножение
Обмен веществ
Клеточное строение
Сходный химический состав
Много ли объектов с такими свойствами вы знаете? (ответ: Да)
Действительно, живое на земле очень многочисленно и разнообразно,
Все организмы делятся на пять царств: Вирусы, Бактерии, Растения, Грибы, Животные.
Как же нам изучить природу, научиться использовать ее и к ней приспособиться?
3. Изучение нового материала.
1. Система живой природы
Окружающий мир представляет собой единую систему.
Система это целое, состоящее из частей (компонентов), которые взаимосвязаны и влияют друг на друга. Основными компонентами окружающего мира являются живая и неживая природа. Между живой и неживой природой существуют многочисленные взаимосвязи.
Например, для всех живых организмов (представителей живой природы) необходима вода (компонент неживой природы), без воды жизнь невозможна. В то же время богатая растительность лесов сохраняет влагу в почве, увлажняет воздух. После вырубки лесов уменьшается количество воды в почве, мелеют реки, климат становится более сухим.
Живая и неживая природа также являются сложными системами. В состав системы живой природы входят живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии, между которыми существуют взаимосвязи. Например, растения служат нищей для травоядных животных. После отмирания остатки растении и останки животных попадают в почву, где почвенные грибы и бактерии разлагают их до минеральных, т.е. очень простых веществ, которыми питаются растения.
«Биос» — в переводе с латинского означает — «жизнь», а «логос» — «учение», т.е. дословно «биологи это учение о жизни, учение обо всем живом. Биология изучает внешнее и внутреннее строение живых организмов, их жизнедеятельность, многообразие, взаимодействие, влияние на них компонентов неживой природы. Основоположником биологии как науки является Аристотель
Так как живых организмов очень много, биология подразделяется на различные биологические науки
2. Изучение биологических объектов
Рассказ учителя:
Человек получает биологические знания с помощью двух основных методов — наблюдения и эксперимента.
Наблюдение
Человек некоторое время наблюдает за каким-нибудь живым организмом, а потом на основе увиденного делает выводы. Например, в результате наблюдений было установлено, что для прорастания семян требуется вода. Семена сначала набухают, поглощая воду, а потом прорастают. Значит, без воды семена не прорастут. Однако часто одних наблюдений для окончательного вывода недостаточно, тогда используют научный эксперимент.
Эксперимент
Эксперимент или опыт,— это метод познания явлений природы в контролируемых человеком условиях. Например, вы решили выяснить - при какой температуре прорастают семена пшеницы и кукурузы. Для этого семена культур высеивают в два ящика с почвой. Один из ящиков ставят в холодильник при температуре +2—3 °С, а другой оставляют в комнате при температуре +18—20 °С. В этом эксперименте контролируемым условием является температура. Далее наблюдают за появлением всходов. Оказывается, что в холодном месте появляются только всходы пшеницы, а в теплом — всходы и пшеницы, и кукурузы. В этом случае можно сделать вывод о том, что для прорастания семян кукурузы требуется более высокая температура, чем для прорастания семян пшеницы. Эти знания вы получили с помощью эксперимента.
3.Значение биологических знаний и отрасли их применения.
Биология имеет чрезвычайно важное значение для решения многих проблем настоящего. Она тесно взаимодействует с медициной, сельским хозяйством, промышленностью, и поэтому её считают наукой XXI века.
4. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
Что такое система? Из каких компонентов (частей) состоит окружающий нас мир?
Приведите примеры взаимосвязей живой и неживой природы.
Приведите примеры взаимосвязей компонентов системы живой природы.
Как человечество использует биологические знания?
Прослушайте описание опыта и ответьте, с помощью какого метода получены следующие биологические знания. Прокомментируйте свой ответ. Вы поместили луковицу в баночку с водой. Записали день, когда это сделали. Потом отметили день, когда у луковицы появилась зеленая стрелка.
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание
§ 1 учебника, пример опыта или наблюдения.