СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биология плюс химия

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать взаимосязь естественных наук биологии и химии

Просмотр содержимого документа
«Биология плюс химия»


Биология + Химия - «за» и «против»

(Сценарий внеклассного мероприятия учащихся 7-х -11-х классов)

Задачи: 1. В нестандартной форме раскрыть взаимосвязь биологии и химии, их единство как естественных наук.

2. Показать, что неразумное использование человеком научных открытий грозит болезнями и гибелью человечеству и всему живому на Земле.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Действующие лица:

1 .Сказочник - Оле-Лукойе

2. Колдун - Зло

3. Царица Природа

4. Дочь Химия

5. Дочь Биология

6. Учитель

7. Учебник «Химия»

8-11. ученики: Вова, Дима, Даша, Юля

12-15. клетки крови - эритроциты - Э1,2,3,4.

16 -19. нервные клетки - нейроны - Н1,2,3,4.

20. Угарный газ – СО – без слов

21. Никотиновая кислота – без слов

Сцена 1

(На сцене появляется старик с бородой в колпаке, в руках держит зонт.)

Сказочник: Здравствуйте ребята! Знаете кто Я?

Верно, я - добрый сказочник Оле-Лукойе

Я великий чародей,

Друг и взрослых и детей.

Мне подвластно всё кругом...

Сделать ночь могу я днём,

Заглянуть могу в века,

Улететь под облака.

Вам скажу я по секрету,

Много я бродил по свету.

Отросла за те года

Вот такая борода. (показывает на себе)

Вечером, когда все дети ложатся спать, Я тихонько прокрадываюсь к вашим постелям и раскрываю свой зонт, (раскрывает зонт и вращает его) .Над хорошими, детьми - яркую его часть с картинками, и им снятся отличные оценки, компьютеры, игры, разнообразные развлечения и вечные каникулы. Другую, одноцветную часть зонта раскрываю над лентяями и шалунами, и им снятся двойки, сложные контрольные, наказания, отсутствие жвачек, чипсов, мобильных телефонов. Ребята, сегодня я расскажу вам необычную сказку. Слушайте

Сказочник: В некотором царстве, в некотором государстве жила Царица Природа. И было у нее две дочери: старшая - Химия и младшая - Биология. Сестры жили дружно.

Сцена 2 (Идет урок. Ученики к классе пишут контрольную работу).

Учитель: Теперь, в конце урока, осталось пять минут, прошу я вас, ребята, контрольные вернуть.

Учитель: А это чья работа? Кому дать по рукам? Ну как атом азота мог весить килограмм?

Вова: Мои светлые мысли в обиду я не дам! Я списывал у Димы, там точно килограмм.

Дима: Тебе, мой друг назначу на завтра я очки!

Какие килограммы? Тут моли ведь! Прочти! (Берет у учителя работу и показывает Вове.)

Даша: Я вижу что ты, Вова, учиться перестал. По химии все двойки в дневник насобирал!

Вова: Что химия мне, братцы? Она мне ни к чему. Я и рад бы постараться, А зачем, я не пойму?

Даша: Я слышала, что биология - любимый твой предмет.

Дима: Но разве там от химии совсем, ни капли нет?

Вова: Сравнил, еще - профессор!

Нашел, кого учить.

Да я без вашей химии,

Готов всю жизнь прожить! (Звучит звонок с урока.)

Учитель: Сейчас урок окончен, но я скажу сперва,

Что каждый сам в ответе за все свои слова.

(Учитель уходит. Дети собирают вещи и идут домой.)


Даша (вслед Вове): и жизнь сама рассудит, кто прав, кто виноват.

Дима: Ты сам поймёшь однажды, что знания - это клад.

Вова: Да ну вас! (Все уходят со сцены, звучит фоновая музыка.)

Сцена 3

Вова приходит домой, садится за уроки. Открывает учебник по химии):

Вова: Так, химия, посмотрим, что важного тут есть, пожалуй, две страницы попробую прочесть.(Читает и потихоньку засыпает. На сцене , появляется учебник по химии.)

Учебник: Проснись, открой глаза, уже пора вставать. Ты сам только сказал, что хочешь почитать.

Вова: ААА! Моя мама в кроссовках на босу ногу вдетых! Ты что ещё за демон, весь в формулы одетый?

Учебник: УУ! Как всё запущено!

Меня ты не узнал?

Учебник я, по химии.

Который ты листал.

Вова: Однако! (обходит вокруг учебника)

Интересные творятся тут дела!

Ты что, забыл тут что-то?

А может, потерял?

Учебник: Меня сюда прислал учебников совет.

Вчера на совещании меня свели на нет.

Сказали мне коллеги, что плохо стал учить.

Вот я и обещал им, сегодня всё решить.

Поэтому, мой друг, без твоего желанья сейчас я учиню тут перевоспитанье!

Вова: Хочу с тобой я сделку, учебник, заключить.

Ты выиграешь - я буду тебя везде носить.

От корки и до корки тебя я прочитаю.

Когда на мой вопрос ответ я твой узнаю.

Учебник: Готов помочь тебе я, раз так ты пожелал,

Давай-ка свой вопрос, посмотрим кто тут прав!

Вова: Вопросец мой таков, я не могу понять, к чему обе науки я должен изучать? Учу я биологию и мне она важней, а в химии не смыслю простейших я вещей.

Учебник: (смеётся): Вопроса проще этого, ты не мог задать,

Тебе я всё наглядно буду объяснять.

Сцена 4

На сцене появляются клетки крови (эритроциты), на сцену вылетают шарики синего и красного цвета. Клетки крови хватают шарики и начинают бегать по кругу.

Вова: Куда это мы попали?

Странней не видел места.

И эти, кто такие?

А ну стоять, не с места! (кричит клеткам крови)

Клетка 1: Не можем, не будем, не станем!

Клетка 2: Не остановимся ни на минутку.

Клетка 3: Мы - клетки крови-эритроциты, 02 переносим.

Мы заняты не на шутку.

Клетка 1: При каждом вдохе и выдохе, бежим мы волною по телу.

Клетка 2: Берём мы 02 и уносим,

Клетка 3: Приносим С02 на смену.

Клетка 4: Насытим все органы разом

Целебным живым кислородом.

Клетка 1: Что б двигаться мог ты,

Писать, моргать глазом

И жить беззаботно и долго.

Вова: О2, С02? Что за шутки, что за нелепые фразы?

Я делаю вдох, потом выдох и всё получается сразу.

Учебник: Процесс это химический,

Захочешь - всё узнаешь.

Он сложен, интересен, ты в книге прочитаешь.

(На сцене появляется СО (угарный газ, черно-белый), он хватает клетки крови за руки и они не могут переносить О2 и С02).

Вова: Теперь то, что такое? Что с клетками случилось?

Учебник: СО — вещество злое на жизнь их покусилось.

СО - угарный газ, в реакцию вступает,

Он клетки насыщает, работать им мешает!

Вова: И это - тоже химия?

Выходит, что она не только лишь полезна, она еще вредна?

Учебник: Да, друг мой, к сожаленью

Не только польза в ней

Позволь мне показать еще пару вещей.


Сцена 5

(Звучит фоновая музыка. На сцену выбегает «Паровозик из нейронов»)

Клетка Н1: Мы клетки нервов быстрые. Передаём сигнал.

Клетка Н2: Чтоб каждый орган, клеточка приказ свой получал.

Клетка НЗ: Но справиться не сможем мы без веществ химических.

Клетка Н4: Без них мы - кучка клеток ненужных соматических?

Учебник: этих клеток тоже враги свои имеются,

Быть может знаешь ты, что с ними может сделаться?

Вова: Наслышан много, к сожалению, я о вреде курения

Сдается мне, что сигареты убийцы лучше нету!

Учебник: Правда, есть одна противная - кислота никотиновая.

Она в кровь попадает и на клетки нападает,

Клеткам нервным всё ломает, связи разрывает. (На сцене никотиновая кислота и разрезает «связи» между нервными клетками.)

Вова: Это она! Скорей, спасти мы их должны!

Учебник: Не наше это дело и здесь мы не нужны.

Вова: Постой-ка, как же это? Помочь нельзя никак?

Сейчас я покажу ей, что делать нельзя так. (Бросается вдогонку за кислотой)

Вова: Не смог я их спасти (нервные клетки «умирают») Во всем я виноват!

Учебник: А химию учить теперь ты будешь рад? (нервные клетки стонут и уползают )

Вова: Сдержу я свое слово, тебе, ведь обещал. Теперь я изучу всё то, чего не знал.

Учебник: Вот и отлично, спи!

Вова: Спать? (и засыпает)

Сцена 6

Сказочник: Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Природа очень любила своих дочерей, не делала никому предпочтения. Семья жила дружно.Такие отношения вызывали зависть у окружающих, особенно у злого волшебника - «Зло»

На сцене появляется ЗЛО

Зло: Подумаешь, какая дружная семья! Как они помогают друг другу! Посмотрим, что с ними будет, если я заколдую Химию.

Сцена 7

(На сцене за столом сидят Химия и Биология, Царица Природа )

Химия: Что ты там всё смотришь? Ты мне мешаешь экспериментировать! Отдай микроскоп!

У тебя всё равно ничего не получится! Зря здесь сидишь!

Биология: Сестрица, зачем тебе микроскоп? У тебя есть свои приборы для работы. Лучше помоги мне решить одну проблему, связанную с химией.

Химия: Делать мне больше нечего! Кто ты такая? Почему я должна тебе помогать? Я старше и ты должна меня слушать и во всем подчиняться!

Биология: Сестра, не пойму, что с тобой? Что произошло с моей любимой, веселой, доброй, всегда готовой помочь Химией?

Химия Вечно ты со своими «нежностями»! Не пререкайся, а иначе пожалеешь! Вот захочу и все твои «цветочки», «букашки», «лягушки», да и ты сама - погибнете! А я - Химия буду единственной, неповторимой в Царстве Природы! Не спорь со мной! Иди!

Царица Природа: Дочери мои любимые! Мне больно видеть постоянные ваши ссоры. Вы забыли, что вы родные сестры, что жизнь одной без другой - невозможна!

Химия: Матушка, ведь я - старшая, самая важная, умная и знающая! Без меня не могла бы жить Биология. Я - её важнейшая часть. Я лучше знаю, что необходимо Биологии.

Биология: Но ведь мы обе твои дочери, матушка. Не пойму, почему Химия вдруг так изменила своё отношение ко мне

Химия:Вечно ты все преувеличиваешь. Ты всегда была очень мнительной.

Царица Природа: Не ссорьтесь, доченьки! Чтоб разрешить ваш спор, предлагаю устроить соревнование! Кто примерами докажет свою правоту, тот и более важен для Природы. Согласны? Даю вам для размышления ночь. Завтра утром жду вас у себя.

Химия: Я это сделаю в два счёта! Я самая, самая… (убегает, не дождавшись ответа сестры)

Биология: Согласна, матушка. Я попытаюсь, но не знаю поможет ли это? ...

Сцена 8

Сказочник: Настало утро. Царица Природа очень волновалась, так как от этого соревнования зависела гармония и мир в царстве Природы.

Химия: Я - как старшая и более важная представлю свои доказательства первой.

Царица Природа: Как старшая - да, а важность нужно ещё доказать. Мы готовы выслушать .

Химия: Я - основа всего Царства Природы. Из химических элементов состоят все вещества неживой и живой природы. Без меня не происходили бы такие природные процессы как: окисление, брожение, фотосинтез, биосинтез белка, передача наследственной информации и многие-многие другие. А Биология? Что она без меня?

а) Ведь в составе всего живого лежат соединения С,Н,О,N и химические процессы

б) Разве возможна была бы без меня сама жизнь? Конечно, нет! Я - самая главная в природе!

Да и человек без меня не может обойтись. Без меня человек жил бы до сих пор в пещерах без огня. Не могли бы получать химические удобрения и гербициды, лекарства, и вещества бытовой химии, не смогли бы выплавлять металлы, производит строительные и облицовочные материалы, посуду, косметику, одежду, обувь, и многое, многое другое… Меня любят все, а Я больше всего - себя.

Сцена 9

Царица Природа: Дочь, мы выслушали твои аргументы, а теперь послушаем твою сестру Биологию.

Биология: Согласна, почти, со всем, сказанным моей сестрой - Химией. Я же хочу продемонстрировать как человек бездумно используя достижения, химии приводит себя и все живое к гибели. Вот смотрите ...

«Мне нравится ...» Песня из к/ф «Ирония судьбы или с лёгким паром»

  1. Мне нравится, что вы больны не мной

Вы сами ту посуду полоскали.

Но не промыли чистою водой, и моющего средства наглотались ...

Приятно съесть весною зрелый плод,

Без червяка, без пятнышка, без гнили. —

Вы откусили... Сок во рту

И вот вам гербициды (пестициды) печень отравили.

«Ве11е» цикл «Notre dam de Paris»

І. Боль! С ней бороться многие пытались.

Но! Препараты страшные достались.

Нам! От них самих лечится надо! Вот обман!

Снимаем боль, а получился - наркоман.

Припев: Проблемы разные подстерегают нас,

Химреактивы всех преследуют сейчас.

Дезодоранты аллергию нам несут,

От синтетической одежды - страшный зуд,

Вот похудеть хотела девочка, и что ж?

Таблеток « тайских» наглотались и под нож…

Кипятите воду все, Друзья!

Царица Природа: Биология это все твои аргументы?

Биология: Пожалуй, все…

Царица Природа: дорогие Химия и Биология хватит ссориться. Вы обе для меня одинаково любимы и одинаково дороги. Без вас обеих не смогу жить и я - Природа. Нет среди вас самой главной или лучшей. Вы как две половинки единого целого- Природы. И если одна из вас погибнет, следом погибнет и другая.

Царица Природа (обращаясь к Злу): А ты, Зло, оставь моих дочерей в покое. Ты проиграл, уходи, не мешай нам жить. Но я благодарна тебе, твоё колдовство помогло по-новому взглянуть на многое.

Зло: Но я ... тут не виноват, Химия сама попросила об этом.

Сцена 11

Химия Что это было со мной? Сестричка прости меня, за всё зло причиненное тебе мною.

Биология: Как хорошо, что мы снова все вместе (бросаются друг к другу, обнимаются)

Царица Природа: Ваша ссора позволила понять. что природа неповторима и беззащитна.

Царица Природа: Голодных покормить - благая цель,

Но стоит ли, задумавшись о внуках,

Вам прививать бананов гроздь на ель?

Иль осторожней быть в естественных науках?

Сцена 12

Финальная песня («Этот мир придуман не нами» муз. А. Зацепина из репертуара А.Пугачёвой. Все участники на сцене)

  1. За то, что только раз бывает в жизни час,

За свет далеких звезд в небе ночном.

Судьбу благодарим - спасибо ей одной,

Что подарила нам Природу – общий дом.

Припев: Этот дом, придуман не нами,

Этот дом, единственный дом – 2 раза

  1. Узнали этот мир, одним прекрасным днём,

Не зная, что открыли - тайную дверь.

И трудно нам понять, и разобраться в нём,

С соблазном совладеть как трудно, порой!

Припев: Этот мир, придуман не нами,

Этот мир придуман не мной – 2 раза

  1. За будущий рассвет, за чистый небосвод,

Где новая звезда-сегодня зажглась.

Любимая Земля - для всех нас отчий дом,

Спасибо, что ты есть, что помнишь о нас.

Припев: Этот дом придуман не нами,

Этот мир прекраснейший мир -2 раза

Сказочник: Вот и подошла к концу наша необычная сказка. Сказка - ложь, но в ней намёк, добрым молодцам урок.

Просыпайтесь ребята! Пора делать выводы...

8