Изучение нового материала Первичная проверка понимания | Рассказывает об открытии витаминов. - В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом (бери-бери – так называли это заболевание люди стран Юго-Восточной Азии, где население питается преимущественно одним рисом). Химический анализ выделенного вещества показал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов «vita» - жизнь и «amin» содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ сохранилось. Витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах (мг). Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ. Почему же так велико влияние витаминов на обмен веществ? Обращает внимание на схему на доске: - Вспомните, что такое ферменты? - Какую роль они играют в обмене веществ? Все обменные процессы, как очень сложные химические реакции, протекают при участии биологических катализаторов, ферментов. Ферменты – это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма. Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ, влияют на превращение питательных веществ в клетках и тканях. В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями кишечника. Известно более 30 витаминов. В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: аскорбиновая кислота, ретинол, тиамин, - соответственно витамины С, А, В1. Привычные буквенные обозначения – это дань традиции. Важнейший признак классификации – это способность витаминов растворяться в воде или жирах. По этому признаку различают два класса витаминов: Витамины: При длительном недополучении организмом какого либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все — таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина. Для дальнейшего изучения витаминов организует работу в группах. Побуждает к выработке алгоритма изучения каждой группы витаминов. Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи? Демонстрирует коллективно составленный алгоритм: Название витамина Роль в организме Авитаминоз Продукты, в которых содержится витамины. Выполнение работы по группам «Витамины Д, А, С, группы В в соответствии с коллективно составленным алгоритмом По ходу выступлений заполните таблицу в тетради. Проанализируйте заполненную таблицу в тетради. Сделайте выводы. Подводящий под выводы диалог: - Какой витамин самый важный? - Что является источником витаминов в организме? - Почему витамины нужно получать в определенной дозировке? - Как восполнить недостаток витаминов в организме? - Как часто и в каком количестве нужно употреблять готовые витаминные препараты? Организует работу по изучению сохранения витаминов в продуктах питания. Самостоятельно прочитайте текст параграфа 38 стр. 162 и ответьте на вопрос: «Как сохранить витамины при приготовлении пищи?» . - А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются? Рассказывает о веществах, мешающих усвоению витаминов: -Что мешает усвоению витаминов: алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния; никотин — разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена; кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка; аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия; антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния; снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В12, сильно снижают уровень кальция. | Воспринимают новый материал Записывают определение в тетрадь. Высказывают свои предположения (гипотезы) Отвечают на вопросы Составляют схему: «Водо- и жирорастворимые витамины» Записывают в тетрадях определения Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы. Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы. Заполняют таблицу Рассказывают о результатах выполнения задания. Выступают с результатами работы. . Делают выводы: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток. Учащиеся выполняют лабораторную работу. Формулируют вывод: «Витамин С содержится в свежем яблочном соке; витамина С нет в продуктах, подвергнутых термической обработке. Читают текст учебника. Отвечают на поставленный вопрос. Делают вывод: -Таким образом, неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной Называют вещества, которые, по их мнению, мешает усвоению витаминов. | Предметные : учатся давать определения изученным понятиям: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз; описывать свойства витаминов, влияние на обмен веществ; классифицировать по различным признакам; анализировать и оценивать роль витаминов в жизни человека Познавательные УУД: учатся ориентироваться в учебнике и раздаточном материале, находить и использовать нужную информацию; учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием, учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; учатся выражать свои мысли. Личностные УУД: формирование личностного и жизненного самоопределения Предметные УУД: формирование знаний о витаминах, их роли в организме, авитаминозах, продуктах, в которых содержится витамин. Коммуникативные УУД: умение использовать речевые средства для представления результата Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; умение сравнивать свою работу с заданным эталоном. Предметные УУД: получение знаний о воздействии тепловой обработки на витамин С. Познавательные УУД: умение проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперемента. Коммуникативные УУД: умение строить продуктивное взаимодействие между сверстниками. Регулятивные УУД: умение работать в заданном темпе. Познавательные УУД: умение выделять необходимую информацию из текста учебника. Познавательные УУД: выдвижение тезисов |
Первичное закрепление | Решение проблемной ситуации Давайте вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет. Высказывание | -Витамины есть только в овощах и фруктах | -Чем больше съешь витаминов, будешь крепче и здоровее. | -В период инфекционных заболеваний необходимо употреблять витамин С | -Витамины нужно принимать только зимой и весной | -Недостаток витаминов может привести к заболеваниям. | Проанализируйте следующий эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда. «Как только наступали сумерки, многие слепли и смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться». | Анализируют факты. Исправляют ошибки. -Витамины содержатся как в растительной, так и в животной пище. | -Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток. | -Да. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. | -Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача. | -Да. | Объясняют отсутствие витамина А в пище солдат во время блокады Ленинграда: Он входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз и его наличие в рыбьем жире. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Витамин А присутствует в рыбьем жире. | Предметные УУД: учатся находить и исправлять ошибки в высказываниях по теме. Познавательные УУД: учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: учатся участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. Личностные УУД: - использование приобретенных знаний для поддержания здоровья. Предметные УУД: умение применять приобретенные знания в новых условиях. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. Личностные УУД: - использование приобретенных знаний для поддержания здоровья. |
Обобщение знаний | Сформулируйте принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма. | Обсуждение и ответы учащихся, запись принципов в тетрадь. -Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной. -Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов. -Больше времени бывать на улице. -Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять чай и кофе. -Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по рекомендации врача. -Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача. -Не злоупотреблять витаминами. | Познавательные УУД: учатся анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся аргументировать свое мнение. Личностные УУД: осознают принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма. |