СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биолоия 6 класс рабочая программа авт. Пасечник В.В. и др.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа по биологии для 6 класса к учебнику В.В.Пасечника содержит пояснительную записку, цели изучения предмета "Биология" , требования к уровню подготовки учащихся, нормы и критерии оценок, электронные издания, которые можно использовать при подготовке к урокам биологии, интернет ресурсы и календарно- тематическое планирование на 34 учебные недели.

Просмотр содержимого документа
«биолоия 6 класс рабочая программа авт. Пасечник В.В. и др.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Общеобразовательная Козьмогородская основная школа Мезенского района»

Рассмотрена

на заседании

педагогического совета

Протокол №__2____

от «_20___» _сентября__ 2014 г.


«Согласовано»

заместитель директора школы

__________ Г.В. Ружникова

от «_21___»_сентября__2014г.


«Утверждаю»

Приказ № _77/1___

от «_21_» _сентября__ 2014 г.

Директор школы

______________ Л.Л.Щебланова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «биология»

для 6 класса

основное общее образование

срок реализации 1 год

Составил программу учитель биологии

Ляпина Ирина Петровна



Козьмогородское 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Просвещение, 2008). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6-11 классы - М., Дрофа, 2008, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 6-м классе учащиеся получат и обобщат знания о многообразии растительного мира, одноклеточных и многоклеточных растениях, уровнях их организации, раскроют мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии животных на Земле, обобщат и углубят понятия об эволюционном развитии растений. Полученные биологические знания послужат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразии растений, их роли в природе и жизни человека, практическом значение и охраны. Формируются понятия о природном комплексе и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Цели:

  1. освоение знаний

  • о растительном организме;

  • о роли биологической науки и методах познания человеком растений;

  1. овладение умениями

  • применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности организмов;

  • использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии;

  • работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

  • проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием организмов, биологические эксперименты;

  1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей


  • в процессе проведения наблюдений за растительным организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  1. воспитание

  • позитивного ценностного отношения к живому организму;

  • культуры поведения в природе;

  1. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни

  • для охраны растений, оказания помощи в их воспроизведении;

  • оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде;

  • для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Результаты изучения курса «Биология» в 6 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 6 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности.

  • На первых уроках рассматривается клеточное строение организмов, многообразие бактерий и грибов, определяется место растений в природе, раскрываются особенности строения одноклеточных и многоклеточных организмов, проводится знакомство с разноуровневой организацией организмов растений.

  • На последующих уроках дается обзор основных систем органов покрытосеменных растений, вводятся сведения о строении семян, стебля, корня, тканях, деятельности растительного организма, об обмене веществ в растительной клетке, питании, делении и размножении.

  • На последующих занятиях рассматриваются вопросы систематизации растений, закономерности распространение растений на Земле, особенности природных сообществ и влияние хозяйственная деятельность человека на растительный мир.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим предлагается работа с тетрадью на печатной основой.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты растений. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

• Пасечник В.В., Биология. Бактерии. Грибы. Растения» бкл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. - М: Дрофа, 2009. - 96 с. Рабочая программа ориентирована на учебник:

• Пасечник В.В., «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 клМ.: Дрофа, 2009.-304 е.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов растения; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за растениями.



НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Электронные издания:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

  2. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

Интернет-ресурсы:www.bio.1september.ru; www.bio.nature.ru; www.edios.ru; www.km.ru/educftion



Календарно- тематическое планирование



Тема урока

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Виды деятельности

Вид

контроля

Дата проведения

Фактический

срок проведен

ия с причиной

корректировки

Введение. 2 ч.

1.


Биология- на ука о живой природе.

Введения

в тему

Показать взаимосвязь живых организмов ме жду собой и со средой обитания;познакоми

ть с методическим аппаратом учебника,прав илами работы с ним.Сформировать у учащих ся знания о биологии как науке,изучающей живые организмы;раскрыть роль живых организмов в природе и в жизни человека;

Знать взаимосвязь живых органи змов между собой и со средой об итания;методический аппарат уче бника и правила работы с ним; ро ль живых организмов в природе и в жизни человека;

Лекция




2.

РКЭкскурсия «Осенние явл ения в жизни растений»

Усвоения новых знаний

Показать многообразие растений,животных, их связи с окружающей средой;Ознакомить учащихся с осенними явлениями в жизни ра стений.

Знать многообразие растений и жи вотных,их связи с окружающ й сре дой;осенние явлениями в жизни растений.

Экскурсия

Груп пов ой



Тема I. Клеточное строение организмов. 5ч.

1/3.


Устройство

увеличительных приборов.

Усвоения новых знаний

Сформировать понятия о клетке и клеточном строении организмов;познакомить учащихся с устройством лупы,светового микроскопа, научить ребят пользоваться ими.

Знать понятия о клетке,клеточном строении организмов;устройство лупы и светового микроскопа,по

льзоваться ими.

Практика

Груп пов ой



2/4.


Строение клетки.

Введения в тему

Сформировать понятия об оболочке,цитопла зме,ядре,вакуолях;продолжить формирован

ие умения работать с микроскопом;научить школьников готовить микропрепарат кожи

цы лука,находить основные части клетки на микропрепарате и таблице,схематически изо бражать строение клетки.

Знать понятия об оболочке,цитоп

лазме, ядре,вакуолях;уметь работ ать с микроскопом;готовить микр опрепарат кожицы лука,находить основные части клетки на микроп репарате и таблице, схематически изображать строение клетки.

Лекция. Прак тика

Груп пов ой



3/5.

Строение клетки (пластиды).

Углубления в тему

Продолжить формирование умений в исполь зовании микроскопа и приготовлении микро препаратов;закрепить и расширить знания учащихся о строении клетки.

Знать строение клетки;уметь поль зоваться микроскопом и готовить микропрепараты.

Лекция Практика

Индивидуальный



4/6.

Жизнедеятельность клетки

Усвоения новых знаний

Дать учащимся первоначальные представле ния о жизнедеятельности клетки.

Знать жизнедеятельность клет ки.

Лекция Практика

Груп пов ой



5/7.

Ткани.

Усвоения новых знаний

Систематизировать знания о строении и жиз недеятельности растительной клетки клеточ ном строении растений;дать первоначальные представления о тканях растительного орган изма и о функциях, которые они выполняют.

Знать строение и жизнедеятельно сть растительной клетки,клеточн ое строении растений;ткани расти тельного организма и функции,ко торые они выполняют.

Лекция Практика

Груп пов ой



Тема ІІ. Царства Бактерии и Грибы. 6 ч.

1/8.


Строение и

жизнедеятель ность

бактерий.

Введения в тему

Познакомить учащихся с характерными приз наками бактерий,их отличием от растений и животных;раскрыть особенности строения, питания, размножения и распространения ба ктерий.

Знать характерные признаки бак терий,их отличие от растений и животных;особенности строения, питания,размножения и распрост ранения бактерий.

Лекция




2/9.


Роль бактери й в природе и жизни челове ка.

Усвоения новых знаний

Познакомить учащихся с различными групп ами бактерий и их ролью в природе и жизни человека.

Знать различные группы бактер ий и их роль в природе и жизни человека.

Лекция

Индивидуальный




3/10.

Общая харак теристика грибов.

Усвоения новых знаний

Познакомить учащихся с характерными при знаками грибов,их строением,питанием,разм ножением, ролью в природе и жизни челове ка.

Знать характерные признаки гриб ов,их строение,питание,размноже ние,ролью в природе и жизни чело века.

Беседа

Фронтальный



4/11.


Шляпочные грибы Арх. обл.РК

Усвоения новых знаний

Познакомить учащихся с особенностями стр оения и жизнедеятельности шляпочных гриб ов,с ядовитыми и съедобными грибами,прав илами сбора грибов,технологией их выращи вания.

Знать особенности строения и жи знедеятельности шляпочных,ядов итых,съедобных грибов,правила сбора грибов,технологию их выра щивания.

Дискуссия

Фронтальный



5/12.

Плесневые грибы и дрожжи.

Усвоения новых знаний

Изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрож жей,раскрыть их роль в природе и народном хозяйстве.

Знать особенности строения и пр оцессы жизнедеятельности плесне вых грибов и дрожжей,их роль в природе и народном хозяйстве.

Лекция

Индивидуальный



6/13.

Грибы парази ты.Обобщение материала.

Усвоения новых зна ний Обоб щения

Познакомить уч-ся с грибами-паразитами;по казать роль грибов в круговороте веществ в природе;раскрыть использование грибов в различных областях народного хозяйства;об общить знания учащихся о бактериях и гриб ах как самостоятельных царствах органичес кого мира.

Знать признаки грибов-паразитов; их роль в круговороте веществ в природе;пути использования гриб ов в различных обласях народного хозяйства;бактерии и грибы как са мостоятельное царство органичес кого мира.

Дискуссия


тест

Груп пов ой



ІІІ. Царство Растения. 8 ч.

1/14.

Разнообразие распространение и значен ие растений.

Введение в тему

Познакомить учащихся с многообразием цар ства растений,местами их обитания,значени ем растений в природе и жизни человека;сфо рмировать понятие о ботанике,как науке о растениях;ввести понятия о низших и выс

ших растениях.

Знать признаки растений,места их обитания,значение растений в при роде и жизни человека;понятия «ботаника»,«низшие»,«высшие» растения.

Лекция




2/15.

Одноклеточные водорос ли.

Усвоения новых знаний

Познакомить учащихся с особенностями среды обитания,строения и жизнедеятельнос ти одноклеточных водорослей как наиболее просто организованных представителей рас тительного мира.

Знать особенностями среды обита ния,строения,жизнедеятельности одноклеточных водорослей.

Лекция

Индивидуальный



3/16.


Многоклеточные водорос ли Белого мо ря.РК

Усвоения новых знаний

Познакомить уч-ся с особенностями строен

ия многоклеточных водорослей;научить раб отать с учебником:находить главные мысли

в тексте,составлять план параграфа,работать

с иллюстрациями.

Знать особенностями строения м

ногоклеточных водорослей;уметь работать с учебником:находить гл авные мысли в тексте,составлять план параграфа.

Практика

Лекция

Груп пов ой



4/17.


Лишайники Арх. обл.РК


Усвоения новых знаний

Познакомить уч-ся с особенностями строен ия и жизнедеятельности лишайников как сим биотических организмов;показать приспособ ленность лишайников к разнообразным усло виям обитания;их роль в природе и жизни человека.

Знать особенности строения и жи знедеятельности лишайников;при способленность лишайников к ра знообразным условиям обитания; их роль в природе и жизни челове ка.

Лекция

Индивидуальный



5/18.


Мхи Арх. обл.РК.

Усвоения новых знаний

Познакомить уч-ся с характерными особенно стями высших растений на примере мхов;по казать черты усложнения в организации мхо

в по сравнению с водорослями;познакомит

со средой обитания и распространения мхов; раскрыть их роль в природе и хозяйственное значение.

Знать особенности высших раст ений;черты усложнения в органи зации мхов по сравнению с водор ослями;среду обитания и распрос транения мхов;роль в природе и хозяйственное значение.

Лекция

Индивидуальный



6/19.

Папоротники, хвощи и плауны Арх. обл.РК.

Усвоения новых знаний

Познакомить уч-ся с особенностями строен

ия папоротников,хвощей,плаунов,с признака ми их более высокой организации по сравне ниию с мхами,с ролью папоротникообразных растений в природе,их практическим значен ием в жизни человека,охраной данной групп

пы растений.

Знать особенности строения папо ротников,хвощей и плаунов,их бо лее высокую организацию по срав нению с мхами,роль папоротнико образных растений в природе,их практическое значение в жизни человека.

Беседа

Фронтальный



7/20.


Голосемен

ные Арх. обл.РК

Усвоения новых знаний

Познакомить уч-ся с многообразием голосем енных растений,особенностями их строения; показать значение голосеменных в природе

и жизни человека.

Знать особенности,многообразие голосеменных растений,особенно сти их строения;значение голосем енных в природе и жизни людей.

Беседа

Фронтальный



8/21.


Покрытосеменные Арх. обл.РК.

Усвоения новых зна ний Обоб щения

Обобщить и углубить знания уч-ся об особен ностях строения,многообразии,среде обитан ия,значении в природе и жизни человека пок рыто семенных как самостоятельной высоко организованной и господствующей в настоя щее время на Земле группы растений;показа ть влияние хозяйственной деятельности челов ека на видовое многообразие растений,меры охраны редких и исчезающих видов Арх.обл.

Знать особенности строения,мно гообразие,среду обитания,значен

ие в природе и жизни человека по крытосеменных как самостоятель ной группы растений;влияние хоз яйственной деятельности человека на видовое многообразие растений, меры охраны редких и исчезающ

их видов Арх.обл.

Беседа


тест

Фронтальный



Тема IV. Строение и многообразие покрытосеменных растений. 15 ч.

1/22.


Строение се мян двудоль ных расте ний.

Введение в тему

Познакомить уч-ся с особенностями строении

я семян двудольных растений;расширить зна ния учащихся о значении семян в жизни раст

ений,преимуществах семян перед спорами; продолжить формирование у учащихся уме ний лабораторных исследований.

Знать особенности строения сем ян двудольных растений;значение семян в жизни растений,преимущ ества семян перед спорами;уметь проводить лабораторные исследо вания.

Практика

Лекция

Груп пов ой



2/23.


Строение сем ян однодольн ых растений.

Усвоения новых знаний

Развить знания уч-ся о строении семени на основе изучения особенностей строения сем ян однодольных растений;продолжить форм ирование умения работы с учебником.

Знать особенности строения сем ян однодольных растений; уметь работать с учебником.

Лекция

Индивидуальный



3/24.


Виды корней и типы корневых систем.

Усвоения новых знаний

Сформировать у уч-ся знания о видах корней и типах корневых систем;выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем;познакомить с функциями корня;продолжить формирование умения де лать выводы на основании результатов лабо раторной работы.

Знать особенности корней и типы корневых систем;уметь распозна вать на натуральных объектах ти пы корневых систем;функции кор ня;делать выводы на основании результатов лабораторной работы.

Практика

Лекция

Груп пов ой



4/25.


Зоны корня.

Усвоения новых знаний

Продолжить знакомство уч-ся со строением корня;сформировать понятие о зонах корня; раскрыть особенности строения клеток раз личных зон корня в связи с выполняемой фу нкцией;продолжить формирование понятия о тканях и показать на конкретных примерах зон корня определенные виды тканей; продо лжать вырабатывать умения работы с лабора торным оборудованием.

Знать особенности строения кор ня;особенности строения клеток различных зон корня в связи с вы полняемой функциией;показывать на конкретных примерах зон кор

ня определенные виды тканей;уме ть работать с лабораторным обору дованием.

Практика

Лекция

Груп пов ой



5/26.


Видоизменения корней.

Углубления в тему

Сформировать понятие о видоизменении кор ней,рассматривая видоизмененные корни как результат приспособления растения к условии ям существования;показать биологическое и хозяйственное значения корнеплодов.

Знать видоизменения корней;био логическое и хозяйственное значе ния корнеплодов.

Лекция

Индивидуальный



6/27.


Побег и почки.

Усвоения новых знаний

Сформировать понятия:«побег»,«почки вегет ативные и генеративные»;познакомить учащ ихся с типами листорасположения;объяснить, как распознавать вегетативные и генеративн ые почки,их расположение на стебле.

Знать развитие побега из почки; сущность процессов роста и развития растений.

Лекция

Индивидуальный



7/28.

Внешнее строение листа.

Усвоения новых знаний

Сформировать у уч-ся знания о листе как ва жной составной части побега;познакомить с особенностями строения и основными функ циями листа;научить распознавать простые и сложные листья,их жилкование и расположе ние на стебле.

Знать особенности строения и фу нкции листа;распознавать простые и сложные листья,их жилкование

и расположение на стебле.

Беседа

Фронтальный



8/29.


Клеточное строение листа.

Углубления в тему

Познакомить уч-ся с клеточным строением листа;установить связь особенностей строен ия клеток с выполняемыми ими функциями; продолжить формирование умения приготов ления микропрепарата и работы с ним.

Знать клеточное строение листа; уметь приготавливать микропреп араты и работать с ним.

Практика

Лекция

Груп пов ой



9/30.

Видоизменение листьев.

Углубления в тему

Познакомить уч-ся с видоизменением листь

ев как результатом приспособления к услови ям обитания.

Знать видоизменения листьев как результат приспособления к условиям обитания.

Беседа

Фронтальный



10/31


Строение стебля.

Усвоения новых знаний

На основе актуализации знаний о побеге и его строении показать роль стебля в жизни растения;познакомить уч-ся с внешним и вн утренним строением стебля;установить взаи мосвязь особенностей строения стебля в свя зи с выполняемыми им функциями.

Знать роль стебля в жизни растен ия;внешнее и внутреннее строен ие стебля;взаимосвязь особеннос тей строения стебля в связи с выпо лняемыми им функциями.

Практика

Лекция

Груп пов ой



11/32

Видоизмененные побеги.

Усвоения новых знаний

Познакомить уч-ся с видоизмененными побе гами,их биологическим и хозяйственным зна чением;продолжить формирование у учащих

ся умения проводить лабораторные исследов ания и делать выводы.

Знать видоизмененные побеги,их биологическое и хозяйственное зн ачение;уметь проводить лаборато

рные исследования и делать выводы.

Беседа

Фронтальный



12/33


Строение цветка.

Усвоения новых знаний

Сформировать у уч-ся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеме нных растений;раскрыть биологическое знач ение главных частей цветка-пестика, тычин ок;на основе установления сходства в строен ии цветков различных растений подвести уч- ся к выводу о родстве покрытосеменных.

Знать цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений;значение главных частей цветка-пестика и тычинок;родство покрытосеменных растений.

Лекция

Индивидуальный



13/34

Соцветия.

Усвоения новых знаний

Познакомить уч-ся с наиболее распростране нными соцветиями и показать их биологичес кое значение.

Знать наиболее распространен ные соцветия и их биологическое значение.

Лекция




14/35


Плоды.Растения нашего края.РК.

Усвоения новых знаний

Познакомить уч-ся с разнообразием растен ий и плодов нашего края;подвести уч-ся к выводу о родстве цветковых растений; продо лжить формирование умения работать с лите ратурой.

Знать разнообразие растений и плодов нашего края; уметь работа ть с литературой.

Беседа

Фронтальный



15/36

Распространение плодов и семян.

Усвоения новых зна ний Обоб щения

Познакомить уч-ся со значением распростра нения плодов и семян,с различными приспо соблениями к распространению,возникшими в процессе эволюции;продолжить формиров ание умений работать с натуральными объек тами и учебной литературой.

Знать распространение плодов и семян,их приспособления к распр остранению возникшие в процес се эволюции;уметь работать с натура льными объектами и учебной лите ратурой.

Беседа


тест

Груп пов ой



Тема V. Жизнь растений. 16 ч.

1/37.


Химический состав растений.

Введение в тему

Познакомить уч-ся с химическим составом растений;продолжать формирование умения выполнять лабораторные опыты и делать вы воды на основании полученных результатов.

Знать химический состав растений; уметь выполнять лабораторные оп ыты и делать выводы на основан

ии полученных результатов.

Лекция




2/38.


Минеральное питание растений.

Усвоения новых знаний

Расширить представление уч-ся о питании живых организмов,значении питания;познак омить с минеральным питанием растений;ак туализировать знания о почве,расширить пре дставления об удобрениях и способах их вне сения в почву,значении удобрений для разви тия и роста растений.

Знать питание живых организмов, минеральное питание растений; удобрения и способы их внесения в почву, значение удобрений для развития и роста растений.

Лекция

Индивидуальный



3/39.


Фотосинтез.

Углубления в тему

Продолжить формирование понятия о питан ии растений;познакомить с воздушным спос обом получения растением веществ,необход имых для питания;раскрыть понятие «фотос интез»;показать роль света как необходимог о условия протекания фотосинтеза;выявить приспособленность растений к использован ию света в процессе фотосинтеза;раскрыть значение фотосинтеза в природе и жизни че ловека;обратить внимание уч-ся на проблему загрязнения воздушной среды.

Знать воздушное питание расте ний; понятие «фотосинтез»; роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза; значение фотосинтеза в природе и жизни человека; проблему загрязнения воздушной среды.

Лекция

Индивидуальный



4/40.


Дыхание растений.

Углубления в тему

Познакомить уч-ся с дыханием растений;пок азать различия и взаимосвязи процессов дых ания и фотосинтеза;обратить внимание на сохранение чистоты воздуха.

Знать дыхание растений;различия и взаимосвязи процессов дыхания и фотосинтеза; необходимость сохранения чистоты воздуха.

Беседа

Фронтальный



5/41.


Испарение воды.

Усвоения новых знаний

Познакомить уч-ся с важной функцией листа - испарением воды;показать причинную обусл овленность этого процесса,зависимость от

факторов окружающей среды;познакомить уч-ся со значением листопада в жизни расте ний.

Знать процесс испарения воды лис тьями;зависимость от факторов ок ружающей среды;значение листо пада в жизни растений.

Беседа

Фронтальный



6/42.

Передвижение минераль ных веществ.

Усвоения новых знаний

Сформировать понятия о проводящей функц ии стебля,о взаимосвязи стебля с выполняем ой функцией.

Знать понятия о проводящей функ ции стебля,взаимосвязи стебля с выполняемой функцией.

Лекция




7/43.

Передвижение по стеблю органических веществ».

Усвоения новых знаний

Продолжить формирование понятий о перед вижении веществ по стеблю и взаимосвязи строения стебля с его функциями.

Знать передвижение веществ по стеблю и взаимосвязи строения стебля с его функциями.

Лекция

Индивидуальный



8/44.


Прорастание семян.

Усвоения новых знаний

Познакомить уч-ся с условиями прорастания семян,зависимостью этого процесса от факт оров окружающей среды;сформировать зна ния,необходимые для правильного посева семян,о росте и питании проростков.

Знать условия прорастания семян, зависимость этого процесса от фа кторов окружающей среды; прави ла посева семян, рост и питание проростков.

Лекция

Индивидуальный



9/45.


РКЭкскурсия «Зимние явле ния в жизни растений».

Поиск

Познакомить уч-ся с обликом деревьев и кус тарников зимой,их характерными особеннос тями (форма кроны,окраска коры,ветвление, расположение почек),с приспособлениями ра стений к зимним условиям;развить умения уч-ся проводить самостоятельные наблюден ия в природе;продолжить работу по эстетиче скому и экологическому воспитанию уч-ся.

Знать облик деревьев и кустарник ов зимой,их характерные особенн ости(форму кроны,окраску коры, ветвление,расположение почек), приспособления растений к зимн им условиям;уметь проводить са мостоятельные наблюдения в при роде.

Практика

Груп пов ой



10/46


Растительный организм как единое целое.

Усвоения новых знаний

Систематизировать знания уч-ся о взаимосвя зи всех органов и процессов в растительном организме, подвести их к пониманию,что ра стение-целостный организм,в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Знать взаимосвязи всех органов и процессов в растительном организ ме,что растение-целостный орган изм,в котором все процессы жизне деятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Лекция

Индивидуальный



11/47


Способы раз множения рас тений.

Усвоения новых знаний

Познакомить уч-ся со способами размножен ия растений;сформировать понятия:«половое, бесполое,вегетативное размножение»,«гаме та»,«зигота»,«сперматозоид»,«спермий»,«яй цеклетка»;продолжить формирование умении

я работать с учебником.

Знать способы размножения расте ний;понятия:«половое,бесполое,ве гетативное размножение»,«гаме та»,«зигота»,«сперматозоид»,«спе рмий»,«яйцеклетка»;уметь работа ть с учебником.

Практика Беседа

Груп пов ой



12/48

Размножение споровых растений.

Углубления в тему

Познакомить уч-ся с размножением споров ых растений;сравнивая размножение водоро слей,мхов и папоротников,подвести уч-ся к выводу о родстве и единстве происхождения

Знать размножение споровых рас тений;сравнивать размножение водорослей, мхов и папоротник ов;уметь делать вывод о родстве и единстве растений.

Беседа

Фронтальный



13/49


Размножение

голосеменных растений.

Углубления в тему

Познакомить уч-ся с размножением голосем енных растений;показать преимущество сем енного размножения перед споровым.

Знать размножение голосеменных растений;преимущество семенно

го размножения перед споровым.

Лекция




14/50


Вегетативное размножение покрытосеменных расте ний.

Углубления в тему

Познакомить уч-ся со способами вегетативн ого размножения покрытосеменных растен ий;показать роль вегетативного размножен ия в природе и сельскохозяйственном производстве.

Знать способы вегетативного разм ножения покрытосеменных расте ний;роль вегетативного размноже ния в природе и сельскохозяйстве

нном производстве.

Лекция

Индивидуальный



15/51


Оплодотворение у покры тосеменных растений.

Углубления в тему

Познакомить учащихся с особенностями пол ового размножения у покрытосеменных рас тений и образованием у них семян и плодов.

Знать особенности полового разм ножения у покрытосеменных рас тений и образование у них семян и плодов.

Лекция




16/52


Способы опы ления покры тосеменных растений.

Углубления в тему Обобщения

Познакомить учащихся со способами опыле ния цветковых растений,приспособлениями растений к различным способам опыления; значением опыления в жизни растений.

Знать способы опыления у цветко вых растений,приспособления рас тений к различным способам опы ления;значение опыления в жизни растений.

Беседа


тест

Груп пов ой



Тема VI. Классификация растений. 6 ч.

1/53.


Основы клас

сификации

растений.

Введение в тему

Дать первоначальные представле ния о клас сификации растений;познакомить с основны ми систематическими группами растений;сф ормировать у учащихся умение распознавать однодольные и двудольные растения.

Знать классификацию растений; основные систематические груп пы растений;распознавать однодо льные и двудольные растения.

Лекция




2/54.


Деление пок рытосеменных растений на классы и семейства.

Усвоения новых знаний

Познакомить уч-ся с признаками растений классов двудольных и однодольных; сформи ровать понятия о семействах покрытосеменн ых растений,о многообразии цветковых рас тений и их хозяйственном значении.

Знать признаки растений классов двудольных и однодольных; поня тия о семействах покрытосеменн ых растений,о многообразии цве тковых растений и их значении.

Лекция

Индивидуальный



3/55.


Семейство Крестоцветные (Капуст ные). Р /К

Поиск

Познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства крестоцветн ых;показать хозяйственное значение этих ра стений;научить составлять морфологическое описание растений.

Знать отличительные признаки ра стений семейства крестоцветных; хозяйственное значение этих рас тений;составлять морфологическ ое описание растений.

Исследования

Груп пов ой



4/56.

Семейство Ро зоцветные и Пасленовые.


Углубления в тему

Познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейств розоцветных и пасленовых;показать значения растений эт их семейств для человека;продолжить форм ировать умение составлять морфологическое описание растения.

Знать отличительные признаки ра стений семейств розоцветных и пасленовых;значения растений эт их семейств для человека;составл ять морфологическое описание растения.

Лекция

Индивидуальный



5/57.


Семейство Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астро

вые). Р К

Углубления в тему

Познакомить учащихся с многообразием и от личительными признаками растений семейст

в мотыльковых и сложноцветных; показать значение растений этих семейств в природе и жизни человека; продолжить формирование умений делать морфологическое описание и распознавать цветковые растения.

Знать многообразие и отличитель ные признаки растений семейств мотыльковых и сложноцветных; значение растений этих семейств в природе и жизни человека;дела ть морфологическое описание и распознавать цветковые растения

Беседа


Фронтальный



6/58.

Класс Однод ольные. Сем ейства Лиле йные и Злаки (Мятлико

вые) РК

Углубления в тему Обобщения

Познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семе йств лилейных и злаков, их биологическими особенностями;продолжить работу по форми рованию умения распознавать цветковые рас тения,определять их систематическое полож ение.

Знать отличительные признаки и многообразие растений семейств лилейных и злаков,их биологичес кие особенности;распознавать цв етковые растения, определять их систематическое положение.

Беседа


тест

Груп пов ой



Тема VII. Природные сообщества. 6 ч.

1/59.

Основные эко логические факторы.

Введения в тему

Сформировать понятие об экологических фа кторах;показать влияние экологических факт оров на растения; подвести учащихся к выво ду о взаимосвязях в природе.

Знать понятие экологические фак торы; влияние экологических фак торов на растения; взаимосвязи в природе.

Беседа

Фронтальный



2/60.


Характеристи ка основных экологических факторов.

Углубления в тему

Познакомить учащихся с основными экологи ческими группами растений;выявить особен ности строения растений разных экологичес ких групп.

Знать основные экологические гр уппы растений;особенности строе ния растений разных экологическ их групп.

Лекция

Индивидуальный



3/61.

Растительные сообщества.

Углубления в тему

Сформировать у учащихся понятие о растит ельном сообществе;познакомить с типами ра стительных сообществ;раскрыть понятия «ра стительность» и «типы растительности».

Знать понятие о растительном соо бществе;типы растительных сооб ществ;понятия «растительность» и «типы растительности».

Лекция

Индивидуальный



4/62.


Взаимосвязи в растительно м сообществе

Углубления в тему

Показать приспособленность организмов к совместному проживанию в сообществе;дать представление о развитии и смене природн

ых сообществ.

Знать приспособленность органи змов к совместному проживанию в сообществе; развитие и смену природных сообществ.

Лекция

Индивидуальный



5/63.


Экскурсия РК «Природное сообщество и влияние на не го деятельнос ти человека».

Экскурсия

Познакомить учащихся с многообразием ди корастущих цветковых растений края,их при способленностью к обитанию в сообществе; закрепить умения школьников распознавать виды растений изученных семейств;соблюда ть правила поведения в природе;продолжить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся;показать влияние деят ельности человека на природное сообщество

Знать многообразие дикорастущ их цветковых растений края,прис пособленность к обитанию в сооб ществе;влияние деятельности чел овека на природное сообщество; уметь распознавать основные ви ды растений;соблюдать правила поведения в природе.

Практика

Груп пов ой



6/64.

Обобщающий урок по теме «Природные сообщества».

Обобщения

Систематизировать и обобщить материал, из ученный в теме«Природные сообщества»;пр оверить умения объяснять взаимосвязь стро ения растения с условиями среды обитания, раскрывать многогранные связи организмов в сообществе,обосновывать значение природ оохранной деятельности человека для сохра нения и умножения растительного мира.

Знать материал,изученный в теме «Природные сообщества»; уметь объяснять взаимосвязь строения растения с условиями среды обит ания, раскрывать многогранные связи организмов в сообществе,зн ачение природоохранной деятель ности человека.

Беседа


тест

Груп пов ой



Тема VIII. Развитие растительного мира. 4 ч.

1/65.


Многообразие растений и их происхож дение.

Введения в тему

Обобщить знания учащихся о многообразии растений;познакомить с методами изучения древних растений;подвести учащихся к выво ду об изменении и развитии растительного мира;научить их доказывать,что многообраз ие растительного мира-результат длительно го исторического развития.

Знать многообразии растений;мет оды изучения древних растений; подвести учащихся к выводу об из менении и развитии растительно го мира;уметь доказывать истори ческое развитие.

Беседа





2/66.


Основные этапы разви тия раститель ного мира.

Углубления в тему

Познакомить учащихся с основными этапа ми развития растительного мира; показать, как усложнялись растения в процессе истори ческого развития и подвести к выводу о том, что усложнение строения растений связано с изменяющимися условиями обитания.

Знать основные этапы развития растительного мира; как усложня лись растения в процессе истори ческого развития и, что усложне ние строения растений связано с изменяющимися условиями обит ания.

Лекция

Индивидуальный



3/67.


Влияние хозя йственной де ятельности че ловека на рас тительный мир.

Углубления в тему

На конкретных примерах показать положи тельное и отрицательное влияния деятель ности человека на жизнь растений; позна комить учащихся с основными направления ми охраны растительного мира.

Знать положительное и отрицате льное влияния деятельности чело века на жизнь растений;основные направления охраны растительно го мира.

Лекция

Индивидуальный



4/68.

Заключительный урок по курсу. Летние задания.

Обобщения

Подвести итоги изучения биологии в 6 клас се; раскрыть содержание и методы выполне ния летних заданий.

Знать содержание и методы выпо лнения летних заданий.

Беседа


Фронтальный