Отдел образования, спорта и туризма Оршанского райисполкома
ГУО «Средняя школа №21 г.Орши»
Разработка урока по биологии
«Биотические взаимоотношения
популяций в экосистемах»
Подготовил
учитель биологии
Апечёнок А.В.
I квалификационная категория
Тема: «Биотические взаимоотношения популяций в экосистемах»
Цель: предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать о многообразии биотических взаимоотношений и взаимозависимости организмов в биоценозе, уметь определять различные типы экологических взаимодействий между популяциями одного или разных биологических видов и успешно справятся с тестом по теме в конце урока.
Задачи:
показать многообразие биотических взаимоотношений и взаимозависимость организмов в биоценозе;
развивать познавательный интерес к процессу изучения различных типов экологических взаимодействий между популяциями одного или разных биологических видов;
способствовать формированию чувства ответственности за сохранение равновесия в природе.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Организационный момент (2 минуты)
(Задачи учителя на этапе: обеспечить доброжелательную обстановку на уроке, психологически подготовить учащихся к общению)
Здравствуйте! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Тогда в добрый путь!
Притча:
-Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в классе такую атмосферу, в которой вы будите чувствовать себя «как дома».
II. .Этап актуализации опорных знаний (стадия вызова)
Подготовка к осмыслению темы (3 минуты)
(Учитель организует деятельность учащихся по актуализации знаний по изученной теме. Организует ситуацию для осознания учащимися степени знаний. Оценивает результаты работы класса по результатам самооценки учащимися своих ответов.)
Проверка терминологии предыдущей темы. Учащимся необходимо устно раскрыть значение терминов:
· Биологическая продуктивность.
· Продукция экосистемы
· Биомасса экосистемы
· Первичная продукция
· Вторичная продукция
· Чистая продукция
III. Мотивационный этап (3 минуты)
(Учитель создает условия для определения темы и задач урока учащимися, актуализирует субъектный опыт учащихся, обеспечивает мотивацию учения.)
-Я хочу зачитать вам отрывок из известной сказки «Теремок». Послушайте внимательно, и ответьте на вопросы.
Отрывок из сказки:
Идет медведь косолапый. Увидел он теремок, услышал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
—Иди к нам жить!
Вопросы:
1.О чем идёт речь в данном отрывке?
2. Как этот отрывок связан с нашим уроком?
3. Как может звучать тема урока?
4. Какие цели и задачи нам необходимо решить, чтобы
( Учащиеся слушают отрывок, отвечают на вопросы, называют тему урока, цель и задачи)
Отлично, у нас с вами сегодня общие цели, предполагаю, что к концу урока вы будете знать о многообразии биотических взаимоотношений и взаимозависимости организмов в биоценозе, уметь определять различные типы экологических взаимодействий между популяциями одного или разных биологических видов и успешно справитесь с тестом по теме в конце урока.
IV. Новая тема (15 минут)
(Учитель направляет учащихся на поиск, инструктирует о работе по самостоятельному изучению нового материала, заполнению инструктивных карточек со схемами и вопросами. Учащиеся знакомятся с новым материалом. Определяют вопросы для самостоятельной работы над темой. Осмысливают уровень знаний по новой теме.)
-Назовите мне ключевое слово в названии темы. Конечно «взаимоотношения».
Ни один живой организм на нашей планете не может существовать изолированно. Организмы образуют определенные сообщества, приспособленные к совместному обитанию. Совокупность взаимоотношений между организмами – биотические факторы среды. Поэтому эти взаимоотношения называются биотическими.
Как вам уже известно, любую, даже самую маленькую территорию наземной, водной или воздушной среды населяет множество организмов, относящихся к разным видам, т.е. множество популяций. Все эти популяции вступают между собой в тесные отношения, которые могут носить самый различный характер.
Американский эколог Ю. Одум предложил классифицировать взаимоотношения по характеру их влияния на взаимодействующие популяции. Взаимодействия двух популяций теоретически можно представить в виде парных комбинаций символов.
«+» - выгода «--»- вред
«0» - нейтральное взаимоотношение (написано на доске)
В природе существуют все возможные комбинации. Давайте составим все варианты комбинаций
(Учащиеся говорят сочетание, а учитель пишет на доске)
++, +0, +-, -0, --, 00.
- Теперь подошло время для вашей самостоятельной работы по изучению основных видов взаимоотношений между организмами.
На каждой парте есть инструктивные карточки со схемами и вопросами. Ваша задача - выявить типы взаимоотношений и охарактеризовать их (приложение 1).
Тип взаимоотношений
конкуренция | хищничество | симбиоз |
Конкуренция - это взаимоневыгодные отношения, проявляется в виде агрессии прямой или косвенной. (+ -)
Конкуренция
Пример (прямого уничтожения Пример (между растениями
серая и черная крысы) за воду, мин.вещ.)
Хищничество (+ -)- это взаимосвязь, при которой один организм (хищник) живёт за счёт другого (жертвы), в результате его умерщвления и поедания.
Коэволюция - это приспособление жертвы и хищника друг к другу
Пример хищничества - хищничество встречается не только у животных, но и у растений (семейство росянковых) и грибов.
Симбиоз- это длительное сожительство двух или нескольких видов, извлекающих из него взаимную или одностороннюю пользу на основе топических или трофических связей.
Паразитизм (+ -) Эктопаразиты эндопаразиты | Комменсализм (+ 0) А) нахлебничество Б) квартиранство | Мутуализм (++) |
Пример ( ) пример (белый медведь пример (микориза)
и песцы; эпифиты на дереве.)
V.Физкультминутка (1минута)
Учащиеся выполняют упражнения для снятия напряжения мышц плечевого пояса, восстановления мозгового кровообращения в сочетании с материалом урока.
VI. Закрепление изученного материала (5 минут)
(Учитель обеспечивает закрепление учащимися материала, повышение уровня его осмысления.Организует выполнение упражнений на закрепление и систематизацию знаний.)
-Найдите соответствие:
Тип взаимоотношений: Примеры:
1.Хищничество а. личинка кузнечика и взрослый кузнечик
2.Симбиоз б.волк и олень
3.Конкуренция внутривидовая в.лишайники
4.Конкуренция межвидовая г.аскарида и человек
5.паразитизм д.прусак и черный таракан
6.мутуализм е.акула и рыба-прилипала
7.комменсализм ж.подберезовик и береза
Ответы: 1-Б; 2-В; 3-А; 4-Д; 5-Г; 6-Ж; 7-Е;
VII. Выходной контроль. (11 минут)
(Учитель организует проведение и проверку тестового задания. Выявляет качество знаний учащихся. Обеспечивает развитие способности к оценочным действиям.)
-Давайте проверим как вы усвоили новую тему. Перед вами лежит тест (приложение 1 ), ответьте на его вопросы в рабочих тетрадях.
VIII. Домашнее задание (2 минуты)
(Учитель проводит инструктаж по выполнению дом, задания, проверяет понимание способа выполнения домашнего задания)
§21, для тех, кто желает повысить свой уровень знаний учитель предлагает составить кроссворд о типах взаимоотношений организмов.
IX. Рефлексия (3 минуты)
(Учитель подводит итог урока, инициирует рефлексию учащихся по вопросам своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками, выявляет степень выполнения цели и задач, выставляет в журнал и комментирует отметки)
- Давайте вернемся к нашим целям урока? Какие были поставлены? Чего мы достигли?
- Что нового вы для себя открыли?
- Какие вопросы вызвали затруднения?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
Приложение 1
Тест
1.Что такое симбиоз?
А - прямое уничтожение жертвы.
Б - совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связей с другими видами.
В - форма взаимоотношений, при котором каждый вид использует другой в качестве источника питания, принося вред хозяину.
2. Под биотическим фактором понимают:
А -сумму воздействия живых организмов.
Б - воздействие человека на организмы.
В - факторы неживой природы.
3.Какое из перечисленных взаимодействий относится к хищничеству?
А - на теле хозяина живут вши.
Б - волки поедают мелких травоядных.
В - насекомые питаются нектаром цветковых растений.
4.Азотфиксирующие бактерии относятся к:
А - сапрофитам. Б - симбионтам. В - паразитам.
5.Выберите пример паразитизма:
А - берёза и гриб подберёзовик. Б - гриб - спорынья и злаки. В - лишайники.
6.Выберите пример конкуренции:
А - акула и рыбы прилипалы.
Б - деревья и микоризные грибы.
В - ель в берёзовом лесу.
7. Выберите пример мутуализма:
А - кедровая сосна и кедровка.
Б - берёза и гриб - трутовик.
В - гриб- фитофтора и картофель
8. Борьба внутри вида или между особями различных видов за пищу, ареал обитания:
А – конкуренция
Б - хищничество.
В – паразитизм