Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский государственный техникум технологий и сервиса»
Бюджетно – налоговая политика
Автор: Железнякова М. А.
Курск
2018
Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги.
Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о налогово-бюджетной политике (сфере, системе, отношениях и т.п.). Иногда вместо термина «бюджетно-налоговый» используется его синоним «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна и fiscalis - относящийся к казне).
Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний и стабилизацию экономики в краткосрочном периоде :
полной занятости ресурсов;
стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);
стабильного уровня цен.
Бюджетно-налоговая, называемая также финансово-бюджетной, политика распространяет свое действие на основные элементы государственной казны.
Объединяется :
Бюджетная политика
доходов и расходов
Налоговая политика
доходов и расходов
Одна из важнейших ее задач состоит в поиске источников формирования централизованных денежных фондов. Оказывая влияние на совокупный спрос и предложение, она воздействует на общую экономическую конъюнктуру.
В макроэкономической финансово-бюджетной политике принято рассматривать две генеральные линии поведения государства, которые зависят от общей экономической ситуации в стране:
Период экономического бума, резкого подъема деловой активности фискальная политика носит ограничительный характер, сдерживает параметры роста в допустимых пределах;
01
При нарастании спада производства фискальная политика носит расширительный характер, т.е. направлена на расширение производства и других видов экономической деятельности
02
Стабилизационная политика находится между этими двумя курсами и соответствует устойчивому состоянию экономики. Иначе говоря, эта политика стремится приблизить макроэкономические показатели к оптимальным.
05
Стабилизационная политика находится между этими двумя курсами и соответствует устойчивому состоянию экономики. Иначе говоря, эта политика стремится приблизить макроэкономические показатели к оптимальным.
Представлены доли субъектов РФ в общей сумме собранных налогов и сборов.
Принято различать автоматическую и регулируемую стабилизацию .
Автоматические стабилизаторы предусмотрены заранее и введены в законодательные акты, отражены в действующих положениях, нормативных документах, регулирующих экономическую деятельность.
Однако не всегда автоматические стабилизаторы способны гасить возникающие колебания.
На смену приходит оперативное регулирование.
Автоматическую
стабилизацию
Регулируемую стабилизацию
К числу наиболее распространенных способов стабилизации относятся:
Программы материальной помощи
Изменение
налоговых ставок
Общественные работы
Привлечение безработных к выполнению общественных работ с оплатой за государственный счет служит оперативным способом борьбы с нарастающей безработицей.
16
Чаще всего задачей бюджетной политики становится преодоление бюджетного дефицита.
Не считается опасным бюджетный дефицит в пределах 5% общего объема госбюджета и до 1 – 2% ВВП.
Но если он приближается к 10 % ВВП, это свидетельствует о крупных промахах в бюджетной политике.
Стремление погасить дефицит бюджета денежной эмиссией ведет к инфляции, а выпуск и продажа ценных бумаг как средство преодоления бюджетного дефицита порождает будущий долг, так как впоследствии обязательно придется погашать его и платить по нему проценты.