СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Благодарность за создание личной методической библиотеки в рамках проекта "Мультиурок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описываются методы работы преподавателя Самановой А.Г.

Просмотр содержимого документа
«Благодарность за создание личной методической библиотеки в рамках проекта "Мультиурок"»

Развитие творческих способностей студентов на уроках русского языка и литературы



Оглавление

Введение 2

Глава 1. Актуальность проблемы 3

Глава 2. Развитие творческого мышления и познавательной активности

на уроках русского языка и литературы 5

Глава 3. Активные формы работы как фактор повышения

мотивации к знаниям, развития творческих

способностей и познавательной активности. 9

Заключение 30

Литература 33

Приложение

Введение

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.

Мы живем в мире продуктов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем, правовых актов и моральных норм. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существовавшей до сих пор реальности, может быть, главная особенность, отличающая человека от животных. Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.

Добрый день , уважаемые преподаватели !Тема моего выступления «Развитие творческих способностей студентов на уроках русского языка и литературы»

Ситуация нового времени, а мы, волей судьбы, оказались в числе живущих на рубеже веков и тысячелетий, требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность .

Развитие в наших детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач . Но, к сожалению, подавляющее большинство преподавателей сомневается в возможности развития творческого мышления.

Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если студент с самого начала своей деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого студента будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного.

А.М. Матюшкин, 3.Н. Калмыкова, Д.Б. Богоявленская и другие в целом понимают творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний. Я.А. Пономарев понимает творчество и в самом широком смысле как взаимодействие, ведущее к развитию.

Творчество личности - это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности. Поэтому, изучение самореализации в творческой познавательной деятельности приобретает, сегодня особенную актуальность.

Один из возможных путей обеспечения процесса самореализации мы связываем с организацией творческих самостоятельных работ в системе развивающего обучения. Творческая самостоятельная работа, позволяющая обучающимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе. Кроме того, организация творческой работы способствует разрешению противоречий между потребностью обучающихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя.

Задача воспитания людей с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость. Ситуацию, сложившуюся в обществе, можно назвать критической: снизился творческий потенциал, оставляет желать лучшего восприимчивость всей социальной структуры к новаторству, нестандартным решениям, всем проявлениям творческой активности личности. Встает проблема охраны детской одаренности, что предполагает решение ряда проблем, в том числе выявление факторов одаренности, разработку индивидуальных методов работы, создание новых методик по развитию детской одаренности.

Среди важнейших задач, стоящих перед современной системой образования, особое место занимает поиск и внедрение такой организации учебного процесса, которая позволит не только эффективно формировать у учащихся необходимый объем теоретических знаний, практических умений и навыков, но и целенаправленно развивать их интеллектуальные

способности и стремление к самообразованию и самосовершенствованию.

Глава 1. Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:

снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;

отсутствие нравственного ориентира;

Объектом исследования явился процесс обучения в средней школе ,общеобразовательном учреждении как педагогически целесообразное взаимодействие преподавателя и обучающихся, направленное на разрешение совокупности противоречий учебной деятельности в целеполагании, исследования явилась актуализация мыслительной деятельности на уроках русского языка и литературы

Следовательно, цель моей работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка. Исходя из цели, можно выделить несколько задач:

собрать практический материал по названной теме, систематизировать его;

привлечь внимание коллег к актуальности этой проблемы

Исходя из цели, можно выделить несколько задач:

1 . Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме активизация мыслительной деятельности при обучении русскому языку;

2.Теоретически разработать и обосновать условия организации и проведения развития творческого мышления в обучении;

3.Применить на практике комплекс знаний по активизации творческого мышления на уроках русского языка.

Методологической основой послужили работы отечественных и зарубежных психологов и педагогов в области педагогической психологии и дидактики (И.В.Дубровина, Н.А. Менчинская, С.И.Гессен, И.Э.Унт, Н.В.Басова, А.А. Кирсанов и др.), а также методики преподавания русского языка.

Структура состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка литературы.

Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха, что, на мой взгляд, является мощным стимулом для обучающихся. Для этого придерживаюсь основных правил управления успехом на уроке.

Если после урока у обучающихся не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил студентов равнодушными к тому, что на нем происходило.

Необоснованная похвала, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, достоинства обучающегося, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать .

Успех начинается с признания детьми права преподавателя учить. Авторитет, личность , его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха обучающихся.

Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – это важные компоненты залога успеха на уроке.

Предвкушение необычности, способность преподавателя удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке.


Глава 2 . Развитие творческого мышления и познавательной активности

на уроках русского языка и литературы

Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления студентов, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей. Развитие творческих способностей- есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Деятельная позиция – это позиция активная, и, следовательно, мы, учителя, должны разными способами, методами активизировать познавательную деятельность студентов , которая на данный момент резко снизилась по разным причинам: во – первых, дети часто не осознают, зачем им вообще надо учиться; во – вторых, не понимают, как использовать полученные знания в практической деятельности; в – третьих, это, конечно, устаревшие методики, используемые учителем на уроке. И в своей работе я решила поделиться своим опытом, своими наработками в деле активизации познавательной деятельности. Начиная работу, я в первую очередь обратилась к трудам психологов и выяснила, что, когда речь заходит об активности, учёные под этим понятием обычно подразумевают возможность ответа на следующие вопросы:

- В чьих интересах и ради чего проявляется активность?

- Каким образом, посредством каких психологических механизмов реализуются?

- Какое направление активности?

Как видим, здесь чётко видны три составляющие активности:

- мотивация;

- целеполагание;

- инструментарий.

Если говорить о мотивационной основе активности, то, с нашей точки зрения, первое, с чего следует начать урок – это установка на деятельность. Поэтому на каждом уроке я ставлю перед собой задачу нацелить студента на успешное выполнение учебного задания: ученик должен ощутить себя «творцом обстоятельств», чтобы ему захотелось преодолеть трудности, которые можно встретить в ходе работы; другими словами, формируется мотив достижения результата.

На этом этапе обучающимся можно предложить различные варианты мотивов:

- Стремление самостоятельно решать интересные задачи;

- Попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей;

Студент не зажат на уроке принципом «от сих и до сих, ни шагу в сторону», не боится ошибаться, а получает возможность творчески проявлять все ранее накопленные знания и на этой основе приобрести знание новое в результате самостоятельного мышления, поиска, решения. И если учителю удастся справиться с поставленной задачей, то ученики почувствуют потребность в овладении новыми знаниями.

А потребность, по мнению психологов, выступает источником активности (в данном случае познавательной). Но нельзя забывать, что процесс удовлетворения потребностей предполагает достижение целей. Таким образом, следующим важным моментом активизации познавательной деятельности обучающихся является формирование у них целеполагания.

К.Э. Циолковский писал: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Невозможно не согласиться с русским историком Василием Ключевским. Среди педагогов, наставников не должно быть равнодушных людей, пускай они и будут стопроцентными профессионалами своего предмета. Придя в первый класс, ребёнок и не предполагает, насколько грамотный перед ним преподаватель , для него главное – человеческие качества, располагающие к дальнейшему желанию идти в школу, в класс, на урок. И именно в этом, на мой взгляд, и есть профессионализм учителя: создать обстановку для обучения, творчества и самореализации ученика и именно в такой атмосфере передать свои знания ребёнку. К такому учителю дети всегда с радостью бегут на урок, и даже неудовлетворительная оценка не становится поводом для большого огорчения, потому что ребёнок знает, что завтра учитель непременно поможет исправить, даст шанс. Оканчивая учебное заведение , выпускники с благодарностью вспоминают именно такого, называя его профессионалом.

Как же достичь такой высокой оценки студентов ?

Сегодня существует огромное количество программ, методик, направлений, педагогических трудов, обобщающих опыт не одного поколения преподавателей , цель которых - помочь преподавателю в профессиональном росте.

. С первых дней обучения стараюсь прививать интерес к учебе, любовь к чтению. Для этого пользуюсь различными методами и формами работы.

Я пытаюсь с самых первых дней обучения создать в коллективе атмосферу созидания и творчества, помогаю раскрыться способностям каждого моего студента . Поэтому тему по самообразованию я выбрала «Развитие творческих способностей студентов на уроках русского языка и литературы».

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли она, зависит от духовного воспитания и образования, полученного человеком в семье , в школе и общеобразовательных учреждениях.

На мой взгляд, главная цель образования состоит не только в том, чтобы дать знания, умения, навыки, а научить детей лучше понимать процесс жизни, уметь ориентироваться, в ней и быть способным найти свое индивидуальное место. Главное же свою преподавательскую и человеческую задачу вижу в том, чтобы помочь студенту стать свободной, интеллектуальной, творческой и ответственной личностью, умеющей найти свое место в современном мире. А это можно сделать, воспитывая душу ребенка через культуру, литературу, музыку, живопись, поэзию, творчество.

Глава 3.Активные формы работы как фактор повышения мотивации к знаниям, развития творческих способностей и познавательной активности.

Мое педагогическое кредо – большинство детей талантливы, творческими способностями наделен каждый. Творчеству во всем, как любой деятельности, можно учиться. Главное – это развитие личности ребенка через саморазвитие и самосовершенствование. Уильям Артур Уорд сказал: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

И с каждым годом работы в системе образования я всё больше убеждаюсь в том, что реальным путем достижения такой цели становится развитие творческого мышления организации учебного процесса. На уроках стараюсь воспитать у учащихся не только интерес и любовь к русскому языку, приучить их к самостоятельному мышлению. Поэтому я  строю уроки так, чтобы они были не только уроками обучения языку, но и способствовали становлению личности , формировали его взгляды, готовили его к жизни. Вот почему важна активизация мыслительной деятельности  студентов ,творческая атмосфера на уроках, атмосфера сопереживания, сопричастности, непосредственного участия в тех событиях, о которых идет речь. Использование этой системы предполагает знание психологических особенностей каждого студента . Хорошо знать своих воспитанников – значит, дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в свои силы.

Не будем забывать, что любой труд интересен, если он разнообразен, что чем больше новое связано с изученным ранее, тем легче оно усваивается. Учение должно быть трудным, но посильным. Чем чаще мы проверяем и оцениваем труд ученика, тем интереснее ему работать. С огромной силой воздействует на ученика, на его отношение к предмету яркость и эмоциональность подачи материала преподавателем.

Целью моей деятельности является повышение качества обучения, развивая творческое мышление при обучении русскому языку .Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Образовательные:

-способствовать овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету;

-обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях;

Развивающие:

- развивать познавательную активность;

- содействовать творческому развитию каждого студента ;

Воспитательные:

- способствовать воспитанию социально – активной личности х детей.

На уроках стараюсь воспитать у студентов не только интерес и любовь к русскому языку, приучить их к самостоятельному мышлению. Поэтому я  строю уроки так, чтобы они были не только уроками обучения языку, но и способствовали становлению личности ученика, формировали его взгляды, готовили его к жизни. Вот почему важна активизация мыслительной деятельности  , творческая атмосфера на уроках, атмосфера сопереживания, сопричастности, непосредственного участия в тех событиях, о которых идет речь на уроке.        

Развитие познавательной активности обучающихся является одним из наиболее важных направлений повышения качества знаний. В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу - научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом. Развитие творческого потенциала обучающихся - одна из задач обучения . Какие же использовать методы и приёмы, чтобы студент учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности.

Основными приемами и методами развития творческих способностей считаю: написание сочинений, изложений ,рецензирование сочинений,

игры "Экзамен", "Лингвистические угадайки" и др.;

творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды. творческие задания;

уроки–сказки, уроки–игры, уроки–конференции, уроки–диспуты.

Самое главное в моей работе – дать обучающимся почувствовать вкус родного слова. Как помочь ученику успешно развивать свое речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, как побудить к созданию самых простых, незатейливых (но искренних рассказов стихов сказок!)

Я стараюсь, чтобы дети в стенах учебного заведения чаще встречались с праздником души – собственным творческим вдохновением.

На уроках я стараюсь работать не только над обогащением словарного запаса обучающихся, но самое главное внимание уделяю увеличению подвижности этого запаса. Как приятно наблюдать, как текст каждого ребенка приобретает индивидуальность и неповторимость.

Уделяю большое внимание работе с толковыми словарями. Когда изучаем «Лексику», даю задание: Найти в словаре слова, связанные с нашей повседневной жизнью. (настроение, чувства, интуиция, фантазия, интересный, доброта, авторитет, след, дорога, дом, красота, сердце.) И студенты должны обыграть работу со словом, связывая его лексическое значение с конкретной жизненной ситуацией. Это способствует закреплению знаний и по лексике и по орфографии.

Часто на уроках использую оригинальный прием, позволяющий по новому представить слово. (С позиции нравственно эстетических, человеческих: слово – живое, очеловеченное!) Студенты рассматривают слово в структуре собственного письменного текста. Например, после объяснения темы: «Язык и речь» говорю, что слово – друг и враг. Оно может быть добрым другом и злым, жестоким, коварным врагом. А в каких ситуациях слово приносит нам пользу, а в каких вред. Слово, в моем представлении, - живое существо, способное, как и человек, радоваться грустить, обижаться. У каждого слова свой нрав и характер, своя душа. Отличать добрые слова от злого помогает нам его смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь. Даю такое задание:

- Ребята, выпишите пожалуйста, из словаря доброе слово и отметьте знаком «плюс», а злые – знаком «минус». Когда проводите такую работу в первый раз можете подсказать какое – нибудь слово, которое они должны выписать. Например, слово солнышко. А теперь пофантазируйте и представьте, что, слово, произнесенное вами , превратилось в магнит. Это слово магнит может притягивать к себе другие слова. Ребята должны написать слова, которые могут притягиваться к первому слову. Обращаю внимание ребят на то, что совсем как в жизни, всё доброе, положительное тянется к такому же доброму, светлому.

«Притягивающиеся» слова могут принадлежать разным частям речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия. У обучающихся получается необычное «поле слов». Это («речевые кирпичики») для конструирования, строительства целого здания – составления своего связного текста

Обратите внимание, как справилась с этим заданием мой студент

Солнышко (+); поле слов: радость, птицы, день, звери, весна, улыбка, доброта, золотое, красивое, любимое…

Итак, «поле слов» (основной строительный материал) подготовлено. Опираясь на него Белоглазова Софья придумала такой текст.

Проснулось золотое солнышко. Улыбнулось зверям, птицам, людям. Весь день освещало поля, леса, горы. Всех радовало своей красотой и улыбкой.

А на следующий день случилось беда с нашим солнцем. Большая серая туча закрыла его, и полил дождь. Но вдруг налетел легкий ветерок и разогнал злую тучу. И вновь стало светить наше дорогое, любимое солнышко.

«Слово - магнит» - эффективный способ копания в своей речи, процесс созидания.

От предложения - заглавия к собственному тексту.

Особое внимание уделяю работе с текстом. На доске пишу пословицы. Дети должны передать основной смысл пословиц. Отталкиваясь от данного предложения «развернуть» свою мысль. Текст может иметь форму рассказа поучительной сказки, маленького стихотворения или текста.

Добро не умрет, а зло пропадет.

Добро поощряй, а зло порицай.

Добро творить – себя веселить.

Доброе дело без награды не останется.

Развитию творческой активности ребят помогают проводимые на уроках игры – «Знатоки русского языка» (урок – обзор по пройденным темам.) При проведении словарной работы применяю «Мозговой штурм». Так, например,  слово милосердие записываю на доске, и ребята дают толкование этого слова.  Все предложенные варианты записываются на доске, и все слова объединяются по смыслу (группам).

Или предлагаю ребятам найти подходящий эпитет к слову «мОлодец»:

Отважный
Смелый
Отчаянный                                                мОлодец
Непобедимый
Решительный 

Студенты могут искать и «самое подходящее», и самое лучшее, и самое привычное слово, которое бы сочеталось со словом «молодец». Им помогает и опыт школы, и самостоятельное чтение. Попытки объяснить, почему же все – таки только, добрый молодец.

Предлагаю обучающимся такую форму игры (например, «Научное исследование» или «Меню»), учащиеся в течение определенного времени должны составить текст на эту тему, используя слова из орфоэпического словарика, включенного в учебник.

«Пригласи на обед»

Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый

Часто на уроках даю такие задания:

Лексико-фразеологические игры

Переводчик

Суть игры: необходимо перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова.

Показать па портрете неизвестной красавицы (обучающимся демонстрирую репродукцию картины с изображением человека в полный рост) указанные части тела и предметы:

Око - (глаз). Зеница - (глаз, зрачок).

Чело - (лоб). Рамо — (плечо, множественное число -рамена).
Выя - (шея). Длань - (ладонь).

Чрево - (живот). Шуйца - (левая рука).

Перст - (палец). Десница - (правая рука).

Перси - (грудь). Чресла - (поясница, бедро).

Вежды - (веки). Челюсть - (лицо, образовано от чело + уста).

Ланиты — (щёки). Рыло — (то же, что лицо).

Уста - (губы). Пясть - (ладонь с пальцами).

Слова, приведенные ниже, охотно употребляли наши предки. Явления и
предметы, обозначаемые ими, до сих пор существуют в нашей жизни. А как же они называются?

Мыльня — (баня). Всеградник — (космополит).

Ветродуй - (вентилятор). Представщик - (актер).

Самодвйг - (автомат). Ошейник - (галстук).

Звонознание - (акустика). Скоропись - (стенография).

Единопродавство - (монополия). Любомудр - (философ).

Найди пару.

Из данных фразеологических оборотов нужно составить пары, противоположные по смыслу.
Например: Ни зги не видно - хоть иголки собирай.
Ни зги не видно Жить своим горбом
заварить кашу воспрянуть духом
коломенская верста от горшка два вершка
по чайной ложке на ночь глядя
чуть свет как кошка с собакой
повесить нос хоть иголки собирай
на чужой шее сидеть единым духом
душа в душу расхлёбывать кашу
сидеть сложа руки не покладая рук

Словарный диктант

Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова, удвоенные согласные): винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать.

Диктант-«молчанка»

Этот вид диктанта позволяет разнообразить деятельность учащихся на этапе контроля знаний Он не может быть использован при изучении каждой темы, но там, где возможен, будет полезен учителю. Суть диктанта состоит в следующем: раздаю обучающимся карточку с изображенной на ней орфограммой, например: пол-...., пол... Подождав одну-две минуты, пока учащиеся вспомнят соответствующее правило, он поочерёдно показывает набор иллюстраций, а ребята должны записывать слова, обозначающие изображенные па них предметы. В набор к данной орфограмме входят фотографии, журнальные вырезки, рисунки разрезанных пополам овощей и фруктов: капусты, лимона, дыни, яблока, сливы и т. д. Обучающиеся , соответственно, должны написать: полкапусты, пол-лимона, полдыни, пол­-яблока, полсливы и т. д.

Можно проводить орфографические минутки.в данном случае я ставлю цель-закрепление многих орфограмм.

Лингвистический футбол

Студент приглашается к доске» -встает на ворота» группа обучающихся всегда имеет в своем арсенале сформулированные вопросы .Ребятам разрешается «забить вратарю пять «мячей – вопросов.. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.

Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант

Этот прием позволяет сразу же включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро помнить для понимания новой темы, а преподавателю - тут же диагностировать степень усвоения и, в случае необходимости, произвести коррекцию слабо осознанного материала. Данный вид работы развивает также скорость реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания прелодавателя , быть независимым от мнения других.

Детям даётся установка:

- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.

1) Слово «пунктуация» произошло от «пунктуальный». (Нет.)

2) В предложении Скоро будет лето в грамматической основе нет сказуемого. (Нет.)

3) В предложении Мы живем в городе, в котором много новых красивых домов есть определения. (Да.)

4) Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет.)

5)Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. (Да.)

6) И — это схема сложносочиненного предложения с союзом. (Нет.) Итого ответов: 001010.

Умный редактор

Исправить предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, откуда, когда. Исправленные предложения записать, расставляя знаки препинания.

Образец. Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили. - Город, где я родился...

1.Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. 2. Год в который я переселился в был богат такими событиями которые (не) возможно забыть. 3. Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час который все еще спали. 4. Завод на который направили молодого инженера выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 5. Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.

- Объяснить и исправить ошибки в построении предложений. Предложения записать в исправленном виде. 1. Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата. 2. Ольга подошла к тому повороту, на котором скамья, с которой она любила смотреть на море. 3. На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду. 4.Около балкона сидела собачка, которая надеялась получить косточки, которые приносили ей ребята. 5. Сосед по купе помог Ане донести чемодан, в котором был тяжелый мешочек с камешками, которые набрала на морском берегу. 6. В саду было много яблок, которые очень любил мальчик, который каждое лето приезжал к бабушке, которая работала в этом колхозе садоводом, 7.Пассажиры заполнили трамвай, который шел к заводу, на котором через начиналась

Формирование и развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы начинаю с проведения различных творческих пятиминуток: «минута созерцания предметов окружающего мира», «минута любования природой», «минута фантазии».

Ребенок, внимательно посмотрев вокруг, увидит в очертаниях кустов, деревьев, трав, цветка, сугроба, в узоре осенних листьев определенное настроение, чудо, сказку и поделится своими наблюдениями в сочинениях – миниатюрах.

Человек – это душа. Детская душа – особая. Это целый мир, интересный и своеобразный. Она очень ранима и нежна. И чем она нежнее, тем прочнее и ожесточеннее закрывается перед грубым нажимом и нежеланием понять её. Помогают мне заглянуть в детские души сочинения детей о себе, о своей жизни.

Я твердо убеждена. что каждая личность уникальна и неповторима. Стараясь подходить творческому процессу я, как педагог, хочу видеть в каждом своем ученике будущего певца, художника, писателя, артиста или просто доброго, любящего человека. Поэтому на уроках и внеурочное время у нас работает «Творческая мастерская».

«Я начну, а ты продолжи» - так называется одна из любимых страничек моих уроков. На доске пишу стихотворные строки. Ребята должны за определенное количество времени продолжить, завершить начатое. В результате рождаются совершенно разные, интересные работы.

« Школьные поэтические жемчужинки» рождаются порой очень неожиданно.

Вот он светлый, добрый дом,

Мы сейчас в нее войдем…

Широко использую работу с опорными словами, сочинения-миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, сочинение по началу. Описанные выше упражнения выполняются под моим руководством, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают "техникой" выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом

. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять... Знакомясь с педагогическим наследием В.А.Сухомлинского, я обратила внимание на одну цитату: "Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка".

Я убедилась, что составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно . Стараюсь разнообразить уроки развития речи, используя различные виды работ.

Подарите сюжет.

Часто даю обучающимся домашнее задание – рассказать об увиденном, услышанном, поразившим их. Здесь основой образного мышления служат наблюдения за окружающим миром, пристальное внимание ко всему что происходит вокруг нас. Приведем пример выполнения задания.

«Сегодня утром я иду в колледж и слышу: в траве под деревом что-то шуршит и пищит. Подхожу ближе и вижу маленького, взъерошенного и беспомощного птенца. Поднимаю глаза и вижу, что он вывалился из гнезда. Бросаю портфель, усаживаю птенца в карман и взбираюсь на березу. Укладываю малыша в гнездо. Птенец благодарно замолкает.

Я скатываюсь с дерева и бегу в колледж, боясь опоздать …»

Художник

Следующие упражнения связаны с умением вербально передавать зрительные впечатления.

Я и художник

Опишите картину.Назовите картину. Сравните свое название с авторским.Обратитие особое внимание на детали. Какова их роль?

В данном типе тренингов механизм образного мышления учащихся должны включить произведения изобразительного искусства: картины, гравюры, рисунки и т.д.

Например, ребятам предлагается рассмотреть картину И.Э.Грабаря “Груши”. Они дают ей свои названия: “Бабушкин натюрморт”, “Первый урожай”, “Золотая осень”, “Деревенские радости”, “Грушево-яблочный десерт”, “Фрукты”.

Карина рождает у учащегося замысел, который затем воплощается в художественном тексте.


Деревенские радости


«Лето… Зеленые коленки малышей. Пение половиц в дачном домике. Лепестки ромашек на подоконнике. Запах яблочного пирога. Топится баня. Запах березового веника. Скрипит телега. Гуси чинно вышагивают по мягкой зеленой травке. Звук падающего в колодец ведра. Тихо. Еще тише. Слипаются глаза. Засыпают даже назойливые мухи».


Активность и самостоятельность студентов - один из основных принципов моей работы .Они должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества. .Основная цель самостоятельной работы состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. В этих целях практикую задания типа "Объясни", "Докажи".Большое место в преподавании русского языка у меня занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышает интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества обучающихся и особенности их языка.

На уроках часто использую проблемные ситуации, применяю задания поискового характера. Обучающиеся самостоятельно определяют проблему, сами намечают ход решения, подбирают дополнительные языковые факты, выбирают способ решения проблемы, т. е. осуществляют поиск. Процесс выполнения заданий поискового характера, безусловно, творческий – это своеобразное лингвистическое исследование, рассуждение на лингвистическую тему .Например, учащимся предлагается поисковая задача.В чем своеобразие употребления местоимения свой в следующих выражениях: в свое время, в своем роде, на своем месте, не своим голосом, поставить на свое место, мастер своего дела, идти своей дорогой? В данном случае вопрос, является инструментом самостоятельного анализа языковых явлений играет существенную роль в процессе решения задачи: он направляет деятельность учащихся.Прежде чем ответить на вопрос, школьники вспоминают сведения о значении, грамматических признаках и роли местоимения свой в речи, затем выявляют своеобразие приведенных примеров с точки зрения употребления в них этого местоимения.В процессе решения поисковой задачи обучающийся создаёт текст – рассуждение, что способствует не только выработке навыков анализа и исследования языковых явлений, но и развитию связной речи.

На уроках русского языка большое внимание уделяю интеллектуально – лингвистическим упражнениям. Они составляются на основе учебного материала таким образом, чтобы наряду с приобретением обучающимися языковых знаний, умений, навыков одновременно развивались их интеллектуальные качества: внимание, память, мышление, наблюдательность, речь. Выполняя специальные, но подобные по характеру упражнения, обучаюащиеся формулируют тему и цель урока.

Во время закрепления (повторения, обобщения) изученного школьники самостоятельно формулируют задания к выполняемым упражнениям. Это заставляет обучющихся и с разных точек зрения анализировать предлагаемый в упражнении учебный материал. Такой подход влечет за собой основательную проработку лингвистического материала. На уроках и внеурочное время ребятам часто предлагаю творческое задание – исследование: составить энциклопедию одного слова. Хочется, чтобы ребенок приобрел интерес к слову, формировал читательскую культуру, стремился быть вдумчивым и внимательным читателем, расширял свои жизненные познания. Ребята сначала исследуют слово в маленьком рассказе, стихах, песне, как может ранить, обидеть человека или, наоборот, излечить, сделать его счастливым. В выполнении творческого задания им помогут словари.

На уроках часто использую проблемные ситуации, применяю задания поискового характера. Обучающиеся самостоятельно определяют проблему, сами намечают ход решения, подбирают дополнительные языковые факты, выбирают способ решения проблемы, т. е. осуществляют поиск. Главное – стараться, стремится к поиску нужного материала. При добросовестном и серьезном отношении обучающихся может получится настоящая рукописная (или напечатанная с помощью компьютера) книга!

Ребята из копилки слов по своему желанию выбирают слово.

Копилка слов:

Родина, жизнь, человек, детство, совесть, сердце, след, дорога, глаза, солнце, осень, весна, любовь, начало, сказка, память.

Схема – план.

Слово … и его лексическое значение.

История слова.

Слово … и слова – родственники (однокоренные).

Слово … и его синонимы.

Слово … и его антонимы.

Слово … во фразеологических оборотах.

Слово … и слова (сочетания - рифмы).

Слово … в русском фольклоре: в пословицах и поговорках, загадках; приметах, обычаях, народных играх, в русских народных песнях, хороводах, в народных сказках.

Слово … в текстах художественной литературы.

Слово … в названиях газет, журналов, рекламных приложений.

Слово … в названиях картин художников.

Слово … в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки).

Слово … в иллюстрациях, рисунках учащихся (нарисуй свое слово, можно рисунком проиллюстрировать какой-нибудь художественный текст связанный этим словом).

Слово … в названиях художественных фильмов. И на этом этапе возможно использование разных видов мыслительных операций и, соответственно, упражнений.

До недавнего времени считалось, что учитель – творец урока, и, естественно, цели ставит он. Сегодняшний день требует воспитывать творцами учеников, поэтому функцию поставки целей нужно отдать детям. Тогда они чётко и ясно увидят, что должны освоить и к какому возможному результату прийти.

Так же на уроке делаем такие виды работ. На этом этапе студенты осуществляют указанные учителем мыслительные операции (сравнения, сопоставление, группировка, нахождение общего и различий, классификация и т.д.) с предложенным лингвистическим материалом и в результате приходят к формулированию темы и целей урока.

На первом уроке по теме «Словосочетание» возможно такое задание:

На доске запись: пос…дить, чу…ствительное, пор…жаться, в т…еплице, сер…це, вс…гда.

Задание: 1)соедините между собой слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма;

2) определите, какое синтаксическое явление представляют соединенные вами слова;

3) сформулируйте тему урока.

6 класс – первый урок по теме «Причастие». Здесь возможно использование «немого диктанта».

Задание.

1) Посмотрите на меня (это может быть и ученик). Запишите в левый столбик слова, характеризующие меня по высоте, красоте, полноте.

2) Слова какой части речи вы для этого использовали? Какие признаки предмета постоянные или временные – они называют? От слова какой части речи образованы?

3) Сейчас я произведу некоторые действие, а вы опишите, какие признаки я приобретаю в этом случае (слова запишите в правый столбик)? Постоянны эти признаки или нет? От слова какой части речи образованы?

4) Просклоняйте по одному слову из каждого столбика. Какой вывод можно сделать об изменении прилагательных и причастий?

5) Что ещё общего есть у прилагательных и причастий, с вашей точки зрения?

На доске и в тетрадях по мере выполнения задания появляется запись:

4. Какова тема урока? Какие цели урока поставлены? (6 класс «Понятие о причастиях»).

При такой форме работы на уроке оьучающийся получают большую свободу при исследовании того или другого явления, поскольку главное – не сама истина, а путь к истине. Отрицательный результат – это тоже результат. Источником информации становится не учебник, а первоисточник. Конечно, нельзя забывать и о работе с учебником на уроке. И здесь активизации познавательной деятельности учащихся происходит через использование таких приёмов как, например, структурирование материала: составить план, тезисы, схему, таблицу, выписать ключевые слова или понятия и т.д.

Кроме того, нельзя забывать о методе дифференцированного обучения учащихся, так как, по утверждению психологов, мастер, творец, деятель появляется только «в том случае, когда человек сам пытается определить грань между доступным и недоступным ему в деятельности», и тогда «его активность приобретает характер безграничного самосовершенствования».

Поэтому на уроке целесообразно использовать разноуровневые задания, но опять–таки нельзя забывать, что решающие слово в выборе уровня за учеником, а не учителем, как бы нам того не хотелось. карточки с разноуровневыми заданиями ;

упражнения и задания для индивидуальной работы (трёх уровней сложности - обязательные для всех, рассчитанные на хорошо успевающих детей и испытывающих трудности при обучении ;

разноуровневые тематические тесты контроля полученных знаний;

вариативное домашнее задание для разных типов студентов ;

Главное здесь не само задания, а процесс выбора, поскольку в этом случае ребёнок производит самоанализ своих знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учится, изменить качество, а как следствие меняется активность на уроке и вне его.

Итак, инструментальная основа активности разнообразна. И только от нас, учителей, зависит, что мы выберем, какие способы, приёмы, методы используем

И, конечно, нельзя обойти вниманием познавательные и ролевые игры. «Познавательные игры расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку, пробуждают интерес», - утверждает А.Н. Чирова, и, следовательно, происходит активизация познавательной деятельности, так как у ребёнка азарт игры сильнее страха неуспеха.

В развитии творческого мышления игра является незаменимым инструментом.

Игра «Составь слово»

Взять у слов :

предутренний – приставку;

поговорить – приставку;

сл_гаемое – корень;

решать – суффикс;

писал – суффикс;

собирала – окончание.

Большое значение для воспитания познавательной активности имеет также и дидактический материал, который я использую на уроках. Мир повседневной жизни детей на уроках русского языка неизмеримо расширяется благодаря обращению к словарям, словосочетаниям и предложениям, относящихся к общественно-политическим явлениям страны, области, района, поселка.

Важное значение придаю использованию ИКТ на уроках. Считаю, что это один из эффективных средств активизации познавательной деятельности обучающихся в образовательном и самообразовательном процессе.  ИКТ позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить каждому ребенку. Уверенные в своих знаниях ученики, быстро справляясь с основным заданием, получают право выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажера и услышать заслуженное «отлично».

Я считаю, применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность студентов , осовременивают урок. Но есть ещё один этап, который является неотъемлемой частью урока – это анализ результатов деятельности учащихся (оценочный этап). На этом этапе также необходимо обратить внимание на результат учебной деятельности: вернуться к целям, поставленным в начале урока, посмотреть, что выполнили, а что нет и почему.

«Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей, не закрыли перед ребёнком классной дверью», - говорил в своё время выдающийся учитель В.А. Сухомлинский. Эти слова не менее актуальны и сегодня, поскольку и сегодня от нас, учителей, зависит, какими мы воспитаем учеников, кем, и с какой жизненной позицией выйдут они во взрослую жизнь, что они смогут взять из детства, развить, приумножить.

Немало важную роль будет играть, какую жизненную позицию они займут: то ли будут пассивными созерцателями, то ли просто хорошими исполнителями, то ли людьми активными, думающими, способными преобразовать любую ситуацию, решить любую проблему. И это зависит от нас, учителей! Ведь личность учителя на уроке проецируется на детей.

И если учитель сочетает в себе ум, азарт, умение учитывать ситуацию, возрастные особенности детей, желание воспитать ученика – творца и знание: как, при помощи каких приёмов этого можно добиться, то он сможет достичь поставленной цели. И только тогда мы сможем говорить об успехе.


Заключение.


Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо и самих ребят учить любить то, что они делают на уроках, относиться к этому уважительно и с достоинством.

Да, получается, может быть только у одаренных детей, но подобная работа стимулирует потребность в творческом самопроявлении у всех обучающихся.

При оценивании творческих работ необходимо терпение («быстрых» результатов практически не бывает), доброжелательность, деликатность, равноправие (недопустимо делить детей на талантливых и «остальных»). Детей без воображения не бывает.

На творчество легче влиять — его легче индуцировать и раскрыть, но легче и при­давить, «перекрыть ему кислород». Поговорив с интересным творческим человеком или даже просто побывав в театре, на концерте, вы можете на время заразиться творческой энергией людей, с которыми общались или за которыми увлеченно наблюдали. Вы всего лишь слушали и смотрели, но в вас индуцируется собственная творческая активность, вы «загорае­тесь». По горячим следам этого творческого взаимодействия вы можете найти свое творческое решение. Причем оно может лежать в области, очень далекой от того, что обсуждал ваш собеседник, от того, что вы увидели и услышали. С другой стороны, каждый из нас знает, что за несколько минут можно отбить у человека желание и способность творить надолго, а то и очень надолго — зависимость от окружения делает психику творческого человека хрупкой.

Подводя итог сказанному, можно с уверенностью сказать, что одной из основных целей, стоящих передо мной как преподавателя , является создание условий для проявления познавательной активности учеников. А средствами достижения этой цели считаю:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт обучающихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе

Группы ;

- стимулирование школьников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но

и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ выполнения

задания, анализировать способы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные

- создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения обучающихся.








Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.



Год


Полное

наименование мероприятия с указанием статуса

(школьный, муниципальный, республиканский, межрегиональный, федеральный и т.д.)

ФИО

обучающегося


Результат

участия


2014 г.

Уровень колледжа, олимпиада русскому языку и литературе

Тазетдинова Карина

1 место

2014 г.


Уровень республиканский, республиканская олимпиада по русскому языку и литературе

Тазетдинова Карина

7 место

2015

Уровень российский, V Всероссийские предметные олимпиады


Тимиршаяхов Радмир

Благодарственное письмо

2015

Межрегиональный конкурс творческих работ:

«Что такое Родина»

Янситов Андрей

Диплом 1 степени

2015

Всероссийский конкурс сочинений:« Размышления о чести и совести»

.Гараева Марьям

Диплом 2 степени

2015

Международный литературно - художественный конкурс « Мы читаем Мажита Гафури»

Гараева Марьям

Диплом 2 степени

2015

Гайниев Валентин Республиканский конкурс

чтецов « Искусство слова»

Гайниев Валентин

Диплом 2степени

2016

Гайниев Валентин Республиканский конкурс

творческих работ « Искусство слова»

Гайниев Валентин

Диплом 3степени

2016

Уровень российский , VII Всероссийские предметные олимпиады

Кашапов Тимур

Благодарственное письмо

2016 г.

Городская студенческая научно-практичексая конференция: « Наука . Фантазия .Реальность, посвященная Году Кино ,Дню международной и российской науки

Габдрахманова Рузанна Ю, Якупова Ирина

Грамота

2016

Уровень колледжа, олимпиада русскому языку и литературе

Балабанов Сергей

1 место

2016

Уровень республиканский, республиканская олимпиада по русскому языку и литературе

Балабанов Сергей

Почетная грамота

2017

Уровень Российский, Всероссийские предметные олимпиады


Балабанов Сергей

1 место

2017

Уровень Российский, Всероссийские предметные олимпиады


Габдрахманова Рузанна

4 место

2017

Уровень колледжа, олимпиада по русскому языку и литературе

Балабанов С.

1 место

2017

Уровень республиканский, республиканская олимпиада по русскому языку и литературе

Балабанов С.

Почетная грамота

2015

Международный литературно - художественный конкурс « Мы читаем Мажита Гафури»

Саманова А.Г.

Диплом 1 степени

2017

Создание своего персонального сайта

Саманова А.Г.


2017

Участие в работе экспертного Совета

Саманова А.Г.

Всероссийское издание «Слово педагога»

2017

Публикация авторских разработок

Саманова А.Г.

Всероссийское издание «Слово педагога»

2017

Публикация на своем персональном сайте своего учебно- методического материала Всероссийское издание «Слово педагога»

Саманова А.Г.

Свидетельст-во о

публикации




ЛИТЕРАТУРА

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.

Архипова Е.В. О методе моделирования и возможностях применения заданий при обучении орфографии.- РЯШ №2, 2003.

Бакунина Г.А. Обучение русскому языку средствами субъективизации.-РЯШ №3, 2003.

Казанский О.А. Игры в самих себя.- М.: Менеджер, 1994.

Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности.- РЯШ №1, 2003.

Львов М.Р. Основы теории речи: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000.

Матюгин И.Ю., Асколоченская Т.Ю., Балаян И.А. Как развивать внимание и память вашего ребёнка.- М.: Эйдос, 1994.

Путешествие в страну тайн.- Сост.: Смирнов В.Ф., Чирва А.В. – «Новая школа».- М., 1993.

Структурно – логические схемы как приём организации изучения теоретического материала по русскому языку и литературе.- Самара, 1993.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.: Радянска школа- 1998.

Тихомирова Л.Ф., Басова А.В. Развитие логического мышления детей.- Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.

Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр – коррекций. - М.: Новая школа, 1993.





Приложение

Урок-практикум "Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью".

Тип урока: закрепление изученного

Вид урока: урок-практикум

Технология: традиционная с элементами личностно ориентированного подхода

Цели урока:

проверить знания по теме “Прямая речь”;

закрепить навыки построения схемы предложения с прямой речью;

Задачи:

Образовательные:

Анализ принципов выделения обращения, прямой речи в предложении; закрепление умения расставлять знаки препинания в предложениях с указанными конструкциями, отрабатывать пунктуационные навыки при прямой речи, стоящей до и после слов автора; работать над интонацией в предложениях с прямой речью;


Развивающие:

Развитие навыков работы с компьютерными программами, развитие умения анализировать языковые факты, схемы. развитие познавательных интересов, самостоятельного мышления, умения анализировать языковой материал

Воспитывающие:

Воспитание ответственности за себя и партнёра (при работе в парах), воспитание бережного, внимательного отношения к слову, к верному употреблению его в речи, воспитание чувства уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям, воспитывать культуру учебной деятельности.



Методы: компьютерная презентация, словесный, наглядный.

Приемы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа, работа в группах, взаимопроверка.

Оборудование: проектор, экран, карточки, презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Слово учителя.

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

2. Объявление темы урока.

На уроке сегодня проверим свои знания по теме “Прямая речь”, вспомним, как построены предложения с прямой речью, будем учиться составлять предложения и схемы предложений с прямой речью, самое важное – повторим пунктуацию при прямой речи до и после слов автора.

Тема урока: “Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью” (Презентация, слайд 2)

3. Фронтальный опрос. Беседа по вопросам:

1) Что такое прямая речь? (слайд 3)

2) Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (слайд 4)

3) Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора? (слайд 5)

4) От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (в каком порядке идут прямая речь и слова автора)

5) Как пишется прямая речь? (слайд 6)

6) Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? Перед словами автора? (слайды 7,8,9)

Теоретический материал повторили, теперь перейдем к практике.

II. Тренировочные упражнения

1. Схематический диктант (один ученик у доски).

1.“А, старая знакомая, здравствуй!” - ласково проговорила Лиса.

2.“Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать”, - ответила Серая Шейка.

3. Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять придет”.

4. “Ведь вы весной вернетесь?” - спрашивала Серая Шейка.

Проверяю себя (слайд 11).

3. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Запись на доске: (слайд 13) (Приложение №1)

1. Максим Горький говорил Хорошая книга – праздник

2. А.С.Пушкин писал Что за прелесть эти сказки

3. Учитель спросил Вы читали сказки А.С.Пушкина

4. Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам. Расставьте знаки препинания.

(взаимопроверка по образцу) (слайд 14)

А: “П”.

А: “П?”

“П”, - а.

“П?” - а.

“П!” - а.






1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь

2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка.

3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.

4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.

5. Лисичка сказала Я тебя съем

4. Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам. Расставьте знаки препинания.

(взаимопроверка по образцу) (слайд 14)

А: “П”.

А: “П?”

“П”, - а.

“П?” - а.

“П!” - а.






1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь

2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка.

3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.

4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.

5. Лисичка сказала Я тебя съем

Проверяю себя (слайд 15) Тренировочные упражнения (упр.238)

5. Работа в группах.

Составьте предложения на тему “Зима и птицы” (слайд 16)

Из двух предложений составьте одно с прямой речью. Составьте схемы.

1. Пишут птицы и зверушки. Сделай нам кормушки!

2. Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице. Сказала девочка. (слайд 17)

Дополните предложения прямой речью. Составьте схемы. (слайд 18)

1. Мальчик весело крикнул: “ ___________________________________ ”.

2. “ __________________________________________ ,” - сказал учитель.

Составьте и запишите предложения по схемам. (слайд 19) 1. “П!” - а. 2.А: “П?”

III. Физкультминутка (слайд 20)

IV. Прочитайте текст. (слайды 21,22) Определите его основную мысль. Укажите предложения с прямой речью. Объясните постановку знаков препинания. Какие глаголы “говорения” использованы в тексте?

Семь дочек.

Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.

Первая сказала: “Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу”. “Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды”,- проговорила вторая. “Родная я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке”, - сказала третья дочь. “Мне было без тебя, как пчелке без цветка”, - щебетала четвертая. “Ты снилась мне, как розе снится капля росы”, - промолвила пятая. “Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья”, - прошептала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

(По В.Сухомлинскому)

Как можно охарактеризовать девочек? Какие они? (добрые, ласковые, нежные, скучали. Седьмая дочка заботливая, внимательная).

Как догадались? (по речи, поведению и поступкам).

Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа, отражать внешнюю действительность. (слайд 23) Речь характеризует героя. Нам надо об этом помнить. Глаголы говорения.

О чѐм этот текст?- О долге детей перед родителями. О помощи детей родителям 2)-Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?-Вы тоже дома помогаете мамам., папам?

В рамках недели русского языка в нашей школе был объявлен конкурс чтецов. На тему :»Моя семья-моя опора.Вы с большим желанием готовитесь к этому конкурсу

V. Работа в группах.

В данных предложениях поставьте недостающие знаки препинания, в местах пропусков впишите глаголы “говорения” и обстоятельства, отвечающие на вопрос как? и выраженные наречиями. На темы какого произведения составлены данные предложения? (слайд 26)

1. Буратино _______________ _____________ Как посадить золотые в землю

2. Где же мой деревянный мальчик ____________ ____________ папа Карло.

3. Идемте скорее, ключик подходит _______________ _____________ всех Буратино.

Для справки: переспросил, повторял, звал; удивленно, растерянно, радостно.

_________

VI. Вывод.

Что узнали сегодня на уроке?

Из каких двух частей состоят предложения с прямой речью?

Как пишется прямая речь? (с большой буквы, в кавычках)

Как ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью?

VII. Домашнее задание: (по выбору) (слайд 27)

1) подобрать 6 предложений с прямой речью из народных сказок;

2) сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью;

3) упражнение 241.


Творческие работы

Сочинение

Размышления о чести…


Честь — это бриллиант на руке добродетели.

Вольтер

Честь и совесть!Мы часто слышим эти понятия ,но редко задумываемся над тем,что они обозначают. Честь и совесть?Что они для человека?Почему именно эти качества являются важнейшими достоинствами человеческой души ,почему они составляют главную ценность человеческой жизни?Что же кроется под этими понятиями?

Думы не дают мне покоя? В поисках ответа на этот вопрос, я в мыслях стучусь в двери односельчан и делаю большое открытие. Оказывается, среди них много людей, которые являются связывающим звеном между поколениями. Это люди, у которых героическое прошлое. Когда я родился, многих из них уже не было, но удивительно то, что я о них так много знаю.

С именами Валиева Нигматуллы, Губайдуллина Закирзяна, Альмухаметова Латипа, Иргалина Шарифгали связано рождение нашей деревни. Когда они обосновались в этих краях, им было всего 17 – 18 лет.

в развитие экономики родного колхоза. Много теплых слов можно сказать о Шарипове Габдулхае. Ему было всего семнадцать лет, когда он ушел на фронт. Он воевал в знаменитой 112 – ой Башкирской кавалерийской дивизии под командованием генерала Шаймуратова и был удостоен высоких наград. Был награжден орденом Отечественной войны, орденом Боевого Красного Знамени и орденом Александра Невского.

Кто же не знает доброго и мудрого человека, ветерана войны и труда, бывшего учителя Сабирова Ризы Фазыльяновича? Он пользуется большим авторитетом и уважением среди односельчан. Риза Фазыльянович и сегодня на посту. Односельчане обращаются к нему часто за советом, как умудренному житейским опытом человеку.

Внесли неоценимый вклад в развитие экономики колхоза орденоносцы Ленина Гилимшин Фазит Рамазанович и Хазиева Хуснизиган Файзрахмановна.

А в этом доме жил Магзумов Наиль Габдулович, который в течение долгих лет возглавлял финансовый отдел района.

Много теплых слов можно сказать о молодом поколении 80 – х. Я горжусь Файзрахмановым Фидусом Фаязовичем , сделавшим много научных открытий. Заслуженным авторитетом пользуется Нигаматьянов Хаким Хаматович, служивший долгие годы в Вооруженных Силах. Он дослужился до звания полковника. В данное время служит в МЧС, заместителем начальника по гражданской обороне, в городе Уфе. Молодежь 90 – х….. Среди них первый заместитель главы администрации Минязев Расих Заляфович, начальник управления сельского хозяйства района.

Фахрисламов Гумар Асхатович - начальник Татышлинской РЭС.

Но есть и такие дома, и ныне люди в них живут, но я о них совсем ничего не знаю. Есть и такие, когда приближаешься к ним, съёживаешься, боль сжимает сердце, и кажется, что уличили тебя в самом постыдном и страшном.

Судьбы у этих людей не похожи друг на друга, но в биографии каждого преобладают такие понятия, как ложь, клевета, разврат, лицемерие. Это люди, разрушающие не только самих себя, но и окружающий мир. В них столько эгоизма, ненависти, неблагодарности, злобы и жестокости. Может быть, они сильнее других хотели достичь положения, известности в жизни, стать богатым, но каким путем. Путем обмана, воровства, а во многих случаях нарушая правопорядок, принципы законности. А что в итоге? Жизнь, которую хочется вычеркнуть из памяти, годы, которые оставили одно - черную печать в биографии. У них нет прошлого, настоящее пусто, а что же ожидает их в будущем?

Кто утратил честь и достоинство не имеет ни чувств,ни мыслей, и ему чужды .какие –либо высокие стремления и поиски.Такие люди вызывают в моей душе только негодование.

Перебирая даты,еще раз останавливаюсь на биографии тех людей, которые являются нашей гордостью. Вглядываюсь в их лица… Сколько искренности, доброты, великой любви к людям в их взгляде. Это смелые, сильные, мужественные люди. Они всегда готовы совершить великие подвиги для людей, не прося у них ничего в награду себе. Эти светлые образы – как прекрасные далекие звезды – греют людям сердце. Я их сравниваю с героями любимых произведений: с Павкой Корчагиным , Н. Островского, с Данко, А.М.Горького, а сколько общего у них с героем А.Т.Твардовского Василием Тёркиным, с огненной душой Мцыри М.Ю.Лермонтова.

Как отрадно ,что имена моих земляков в биографии Отчизны.Это герои Великой Отечественной ,отдавшие жизнь за наше светлое будущее. А сколько теплых слов можно сказать в адрес известного просветителя Гали Сокорой , заслуженного писателя РБ Ангама Атнабаева , заслуженного артиста РФ Салавата Фатхетдинова, .Всех не перечислишь.совесть и честь для этих людей не пустой звук,а качества,составляющие его сущность.

Листая страницы истории, я сделал для себя огромное открытие. Я – молодой и для меня смысл жизни, огромное счастье – оставить в в жизни доброе имя, хороший след А чтобы достичь этого, я постараюсь жить согласно жизненной морали ,постоянно совершенствуя свои внутренние качества,,принося их на службу людям.

Саманов Ильнар (ученик 10 класса)


Колокольный звон моей души…


Детство, детство золотое

Вспоминаю очень часто,

Вспоминаю, улыбаюсь,

В детском мире все прекрасно!

Вот тропинка, по которой

Зашагала я впервые,

Уголочек сокровенный

Нет тебя милей, роднее


Мысли не дают покоя ,

Нет конца им и нет края,

И бегу я за клубочком,

Все, что было, вспоминая.


И подружки- хохотушки

Выбегают мне навстречу:

«Так идем же побыстрее,

Опоздаем снова в школу! »


И бегу я за клубочком,

Мы на горке допоздна,

За игрой не замечаем,

Что домой идти пора.


Вспоминаю с легкой грустью:

Так обидно – пролетело!

Столько светлых воспоминаний,

Удержать лишь невозможно,

Столько нежности и ласки

Мир волшебный всем нам дал,

И лелея, с колыбели

Знаю, вырастил и вас.



В жизни лесенок так много,

Спотыкалась каждый раз,

Мама, мама поднимала

По тем лесенкам не раз.


Поднимала, выручала

Мама, мамочка не раз:

«Знай, таких падений много,

Дочка, доченька не плачь»


В жизни взрослых, не все просто

Временами будет сложно,

Если хочешь жить достойно,

Поступай всегда правдиво.


Я уже не та девчонка

И не плачу каждый раз,

Но на те уроки жизни

Опираюсь каждый раз.


И порой бывает трудно

Что словами не сказать:

«А таких падений много

Дочка, научись вставать!»


И сквозь слезы улыбаюсь,

Иду с гордой головой,

Жизнь – борьба и неудачи

Обхожу я стороной


И стараюсь жить достойно

Честной, доброй только быть,

И гореть звездой мечтаю,

И оставить добрый след.

Баймуратова Ирина (ученица 10 класса)

45