БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ЗАБАЙКАЛЬЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.
Кузнецова Анна Вадимовна,
студентка группы 313
ГПОУ «Читинское торгово-кулинарное училище»
«Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а в том, чтобы некому было благотворить»
В.О.Ключевский
Благотворительность – оказание материальной помощи нуждающимся частными лицами или организациями. Благотворительность может быть направлена как на помощь отдельным лицам, так и на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности.
Благотворительность как общественное явление в России имеет многовековую историю и славные традиции. Милосердие и сострадание, неравнодушие к чужим бедам всегда были присущи характеру русского народа, поэтому широкое распространение идей безвозмездной помощи нуждавшимся было закономерным. В.О. Ключевский писал: «Благотворительность - вот слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом. Его многие различно толкуют и все одинаково понимают».
Сам термин «благотворительность» появился в мировой культуре, в России, только в XVIII в.
В России были многочисленные династии торговцев и промышленников, жертвовавших средства на милосердие и благотворительность. На всю страну были известны имена благотворителей из династии предпринимателей Строговых, торговой династии Босовых и династии предпринимателей-заводчиков Демидовых, Третьяковых, Мамонтовых, Бахрушиных, Морозовых, Прохоровых, Щукиных, Найденовых, Боткиных и многие другие.
Во второй половине XIX - начале XX вв. были созданы благоприятные условия для активной деятельности отечественных благотворителей и меценатов, для которых пожертвования на учреждения образования, здравоохранения, культуры и искусства, оказание материальной помощи наименее защищенным слоям населения стали нормой, неотъемлемой частью образа жизни.
Темпы развития в Забайкалье благотворительности как социальной деятельности в конце XIX – начале ХХ вв. определялись объективными и субъективными предпосылками. К объективным причинам относятся процессы становления гражданского общества в России, определявшие направления деятельности наиболее ярких представителей забайкальского общества. К социально-экономическим предпосылкам можно отнести проведение экономических реформ, благоприятно сказавшихся на финансовом положении купечества. Впоследствии многие из них получили народную признательность за благотворительные вложения в социальную сферу.
На поприще благотворительности и меценатства отличились многие забайкальцы, среди которых были представители всех сословий и социальных групп. Они внесли неоценимый вклад в социально-экономическое и культурное развитие края.
В зависимости от экономического и социального положения, численности, весомости вклада, размеров пожертвований мы выделяем несколько групп забайкальских благотворителей и меценатов.
Самую многочисленную и активную группу составляли представители торгово-промышленного класса. Рост товарного земледелия, крупной промышленности и капиталистической торговли привел к увеличению этой прослойки в регионе и усилению ее влияния на все сферы хозяйственной, общественной и политической жизни края.
Материалы Первой Всеобщей переписи населения российской империи 1897 г., дают некоторые представления о составе и численности купечества Восточной Сибири, в том числе Забайкалья.1 Согласно им, всего лиц купеческого сословия в регионе оказалось 7948 чел. Наиболее значительные его группы проживали в городах: Иркутске- 1089, Томске -886, Омске - 472 чел. В семи городах (Барнаул, Тюмень, Красноярск, Курган, Тобольск, Верхнеудинск, Чита) число купцов составляло от 200 до 300 чел. От 100 до 200 купцов имели Троицкосавск (Кяхта), Нерчинск, Бийск.
Наибольшую известность своей благотворительной и меценатской деятельностью в Забайкалье приобрел богатый 1-й гильдии купец, золотопромышленник, заводчик из г. Нерчинска Михаил Дмитриевич Бутин (1836-1907). Вместе с братом Николаем в 1866 г. он основал «Торговый дом братьев Бутиных». Им принадлежали Николаевский и Лучихинский металлургические заводы, 3 винокуренных, 1 солеварный заводы, около 50 золотых приисков в Забайкальской, Амурской и Приморских областях.
Прииски Бутиных отличались высоким уровнем механизации (конно-железные дороги на Капитолийском и Дарасунских приисках, На одних только Дарасунских приисках численность работающих в иные годы доходила до 5 тыс. человек.1 «Под покровом Дарасунских промыслов голодные годы не давали себя чувствовать и не могли показать того ужаса, который был испытан в других округах Забайкалья. На приисках была школа, клуб, сцена, где вольная и невольная интеллигенция могла отдохнуть и забыться от своеобразной кипучей приисковой жизни».
Способности М.Д.Бутина не исчерпывались предпринимательским талантом. Он был талантливым литератором, ученым, коллекционером. Будучи патриотом своего края, пытаясь обустроить его, жертвовал немалые средства на строительство и поддержание очагов культуры и народного образования. Нерчинскому женскому училищу он пожертвовал каменный дом и значительную по тем временам денежную сумму (5 тыс. руб.). На его средства содержались музыкальная школа и аптека, велись строительные работы на Воскресенском Соборе. Бутин содержал Нерчинское духовное училище. А накануне своей кончины завещал «на надстройку колокольни на Нерчинском (Воскресенском) Соборе и на новый колокол в 500 пуд. на ту колокольню 10 тыс. руб.», причту этого Собора назначил ежегодное содержание в 2 тыс. руб. В 1878 г. забайкальский купец получил благодарность от цесаревича Александра за пожертвование 160 тыс. руб. в Санкт-Петербургский дом ремесел для детей. «За пожертвования и оказанное содействие во многих нуждах края» М.Д. Бутин в 1877 г. получил благодарность генерал-губернатора Восточной Сибири П.А. Фредерикса. Кроме этого, М.Д. Бутин «за полезную деятельность и особые по торговым делам с Китаем заслуги Всемилостивейше пожалован в 4 февраля 1872 года Кавалером Ордена Св. Станислава 3-й степени». Ему «за путешествие по Монголии и описание пути в Тяньцзинь присуждена Императорским Географическим Обществом серебряная медаль». Еще раньше Бутин 8- февраля 1871 г. избран и утвержден Членом Сотрудником Императорского Русского Географического Общества». За заслуги перед Отечеством и родным Забайкальем Бутин имел и другие весомые награды, среди которых ордена Св. Станислава 2-й ст., Св. Анны 3-й ст., золотые и серебряные медали различных научных обществ.. М.Д. Бутин состоял в разных благотворительных комитетах и комиссиях. В 1865 г. он был утвержден директором Нерчинского попечительного о тюрьмах отделения. Был членом Общества содействия промышленности и торговле, членом-соревнователем Русского и Нерчинского музыкального общества, почетным членом Иркутского технического училища, членом Общества оказания пособий нуждающимся учащимся Восточной Сибири, членом попечительского совета Читинских и Нерчинских женских гимназий, Парижской национальной академии, Итальянского общества поощрения науки, гласным Иркутской и Нерчинской Дум.2 Такую коллекцию званий и наград больше не имел ни один забайкальский купец.
После смерти М.Д. Бутина в 1907 г. его состояние было оценено в 1810 тыс. руб. В своем завещании он выделил жене необходимую для безбедного существования сумму в 100 тыс. руб., а остальное завещал «на нужды просвещения - на реальное училище в Нерчинске и на 10 школ в селах. Богатый дом с прекрасной библиотекой и замечательными нумизматическим и минералогическим кабинетами передал Нерчинску».1
Большое количество забайкальских благотворителей вышло из среды читинского купечества. Прежде всего это К.С. Шумов, Д.Ф. Игнатьев, А.И. Гончаров, М.М. Немеров, И.И. Козлов, С.А. Красиков, Д.В. Полутов и др.
Константин Степанович Шумов являлся купцом 2-й гильдии, совладельцем золотопромышленного товарищества братьев Шумовых. Пик его активной благотворительной деятельности пришелся на начало XX в. За свои заслуги на поприще благотворительности К.С. Шумов был удостоен множества наград, Константин Степанович получил, например, серебряную медаль за попечительство Новотроицкой одноклассной церковно-приходской школы; бронзовую медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых, пожалованную по званию попечителя 19-го городского приходского училища и попечителя детских приютов;
- знак для ношения на груди Общества попечения о семьях ссыльнокаторжных;
- знак Красного Креста, пожалованный как жертвователю-сотруднику по организации лазарета Забайкальской общины сестер милосердия.
Иркутского купца 1-ой гильдии Александр Федорович Второв построил в нашем городе в 1910 г. "супермаркет" небывалого размаха, подрядчиком выступал читинский купец - Дмитрий Феоктистович Игнатьев. М.Ф.Второв был владельцем сети магазинов в 10 городах Сибири. Он был не только успешным купцом, но и золотопромышленником, а также гласным Иркутской городской думы на протяжении нескольких лет. в октябре 1911 года он скончался (на тот момент он уже проживал в Москве вместе с женой и дочерьми). В 1895 году были учреждены мужские и женские тюремно - благотворительные комитеты, за ними была оставлена лишь чисто благотворительная деятельность - содействие в поиске подъёмных денежных средств необходимых лицам, освобожденным из - под стражи или отбывшим срочное заключение, попечение об участи выпущенных из заключения несовершеннолетних, призрение (опека) детей, впредь до освобождения из - под стражи их родителей, оказание помощи семьям заключенных и ссыльных, попечение о выкупе лиц, заключенных за долги, помощь их родственникам.
Этот “ вид ”благотворительности требовал самопожертвования, милосердия, душевных сил. Надо полагать, что вся семья Второвых помогала матери Клавдии Яковлевне в начинаниях.
Второв Александр Федорович тоже был членом благотворительного общества, Почетным членом Иркутского губернского попечительства детских приютов, почетным попечителем учительской семинарии. Дети и учителя были в сфере его постоянного внимания.
Своему сыну и душеприказчику Николаю в завещании он поручил передать в качестве подарков на благотворительные цели по 25 тыс. рублей городам Иркутск и Лух, где Второв старший был рожден (сейчас село в Ивановской области), по 10 тыс. рублей Верхнеудинску (сейчас Улан-Удэ), Чите, Екатеринбургу, Барнаулу и Троице-Сергиевой Лавре. Деньги с магазинов, ресторанов, гостиниц он потихоньку стал инвестировать в промышленность, в том числе и оборонную. Ближе к приходу к власти большевиков количество его предприятий насчитывалось более двухсот. Благодаря сырью, которое он производил по всей стране строились автомобили, летательные средства и корабли. У Николая был по настоящему большой размах и мужество для преодоления трудностей в бизнесе, которым восхищались даже генералы, которые с ним сотрудничали по военным проектам. Во время Первой мировой войны в 1914 году, после смерти Александра Федоровича, “ Товарищество Второва ” пожертвовало 100 тыс. рублей в Московский биржевой комитет в пользу больных и раненых воинов, в Петроградское Сибирское общество для подачи помощи раненым воинам - 10 тыс. рублей, а лично от Николая Александровича - 5 тыс. рублей.
Он был рад революции. Даже спонсировал большевиков. Но большевики, как ни странно, не отплатили ему тем же. По приходу к власти, большевики все крупные предприятия страны объявили общей, то есть народной.
Сретенский купец И. Шустов пожертвовал на местную школу 7 тыс. руб., купец Золотарев – 3 тыс. р. Купец Н. С. Павлов на собственные средства построил больницу для бедных и возглавлял правление Общества пособия бедным Читинский купец Д. В. Полутов пожертвовал при постройке нового здания для Читинского Мариинского женского приюта и на устройство церкви приюта более 25 тыс. р.
Участниками общественных благотворительных организаций были не только меценаты из местных купцов, предпринимателей, чиновников, но и общественные деятели Забайкалья: А.Н. Банщиков, Н. К. Волков, Д. М. Головачёв, Ю. О. Горбатовский, И. Ф. Крюков, М. А. Колобов, В. Я. Кокосов, Н. В. Кирилов, А. К. Кузнецов, В. В. Солдатов и др. При содействии общественных организаций открывались учебные заведения на основе уставной программы: сельскохозяйственная школа с ремесленными классами при Обществе попечения о народном образовании в Нерчинске (1913), начальная школа в Троицкосавске при Обществе трудовой помощи (1901). Училищный совет Читинского церковного братства святых Кирилла, Мефодия и Иннокентия Иркутского Чудотворца объединял работу попечителей церковноприходских школ с 1885 по 1918 гг. Средства общества складывались из членских взносов, пожертвований деньгами и вещами; с доходов от публичных чтений, спектаклей и концертов.
Начавшаяся Первая мировая война поставила задачи объединения усилий общественных благотворительных организаций и частных пожертвований. В Чите в годы войны действовали, кроме благотворительных обществ, Комитет по оказанию благотворительной помощи семьям солдат, призванных на войну; областной комитет по обеспечению нужд беженцев; а также городской дамский комитет по заготовке белья для армии
Возрождение традиций благотворительной деятельности в современной России основывается на осмыслении накопленного дореволюционного опыта милосердия и благотворительности. В XIX в. стала очевидной необходимость участия общественности в делах благотворительности, что способствовало открытию благотворительных фондов, комитетов, проведению ряда благотворительных мероприятий, в том числе и в Забайкалье.
Благотворительная деятельность в Забайкалье, как и по всей России, была одной из сфер деятельности общественных (светских и религиозных) организаций и частных пожертвований. Благотворительность, которой чаще всего занималось купечество и интеллигенция, выступала как «форма общественной инициативы, с одной стороны, нравственная обязанность, моральный долг, наиболее активной интеллектуальной и экономической элиты общества; с другой стороны, благотворительная деятельность выступала нравственной потребностью.
Список литературы
Батоева С.А. Развитие благотворительности в России, 1861-1914 гг. : На материалах Забайкалья - http://www.dslib.net/istoria-otechestva/razvitie-blagotvoritelnosti-v-rossii-1861-1914-gg-na-materialah-zabajkalja
Бендрикова А. Ю. История и тенденции благотворительной деятельности в Забайкалье. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005. 136 с. 10. Васильева Т. Г. Интеллигенция Забайкалья и переселенческое дело (вторая половина XIX – начало ХХ вв.). Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2009. 141 с. 11.
Константинова Н. Н. «Покорнейше прошу…» (страницы истории Общества вспомоществования нуждающимся учащимся Забайкальской области) // Народное образование Забайкалья: история и опыт: сб. материалов науч. конф. Чита, 2000. С. 55–60. 1 Константинова Т. А. Мариинский женский детский приют // Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: в 4 т. Т. III: И – Р. Новосибирск: Наука, 2004. С. 235.
Паликова Т. В. Города Забайкалья второй половины XIX – начала ХХ вв. (социальное, экономическое, культурное развитие). Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2010. 312 с.
Швец Е. Г. Благотворительная деятельность купцов-меценатов // Малая энциклопедия Забайкалья: Наука и образование: в 2 ч. Ч. I. Новосибирск: Наука, 2010. С. 122–124.=
http://encycl.chita.ru/encycl/person/?id=8789 © Энциклопедия Забайкалья