I.Сенсомоторный уровень речи.
1.Фонематическое восприятие:
-Повторяй за мной слоги как можно точнее.
БА-ПА ПА-БА
СА-ША ША-СА
ША-ЖА-ША-ЖА-ША-ЖА
ЦА-СА-ЦА-СА-ЦА-СА
РА-ЛА-РА-ЛА-РА-ЛА
2.Артикуляционная моторика:
-Смотри внимательно и повторяй за мной движения.
*губы в улыбке
* «лопатка»
* «иголочка»
* «маятник»
* «улыбка- трубочка»
3. Звукопроизношение.
-Повторяй за мной.
*собака-маска-нос *сено-василёк-высь
*замок-коза *зима-магазин
*цапля-овца-палец *шуба-кошка-камыш
*жук-ножи *щука-вещи-лещ
*чайка-очки-ночь *рыба-корова-топор
*река-варенье-дверь *лампа-молоко-пол
*лето-колесо-соль
4.Звуко-слоговая структура слова:
-Повторяй за мной.
*танкист *космонавт *сковорода *аквалангист
*термометр
II.Грамматический строй речи.
1.Повтори предложение.*Птичка свила гнездо.
*В саду много красных яблок. *Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. *Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно. *На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
2.Верификация предложений.
-Я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
*Собака вышла в будку.
*По морю плывут корабль.
*Дом нарисован мальчик.
*Над большим деревом была глубокая яма.
3.Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме:
*мальчик, открыть, дверь
*сидеть, синичка, на, ветка
*груша, бабушка, внучка, давать
* Витя, косить, трава, кролики, для
*Петя, купить, шар, красный, мама
4.Добавление предлогов в предложение.
-Сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
* Лена наливает чай…чашки.
*Почки распустились…деревьях.
*Птенец выпал…гнезда
*Щенок спрятался…крыльцом
* Пес сидит…конуры.
5.Образование сущ.мн.ч. в И.п.:
-один-дом, а если их много, то это-дома.
*один-стол, а много-это… *стул-
*окно- *звезда-
*ухо-
-один-дом, а много чего?-Домов.
*один-стол, а много-чего?.... *стул-…
*окно- *звезда-.ухо-…
III.Словарь и навыки словообразования
-У кошки-котята, а у козы-… *волка-
*утки- *лисы-
*льва- *собаки-
*курицы- *свиньи-
*коровы- *овцы-
Образование прилагательных от существительных
А)относительных:
-кукла из бумаги-бумажная.
*шляпа из соломы- *кисель из клюквы
*горка изо льда *салат из моркови
*варенье из вишни- *суп из грибов
*варенье из яблок- *лист дуба-
*варенье из сливы- *лист осины-
Б)качественных:
-Если днем жара, то день-жаркий, а если…
*мороз-…… *солнце-…. *снег-…
*ветер-… *дождь-…
В) притяжательных:
-У собаки лапа собачья, а у ….
*кошки-…. *волка-… *льва-…
*медведя-… *лисы-…
IV.Связная речь.
1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик».(4-5 картинок).
-Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
А)смысловая целостность:
Б)лексико-грамматическое оформление:
В)самостоятельность выполнения задания:
2.Пересказ прослушанного текста.
-Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказать.
«Горошины»
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Одна дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
(рассказ предъявляется не более 2 раз)
А) смысловая целостность:
Б)лексико-грамматическое оформление:
В)самостоятельность выполнения:
Результаты:
IV уровень успешности-100-80% (120-96 баллов)-нормальное протекание речевого и интеллектуального развития.
III уровень -79,9-65% (95-78 баллов)-нетяжелый речевой дефект, зпр, негрубым онр III ур.,элементы онр.
II уровень-64,9-45% (77-54 балла)-выраженное недоразвитие речи, недостаточность познавательной деятельности.
I уровень-44,95 и ниже(53-и ниже)-грубое недоразвитие всех сторон речи, моторная алалия или сложный дефект, сочетающий умственную отсталость и тяжелую речевую патологию
3.Исследование интеллектуальных способностей.
А)тест «Найди квадрат»
Б)Корректурная проба «Найди букву».(объём, концентрация и устойчивость внимания).
( по Г.Скребицкому «Лесной голосок»)
Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотистыми. А внизу под берёзами, по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.
3.тест « Запомни и назови» (проверка уровня развития слуховой памяти) 6-7 слов.
4. « Сложи узор» проба кубиков Кооса.