«Блиц-опрос»
Глава 1. Организация человека. Общий обзор.
§1 Науки об организме человека
Назовите науки, предметом изучения которых является организм человека.
(Анатомия, физиология, гигиена)
Какая наука в переводе с греческого означает «рассечение»? Поговорим о ее методах.
(Анатомия: вскрытие, рентген, УЗИ, компьютерное моделирование).
Назовите определение физиологии, ее методы.
(наука о жизненных функциях организма и его органов; эксперименты, лабораторный анализ)
Определение науки гигиены, ее методы.
(Раздел медицины о создании условий для сохранения и укрепления здоровья; Клинические (выяснение причин массовых заболеваний), физиологические (установление приспособительных возможностей организма к неблагоприятным условиям природной социальной среды), Лабораторные (анализ проб воздуха, воды и т.д.).
§ 2 Структура тела. Место человека в живой природе.
Давайте вспомним, что части тела у человека подразделяются на области, связанные с местоположением органов. Расскажите мне все, что помните об этом.
(Внешние органы – видны при наружном осмотре (глаза, уши, нос);
Внутренние органы – не видны, они находятся внутри организма.
Полости тела в которых расположены внутренние органы называются грудной и брюшной).
2. Сейчас, я буду называть вам особенность человека, а вы будете говорить, куда его позволяет она отнести: к классу Млекопитающих, или к отряду Приматов, или к человекообразным обезьянам, или характерно только для человека.
Например, наличие матки и молочных желёз у женских особей. Данная особенность позволяет отнести человека к классу млекопитающих.
Далее см. таблицу в учебнике ;)
§3 Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.
1. Перед вами находится электронный микроскоп с препаратом, растительная клетка. Расскажите, что вы увидите. Каково строение клетки?
(Клеточные мембрана, ЭПС, рибосомы, митохондрии, комплекс Гольджи, лизосомы, ядрышки, цитоплазма).
2. А теперь поговорим о функциях этих органов.
(см. таблицу в тетради).
3.Химический состав клетки. Клетка состоит из каких веществ?
(Неорганические вещества – вода и минеральные соли; органические вещества – белки, жиры, углеводы, НК).
4.Что такое раздражимость?
(Способность реагировать на различные воздействия изменением своей деятельности или состояния)
§4 Ткани
1. Что такое ткань? Перечислите все виды тканей.
(Эпителиальная, рыхлая соединительная ткань, гладкая мышечная ткань, сердечная, поперечно-полосатая мышечная ткань, нервная).
§5 Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.
1. Перечислите все системы органов в организме у человека.
(Система покровных органов, опорно-двигательная система, пищеварительная система, иммунная система, кровеносная система, дыхательная, мочевыделительная, НС, эндокринная, половая).
Расскажите все, что вы знаете о рефлексе.