4
ПРИНЯТЬ. ПОНЯТЬ. ПОМОЧЬ.
( ИЗ ОПЫТА ВКЛЮЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ С
НАРУШЕНИЯМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА).
Выступление 29 сентября 2008 года на практическом семинаре в рамках ГЭП « Апробация модели психолого-педагогического сопровождения интегративного процесса в образовательном учреждении».
Само определение «Включение в образовательный процесс» подразумевает , что мы должны хорошо сами понимать :
- кого мы «включаем»;
- куда «включаем»;
- какой предполагаем результат «включения».
Отсюда вытекают задачи работы :
I – ПРИНЯТЬ ребёнка таким какой он есть. Основной линией поведения учителя выбрать – терпение и интерес к ученику, как к личности.
ПРИНЯТЬ – это значит согласиться , что аутичный ребёнок имеет право на ВСЕ свои проявления.
Как отследить : принимаю его или нет? Если принимаю ,т. е. соглашаюсь только с его позитивными проявлениями, а на негативные – раздражаюсь ( пусть даже не показываю раздражение), то – не принимаю вообще, т.к.нельзя ребёнка ПРИНЯТЬ по частям, он же целое. Если ориентируюсь только на проявления диагноза , а не на ЧЕЛОВЕКА – тоже не принимаю, в ребёнке много разного, много хорошего, как в любом человеке , пристальное внимание только к проявлениям диагноза помешает увидеть эти хорошие качества. Поэтому , главным условием работы является БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ ребёнка таким какой он есть.
А какой он есть? Что ему нравиться , а что нет? От чего портится настроение? Что радует? Почему отказывается что-то делать ?Ответы на эти и другие вопросы будут идти всё время , пока мы с ним работаем . Но все они сойдутся в одном : он - разный. Только что был сердитый, а дали конфету – подобрел. Приласкали – улыбнулся .Задали вопрос – удивлённый взгляд. Не разрешили – опять рассердился. И так бесконечное количество раз. Но принимать нужно ВСЯКОГО и ВСЕГДА
.
II – ПОНЯТЬ можно только того, кого приняли, с кем согласились, что он имеет право быть таким разным. ПОНЯТЬ – это профессионально разобраться в мотивах поведения, видеть связь между внешним движением и внутренним. Это каждый раз ответить себе на вопрос: «Почему он так делает?»
… Первая учебная неделя сентября. Новый ученик заставил говорить о себе всю школу – прыгнул с большой высоты. Стали думать, т.е. «понимать» его и …поняли. В понедельник был урок физкультуры, дети переоделись в физкультурную форму, спустились на первый этаж в спортзал .В четверг, в «День прыжка» опять урок физкультуры, но уже лечебной. Зал находится на 4-м этаже. Дети переоделись , правило «Ходим по школе только все вместе» ещё не выучили, вот он и вышел на лестницу, чтобы уже привычным маршрутом пойти вниз. А чувства страха перед высотой у него нет. Совсем. Вот и прыгнул.
С точки зрения школьной дисциплины – это нарушение порядка, с точки зрения «понимания» его мотивации – всё логично.
Профессиональное «понимание» необходимо для точного подбора средств и методов коррекционно – воспитательной работы. И чем полнее мы «понимаем» ребёнка, тем точнее выберем нужный к нему подход.
III - ШКОЛА - КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - это прежде всего команда высокопрофессиональных специалистов, постоянно создающих и поддерживающих атмосферу «ПРИНЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ» детей. В такой атмосфере легче решать самую главную задачу школы: как ПОМОЧЬ ребёнку развиваться? Чему учить в первую очередь? Как? Сколько?
ПОМОЧЬ – значит грамотно выстроить образовательную стратегию. Помочь можно только тому, кого принимаешь и кого понимаешь. Значит, учителю мало быть только учителем, в первую очередь надо научиться «видеть» кого он учит.
… Урок письма. У доски высокий красивый мальчик. Что писать и как - он знает, но слабая координация движений не позволяет написать и двух слов – рука уже впереди, а ноги остались далеко позади .От такого дискомфорта он устаёт, но самостоятельно скоординировать свои движения не умеет. И через каждые два написанных им слова : «Шагай, шагай. Держись другой рукой за доску. Шагай.».
Программа. «Не мы должны подчиняться программе. Это программа помогает нашей работе.» (Гэри Банч. «Включающее образование»). Специально написанной программы для каждого класса может и не быть, но обычная программа коррекционной школы VIII вида даёт возможность дать необходимые знания детям. Для этого сам учитель должен знать, что для его учеников на данный момент является самым главным в этой области знаний.
Что самое главное на уроках чтения? Только техника чтения и понимание прочитанного?Но если ребёнка учить находить и раскрывать суть произведения, показывать как эта нравственная категория «работает» в его жизни или не « работает», то постепенно он научится отвечать на вопрос: «Чему меня учит это произведение?».
Школа со своим чётким распорядком дня, стабильным расписанием уроков, разумными требованиями к поведению учащихся – помощь в организации жизни аутичного ребёнка. Для него это тот порядок, в котором всё предсказуемо, стабильно, всё всегда на своих местах. Такое наведение внешнего порядка жизни постепенно приводит к организации порядка внутреннего.Это внутреннее движение становится более равномерным, спокойным, тогда не тратятся силы на настороженность, скованность. В следующую ситуацию ребёнок войдёт более уверенно, потому что она для него уже знакома.
Ассистент учителя в классе для детей с РДА – не излишество, не временная мера, а необходимость. Привлечь внимание ученика, поддержать руку на письме, помочь сориентироваться в тетради, в учебнике – это та самая индивидуальная работа, без которой затрудняется движение всего класса. Работа ассистента позволяет ребёнку, нуждающемуся в дополнительной помощи, быть в «общем потоке» с одноклассниками.
Диктант. Витя пишет с помощью ассистента : предложения более коротки , чем для других детей. Самостоятельно найти орфограмму в тексте он пока не умеет, её «найдёт» ассистент, но выделить цветной ручкой, т.е. «узнать» - он может.
…Внеклассные мероприятия у нас в школе всегда проходят очень интересно, ведь каждый ученик начальной школы на таких праздниках становится артистом. В этот день на этаже царит суета, волнуются родители, дети, учителя. Последние приготовления, репетиции…. Наконец начинается праздник.
На самом первом празднике ученики нашего класса были только в роли зрителе. Но тогда даже такая роль им была не под силу: их внимание не удерживало всего происходящего, от большого количества людей они быстро устали. К следующему празднику готовились всерьёз : учили стихи, много репетировали на сцене .Выступление состоялось…Некоторым детям помогали мамы, которые выходили на сцену вместе с нами .Сегодня даже сама подготовка к празднику стала интересной детям. Каждый участвует в выступлении в меру своих возможностей, но все с желанием. И чем больше усилий дети приложили на репетициях, тем с большим интересом смотрят на выступления детей из других классов.
IV РЕЗУЛЬТАТ «ВКЛЮЧЕНИЯ» в образовательную среду на сегодняшний день проявляется в том, что:
- сформирован устойчивый пространственно – временной стереотип занятий, класс работает в обычном школьном режиме;
- расширилась «зона психологического комфорта» - спокойно себя чувствуют не только на этаже, но и в столовой, спортивном зале;
- значительно уменьшилось проявление такой характерной черты аутичных детей, как «избирательность» в еде;
- прослеживается динамика развития каждого ребёнка.
Конечно, не все задачи можно считать решёнными
.Но у всякой задачи есть решение, если условием работы выбрать :
- безусловное принятие,
- профессиональное понимание
- и веру в возможности развития детей.
(Журнал «Стрижи», ЦАО Центр «Тверской»), 2008 год