«Особенности усвоения понятия ВРЕМЕНИ и ЕДИНИЦ ЕГО ИЗМЕРЕНИЯ
учащимися с расстройством аутистического спектра развития.
(из опыта работы)
Особенности сознания и восприятия детей с РДА (сознание фрагментарное, неравномерное развитие, стереотипии поведения, страх перед любыми переменами).
Понятие «ВРЕМЕНИ» как духовной категории («Знания, которые получают дети, должны помочь им выжить в будущем»).
3.Наблюдения («Дети с РДА хотят знать когда всё закончится»).
2 класс.
Есть ли у детей ощущение времени? В чём это проявляется?
Савва, как только приходит в класс, подводит меня к календарю, и, указывая пальцем на каждый учебный день, проговаривает: «В школу, в школу, в школу». Дойдя до выходных: «Не в школу, не в школу». Особенно нравится ему пятница, радостно восклицает: «Последний учебный день!»
Женя по календарю пока не ориентируется, но время ощущает – ближе к 4-му уроку проговаривает дальнейшее развитие событий: «Мама, рюкзак, Макдональдс, бик – мак, картошка - фри, рис, мясо, утюг, душ, спать».
Рома умеет пользоваться временем, но не переносит этого навыка из одной ситуации на другую. Он живёт за городом, до метро добирается на автобусе. На него надо успеть – следующий будет не скоро. И из школы едет один, надо опять успеть на автобус. Несколько раз опаздывал, пришлось долго ждать. В школе ему трудно начать работать со всеми, он долго собирается, оглядывается, его отвлекает всё, что только угодно. Потом начинает спешить, торопиться, это приводит к ошибкам.
Витя проявляет ощущение времени в бесконечном проговаривании фразы: «А потом к бабушке…», этим он указывает на желаемое окончание пребывания в данной ситуации.
Таким образом, все дети показывают, что у них есть ощущение Времени, и каждый по-своему проявляет начало и завершение процесса во времени.
Т.Питерс «Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию» (Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003) отмечает: «…Дети с РДА всегда хотят знать, что данная ситуация скоро закончится ».
Читая рассказ В.Голявкина «Как я встречал Новый год», мы подошли к теме Времени. После подробной работы над содержанием текста сделали вывод, что Новый год - это не только праздник, но и новое время для развития. Написали на доске названия месяцев, отметили, кому в каком месяце день рождения, когда весенние и летние каникулы. Особое внимание уделили сентябрю, когда дети придут уже в следующий класс. Так получили расписание на год.
. Марк Хэддон «Загадочное ночное убийство собаки» (Москва, «Росмэн», 2005 г.): «…Расписание – это карта времени. Мне нравятся расписания, потому что они внушают уверенность, что вы не заблудитесь во времени»
4. Выстраивание пространственного-временного стереотипа занятий – как условие организации процесса обучения (элемент предсказуемости в ежедневном распорядке).
5. Работа: - притчи о времени(«Время нельзя увидеть»,
- народные поговорки и пословицы,
- использование наглядных схем.
6 .Меры времени как инструмент для выполнения «Порядка в жизни».
7.Результаты работы:
Выполнение режимных моментов (пространсвенно-временной стереотип занятий),
Более осмысленное отношение к предстоящим мероприятиям (планирование деятельности).
Учебные навыки: - дифференциация единиц измерения времени,
-все действия с мерами времени (с дополнительной помощью учителя),
- использование представлений о «ВРЕМЕНИ и ПОРЯДКЕ» на уроке физкультуры (эстафета).