СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по теме "Что такое грамматическая основа предложения"

Расчитана на сильный класс и быстрый темп работы на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе»

Грамматическая основа

Составитель: Исакова Анна Юрьевна

Класс: 5

Предмет: Русский язык

Тема урока: «Что такое грамматическая основа предложения»

Оборудование: учебник «Русский язык 5 класс» под. ред. Рыбченковой , мультимедийный проектор, компьютерная презентация (приложение 2), раздаточный материал (карточки для орфографического тренинга, листки для рефлексии) карточки для самостоятельной оценки (приложение 5), макет ракеты.

Программное содержание.

Цели урока:

  • Обучающие: повторить понятие главных членов предложения; познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения.

  • Развивающие: способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания.

  • Воспитательные: формировать интерес к русскому языку.



Задачи: Образовательные: расширять и углублять знания учащихся по русскому языку, формировать умение работать самостоятельно.
Развивающие: развивать умения анализировать,  обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание.
Воспитательные: способствовать нравственно-эстетическому развитию детей, их приобщению к культурным ценностям, развивать коммуникативные способности во время работы на уроке, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.

Планируемые результаты

Предметные: определять способы выражения грамматической основы.
Личностные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам.
Познавательные: выделять существенную информацию из читаемых текстов.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании.

Формы урока Фронтальная, индивидуальная, парная





Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы и приемы обучения технология деятельностного подхода, технология проблемно-диалогического обучения, технология оценки образовательных достижений.




Этап урока


Время мин.


Содержание урока

Деятельность учащихся

Формирование универсальных учебных действий

1. Мотивация к учебной деятельности

2

Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Обратите внимание, что за окном день, а у меня на доске расклеены звезды. Почему так?




Ученик проверяет наличие учебного материала к уроку.

Оценивает готовность к уроку.


Личностные - внимание, уважение к окружающим; совершенствование духовно- нравственных качеств личности

Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные – саморегуляция.


2. Актуализация знаний















7












Для того, чтобы ответить на этот вопрос, выполним первое задание – орфографический тренинг (один человек у доски).

Пять человек открепляют звезды с доски и выполняют индивидуальное задание.

Звездное небо, космические просторы, полет в космос, безвоздушное пространство, Юрий Алексеевич Гагарин, радостно встречали, гордиться подвигом, сто восемь минут, военные годы, высокие баллы, низкий рост, ярко-красная дорожка, покорил космос, Гагарин полетел, мировая изветность.

- Какая тема объединяет все эти сочетания слов?

- Какой сегодня праздник?

- Что вам известно о первом человеке в космосе?



Записывают слова под диктовку учителя. Вспоминают орфографические правила и применяют их при выполнении задания.

Анализируют информацию, делают логический вывод.

Делятся знаниями друг с другом.

Коммуникативные -овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

Регулятивные -приобщение к ценностям русской культуры;

Предметные: умение находить и проверять орфограммы.



3. Постановка целей и задач

3

Посмотрите внимательно на доску и ответьте на вопрос, какое из предложенных сочетаний слов лишнее и почему? (Лишнее Гагарин полетел, так как это не словосочетание, а грамматическая основа)

- Что такое словосочетание?

- Что не является словосочетанием?

- как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Сегодня мы с вами не будем открывать новые галактики, но мы будем открывать новые знания. Для того, чтобы добиться успеха, как Юрий Гагарин, нам нужно поставить цели. (цели определяют сами)

  • Должны будем узнать, что такое ГО

  • Узнать, для чего нужна ГО

  • Учиться выделять ГО

И как говорил Юрий Алексеевич Гагарин: «Поехали!»

Формулируют тему и цель урока.

Отвечают на поставленные вопросы.

Регулятивные: – самостоятельное формулирование проблемы (темы) и цели урока;

- самостоятельное составление плана решения учебной проблемы;

Коммуникативные: умение с полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, смысловое чтение


4. Проблемное объяснение нового материала


3

- что вы уже знаете о ГО?

- откройте учебники на странице 108, прочитайте правило и скажите, какая информация для вас оказалась новой.

Откройте справочники, перепишите определение, приведите свои примеры ГО

Итак, первая цель достигнута: мы с вами знаем, что такое ГО.


Извлекают необходимую информацию из учебника, аргументируют свою точку зрения. Отвечают на заданный проблемный вопрос.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение логических рассуждений.

Регулятивные: контроль, оценка своих действий по результату.

Личностные: понимание сущности усвоенного, адекватное реагирование на трудности.

Предметные: освоение нового материала путем самостоятельного поиска и анализа информации.


5.Первичное закрепление


5




Раздаточный материал:

  • 12 апреля 1961 г. произошло событие, которое останется в памяти всех последующих поколений людей. 

  • Именно 12 апреля 1961 г. человек совершил первый в истории полет в космос. 

  • На 108-й минуте корабль завершил полет, выполнив один оборот вокруг Земли.

  • «Поехали!» — крикнул Юрий Гагарин в момент старта корабля «Восток» с космодрома Байконур.

  • «Восток» благополучно опустился на поле колхоза «Ленинский путь» у деревни Смеловки.

  • Герман Степанович Титов всегда переживал, что не ему выпала честь побывать в космосе первым.

  • Юрий Гагарин катапультировался на парашюте в 8 км от корабля.

Посмотрите внимательно на листочки и подумайте, что вам необходимо сделать.

Посовещайтесь в парах и выполните задание.

Ответьте на вопрос: для чего же нам нужна ГО?

Достигнута вторая цель, молодцы!


Работают в парах. Читают и дополняют текст грамматическими основами. Узнают факты о полете первого человека в космос.

Познавательное: логические (анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, доказательство). Коммуникативное: приобретение опыта работы в паре, умение выражать свои мысли.

Личностные: самоопределение (мотивация учения), нравственно-эстетическое ориентация (оценивание усваиваемого содержания материала).

Регулятивное: саморегуляция (способность к преодолению препятствий) и контроль и оценка своих действий;

Предметные: первичное закрепление нового материала, отработка орфографических навыков.

6. Работа над темой урока


15

Упражнение 477. Первое предложение один человек разбирает у доски. Далее по вариантам. Первый вариант – четные предложения. Второй – нечетные.

Полный синтаксический разбор предложения:

Перед полетом Юрий Гагарин поднял руки вверх и попрощался с волнующимися зрителями.

- чем выражены главные члены предложения?


Выпишите в порядке следования первые буквы грамматической основы каждого предложения. 1) Мы охраняем лес. 2) Лена описала порядок действий и дала чёткие указания ребятам. 3) Лесная ежевика царапала руку.

Если работа выполнена правильно, получится слово молодец.

Выполняют синтаксический разбор предложения, выстраивают алгоритм рассуждений. Один человек работает у доски, остальные самостоятельно.


Личностные: оценивание усваиваемого материала. Адекватное реагирование на трудности.

Познавательные: логические (анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, доказательство), умение работать по образцу

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний

7.Рефлексия, домашнее задание


7

- Что вы делали на уроке?

- Как вы это делали?

- Зачем вы это делали?

Домашнее задание: упражнение 479.

Возьмите листочки, которые лежат у вас на парте.

Я хочу…

Это словосочетание?

Докажите, что это ГО

Допишите предложения, подчеркните подлежащее и сказуемое.

Все наши желания мы поместим в ракету и отправим в космос

Отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность, оценивают свою работу записывают домашнее задание


Регулятивные – оценивание своей работы;

Коммуникативные -построение небольших монологических высказываний.




© 2018, 531 4