СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Блок о природе и Родине. 5 класс (новый ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Блок о природе и Родине. 5 класс (новый ФГОС)»

Александр Александрович Блок (1880-1921)

Александр Александрович Блок (1880-1921)

ЦЕЛИ познакомиться с поэтическим творчеством А. А. Блока проанализировать стихотворения А.А. Блока «Погружался я в море клевера…», «Белой ночью месяц красный…», «Летний вечер»

ЦЕЛИ

  • познакомиться с поэтическим творчеством А. А. Блока
  • проанализировать стихотворения А.А. Блока «Погружался я в море клевера…», «Белой ночью месяц красный…», «Летний вечер»
«Погружался я в море клевера…»  Погружался я в море клевера,  Окруженный сказками пчел.  Но ветер, зовущий с севера,  Мое детское сердце нашел.  Призывал на битву равнинную –  Побороться с дыханьем небес.  Показал мне дорогу пустынную,  Уходящую в темный лес. Я иду по ней косогорами  И смотрю неустанно вперед,  Впереди с невинными взорами  Мое детское сердце идет.  Пусть глаза утомятся бессонные,  Запоет, заалеет пыль…  Мне цветы и пчелы влюбленные  Рассказали не сказку – быль.

«Погружался я в море клевера…»

Погружался я в море клевера, Окруженный сказками пчел. Но ветер, зовущий с севера, Мое детское сердце нашел.

Призывал на битву равнинную – Побороться с дыханьем небес. Показал мне дорогу пустынную, Уходящую в темный лес.

Я иду по ней косогорами И смотрю неустанно вперед, Впереди с невинными взорами Мое детское сердце идет.

Пусть глаза утомятся бессонные, Запоет, заалеет пыль… Мне цветы и пчелы влюбленные Рассказали не сказку – быль.

С какой метафоры начинается стихотворение?  «погружался я в море клевера». Живописная деталь дополняется звуковым сопровождением – пчелиным жужжанием. Благодаря визуальным и акустическим образам каким предстает пространство вокруг?  Спокойное, умиротворяющее, чудесное.
  • С какой метафоры начинается стихотворение?

«погружался я в море клевера». Живописная деталь дополняется звуковым сопровождением – пчелиным жужжанием.

  • Благодаря визуальным и акустическим образам каким предстает пространство вокруг?

Спокойное, умиротворяющее, чудесное.

Почему счастливое существование лирического героя, погруженного в гармоничный мир, внезапно прерывается?  Причиной тому становится олицетворенный образ ветра, который наделяется способностью призывать, просить о чем-то. В конце начальной строфы возникает важный образ, – искреннее «детское сердце». Оно становится адресатом обращения.
  • Почему счастливое существование лирического героя, погруженного в гармоничный мир, внезапно прерывается?

Причиной тому становится олицетворенный образ ветра, который наделяется способностью призывать, просить о чем-то. В конце начальной строфы возникает важный образ, – искреннее «детское сердце». Оно становится адресатом обращения.

О чем поведал ветер лирическому герою?  Описание предстоящей битвы носит символический характер: соперником в поединке выступает «дыханье небес». Подобно сказочному помощнику, ветер указывает дорогу к заветному месту, где состоится сражение. Как во второй части меняется время повествования?  Безоблачное прошлое осталось позади, и герой-богатырь держит путь навстречу неприятелю. Герою предстоит долгая дорога. Пустынная местность, густой лес, косогоры – опасности и препятствия не могут устрашить отважного путника или полностью лишить его сил. Его ведет по-детски простодушное, но честное и смелое сердце.
  • О чем поведал ветер лирическому герою?

Описание предстоящей битвы носит символический характер: соперником в поединке выступает «дыханье небес». Подобно сказочному помощнику, ветер указывает дорогу к заветному месту, где состоится сражение.

  • Как во второй части меняется время повествования?

Безоблачное прошлое осталось позади, и герой-богатырь держит путь навстречу неприятелю. Герою предстоит долгая дорога. Пустынная местность, густой лес, косогоры – опасности и препятствия не могут устрашить отважного путника или полностью лишить его сил. Его ведет по-детски простодушное, но честное и смелое сердце.

Как поэт передаёт растущую усталость странника?  Поэт обращается к оригинальной детали – дорожной пыли. К последней относятся метафоры, выраженные однородными сказуемыми: «запоет» характеризует слуховые признаки переутомления, «заалеет» – зрительные.  Отдалившись от родных мест, герой начинает осознавать , что в основу его мировоззрения легли не отвлеченные рассказы о фантастических событиях, а вечные ценности реальной жизни , близкой к природному миру скромного степного уголка.
  • Как поэт передаёт растущую усталость странника?

Поэт обращается к оригинальной детали – дорожной пыли. К последней относятся метафоры, выраженные однородными сказуемыми: «запоет» характеризует слуховые признаки переутомления, «заалеет» – зрительные.

Отдалившись от родных мест, герой начинает осознавать , что в основу его мировоззрения легли не отвлеченные рассказы о фантастических событиях, а вечные ценности реальной жизни , близкой к природному миру скромного степного уголка.

«Белой ночью месяц красный…»  Белой ночью месяц красный  Выплывает в синеве.  Бродит призрачно-прекрасный,  Отражается в Неве.  Мне провидится и снится  Исполненье тайных дум.  В вас ли доброе таится,  Красный месяц, тихий шум?..

«Белой ночью месяц красный…»

Белой ночью месяц красный Выплывает в синеве. Бродит призрачно-прекрасный, Отражается в Неве.

Мне провидится и снится Исполненье тайных дум. В вас ли доброе таится, Красный месяц, тихий шум?..

Найти эпитеты, олицетворение, риторический вопрос. Эпитеты: призрачно-прекрасный, красный, тихий, тайных дум, белой ночью, доброе. Олицетворение: бродит призрачно-прекрасный, выплывает в синеве. Риторический вопрос: в вас ли доброе таится, красный месяц, тихий шум?
  • Найти эпитеты, олицетворение, риторический вопрос.

Эпитеты: призрачно-прекрасный, красный, тихий, тайных дум, белой ночью, доброе.

Олицетворение: бродит призрачно-прекрасный, выплывает в синеве.

Риторический вопрос: в вас ли доброе таится, красный месяц, тихий шум?

Символика цвета Автор рисует картину гармоничного мира: небо отражается в реке, а река в небе. Белый цвет символизирует чистоту, истину. Символика красного цвета бывает различной. Но в контексте данного стихотворения этот цвет означает начало новой жизни, любви , так как в последней строфе есть указание на «доброе» и красный месяц назван прекрасным. Синий цвет – это символ правды и вечности Бога – навсегда останется знаком человеческого бессмертия, в глубинной психологии находят его связь с душевной освобожденностью.

Символика цвета

Автор рисует картину гармоничного мира: небо отражается в реке, а река в небе. Белый цвет символизирует чистоту, истину. Символика красного цвета бывает различной. Но в контексте данного стихотворения этот цвет означает начало новой жизни, любви , так как в последней строфе есть указание на «доброе» и красный месяц назван прекрасным. Синий цвет – это символ правды и вечности Бога – навсегда останется знаком человеческого бессмертия, в глубинной психологии находят его связь с душевной освобожденностью.

Синий цвет отражается и в реке. Таким образом, умиротворенность присутствует и на небе, и на земле. Символика цвета в стихотворении раскрывает идею гармоничности мира. Блок считает, что можно примирить «небо» и «землю», то есть вернуться к их «праисторическому единству». Но в данном стихотворении их разделяет река. Возможно, поэтому стихотворение заканчивается вопросом, выразившим сомнение автора.  

Синий цвет отражается и в реке. Таким образом, умиротворенность присутствует и на небе, и на земле. Символика цвета в стихотворении раскрывает идею гармоничности мира. Блок считает, что можно примирить «небо» и «землю», то есть вернуться к их «праисторическому единству». Но в данном стихотворении их разделяет река. Возможно, поэтому стихотворение заканчивается вопросом, выразившим сомнение автора.  

«Летний вечер»  Последние лучи заката  Лежат на поле сжатой ржи.  Дремотой розовой объята  Трава некошенной межи.  Ни ветерка, ни крика птицы,  Над рощей – красный диск луны,   И замирает песня жницы  Среди вечерней тишины.  Забудь заботы и печали,  Умчись без цели на коне  В туман и в луговые дали,  Навстречу ночи и луне!

«Летний вечер»

Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошенной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей – красный диск луны,

И замирает песня жницы Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и в луговые дали, Навстречу ночи и луне!

История создания Стихотворение «Летний вечер» из блоковского цикла «Предрассветные» («Ante Lucem»). Он включает в себя ранние произведения поэта, произведения 1898—1900 годов.  В это время Александр Александрович находился на этапе поэтического самоопределения, он молод, у него много идей, увлечений, например, театр. Блок даже хотел стать актёром, и некоторое время входил в состав Петербургского драматического кружка. 

История создания

Стихотворение «Летний вечер» из блоковского цикла «Предрассветные» («Ante Lucem»). Он включает в себя ранние произведения поэта, произведения 1898—1900 годов. 

В это время Александр Александрович находился на этапе поэтического самоопределения, он молод, у него много идей, увлечений, например, театр. Блок даже хотел стать актёром, и некоторое время входил в состав Петербургского драматического кружка. 

Первый этап творческого пути Блока был наполнен, пропитан мистическим духом романтизма В. А. Жуковского. Чистота чувств, созерцание и понимание красоты окружающего мира, вера в возможность постичь непостижимое – всему этому учил Василий Андреевич. Блок жил в предчувствии грядущих перемен, ещё неизвестных, но ожидаемых. В это же время поэт увлечённо изучает древнюю идеалистическую философию, знакомится с трудами Платона о сущности мироздания. 

Первый этап творческого пути Блока был наполнен, пропитан мистическим духом романтизма В. А. Жуковского. Чистота чувств, созерцание и понимание красоты окружающего мира, вера в возможность постичь непостижимое – всему этому учил Василий Андреевич.

Блок жил в предчувствии грядущих перемен, ещё неизвестных, но ожидаемых. В это же время поэт увлечённо изучает древнюю идеалистическую философию, знакомится с трудами Платона о сущности мироздания. 

Композиция 1-я часть – открывается прекрасный пейзаж заката . Обстановка вечерняя, тихая, приятная. Читая авторские строки не спеша, погружаясь в них, можно заметить, что тишина и покой описываются как ценность, лирический герой знает важность и необходимость покоя. 2-я часть – автор обращается к читателю, призывает его отпустить суету повседневности , «отпустить себя» и окунуться в неизведанное .

Композиция

  • 1-я часть – открывается прекрасный пейзаж заката . Обстановка вечерняя, тихая, приятная. Читая авторские строки не спеша, погружаясь в них, можно заметить, что тишина и покой описываются как ценность, лирический герой знает важность и необходимость покоя.
  • 2-я часть – автор обращается к читателю, призывает его отпустить суету повседневности , «отпустить себя» и окунуться в неизведанное .
Образы и символы Ночь – это время раскрытия себя , а точнее снятия масок, время расслабления и «отпускания». Именно поэтому автор призывает «забыть заботы и печали, умчаться без цели на коне…». Луна – постоянный спутник ночи. Она является символом преобразований, изменений. У Блока луна красная («красный диск луны»), а этот цвет у «будущего Блока» связан с переживаниями, тревогой. Но в данном произведении, скорее всего, он символизирует радость, красоту и полноту жизни, любовь, то есть «раскрашивает» луну в «позитивные» цвета.

Образы и символы

Ночь – это время раскрытия себя , а точнее снятия масок, время расслабления и «отпускания». Именно поэтому автор призывает «забыть заботы и печали, умчаться без цели на коне…».

Луна – постоянный спутник ночи. Она является символом преобразований, изменений. У Блока луна красная («красный диск луны»), а этот цвет у «будущего Блока» связан с переживаниями, тревогой. Но в данном произведении, скорее всего, он символизирует радость, красоту и полноту жизни, любовь, то есть «раскрашивает» луну в «позитивные» цвета.

Поэт предлагает «умчаться без цели на коне в туман и луговые дали…». На коне – это очень образно! Конь символизирует бег времени, быстроту, мужество и свет. А туман – это неизвестность. Нужно иметь большое мужество, чтобы мчаться в неизвестность… Но на небе прекрасная луна, она освещает путь, сулит таинственные изменения, которые будут обязательно приятными.

Поэт предлагает «умчаться без цели на коне в туман и луговые дали…». На коне – это очень образно! Конь символизирует бег времени, быстроту, мужество и свет. А туман – это неизвестность. Нужно иметь большое мужество, чтобы мчаться в неизвестность… Но на небе прекрасная луна, она освещает путь, сулит таинственные изменения, которые будут обязательно приятными.

Средства выразительности Аллитерация : «лежат на поле сжатой ржи…», «забудь заботы и печали…», «навстречу ночи и луне» (автор использовал данный приём для усиления ощущения присутствия, шипящие и звенящие звуки подчёркивают вечернюю тишину, угасание дневного шума); Эпитет : «последние лучи», «сжатая рожь», «некошеная межа», «красный диск», «вечерняя тишина», «луговые дали»; Метафора : «лучи заката», «розовая дремота», «красный диск луны», «умчись в туман», «навстречу ночи и луне»; Олицетворение : «лучи лежат», «песня замирает»; В стихотворении изменён обычный порядок слов, то есть использована инверсия («дремотой розовой объята трава некошеной межи», «и замирает песня жницы»).

Средства выразительности

  • Аллитерация : «лежат на поле сжатой ржи…», «забудь заботы и печали…», «навстречу ночи и луне» (автор использовал данный приём для усиления ощущения присутствия, шипящие и звенящие звуки подчёркивают вечернюю тишину, угасание дневного шума);
  • Эпитет : «последние лучи», «сжатая рожь», «некошеная межа», «красный диск», «вечерняя тишина», «луговые дали»;
  • Метафора : «лучи заката», «розовая дремота», «красный диск луны», «умчись в туман», «навстречу ночи и луне»;
  • Олицетворение : «лучи лежат», «песня замирает»;
  • В стихотворении изменён обычный порядок слов, то есть использована инверсия («дремотой розовой объята трава некошеной межи», «и замирает песня жницы»).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Читать стихотворения Есенина «Там, где капустные грядки…», «Поёт зима – аукает…», «Сыплет черемуха снегом…», «Край любимый! Сердцу снятся…». Наизусть «Поёт зима – аукает…».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Читать стихотворения Есенина «Там, где капустные грядки…», «Поёт зима – аукает…», «Сыплет черемуха снегом…», «Край любимый! Сердцу снятся…».

Наизусть «Поёт зима – аукает…».