Блок – тема
«Индия и Китай в древности»
Содержание:
Природа и люди Древней Индии
Индийские касты
Чему учил китайский мудрец Конфуций
Первый властелин единого Китая
Повторение раздела «Древний восток».
Цели:
познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии.
обеспечить усвоение учащимися понятия «касты»
подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.
познакомить учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция.
подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретений китайцев.
формировать умение работать с исторической картой
формировать умение сравнивать природные условия разных стран
формировать умение составлять рассказ
формировать умение пересказывать содержание текста учебника, документа
формировать умение самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний.
формировать умение правильно показывать на карте исторические объекты
формировать умение формулировать несложные выводы
формировать умение работать с текстом учебника, выделять главное.
контроль качества знаний учащихся
Блок информации:
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозны! верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы, Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинны» книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Система заданий
Природа и люди Древней Индии.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 1, 2, § 20, с. 93—94
Беседа по прочитанному и работа по карте (с. 94 учебника).
Где находится Индия? (Индия расположена на юге Азии.)
Какие моря омывают Индию с запада, востока и юга? (Индийский океан).
Какие горы защищают Индию с севера? (Гималаи, самые высокие горы в мире).
Какие крупные реки текут по территории Индии? (Инд и Ганг).
Где берут начало эти реки? (Они берут начало в Гималаях.)
Как «ведут» себя реки в июле и в августе каждого года? (От сильных дождей они выходят из берегов.)
В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление? (Египте и Междуречье).
Что такое джунгли? (густые труднопроходимые места).
Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? (бананами, плодами манго, кокосовыми орехами).
Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями).
Решение задач.
Задача № 1
Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тысячелетии до н. э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.
Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? (Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану значит, люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли.)
Задача № 2
В начале первого тысячелетия до нашей эры наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю.
Подумайте, какими успехами в развитии хозяйства это было вызвано? В каких странах были сходные природные условия? (Все вышеперечисленные работы можно было производить только железными орудиями труда, поэтому с освоением железа связаны, очевидно, успехи в развитии хозяйства индийцев, живущих в долине реки Ганг. Сходные природные условия были в Египте, Междуречье.)
Комментированное чтение п. 4, § 20, с. 95—96 учебника.
Беседа по вопросам.
Какие религиозные верования существовали у древних индийцев?
Что сходно в представлениях индийцев и египтян о посмертном существовании, что различно? (Египтяне верили, что после смерти человек переселяется в царство мертвых, но не всех туда пускают. Это решает суд Осириса. Индийцы считали, что и после смерти человек не перестает жить, а меняет свой внешний облик, превращается в другое существо.)
Индийские касты
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 1, § 21, с. 98.
Беседа по прочитанному.
Дайте определение понятию «касты» или что называется кастой? (Каста — это группа людей, которая обладает определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.)
Чем касты отличаются от классов? (Классы — это большие (в численном отношении) группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, что они имеют.)
Какие касты существовали у древних индийцев? (Касты жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг.)
Откуда появились эти касты? (По легенде - из частей тела бога Брахмы.)
У какого народа существовала подобная легенда? (У древних евреев (в Библии) легенда о происхождении Адама и Евы.)
Из каких частей тела бога Брахмы были созданы эти касты? (Жрецы-брахманы — из его рта, воины — из его рук, земледельцы - из его бедер, слуги — из запыленных ступней его ног.)
Может ли человек, принадлежавший к одной касте, со временем перейти в другую касту? (Нет, не может. Предание гласило, что человек, от рождения находящийся в одной касте, в другую перейти не может. Ведь корова не может родить свинью...)
Работа с классом.
Название касты | Что имели | Чем занимались |
Жрецы (брахманы) | | |
Воины (кшатрии) | | |
Земледельцы (вайшьи) | | |
Слуги (шудры) | | |
Чему учил китайский мудрец Конфуций
Работа по карте, с. 103 учебника
Где находится Китай? (В Восточной Азии.)
Какие крупные реки протекают по территории Китая? (На севере — Желтая река (Хуанхэ), на юге — Голубая река (Янцзы).)
Какой рельеф в этом государстве? (На западе лежат горы и пустыни Центральной Азии, на северо-западе - степи, а на юге - горы Южной Азии, покрытые тропическими лесами.)
Какой город сегодня является столицей Китая? (Пекин.)
Работа с историческим документом, с. 104—105 учебника
Беседа по прочитанному.
Всякого ли образованного человека Конфуций считал настоящим ученым? (Нет, только того, кто жил честным трудом, не стремился к приобретению богатства, посвящал себя науке.)
Согласны ли вы с наставлениями Конфуция? Если да, то с какими? Если нет, то с какими? (ответы детей)
Подумайте, чему учил древний китайский философ: «Все в государстве не могут быть равными. Если бы все были знатными, дела не выполнялись бы. Если же сделать, чтобы совсем не было знатных, то народ сам не сможет управляться. Поэтому и различают знатных и низких, чтобы создавать справедливость знатности и подлости... Поэтому дети земледельцев всегда становятся земледельцами». Определите, чьи интересы выражает этот документ. Чем была вызвана необходимость его появления? Мог ли это говорить Конфуций?
Ответ: Этот философ пытается закрепить неравенство, существовавшее в обществе. Пытается защитить интересы имущих слоев общества.
Первый властелин единого Китая.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Выяснить, как проходило объединение Китая.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 2, § 23, с. 107
Беседа по прочитанному.
С какой целью Цинь Ши Хуан организовывал военные походы? (Его интересовали новые земли, желание присоединить их и расширить свои территории.)
Куда были организованы походы? (На побережье Южно-Китайского моря.)
С кем на севере страны воевали жители Древнего Китая? (С племенами гуннов.)
Что положительного дало древним китайцам объединение страны в единое государство? (Прекратились войны между жителями этой страны)
Проверочный контроль
б
а
в
г
а
а, в
в
а, в
в
б
в
б
а, г, д, е, ж
а-2, б-4, в-3,
а-1, б-5,в-2
а, в, г, д
«5» - 15-16
«4» - 12-14
«3» - 9-11
«2» - менее 9
«ИНДИЯ И КИТАЙ В ДРЕВНОСТИ»
1. Китай находится в:
а) Западной Азии; б) Восточной Азии; в) Западной Европе; г) Северной Америке.
2. В древности индийцы селились на берегах рек:
а) Инд и Ганг; б) Инд и Евфрат; в) Ганг и Тигр; г) Янцзы и Хуанхэ.
3. В Индии долину Ганга покрывали густые, труднопроходимые леса:
а) тайга; б) роща; в) джунгли; г) сельва.
4. В III веке до н.э. первым властителем объединенного Китая был:
а) Ашшурбанапал; б) Конфуций; в) Кир; г) Цинь Шихуан.
5. Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались:
а) брахманы; б) воины; в) цари; г) писцы.
6. Некоторых богов индийцы представляли в виде диких животных:
а) свирепого льва; б) добродушной кошки; в) хитрой обезьяны; г) ловкого леопарда.
7. В Индии божественной кормилицей, матерью называли:
а) антилопу; в) корову; б) обезьяну; г) зебру.
8. По мнению Конфуция, ученый не дорожит:
а) золотом; б) верностью; в) драгоценными камнями; г) мудростью.
9. Образованными людьми в Китае считали тех, кто писал:
а) грамотно; б) красиво; в) грамотно и красиво; г) разборчивым почерком.
10. «Благородный человек винит себя, а ничтожный — других», — говорил:
а) Будда; в) Соломон; б) Конфуций; г) Моисей.
11. Тонкие и воздушные шелковые ткани научились изготавливать в:
а) Египте; в) Китае; б) Индии; г) Ассирии.
12. Торговцы разных стран мира везли из Китая:
а) сахар; в) папирус; б) чайный лист; г) кофейные зерна.
13. В разные периоды истории столицами древневосточных стран были:
а) Вавилон; б) Мегиддо; в) Асуан; г) Ниневия; д) Фивы; е) Иерусалим; ж) Мемфис.
14. Соотнесите исторические факты с именами исторических деятелей:
а) Тутмос III; 1) создание древнейших законов;
б) Дарий Первый; 2) завоевание Палестины и Сирии;
в) Цинь Шихуан. 3) строительство Великой китайской стены;
4) создание в Персии почтовой службы;
5)строительство храма богу Яхве.
15. Соотнесите события с датами:
а) 3000 год до н.э.; 1) объединение Южного и Северного царств Египта;
б) VI век до н.э.; 2) объединение индийских царств под властью Ашоки;
в) III век до н.э. 3) образование Ассирийской державы;
4) строительство пирамиды Хеопса;
5) образование персидской державы «царя царей».
16. Укажите мифы и сказания, созданные в странах Древнего Востока:
а) о Гильгамеше;
б) о Прометее;
в) о всемирном потопе;
г) «Рамаяна»
д) об Осирисе;
е) о Геракле;
ж) о троянском коне.