СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Блок-тема "Индия и Китай"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система заданий на каждый урок по истории Древнего мира по разделу "Индия и Китай в древности"

Просмотр содержимого документа
«Блок- тема Индия и Китай в древности»








Блок – тема

«Индия и Китай в древности»






Содержание:

  1. Природа и люди Древней Индии

  2. Индийские касты

  3. Чему учил китайский мудрец Конфуций

  4. Первый властелин единого Китая

  5. Повторение раздела «Древний восток».





























Цели:

  • познакомить учащихся с природой, занятиями, ре­лигиозными верованиями жителей Древней Индии.

  • обеспечить усвоение учащимися понятия «касты»

  • подвести к пониманию того, что появление неравенст­ва у индийцев было закреплено религией.

  • познакомить учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция.

  • подвести учащихся к пониманию значения образо­вания единого Китая и изобретений китайцев.

  • формировать умение работать с исто­рической картой

  • формировать умение сравнивать природные условия раз­ных стран

  • формировать умение составлять рассказ

  • формировать умение пересказывать содержание текста учебника, документа

  • формировать умение самостоя­тельно строить рассказ на основе одного-двух источни­ков знаний.

  • формировать умение правильно по­казывать на карте исторические объекты

  • формировать умение формулиро­вать несложные выводы

  • формировать умение работать с текстом учебника, выделять главное.

  • контроль качества знаний учащихся







































Блок информации:

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выра­щивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозны! верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселе­ние душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брах­мана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объедине­ние Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы, Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинны» книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм власте­лина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Система заданий

  1. Природа и люди Древней Индии.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 1, 2, § 20, с. 93—94

Беседа по прочитанному и работа по карте (с. 94 учебника).

  • Где находится Индия? (Индия расположена на юге Азии.)

  • Какие моря омывают Индию с запада, востока и юга? (Индийский океан).

  • Какие горы защищают Индию с севера? (Гималаи, самые высокие горы в мире).

  • Какие крупные реки текут по территории Индии? (Инд и Ганг).

  • Где берут начало эти реки? (Они берут начало в Гималаях.)

  • Как «ведут» себя реки в июле и в августе каждого года? (От сильных дождей они выходят из берегов.)

  • В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явле­ние? (Египте и Междуречье).

  • Что такое джунгли? (густые труднопроходимые места).

  • Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ноче­вать в джунглях? (бананами, плодами манго, кокосовыми орехами).

  • Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, разны­ми хищными зверями).

Решение задач.

Задача № 1

Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийс­ких городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тысячелетии до н. э. жизнь в этих городах замерла по неиз­вестным причинам.

  • Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? (Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану значит, люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли.)

Задача № 2

В начале первого тысячелетия до нашей эры наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю.

  • Подумайте, какими успехами в развитии хозяйства это было вызва­но? В каких странах были сходные природные условия? (Все выше­перечисленные работы можно было производить только железными орудиями труда, поэтому с освоением железа связаны, очевидно, успехи в развитии хозяйства индийцев, живущих в долине реки Ганг. Сход­ные природные условия были в Египте, Междуречье.)

Комментированное чтение п. 4, § 20, с. 95—96 учебника.

Беседа по вопросам.

  • Какие религиозные верования существовали у древних индийцев?

  • Что сходно в представлениях индийцев и египтян о посмертном су­ществовании, что различно? (Египтяне верили, что после смерти человек переселяется в царство мертвых, но не всех туда пускают. Это решает суд Осириса. Индийцы считали, что и после смерти человек не перестает жить, а меняет свой внешний облик, превращается в дру­гое существо.)

  1. Индийские касты

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 1, § 21, с. 98.

Беседа по прочитанному.

  • Дайте определение понятию «касты» или что называется кастой? (Каста — это группа людей, которая обладает определенными права­ми и обязанностями, передающимися по наследству.)

  • Чем касты отличаются от классов? (Классы — это большие (в числен­ном отношении) группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, что они имеют.)

  • Какие касты существовали у древних индийцев? (Касты жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг.)

  • Откуда появились эти касты? (По легенде - из частей тела бога Брахмы.)

  • У какого народа существовала подобная легенда? (У древних евреев (в Библии) легенда о происхождении Адама и Евы.)

  • Из каких частей тела бога Брахмы были созданы эти касты? (Жре­цы-брахманы — из его рта, воины — из его рук, земледельцы - из его бе­дер, слуги — из запыленных ступней его ног.)

  • Может ли человек, принадлежавший к одной касте, со временем пе­рейти в другую касту? (Нет, не может. Предание гласило, что человек, от рождения находящийся в одной касте, в другую перейти не может. Ведь корова не может родить свинью...)

Работа с классом.

Название касты

Что имели

Чем занимались

Жрецы (брахманы)



Воины (кшатрии)



Земледельцы (вайшьи)



Слуги (шудры)



  1. Чему учил китайский мудрец Конфуций

Работа по карте, с. 103 учебника

  • Где находится Китай? (В Восточной Азии.)

  • Какие крупные реки протекают по территории Китая? (На севере — Желтая река (Хуанхэ), на юге — Голубая река (Янцзы).)

  • Какой рельеф в этом государстве? (На западе лежат горы и пустыни Центральной Азии, на северо-западе - степи, а на юге - горы Южной Азии, покрытые тропическими лесами.)

  • Какой город сегодня является столицей Китая? (Пекин.)

Работа с историческим документом, с. 104—105 учебника

Беседа по прочитанному.

  • Всякого ли образованного человека Конфуций считал настоящим ученым? (Нет, только того, кто жил честным трудом, не стремился к приобретению богатства, посвящал себя науке.)

  • Согласны ли вы с наставлениями Конфуция? Если да, то с какими? Если нет, то с какими? (ответы детей)

Подумайте, чему учил древний китайский философ: «Все в государс­тве не могут быть равными. Если бы все были знатными, дела не выполня­лись бы. Если же сделать, чтобы совсем не было знатных, то народ сам не сможет управляться. Поэтому и различают знатных и низких, чтобы соз­давать справедливость знатности и подлости... Поэтому дети земледель­цев всегда становятся земледельцами». Определите, чьи интересы выражает этот документ. Чем была вызвана необходимость его появле­ния? Мог ли это говорить Конфуций?

Ответ: Этот философ пытается закрепить неравенство, существовавшее в обществе. Пытается защитить интересы имущих слоев общества.

  1. Первый властелин единого Китая.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

  • Выяснить, как проходило объединение Китая.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 2, § 23, с. 107

Беседа по прочитанному.

  • С какой целью Цинь Ши Хуан организовывал военные походы? (Его интересовали новые земли, желание присоединить их и расши­рить свои территории.)

  • Куда были организованы походы? (На побережье Южно-Китайско­го моря.)

  • С кем на севере страны воевали жители Древнего Китая? (С племе­нами гуннов.)

  • Что положительного дало древним китайцам объединение страны в единое государство? (Прекратились войны между жителями этой страны)

Проверочный контроль


  1. б

  2. а

  3. в

  4. г

  5. а

  6. а, в

  7. в

  8. а, в

  9. в

  10. б

  11. в

  12. б

  13. а, г, д, е, ж

  14. а-2, б-4, в-3,

  15. а-1, б-5,в-2

  16. а, в, г, д


«5» - 15-16

«4» - 12-14

«3» - 9-11

«2» - менее 9




«ИНДИЯ И КИТАЙ В ДРЕВНОСТИ»

1. Китай находится в:

а) Западной Азии; б) Восточной Азии; в) Западной Европе; г) Северной Америке.

2. В древности индийцы селились на берегах рек:

а) Инд и Ганг; б) Инд и Евфрат; в) Ганг и Тигр; г) Янцзы и Хуанхэ.

3. В Индии долину Ганга покрывали густые, труднопроходимые леса:

а) тайга; б) роща; в) джунгли; г) сельва.

4. В III веке до н.э. первым властителем объединенного Китая был:

а) Ашшурбанапал; б) Конфуций; в) Кир; г) Цинь Шихуан.

5. Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались:

а) брахманы; б) воины; в) цари; г) писцы.

6. Некоторых богов индийцы представляли в виде диких живот­ных:

а) свирепого льва; б) добродушной кошки; в) хитрой обезьяны; г) ловкого леопарда.

7. В Индии божественной кормилицей, матерью называли:

а) антилопу; в) корову; б) обезьяну; г) зебру.

8. По мнению Конфуция, ученый не дорожит:

а) золотом; б) верностью; в) драгоценными камнями; г) мудростью.

9. Образованными людьми в Китае считали тех, кто писал:

а) грамотно; б) красиво; в) грамотно и красиво; г) разборчивым почерком.

10. «Благородный человек винит себя, а ничтожный — других», — говорил:

а) Будда; в) Соломон; б) Конфуций; г) Моисей.

11. Тонкие и воздушные шелковые ткани научились изготавли­вать в:

а) Египте; в) Китае; б) Индии; г) Ассирии.

12. Торговцы разных стран мира везли из Китая:

а) сахар; в) папирус; б) чайный лист; г) кофейные зерна.

13. В разные периоды истории столицами древневосточных стран были:

а) Вавилон; б) Мегиддо; в) Асуан; г) Ниневия; д) Фивы; е) Иерусалим; ж) Мемфис.

14. Соотнесите исторические факты с именами исторических дея­телей:

а) Тутмос III; 1) создание древнейших законов;

б) Дарий Первый; 2) завоевание Палестины и Сирии;

в) Цинь Шихуан. 3) строительство Великой китайской стены;

4) создание в Персии по­чтовой службы;

5)строительство храма богу Яхве.

15. Соотнесите события с датами:

а) 3000 год до н.э.; 1) объединение Южного и Северного царств Егип­та;

б) VI век до н.э.; 2) объединение индийских царств под властью Ашоки;

в) III век до н.э. 3) образование Ассирийской державы;

4) строительство пирами­ды Хеопса;

5) образование персидской державы «царя царей».

16. Укажите мифы и сказания, созданные в странах Древнего Во­стока:

а) о Гильгамеше;

б) о Прометее;

в) о всемирном потопе;

г) «Рамаяна»

д) об Осирисе;

е) о Геракле;

ж) о троянском коне.