СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Блокада Ленинграда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Блокада Ленинграда»

8 сентября 1941г. - 27 января 1944 г.

8 сентября 1941г. - 27 января 1944 г.

Цель: познакомить детей с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время; развивать способность чувствовать, сопереживать, воспитывать чувство патриотизма. Задачи: рассказать учащимся о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы; воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны, традициям нашего народа.

Цель:

познакомить детей с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время; развивать способность чувствовать, сопереживать, воспитывать чувство патриотизма.

Задачи:

рассказать учащимся о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы; воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны, традициям нашего народа.

Начало Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года – в 4 часа утра без объявления войны Германия напала на Советский Союз. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград (так назывался Санкт- Петербург с 1924 по 1991 год) ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на этот город с целью стереть его с лица земли.

Начало Великой Отечественной войны

22 июня 1941 года – в 4 часа утра без объявления войны Германия напала на Советский Союз. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград (так назывался Санкт- Петербург с 1924 по 1991 год) ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на этот город с целью стереть его с лица земли.

Балтийский флот  Город Мурманск в годы войны Захватить Ленинград для фашистов – очень важно.  Для Гитлера Ленинград был

Балтийский флот

Город Мурманск в годы войны

Захватить Ленинград для фашистов – очень важно.  Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников. Мурманск в годы войны

.

Город Архангельск в 1941 году

В августе 1941 город Ленинград оказался в блокаде, то есть в кольце фашистских полчищ. Связь города со страной по суше прервалась.

В августе 1941 город Ленинград оказался в блокаде, то есть в кольце фашистских полчищ. Связь города со страной по суше прервалась.

Блокада…. Далеко как это слово  От наших мирных светлых дней.  Произношу его и вижу снова –  Голодных умирающих детей.

Блокада…. Далеко как это слово От наших мирных светлых дней. Произношу его и вижу снова – Голодных умирающих детей.

Как опустели целые кварталы, И как трамваи мёрзли на пути, И матерей, которые не в силах Своих детей на кладбище нести.

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи мёрзли на пути,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

 Враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы.

Враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы.

 Днём и ночью немцы бомбили и обстреливали Ленинград.

Днём и ночью немцы бомбили и обстреливали Ленинград.

В окружение попало 2 млн 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей), 343 тыс. жителей пригородных районов, войска, защищавшие город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены (только на 1-2 месяца). 8 сентября 1941 в результате авиационного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А.Е. Бадаева.

В окружение попало 2 млн 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей), 343 тыс. жителей пригородных районов, войска, защищавшие город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены (только на 1-2 месяца). 8 сентября 1941 в результате авиационного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А.Е. Бадаева.

На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года рабочим составляла 250 г, всем остальным- 125 г.

На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года рабочим составляла 250 г, всем остальным- 125 г.

Люди умирали, но не сдавались. Они гибли от бомбёжек и артобстрелов, от холода и голода.

Люди умирали, но не сдавались. Они гибли от бомбёжек и артобстрелов, от холода и голода.

На берегу Невы, в музейном зданье, Хранится очень скромный дневничок. Его писала Савичева Таня, – он каждого пришедшего влечет. Пред ним стоят сельчане, горожане, От старца – до наивного мальца, И письменная сущность содержанья, Ошеломляет души и сердца, Это всем живущим в назиданье, Чтобы каждый в суть явлений вник, Время возвышает образ Тани, И её доподлинный дневник. САВИЧЕВА ТАНЯ

На берегу Невы, в музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня, –

он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца – до наивного мальца,

И письменная сущность содержанья,

Ошеломляет души и сердца,

Это всем живущим в назиданье,

Чтобы каждый в суть явлений вник,

Время возвышает образ Тани,

И её доподлинный дневник.

САВИЧЕВА ТАНЯ

СТРАНИЧКИ ИЗ ДНЕВНИКА ТАНИ САВИЧЕВОЙ

СТРАНИЧКИ ИЗ ДНЕВНИКА ТАНИ САВИЧЕВОЙ

Дневник Тани Савичевой  увековечен в граните и входит  в мемориальный комплекс  «Зелёный пояс славы»

Дневник Тани Савичевой увековечен в граните и входит в мемориальный комплекс «Зелёный пояс славы»

Могила Тани Савичевой.

Могила Тани Савичевой.

За  все  время  блокады  умерло  от  голода  около  800 тысяч  жителей

За  все  время  блокады  умерло  от  голода  около  800 тысяч  жителей

Придёт человек домой. Окна заклеены полосками бумаги крест на крест, чтобы стёкла не разбились от взрывной волны. Холодно, потому что нет отопления, и воды тоже нет, ни горячей, ни холодной. На стене чёрная тарелка – это радио, оно постоянно включено, слышны удары метронома. В любой момент могут объявить «Воздушную тревогу». Печка «буржуйка». Пока её топишь – тепло, перестанешь топить – холодно. БЛОКАДНАЯ КОМНАТА

Придёт человек домой. Окна заклеены полосками бумаги крест на крест, чтобы стёкла не разбились от взрывной волны. Холодно, потому что нет отопления, и воды тоже нет, ни горячей, ни холодной.

На стене чёрная тарелка – это радио, оно постоянно включено, слышны удары метронома. В любой момент могут объявить «Воздушную тревогу». Печка «буржуйка». Пока её топишь – тепло, перестанешь топить – холодно.

БЛОКАДНАЯ КОМНАТА

Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель… За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили  на улицах города. За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили  на улицах города. За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города.

Дров тоже было очень мало.

На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель…

За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили

на улицах города.

За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили

на улицах города.

За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города.

Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, дети продолжали учиться. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. В школах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. Ученики шатались от голода.

Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, дети продолжали учиться. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. В школах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. Ученики шатались от голода.

Они умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.  В ШКОЛЕ  Девчонка руки протянула  И головой –  На край стола.  Сначала думали – уснула,  А оказалось:  Умерла.   Ее из школы на носилках  Домой  Ребята понесли.  В ресницах у подруг  Слезинки  То исчезали, то росли.   Никто  Не обронил ни слова.  Лишь хрипло,  Сквозь метельный стон,  Учитель выдавил, что снова  Занятья –  После похорон. (Ю. ВОРОНОВ)

Они умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

В ШКОЛЕ Девчонка руки протянула И головой – На край стола. Сначала думали – уснула, А оказалось: Умерла. Ее из школы на носилках Домой Ребята понесли. В ресницах у подруг Слезинки То исчезали, то росли. Никто Не обронил ни слова. Лишь хрипло, Сквозь метельный стон, Учитель выдавил, что снова Занятья – После похорон. (Ю. ВОРОНОВ)

Город не просто выживал, он давал фронту танки и самолеты. За 900 героических дней более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин. На заводах и фабриках работали женщины, старики и инвалиды, потому что все мужчины ушли на фронт. Но рабочих рук не хватало. Тогда на помощь пришли мальчишки.

Город не просто выживал, он давал фронту танки и самолеты. За 900 героических дней более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

На заводах и фабриках работали женщины, старики и инвалиды, потому что все мужчины ушли на фронт. Но рабочих рук не хватало. Тогда на помощь пришли мальчишки.

Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

Девочки не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сёстрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. Помогали в госпиталях. Разбирали письма на почтах. Каждый жил с одной мыслью “Всё для фронта – всё для Победы!”

Девочки не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сёстрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. Помогали в госпиталях. Разбирали письма на почтах. Каждый жил с одной мыслью “Всё для фронта – всё для Победы!”

 Женщины рыли окопы вокруг города.  Заготовка дров  На заводе

Женщины рыли окопы вокруг города.

Заготовка дров

На заводе

Но вот в Ленинграде закончилось продовольствие. А в городе около 2,5 млн. людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Шла она по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Прогибается, трещит лёд под колёсами машин с продовольствием. Что не выдержит?

Но вот в Ленинграде закончилось продовольствие. А в городе около 2,5 млн. людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Шла она по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Прогибается, трещит лёд под колёсами машин с продовольствием. Что не выдержит?

 Машины могли взять не больше 20-30 мешков муки. Но даже столько мешков поначалу грузить было опасно: лёд мог не выдержать и проломиться. Поэтому грузили только по 12 мешков. Конечно, это было мало.

Машины могли взять не больше 20-30 мешков муки. Но даже столько мешков поначалу грузить было опасно: лёд мог не выдержать и проломиться. Поэтому грузили только по 12 мешков. Конечно, это было мало.

Придумали к машине прицепить лёгкие конные сани и положить в них ещё 7 мешков. Так и доставляли муку в город.

Придумали к машине прицепить лёгкие конные сани и положить в них ещё 7 мешков. Так и доставляли муку в город.

13января 1943 год Вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень.

13января 1943 год

Вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

 ВОСПОМИНАНИЯ ОЧЕВИДЦЕВ Ольга Николаевна Бриллиантова:... Покупали клей в плитках, одна плитка столярного клея стоила десять рублей, тогда сносная месячная зарплата была в районе 200 рублей. Из клея варили студень, в доме остался перец, лавровый лист, и это все добавляли в клей. Олег Петрович Смирнов : Как-то хозяин-финн сварил своего кота. Мы, дети, конечно, не знали, что варится кот. Помню, какой ароматный запах распространялся по комнате, когда его варили. Мне дали кусочек мяса, вкус его я запомнил на всю жизнь. Мама и тетя не ели мяса, и я тогда понимал их поведение по-своему. Они сберегли этот ценный продукт для нас, для детей.  Владислав Григорьевич Григорьев : Однажды дядя Володя пришел к нам домой и принес пачку дрожжей по килограмму каждая. Бабушка удивилась, зачем нам они, ведь муки нет, печь нечего. Он объяснил, что дрожжи можно употреблять в пищу — прокручивать в мясорубке, подсушивать и затем варить как макароны. До сих пор вспоминаю, какое это было удовольствие, есть не просто слегка мутную теплую водичку, а с дрожжами. Запах этой похлебки напоминал грибной суп!

ВОСПОМИНАНИЯ ОЧЕВИДЦЕВ

Ольга Николаевна Бриллиантова:... Покупали клей в плитках, одна плитка столярного клея стоила десять рублей, тогда сносная месячная зарплата была в районе 200 рублей. Из клея варили студень, в доме остался перец, лавровый лист, и это все добавляли в клей.

Олег Петрович Смирнов : Как-то хозяин-финн сварил своего кота. Мы, дети, конечно, не знали, что варится кот. Помню, какой ароматный запах распространялся по комнате, когда его варили. Мне дали кусочек мяса, вкус его я запомнил на всю жизнь. Мама и тетя не ели мяса, и я тогда понимал их поведение по-своему. Они сберегли этот ценный продукт для нас, для детей.

Владислав Григорьевич Григорьев : Однажды дядя Володя пришел к нам домой и принес пачку дрожжей по килограмму каждая. Бабушка удивилась, зачем нам они, ведь муки нет, печь нечего. Он объяснил, что дрожжи можно употреблять в пищу — прокручивать в мясорубке, подсушивать и затем варить как макароны. До сих пор вспоминаю, какое это было удовольствие, есть не просто слегка мутную теплую водичку, а с дрожжами. Запах этой похлебки напоминал грибной суп!

ВОСПОМИНАНИЯ ОЧЕВИДЦЕВ Юлия Владиславовна Полховская  Зимой для воды растапливали снег. Варили суп из горчицы, перца и соли. Весной в парке щипали траву, собирали корешки, потом выручала лебеда. Этим и кормились. …Еще помню, я ходила по улицам и в каждом камушке видела хлеб, поднесу ко рту – камень… Зоя Смирнова-Торопова  Когда появилась первая травка, мы выпалывали её всю подряд и ели с солью. Когда во дворе травы не осталось, нас выводили на улицы и там мы не гуляли и не играли, а сидели на корточках, как старички, и щипали травку, щипали и ели, ели. Я держалась какой-то силой (видимо, молитвами мамы), но ноги были опухшие. Помню, я увидела на дороге нарисованные классики,  подняла ногу и хотела подпрыгнуть, но, увы! ноги не слушались, я расплакалась в ужасе, что я никогда не смогу прыгать. Владимир Сорокин  Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара.

ВОСПОМИНАНИЯ ОЧЕВИДЦЕВ

Юлия Владиславовна Полховская

Зимой для воды растапливали снег. Варили суп из горчицы, перца и соли. Весной в парке щипали траву, собирали корешки, потом выручала лебеда. Этим и кормились. …Еще помню, я ходила по улицам и в каждом камушке видела хлеб, поднесу ко рту – камень…

Зоя Смирнова-Торопова

Когда появилась первая травка, мы выпалывали её всю подряд и ели с солью. Когда во дворе травы не осталось, нас выводили на улицы и там мы не гуляли и не играли, а сидели на корточках, как старички, и щипали травку, щипали и ели, ели. Я держалась какой-то силой (видимо, молитвами мамы), но ноги были опухшие. Помню, я увидела на дороге нарисованные классики,  подняла ногу и хотела подпрыгнуть, но, увы! ноги не слушались, я расплакалась в ужасе, что я никогда не смогу прыгать.

Владимир Сорокин

Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара.

В Ленинградской области, недалеко от Всеволжска, на 3 километре Дороги жизни, расположен открытый в 1968 году мемориальный комплекс, носящий название «Цветок жизни». Он посвящен детям, погибшим в блокадном Ленинграде.

В Ленинградской области, недалеко от Всеволжска, на 3 километре Дороги жизни, расположен открытый в 1968 году мемориальный комплекс, носящий название «Цветок жизни».

Он посвящен детям, погибшим в блокадном Ленинграде.

 Один из скромных, на первый взгляд незаметных, памятников Великому Подвигу Ленинградцев, посвящен блокадному колодцу. Композиция представляет собой изображение женщины с ребенком на руках, стоящей над чашей с водой. Надпись, выбитая на памятнике, гласит:

Один из скромных, на первый взгляд незаметных, памятников Великому Подвигу Ленинградцев, посвящен блокадному колодцу. Композиция представляет собой изображение женщины с ребенком на руках, стоящей над чашей с водой. Надпись, выбитая на памятнике, гласит: "1941-1945. ЗДЕСЬ В СУРОВЫЕ ГОДЫ БЛОКАДЫ БЫЛ КОЛОДЕЦ - ИСТОЧНИК ЖИЗНИ"

 Легендарная

Легендарная "полуторка". Памятник установлен совсем недавно - в январе 2012 года. На этих машинах, под обстрелами, часто по трещинам во льду, эвакуировали жителей блокадного города, доставляли продукты питания.

  На западном берегу Ладожского озера сооружен монумент

  На западном берегу Ладожского озера сооружен монумент "Разорванное кольцо". Он стоит на Вагановском спуске, откуда более 60 лет назад автоколонны брали курс к восточному берегу и куда затем возвращались, преодолев тридцатикилометровый путь.

Две белые полуарки словно повторили свод высокого неба. За ними - озерная даль. На бетоне - след протектора. Кажется, только что последняя машина ушла на тот берег, за которым вся страна, Мать-Родина, ни на минуту не забывшая о страданиях и нуждах осажденного города и помогавшая ему все 900 тяжелых дней блокады.

8 мая 1965 года городу Ленинграду было присвоено звание «Город-герой»

8 мая 1965 года городу Ленинграду было присвоено звание «Город-герой»