Блокадный Ленинград.
Цели:
Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда.
Воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому своего народа; любовь к Отечеству.
Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Задачи:
.1.Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
2.Формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа.
3.Формировать умение слушать окружающих.
Оборудование: проектор, компьютер. Выставка книг о блокадном Ленинграде, слайды.
Ученики в парадной форме, в военных пилотках.
На фоне музыки «Реквием»
Ведущий. Стой! Остановись! Время замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет , кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников.( Слайд №1)
Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочеными буквами вписаны имена павших на поле боя, замученных в фашистских застенках, сожженных, повешанных, уничтоженных. Но все-таки непокоренных!
27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко – фашистской блокады с Ленинграда. (Слайд №2)
Ведущий. С тех пор прошло много лет, но ленинградцы очень хорошо помнят каждый из 900 дней блокады, так как каждый день был битвой за собственную жизнь с голодом, холодом, битвой за Ленинград- символ свободы и независимости для всего мира!
2 ведущий. Фашисты решили уничтожить город, стереть его с лица земли, уничтожить ленинградцев.
Горят Бадаевские склады.
В огне пожаров Ленинград.
Пришел он —
Первый день блокады.
Все ближе полчища врагов,
Гудят воздушные тревоги.
Сегодня утром пала Мга —
И все отрезаны дороги.
В кольце,
В осаде Ленинград.
Не умолкает канонада.
Опять летят,
Опять бомбят.
Пылает первый день блокады.
Ведущий 1 За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тыс тяжелых артиллерийских снарядов. Сбросили 5 тыс фугасных бомб и 10 тыс зажигательных бомб
Полностью было разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3 174 здания и сильно повреждено 7 143 здания. Почти треть жилья стала непригодной для проживания.
Чтец Наш город в снег,
До пояса закопан.
И если с крыш,
На город посмотреть,
То улицы
Похожи на окопы,
В которых побывать успела
Смерть.
(Слайд №3): Очень тяжелым было снабжение населения и войск продовольствием и водой. С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали самые низкие: рабочие в день получали 250 граммов хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие — по 125 граммов хлеба.
8-й чтец: Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть. В городе были и Другие очень тяжелые испытания: не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт.
Чтец
Вместо супа -
Бурда из столярного клея,
Вместо чая -
Заварка сосновой хвои,
Это было б ничего,
Только руки немеют,
Только ноги
Становятся вдруг не свои.
Только сердце
Внезапно сожмётся как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце!
Надо стучать, если даже не можешь
Ведь на наших сердцах -
Ленинград!
Бей сердце!
Стучи несмотря на усталость,
Слышишь:
Город клянётся, что враг не пройдёт!
... Сотый день догорает
Как потом оказалось.
Впереди ещё 80-й
чтец: Истощенные голодом, обессилевшие ленинградцы жили в холодных квартирах с выбитыми стеклами, а зимой был – 41 градус, за водой ходили к Неве.
В метельной ночи Ленинграда,
Померк Петропавловский шпиль.
С твоими ветрами, блокада,
Клубится морозная пыль.
Склонившись под мглой снеговою,
Девчонка с ведерком пустым,
Чуть движется, а за Невою,
Клубится пожарища дым.
10-й чтец: (Слайд №4)
А там, меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята,
Везут свою мертвую мать.
Везут — и за вымершим садом
Их след исчезает в Снегу,
А небо трясет канонада —
На месть и на гибель врагу.
(Слайд №5)
Ведущий Навсегда вошла в сознание каждого ленинградца Ладожская Дорога Жизни. 22 ноября 1941 года толщина льда на Ладожском озере достигла 13 см. а по ледовой трассе пошли первые машины. Эта трасса в донесении называлась скромно: «Военно-автомобильная дорога 101». Но ленинградцы назвали ее –Дорога Жизни.
Ведущий. Фашисты непрерывно бомбили и обстреливали дорогу. Гибли люди. Машины проваливались в полыньи. На трассе погибли 1004 машины- многие с людьми и грузом. Но легендарная дорога жизни действовала бесперебойно.
Чтец Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (Слайд №6)
Ведущий По этой дороге вывозили ослабевших от голода жителей города: детей, женщин с детьми. Раненых, больных.
Ведущий. Она жила в Ленинграде, обыкновенная девочка из обыкновенной семьи. Училась в школе, любила родных, читала дружила, ходила в кино. И вдруг началась война враг окружил город. Блокадный дневник девочки до сих пор волнует людей. Звали ее Таня Савичева.
Чтец. (Слайд №7)
Эта толстая тетрадь стоит многих толстых книг.
Таня Савичева. Таня, ты в сердцах у нас жива,
Затаив свои дыханья, слышит мир
Твои слова.
Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 года.
Бабушка умерла 25 декабря в 3 часа дня 1942 года
Лёня умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года
Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года
Мама - 13 мая в 7 часов 30 мин. утра 1942 года
Савичевы умерли все. Осталась одна Таня.
Ведущий. Таню вывезли с детским домом в Горьковскую область, но нервное потрясение и крайнее истощение сломили девочку, и она вскоре умерла.
Как жилось детям в блокадном Ленинграде?
«Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь...
У меня такое старое лицо и под глазами опухоль... Люди или сильно похудели, или опухли. Жутко сейчас в нашем городе».
Галя: «Когда нас вывезли в Вологодскую область, мне было 13 лет. Рядом оказалась деревня, в которой у моей соседки родные жили. А девчушка их приезжала когда-то в Ленинград, к нам заходила в гости. И вот она обратилась ко мне: «Бабушка, а где Галя?». Я была так одета, да и сама, кожа да кости. «Катя, – говорю, – Галя – это я». Она заревела и говорит: «Я тебя не узнала».
^ 2-й ученик (Слайд №8)
. Враги надеялись, что голодные, мёрзнущие люди перестанут защищать город и сдадут его. Но город не сдавался, продолжали работать заводы.
Да, мы не скроем: в эти дни
Мы ели землю, клей, ремни;
Но, съев похлёбку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
Но он точил, пока рука
Могла производить движенья.
И если падал - у станка,
Как падает солдат в сраженье
(Слайд №9 Слайд №10) ( О. Берггольц )
Ведущий. Наступила весна 1942года. 25 марта 1942 года было принято решение об очистке города от завалов снега, льда, грязи, трупов, и уже к 15 апреля город был приведён в порядок силами измождённых ленинградцев и солдат местного гарнизона. В Ленинграде снова начали ходить трамваи. В городе работали театры, музеи.
В январе 1943г. блокада была прорвана советскими войсками, а годом позже – 27 января 1944г. – была полностью снята.
В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа салюта.
^ 1-й ученик: (Слайд №11)
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало.
Казалось, что всё небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…
( В. Рождественский)
Чтец Сотни тысяч погибших лежат в братских могилах на кладбищах Санкт – Петербурга. Пискарёвское мемориальное кладбище, где захоронено почти 5000 тысяч людей, стало одним из наиболее значительных национальных военных памятников.
^ 3-й ученик: (Слайд №12)
Мне и самой порою не понять,
Всего, что выдержали мы с тобою…
Пройдя сквозь пытки страха и огня,
Мы выдержали испытанье боем.
И, каждый, защищавший Ленинград,
Вложивший руку в пламенные раны,
Не просто горожанин, а солдат,
По мужеству подобный ветерану.
Заключение.
Заключение
- Дорогие ребята, вы прослушали рассказ о мужестве и героизме ленинградцев в дни блокады. Не только взрослые, но и дети, в том числе и вашего возраста, испытывая лишения, холод и голод, отстаивали родной город. Их жизнь в блокадном Ленинграде – это подвиг. Большинство из них ушли из жизни: кто-то умер от голода в городе, кто-то от дистрофии на «большой земле», другие, кто пережил войну, - в мирное время. Но их жизни не пропали даром, своим подвигом они приблизили Великую Победу, благодаря которой мы живем сегодня.
2