СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Богатство и выразительность русского языка 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Богатство и выразительность русского языка 5 класс»

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И.С. Тургенев, 1882

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И.С. Тургенев, 1882

Определим с значение некоторых слов:

 

СОМНЕНИЕ, -я, ср. 1. Неуверенность в истинности чего-н., отсутствие твердой веры в кого-что-н. Испытывать с. Взять под с..что-н. (начать сомневаться). 2. Затруднение, недоумение при разрешении какого-н. вопроса. Разрешить все сомнения . 3. Вне (всякого) или без (всякого) сомнения (книжн.) – несомненно, безусловно.

 

ТЯГОСТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна (книжн.). Трудный, обременительный, мучительно-неприятный. Тягостная обязанность. Тягостное впечатление.

 

ОПОРА, -ы, ж. 1. см. опереть, -ся. 2. Место, на к-ром можно утвердить, укрепить что-н. для придания прочного, постоянного положения, а также предмет, служащий для поддержки чего-н., подпорка. Трость - о. при ходьбе. Опоры моста. Опоры ЛЭП (сооружения для подвески проводов и тросов воздушных линий электропередач). 3. перен. Сила, поддерживающая кого-что-н., помощь и поддержка в чем-н. Сын - о. семьи. О, в старости.

 

ВПАСТЬ, впаду, впадешь; впал, -ла; впавший; впав; сов. 1. Стать впалым. Щеки впали. 2. Прийти в какое-н. (неприятное, тяжелое) состояние или прийти к чему-н. (неправильному) в поведении, взглядах. В. в отчаяние, в тоску, в крайность .

 

ОТЧАЯНИЕ, -я, ср. Состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности. Приходить, привести в о. О. охватывает кого-н.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И.С. Тургенев, 1882

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И.С. Тургенев, 1882

Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. Белинский В.Г.

Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

Белинский В.Г.

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И. Куприн

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.И. Куприн

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Н.А. Бердяев

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

Н.А. Бердяев

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К.Г. Паустовский

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

К.Г. Паустовский

Формулируем тему и цель урока… Тема урока: «Богатство и выразительность русского языка»  Цель урока: Понять значимость и важность изучения русского языка, его богатство и выразительность

Формулируем тему и цель урока…

Тема урока: «Богатство и выразительность русского языка»

Цель урока: Понять значимость и важность изучения русского языка, его богатство и выразительность

Факторы, характеризующие богатство нашего языка. Первый критерий: «самый полный толковый словарь русского языка» - 241 000 лексических значений. Автор словаря – лингвист Т.Ф. Ефремова. Второй критерий: большинство слов в РЯ многозначно. Третий критерий: богатство звуков и их сочетаний, интонация. Четвертый критерий: богатство грамматики. Пятый критерий: Разнообразие функциональных стилей.

Факторы, характеризующие богатство нашего языка.

  • Первый критерий: «самый полный толковый словарь русского языка» - 241 000 лексических значений. Автор словаря – лингвист Т.Ф. Ефремова.
  • Второй критерий: большинство слов в РЯ многозначно.
  • Третий критерий: богатство звуков и их сочетаний, интонация.
  • Четвертый критерий: богатство грамматики.
  • Пятый критерий: Разнообразие функциональных стилей.
Кроссворд П Е Р Ь Я Б Е Р Ё З А У Н Ы Л А Я К О Р Н Я

Кроссворд

П Е Р Ь Я

Б Е Р Ё З А

У Н Ы Л А Я

К О Р Н Я

Синквейн – это пятистрочная строфа.   1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн – это пятистрочная строфа.

 

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн на тему русский язык.   Первый пример: Русский язык. Национальный, основной. Является, практикуется, забывается. Единственный государственный язык России. Славяне. Второй пример: Русский язык. Великий, могучий. Учится, преподается, развивается Один из предметов в школе. Россия Синквейн – это пятистрочная строфа.   1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн на тему русский язык.

Первый пример:

Русский язык.

Национальный, основной.

Является, практикуется, забывается.

Единственный государственный язык России.

Славяне.

Второй пример:

Русский язык.

Великий, могучий.

Учится, преподается, развивается

Один из предметов в школе.

Россия

Синквейн – это пятистрочная строфа.

 

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).