Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С. Тургенев, 1882
Определим с значение некоторых слов:
СОМНЕНИЕ, -я, ср. 1. Неуверенность в истинности чего-н., отсутствие твердой веры в кого-что-н. Испытывать с. Взять под с..что-н. (начать сомневаться). 2. Затруднение, недоумение при разрешении какого-н. вопроса. Разрешить все сомнения . 3. Вне (всякого) или без (всякого) сомнения (книжн.) – несомненно, безусловно.
ТЯГОСТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна (книжн.). Трудный, обременительный, мучительно-неприятный. Тягостная обязанность. Тягостное впечатление.
ОПОРА, -ы, ж. 1. см. опереть, -ся. 2. Место, на к-ром можно утвердить, укрепить что-н. для придания прочного, постоянного положения, а также предмет, служащий для поддержки чего-н., подпорка. Трость - о. при ходьбе. Опоры моста. Опоры ЛЭП (сооружения для подвески проводов и тросов воздушных линий электропередач). 3. перен. Сила, поддерживающая кого-что-н., помощь и поддержка в чем-н. Сын - о. семьи. О, в старости.
ВПАСТЬ, впаду, впадешь; впал, -ла; впавший; впав; сов. 1. Стать впалым. Щеки впали. 2. Прийти в какое-н. (неприятное, тяжелое) состояние или прийти к чему-н. (неправильному) в поведении, взглядах. В. в отчаяние, в тоску, в крайность .
ОТЧАЯНИЕ, -я, ср. Состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности. Приходить, привести в о. О. охватывает кого-н.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С. Тургенев, 1882
Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.
Белинский В.Г.
Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А.И. Куприн
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Н.А. Бердяев
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К.Г. Паустовский
Формулируем тему и цель урока…
Тема урока: «Богатство и выразительность русского языка»
Цель урока: Понять значимость и важность изучения русского языка, его богатство и выразительность
Факторы, характеризующие богатство нашего языка.
- Первый критерий: «самый полный толковый словарь русского языка» - 241 000 лексических значений. Автор словаря – лингвист Т.Ф. Ефремова.
- Второй критерий: большинство слов в РЯ многозначно.
- Третий критерий: богатство звуков и их сочетаний, интонация.
- Четвертый критерий: богатство грамматики.
- Пятый критерий: Разнообразие функциональных стилей.
Кроссворд
П Е Р Ь Я
Б Е Р Ё З А
У Н Ы Л А Я
К О Р Н Я
Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Синквейн на тему русский язык.
Первый пример:
Русский язык.
Национальный, основной.
Является, практикуется, забывается.
Единственный государственный язык России.
Славяне.
Второй пример:
Русский язык.
Великий, могучий.
Учится, преподается, развивается
Один из предметов в школе.
Россия
Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).