СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Боярская Дума и Земские Соборы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сущность Боярской думы и Земских соборов есть продукт эволюции российской государственности, когда векторы централизации государства в рамках становления и расширения Московского государства также сочетались с вызреванием механизмов сословно-представительной монархии.

Просмотр содержимого документа
«Боярская Дума и Земские Соборы»

БОЯРСКАЯ ДУМА И ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ

БОЯРСКАЯ ДУМА И ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ

ВВЕДЕНИЕ Историческое прошлое России – это целостная совокупность событий и явлений, в рамках которой раз за разом воссоздавались реалии современности. Основная дилемма состоит в том, что изменчивость реальности в сочетании с материально-духовными потребностями людей довольно сильно поляризуют обыденную повседневность. В итоге на поверхность выходит проблема поиска способов и средств сохранения стабильности системы, выступающей в роли регулятора поведенческих мотивов личности. Такого рода состояние российской действительности предстало в качестве катализатора трансформации некоторых черт государственной власти и управления через призму существования Боярской думы и Земских соборов .

ВВЕДЕНИЕ

Историческое прошлое России – это целостная совокупность событий и явлений, в рамках которой раз за разом воссоздавались реалии современности. Основная дилемма состоит в том, что изменчивость реальности в сочетании с материально-духовными потребностями людей довольно сильно поляризуют обыденную повседневность.

В итоге на поверхность выходит проблема поиска способов и средств сохранения стабильности системы, выступающей в роли регулятора поведенческих мотивов личности. Такого рода состояние российской действительности предстало в качестве катализатора трансформации некоторых черт государственной власти и управления через призму существования Боярской думы и Земских соборов .

СУЩНОСТЬ БОЯРСКОЙ ДУМЫ И ЗЕМСКИХ СОБОРОВ Сущность Боярской думы и Земских соборов есть продукт эволюции российской государственности, когда векторы централизации государства в рамках становления и расширения Московского государства также сочетались с вызреванием механизмов сословно-представительной монархии. На одной чаше весов организации власти оказалось высшее сословие, а на другой чаше весов пребывала совокупность сословий, решавшая наиболее «судьбоносные» для страны проблемы.

СУЩНОСТЬ БОЯРСКОЙ ДУМЫ И ЗЕМСКИХ СОБОРОВ

Сущность Боярской думы и Земских соборов есть продукт эволюции российской государственности, когда векторы централизации государства в рамках становления и расширения Московского государства также сочетались с вызреванием механизмов сословно-представительной монархии.

На одной чаше весов организации власти оказалось высшее сословие, а на другой чаше весов пребывала совокупность сословий, решавшая наиболее «судьбоносные» для страны проблемы.

БОЯРСКАЯ ДУМА Еще в период Киевской Руси при великих князьях так или иначе находился совет бояр, но по мере усиления княжеской власти и ее преобразования в царский титул боярская аристократия , как собственник крупных вотчин, наделяется законосовещательными полномочиями. Реформы государственного аппарата управления в XVI в. привели к кристаллизации функционального набора боярского сословия, в результате чего Боярская дума перешла в разряд постоянно действующего органа при царе, решавшего вместе с главой государства основные вопросы государственного управления.

БОЯРСКАЯ ДУМА

Еще в период Киевской Руси при великих князьях так или иначе находился совет бояр, но по мере усиления княжеской власти и ее преобразования в царский титул боярская аристократия , как собственник крупных вотчин, наделяется законосовещательными полномочиями.

Реформы государственного аппарата управления в XVI в. привели к кристаллизации функционального набора боярского сословия, в результате чего Боярская дума перешла в разряд постоянно действующего органа при царе, решавшего вместе с главой государства основные вопросы государственного управления.

Состав Боярской думы постепенно расширялся, и главным условием такого расширения являлись усложнение управления и образование новых привилегированных сословий. Ядром этого органа государственной власти следует считать родовую боярскую аристократию , которая изначально включала в себя бояр московского князя, бывших удельных князей и их бояр. К XVI-XVII вв. членами Боярской думы стали окольничие, думные дворяне, думные дьяки, а также верхушка городского населения, торговая знать и гости .

Состав Боярской думы постепенно расширялся, и главным условием такого расширения являлись усложнение управления и образование новых привилегированных сословий. Ядром этого органа государственной власти следует считать родовую боярскую аристократию , которая изначально включала в себя бояр московского князя, бывших удельных князей и их бояр. К XVI-XVII вв. членами Боярской думы стали окольничие, думные дворяне, думные дьяки, а также верхушка городского населения, торговая знать и гости .

Права и обязанности Боярской думы можно определить за счет того, что ее деятельность характеризовалась возможностью направления курса внутренней и внешней политики монарха, когда принимаемые указы и законы закреплялись формулой  «Государь указал и бояре приговорили» или «По государеву указу бояре приговорили».

Права и обязанности Боярской думы можно определить за счет того, что ее деятельность характеризовалась возможностью направления курса внутренней и внешней политики монарха, когда принимаемые указы и законы закреплялись формулой «Государь указал и бояре приговорили» или «По государеву указу бояре приговорили».

Значение Боярской думы в плане регулирования общественными сферами жизни населения изменилось в соответствии с динамикой укрепления российского абсолютизма. Так, во время правления Ивана Грозного политика опричнины (1565-1572 гг.) способствовала ослаблению и боярского сословия, и Боярской думы . Начало XVII в. ознаменовалось в России династическим кризисом и ослаблением власти, которое привело к усилению власти бояр в царствование В. Шуйского (1606-1610 гг.) и правление Семибоярщины (1610-1612 гг.).

Значение Боярской думы в плане регулирования общественными сферами жизни населения изменилось в соответствии с динамикой укрепления российского абсолютизма. Так, во время правления Ивана Грозного политика опричнины (1565-1572 гг.) способствовала ослаблению и боярского сословия, и Боярской думы . Начало XVII в. ознаменовалось в России династическим кризисом и ослаблением власти, которое привело к усилению власти бояр в царствование В. Шуйского (1606-1610 гг.) и правление Семибоярщины (1610-1612 гг.).

С переходом царского престола к династии Романовых Боярская дума все еще обладала совещательными полномочиями, но вместе с тем она вследствие бюрократизации госаппарата управления сращивалась с приказной системой страны. В конце концов, окончательная ликвидация Боярской думы произошла с учреждением в 1711 г. Правительствующего Сената.

С переходом царского престола к династии Романовых Боярская дума все еще обладала совещательными полномочиями, но вместе с тем она вследствие бюрократизации госаппарата управления сращивалась с приказной системой страны. В конце концов, окончательная ликвидация Боярской думы произошла с учреждением в 1711 г. Правительствующего Сената.

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ Вместе с Боярской думой Земский собор необходимо отнести в некоему символу и индикатору существования сословно-представительной монархии в России. Понятие «собор» означало всякое собрание, в том числе и совещание бояр, и собрание только какой-то группы духовенства или собрание, созванное государем для обсуждения каких-либо вопросов. При этом слово «земский» обозначает такие категории, как общегосударственный, общегражданский и народный.

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ

Вместе с Боярской думой Земский собор необходимо отнести в некоему символу и индикатору существования сословно-представительной монархии в России.

Понятие «собор» означало всякое собрание, в том числе и совещание бояр, и собрание только какой-то группы духовенства или собрание, созванное государем для обсуждения каких-либо вопросов. При этом слово «земский» обозначает такие категории, как общегосударственный, общегражданский и народный.

Первый Земский собор был проведен 27 февраля 1549 г. и получил название «собора примирения». На этом соборе состоялось специальное заседание Боярской думы с участием митрополита Макария со «всем освещенным собором», а также дворецких и казначеев, на котором Иван IV выступил с программной речью об обвинении бояр в том, что «до его царьского возраста от них и от их людей детем боярским и христьяном чинилися силы, и продажи, и обиды великие в землях и в холопех, и в иных во многих делах», и потребовал под угрозой опал и казней, чтобы «они бы вперед так не чинили».

Первый Земский собор был проведен 27 февраля 1549 г. и получил название «собора примирения». На этом соборе состоялось специальное заседание Боярской думы с участием митрополита Макария со «всем освещенным собором», а также дворецких и казначеев, на котором Иван IV выступил с программной речью об обвинении бояр в том, что «до его царьского возраста от них и от их людей детем боярским и христьяном чинилися силы, и продажи, и обиды великие в землях и в холопех, и в иных во многих делах», и потребовал под угрозой опал и казней, чтобы «они бы вперед так не чинили».

Проведение Земских соборов («советов всея земли») отражало суть законодательно-совещательного органа управления, решавшего вопросы и внутренней, и внешней политики российского государства. В деятельности соборов принимали участие Боярская дума, «Освященный церковный собор», (высшее духовенство), представители служилых людей, посадского и «тяглого» населения (черносошного крестьянства ). Во 2-ой пол. XVI в. Земские соборы решали проблемы местничества (1550 г.), заключения мира с Речью Посполитой (1566 и 1580 гг.), избрания на престол царя Федора Иоанновича (1584 г.).

Проведение Земских соборов («советов всея земли») отражало суть законодательно-совещательного органа управления, решавшего вопросы и внутренней, и внешней политики российского государства. В деятельности соборов принимали участие Боярская дума, «Освященный церковный собор», (высшее духовенство), представители служилых людей, посадского и «тяглого» населения (черносошного крестьянства ).

Во 2-ой пол. XVI в. Земские соборы решали проблемы местничества (1550 г.), заключения мира с Речью Посполитой (1566 и 1580 гг.), избрания на престол царя Федора Иоанновича (1584 г.).

Преодоление тяжелых последствий Смуты, избрание новой правящей династии, принятие важнейший политических решений – все это выступило в качестве катализаторов активизации проведения Земских собор в 1-ой пол. XVII в. В 1653 г. состоялся последний Земский собор , в котором было вынесено решение о принятии Левобережной Украины и Киева в состав Российского государства.

Преодоление тяжелых последствий Смуты, избрание новой правящей династии, принятие важнейший политических решений – все это выступило в качестве катализаторов активизации проведения Земских собор в 1-ой пол. XVII в. В 1653 г. состоялся последний Земский собор , в котором было вынесено решение о принятии Левобережной Украины и Киева в состав Российского государства.

ВЫВОДЫ Боярская дума и Земские соборы превратились в отражение специфики трансформации звеньев власти в пределах российской действительности.  Оба государственных органа управления вводили в оборот реалии сословно-представительной монархии, но тем не менее они все-таки не смогли стать подлинными акторами власти.  Ни сословие бояр, ни целый массив сословий были не в состоянии остановить теоретическое и практическое закрепление единоличного правления, поэтому российский абсолютизм привел к исчезновению как самой Боярской думы, так и самих Земских соборов.

ВЫВОДЫ

  • Боярская дума и Земские соборы превратились в отражение специфики трансформации звеньев власти в пределах российской действительности.

  • Оба государственных органа управления вводили в оборот реалии сословно-представительной монархии, но тем не менее они все-таки не смогли стать подлинными акторами власти.

  • Ни сословие бояр, ни целый массив сословий были не в состоянии остановить теоретическое и практическое закрепление единоличного правления, поэтому российский абсолютизм привел к исчезновению как самой Боярской думы, так и самих Земских соборов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Агузаров Т.К. Охрана власти по Соборному Уложению 1649 г. / Т.К. Агузаров // Вектор Тольяттинского государственного университета. – 2009. – №5. – С. 10-15. Жильцов С.В. Сословно-представительная монархия в русском едином государстве / С.В. Жильцов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2009. – №70. – С. 207-218. Солодкин Я.Г. Земские соборы Московской Руси конца XVI века (спорные проблемы истории и историографии) / Я.Г. Солодкин. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. – 162 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Агузаров Т.К. Охрана власти по Соборному Уложению 1649 г. / Т.К. Агузаров // Вектор Тольяттинского государственного университета. – 2009. – №5. – С. 10-15.
  • Жильцов С.В. Сословно-представительная монархия в русском едином государстве / С.В. Жильцов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2009. – №70. – С. 207-218.
  • Солодкин Я.Г. Земские соборы Московской Руси конца XVI века (спорные проблемы истории и историографии) / Я.Г. Солодкин. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. – 162 с.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!