СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Боль, её роль. Пр "Определение болевых точек кожи руки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка может служить частью урока в 8 классе, а также использоваться во внеурочной и кружковой деятельности

Просмотр содержимого документа
«Боль, её роль. Пр "Определение болевых точек кожи руки"»

Боль — неприятное или мучительное ощущение, переживание физического или эмоционального страдания. Служит сигналом реального или предполагаемого повреждения тканей  или психологического неблагополучия ; также боль может быть вызвана нарушениями в работе нервной системы . Выступает одним из симптомов ряда заболеваний[.

С точки зрения медицины, боль — это:

  • вид чувства, своеобразное неприятное ощущение;

  • реакция на это ощущение, которая характеризуется определённой эмоциональной окраской, рефлекторными изменениями функций внутренних органов, двигательными безусловными рефлексами, а также волевыми усилиями, направленными на избавление от болевого фактора.

  • неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с реальным или предполагаемым повреждением тканей, и одновременно реакция организма, мобилизующая различные функциональные системы для его защиты от воздействия патогенного фактора.

Выделяют два основных типа боли: ноцицептивную и нейропатическую. Их различие обусловлено источниками боли. Ноцицептивная боль является следствием активации рецепторов периферической нервной системы, болевыми стимулами вследствие повреждения ткани. Нейропатическая боль является следствием повреждения или дисфункции центральной нервной системы или периферических нервов[4].

Также боль может вызываться действием химических веществ на тепловые рецепторы нервной системы. Например, этиловый спирт снижает порог чувствительности температурного рецептора с 42 до 34 градусов и при нормальной температуре появляется боль[5].

Длительная боль сопровождается изменением физиологических параметров (кровяное давление, пульс, расширение зрачков, изменение концентрации гормонов). Острая боль, также сопровождается изменениями гемодинамики — связано это со стимуляцией симпато-адреналовой системы. Более того, по изменениям параметров симпато-адреналовой системы медик может понимать; насколько боль интенсивна (объективные параметры боли). Пример: во время хирургической операции, под наркозом у пациента расширяются зрачки, учащается пульс, незначительно повышается АД (10-20 мм.рт.ст.); это говорит о том, что доза наркоза введённая пациенту — не достаточна.

Существуют заболевания нервной системы, при которых у человека полностью отсутствует способность испытывать боль; такое наблюдается, например, при врождённой нечувствительности к боли с ангидрозом.



Лабораторная работа
Определение кожной чувствительности

Цель: выявить физиологические особенности кожного анализатора, познакомиться с методами определения частоты расположения осязательных, тепловых, холодовых и болевых точек в коже.

Оборудование: шарик размером с горошину, циркуль, линейка, три сосуда с водой (температура воды в сосуде № 1 — 10-15 оС, в сосуде № 2 — 25-30 оС, в сосуде № 3 — 40-45 оС), спиртовка, чернила трех цветов, дистиллированная вода.

ХОД РАБОТЫ

1. Опыт Аристотеля

1. Положите на стол шарик. Прикоснитесь к нему подушечками указательного и среднего пальцев одновременно и покатайте по столу.
2. Перекрестите пальцы и прикоснитесь к шарику так, чтобы он оказался между перекрещенными пальцами и вновь покатайте его по столу. В первом случае возникает ощущение одного шарика, во втором — двух.
3. Перекрещенными пальцами дотроньтесь до кончика носа. Возникает ощущение двух кончиков носа.

Объясните данное явление.

2. Обнаружение температурной адаптации кожных рецепторов

1. Опустите кисть правой руки в сосуд № 1, а левой – в сосуд № 3 на 1—2 мин.
2. Затем опустите обе руки в сосуд № 2.
3. Отметьте разницу в восприятии одинаковой температуры правой и левой рукой. Объясните полученные результаты.

3. Обнаружение тепловых, холодовых, болевых и тактильных точек кожи

В среднем на 1 см2 кожи приходится 50 болевых, 25 тактильных, 12 холодовых и 1—2 тепловые точки.

1. На тыльной поверхности кисти и лучезапястного сустава с помощью нагретой булавочной головки найдите тепловые точки и отметьте их синими чернилами.
2. На этом же участке кожи найдите холодовые точки с помощью охлажденной булавки, отметив их красными чернилами.
3. Затем острием булавки найдите и отметьте черными чернилами болевые точки кожи.
4. Подсчитайте и сравните частоту расположения тепловых, холодовых и болевых точек на 1 см2.

Форма отчетности

Опишите проведенные опыты в тетради. Сделайте вывод о физиологических особенностях кожного анализатора.