СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Большая психологическая игра "Волшебные улыбки"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная психологическая игра способствует налаживанию взаимоотношений в классе, что является необходимым условием адаптации к школе.

Просмотр содержимого документа
«Большая психологическая игра "Волшебные улыбки"»

Большая психологическая игра «Волшебные улыбки».

Козырева Алла Владимировна, педагог-психолог.

Задачи игры: создать условия для взаимодействия детей друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества, положительного отношения друг к другу, предоставить возможность проявления взаимовыручки, дружеских отношений между детьми.

Описание проблем и задач развития, на решение которых направлена данная игра:

Очень часто в период адаптации детей к школе встречается проблема, когда дети не могут наладить дружеские отношения, каждый претендует на лидерство, не считается с мнением другого. Дети часто ссорятся, ябедничают, не могут работать все вместе и в парах. Налаживание взаимоотношений между детьми сложный и кропотливый процесс.

Предполагаемый психологический результат:

Данная психологическая игра должна способствовать формированию сотрудничества, дать возможность детям увидеть друг друга в необычных ситуациях и осуществить перенос возникших отношений за пределы игры, в повседневную жизнь.

Описание сюжетной канвы:

Данная игра представляет собой игровую оболочку, на фоне которой решаются развивающие и коррекционные психологические задачи.

Время на игру и на обсуждение:

1 час.

Участники:

Возраст участников: 6,5 - 7,5 лет; учащиеся 1 класса.

Размер группы: зависит от количества детей в классе.

Ведущим является один взрослый, психолог. В игре так же принимают участие театрализованные персонажи: фея Радость и волшебник Бумбурак. Эти роли тоже исполняют взрослые.

Ход игры

Этап I. Введение в игру.

Задачи:

  • способствовать созданию игровой атмосферы,

  • познакомить учащихся с правилами игры,

  • настроить на высокую работоспособность.



Ведущая: Здравствуйте, ребята! К нам в школу сегодня пришло письмо от доброй феи с замечательным именем – Радость. Она просит у нас помощи.

Фея жила в своём королевстве и была очень веселая, озорная, добрая. Она дружила со всеми жителями своей страны. Любимым ее занятием было выращивание цветов в своём прекрасном сказочном саду.

Но вот однажды приключилась беда. Внезапно из-за далёких гор прилетел злой волшебник Бумбурак. Он позавидовал феи, ведь у неё было столько друзей. А у Бумбурака друзей не было. Тогда он решил, что отнимет у неё смех и закроет весёлое, яркое солнышко тёмными тучами. Всё так и произошло. Теперь добрая фея целыми днями плачет и плачет. Сама себе она помочь не может, поэтому просит помощи у нас. Поможем, ребята, доброй феи? Как вы думаете, как можно помочь человеку, который грустит?

Психолог выслушивает ответы детей.

Ведущая: ребята, поскольку мы имеем дело с волшебством, то кроме того что вы назвали нам понадобится волшебное лекарство от плохого настроения. Чтобы его получить, нужно собрать волшебные улыбки, которые растут в сказочной стране. Вы готовы отправиться в сказочную страну?

Собираясь в любое путешествие, люди берут с собой все свои знания, старательность, наблюдательность, хорошие отношения. Не забудьте и вы все это взять с собой, тогда наше путешествие будет удачным. Но в путешествии нас ожидает много препятствий, которые нужно будет преодолеть. Если мы с ними справимся, сможем помогать друг другу, выручать, значит, волшебная страна ждет нас. Итак, в добрый путь!

Этап II. Совместная работа участников игры.

Задачи:

  • способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы;

  • поощрение совместного переживания, связанного с выполнением общей задачи.

Оборудование: мелки для рисования или листы газет.

Ведущая: а вот и первое препятствие.

Упражнение «Все вместе» (К.Фопель).

Психолог выкладывает из газет (или рисует мелом) на полу остров.

Ведущая: вы видите на полу небольшой остров. Чтобы попасть в волшебную страну нам нужно разместиться на этом острове всем.

Дети размещаются на небольшом острове из газет.

Ведущая: молодцы, ребята. А теперь мы с вами отправляемся дальше.

Этап III. Работа участников в парах.

Задачи:

  • развивать отношения партнерства,

  • умение работать в парах,

  • стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения.

Оборудование:

  • большой рисунок реки, гор;

  • музыка: шум реки, свист ветра;

  • вырезанные круги, имитирующие кочки.

  • приготовленные для детей рисунки варежек, которые нужно будет разукрасить, цветные карандаши

Звучит музыка: шум реки.

Ведущая: на нашем пути вновь преграда. Река разлилась у нас на пути. Пройти ее можно по этим кочкам. У нас только две кочки. И пройти по ним можно только вдвоём.

Упражнение «Кочки».

Психолог предлагает детям встать в пары. Затем пройти по кочкам передвигая их и помогая друг другу.

Звучит музыка: свист ветра.



Ведущая: мы отправляемся дальше. Но как же нам идти, ведь теперь горы у нас на пути, а там холодно, снег лежит. Но я думаю, что нам станет теплее, если мы с вами приготовим себе теплые варежки. В горах они нас согреют.

Упражнение "Разноцветные варежки"

Ведущая: прошу объединиться в пары. Возьмите на двоих одну пачку цветных карандашей. Перед вами лежит рисунок варежек. Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь друг с другом, как вы будете украшать эти варежки. Каждый из вас будет разукрашивать свою варежку, но узоры у вас должны быть одинаковые и красивые. Вам понятно задание? Тогда начинаем работать.

Время выполнения задания, примерно, 5-8 минут. После чего психолог просит каждую пару показать свои варежки, а все смотрят и определяют, у кого получились особенно похожие и красивые варежки.

Этап IV. Игры на создание у детей положительного отношения друг к другу.

Задачи:

  • обратить внимание участников группы друг на друга,

  • способствовать осознанию собственной уникальности и значимости.

Оборудование:

  • нарисованные улыбки;

  • цветы по количеству участников.

Ведущая: вот мы с вами и добрались до волшебной страны. Теперь немного отдохнём и будем искать волшебные улыбки.

Упражнение «Объятье» (К. Фопель).

Ведущая: кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить своё хорошее отношение к ним? Вы брали их на руки и обнимали. Выразить свои дружеские чувства по отношению к человеку тоже можно с помощью объятий. Мы будем передавать свои дружеские объятья по кругу. Если кто-то не хочет обниматься, скажите нам об этом.

Дети выполняют упражнение.

Звучит тревожная музыка.

Ведущая: ой, кажется, кто-то сюда идет.

Входит Бумбурак.

Бумбурак: Я – Бумбурак, волшебник улыбок не люблю.

Всё яркое на свете я в серый превращу.

Не расцветёт природа – цветы, леса, поля.

В любое время года – бесцветная земля.

Ведущая: кажется, я понимаю, это тот самый Бумбурак, который заколдовал фею.

Бумбурак: да, это именно я. Слышал, вы хотите ей помочь. Только у вас ничего не получится, волшебные улыбки все у меня (показывает нарисованные улыбки). Я не хочу, чтобы вы расколдовали фею. У неё так много друзей, все рады ей, а мне никто.

Ведущая: ребята, что же нам делать?

Выслушиваются мнения детей.

Ведущая: я думаю, Бумбурак себя чувствует не очень хорошо, ведь его никто никогда не любил, не дарил свои улыбки и тепло. Давайте исправим это положение и улыбнёмся ему.

Дети улыбаются Бумбураку.

Ведущая: Бумбурак, посмотри, сколько детских улыбок. Ребята дарят эти улыбки тебе.

Бумбурак: правда? Вы улыбаетесь мне?

Ведущая: конечно тебе. Ребята, в каждом человеке можно найти что-нибудь хорошее. Даже в злом волшебнике тоже можно найти что-нибудь хорошее. Давайте его вместе похвалим.

Дети с помощью психолога делают комплименты Бумбураку.

Бумбурак: столько улыбок и комплиментов. Это так здорово. Я больше не хочу быть злым. Мне очень радостно.

Появляется фея.

Фея: У тучек сегодня плохие причёски,

Тучки рыдают – и капают слёзки

Ивушки плачут, и плачут берёзки.

С листиков капают, капают слёзки.

Грустно на свете, печально на свете,

Плачут деревья, и тучки, и ветер.

Ведущая: Здравствуй фея Радость.

Фея: Здравствуйте.

Ведущая: Бумбурак, ты такой весёлый и совсем уже не злой. Давай расколдуем фею, посмотри какая она грустная.

Бумбурак: я согласен, давайте расколдуем. Подарите эти улыбки фее и она снова станет весёлой.

Ведущая отдает фее нарисованные улыбки. Фея Радость снова улыбается.

Ведущая: смотрите, получилось, фея улыбается.

Куда же улетело плохое настроение?

И где он сидело – плохое настроение?

В носу оно дремало – плохое настроение.

Глаза оно щипало – плохое настроение.

Куда оно девалось – плохое настроение?

Ура, оно пропало – плохое настроение!

Ура, оно пропало – и кончились мучения!

Фея: спасибо, ребята, вы мне так помогли, я снова улыбаюсь. И в благодарность я вам принесла цветы, которые я вырастила в своём саду.

Упражнение "Подари цветы".

Психолог предлагает детям взять по одному цветку и подарить их тому, кому они захотят со словами "Я дарю тебе этот цветок, потому что ты самый: (сказать о том, что тебе нравится в этом человеке).

Если кому-то не подарили подарок, это делает психолог и обязательно отмечает лучшие качества этого человека.

Ведущая: молодцы, ребята, все получили подарки.

Фея и Бумбурак прощаются с ребятами и уходят.

Этап V. Завершение игры. Подведение итогов.

Задачи:

  • переключение с игровой деятельности в реальную обстановку,

  • перенос усвоенных навыков взаимодействия.



Ведущая: вот и закончилось наше путешествие. Вы все молодцы. Справились со всеми препятствиями, помогли фее.

- Что же вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

- Что вам дало это путешествие?

- Чему научились во время игры?

- Что новое узнали о ком-то из класса?

- Как элементы игры использовать в повседневной жизни?

- На этом наше занятие закончено, до свидания, ребята! До новых встреч!



Литература.

Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю.

Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. / Под ред. Пилипко Н.В. _ М.: УЦ «Перспектива», 2002. – 64 с.

Фопель К.

Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.4. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. – 160 с.: ил.

Фопель К.

Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.1.. – М.: Генезис, 2000. – 160 с.: ил.

Фопель К.

Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.2. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. – 160 с.: ил.

Фопель К.

Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.3. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. – 160 с.: ил.