Большая психологическая игра «Волшебные улыбки».
Козырева Алла Владимировна, педагог-психолог.
Задачи игры: создать условия для взаимодействия детей друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества, положительного отношения друг к другу, предоставить возможность проявления взаимовыручки, дружеских отношений между детьми.
Описание проблем и задач развития, на решение которых направлена данная игра:
Очень часто в период адаптации детей к школе встречается проблема, когда дети не могут наладить дружеские отношения, каждый претендует на лидерство, не считается с мнением другого. Дети часто ссорятся, ябедничают, не могут работать все вместе и в парах. Налаживание взаимоотношений между детьми сложный и кропотливый процесс.
Предполагаемый психологический результат:
Данная психологическая игра должна способствовать формированию сотрудничества, дать возможность детям увидеть друг друга в необычных ситуациях и осуществить перенос возникших отношений за пределы игры, в повседневную жизнь.
Описание сюжетной канвы:
Данная игра представляет собой игровую оболочку, на фоне которой решаются развивающие и коррекционные психологические задачи.
Время на игру и на обсуждение:
1 час.
Участники:
Возраст участников: 6,5 - 7,5 лет; учащиеся 1 класса.
Размер группы: зависит от количества детей в классе.
Ведущим является один взрослый, психолог. В игре так же принимают участие театрализованные персонажи: фея Радость и волшебник Бумбурак. Эти роли тоже исполняют взрослые.
Ход игры
Этап I. Введение в игру.
Задачи:
способствовать созданию игровой атмосферы,
познакомить учащихся с правилами игры,
настроить на высокую работоспособность.
Ведущая: Здравствуйте, ребята! К нам в школу сегодня пришло письмо от доброй феи с замечательным именем – Радость. Она просит у нас помощи.
Фея жила в своём королевстве и была очень веселая, озорная, добрая. Она дружила со всеми жителями своей страны. Любимым ее занятием было выращивание цветов в своём прекрасном сказочном саду.
Но вот однажды приключилась беда. Внезапно из-за далёких гор прилетел злой волшебник Бумбурак. Он позавидовал феи, ведь у неё было столько друзей. А у Бумбурака друзей не было. Тогда он решил, что отнимет у неё смех и закроет весёлое, яркое солнышко тёмными тучами. Всё так и произошло. Теперь добрая фея целыми днями плачет и плачет. Сама себе она помочь не может, поэтому просит помощи у нас. Поможем, ребята, доброй феи? Как вы думаете, как можно помочь человеку, который грустит?
Психолог выслушивает ответы детей.
Ведущая: ребята, поскольку мы имеем дело с волшебством, то кроме того что вы назвали нам понадобится волшебное лекарство от плохого настроения. Чтобы его получить, нужно собрать волшебные улыбки, которые растут в сказочной стране. Вы готовы отправиться в сказочную страну?
Собираясь в любое путешествие, люди берут с собой все свои знания, старательность, наблюдательность, хорошие отношения. Не забудьте и вы все это взять с собой, тогда наше путешествие будет удачным. Но в путешествии нас ожидает много препятствий, которые нужно будет преодолеть. Если мы с ними справимся, сможем помогать друг другу, выручать, значит, волшебная страна ждет нас. Итак, в добрый путь!
Этап II. Совместная работа участников игры.
Задачи:
способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы;
поощрение совместного переживания, связанного с выполнением общей задачи.
Оборудование: мелки для рисования или листы газет.
Ведущая: а вот и первое препятствие.
Упражнение «Все вместе» (К.Фопель).
Психолог выкладывает из газет (или рисует мелом) на полу остров.
Ведущая: вы видите на полу небольшой остров. Чтобы попасть в волшебную страну нам нужно разместиться на этом острове всем.
Дети размещаются на небольшом острове из газет.
Ведущая: молодцы, ребята. А теперь мы с вами отправляемся дальше.
Этап III. Работа участников в парах.
Задачи:
развивать отношения партнерства,
умение работать в парах,
стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения.
Оборудование:
большой рисунок реки, гор;
музыка: шум реки, свист ветра;
вырезанные круги, имитирующие кочки.
приготовленные для детей рисунки варежек, которые нужно будет разукрасить, цветные карандаши
Звучит музыка: шум реки.
Ведущая: на нашем пути вновь преграда. Река разлилась у нас на пути. Пройти ее можно по этим кочкам. У нас только две кочки. И пройти по ним можно только вдвоём.
Упражнение «Кочки».
Психолог предлагает детям встать в пары. Затем пройти по кочкам передвигая их и помогая друг другу.
Звучит музыка: свист ветра.
Ведущая: мы отправляемся дальше. Но как же нам идти, ведь теперь горы у нас на пути, а там холодно, снег лежит. Но я думаю, что нам станет теплее, если мы с вами приготовим себе теплые варежки. В горах они нас согреют.
Упражнение "Разноцветные варежки"
Ведущая: прошу объединиться в пары. Возьмите на двоих одну пачку цветных карандашей. Перед вами лежит рисунок варежек. Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь друг с другом, как вы будете украшать эти варежки. Каждый из вас будет разукрашивать свою варежку, но узоры у вас должны быть одинаковые и красивые. Вам понятно задание? Тогда начинаем работать.
Время выполнения задания, примерно, 5-8 минут. После чего психолог просит каждую пару показать свои варежки, а все смотрят и определяют, у кого получились особенно похожие и красивые варежки.
Этап IV. Игры на создание у детей положительного отношения друг к другу.
Задачи:
обратить внимание участников группы друг на друга,
способствовать осознанию собственной уникальности и значимости.
Оборудование:
Ведущая: вот мы с вами и добрались до волшебной страны. Теперь немного отдохнём и будем искать волшебные улыбки.
Упражнение «Объятье» (К. Фопель).
Ведущая: кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить своё хорошее отношение к ним? Вы брали их на руки и обнимали. Выразить свои дружеские чувства по отношению к человеку тоже можно с помощью объятий. Мы будем передавать свои дружеские объятья по кругу. Если кто-то не хочет обниматься, скажите нам об этом.
Дети выполняют упражнение.
Звучит тревожная музыка.
Ведущая: ой, кажется, кто-то сюда идет.
Входит Бумбурак.
Бумбурак: Я – Бумбурак, волшебник улыбок не люблю.
Всё яркое на свете я в серый превращу.
Не расцветёт природа – цветы, леса, поля.
В любое время года – бесцветная земля.
Ведущая: кажется, я понимаю, это тот самый Бумбурак, который заколдовал фею.
Бумбурак: да, это именно я. Слышал, вы хотите ей помочь. Только у вас ничего не получится, волшебные улыбки все у меня (показывает нарисованные улыбки). Я не хочу, чтобы вы расколдовали фею. У неё так много друзей, все рады ей, а мне никто.
Ведущая: ребята, что же нам делать?
Выслушиваются мнения детей.
Ведущая: я думаю, Бумбурак себя чувствует не очень хорошо, ведь его никто никогда не любил, не дарил свои улыбки и тепло. Давайте исправим это положение и улыбнёмся ему.
Дети улыбаются Бумбураку.
Ведущая: Бумбурак, посмотри, сколько детских улыбок. Ребята дарят эти улыбки тебе.
Бумбурак: правда? Вы улыбаетесь мне?
Ведущая: конечно тебе. Ребята, в каждом человеке можно найти что-нибудь хорошее. Даже в злом волшебнике тоже можно найти что-нибудь хорошее. Давайте его вместе похвалим.
Дети с помощью психолога делают комплименты Бумбураку.
Бумбурак: столько улыбок и комплиментов. Это так здорово. Я больше не хочу быть злым. Мне очень радостно.
Появляется фея.
Фея: У тучек сегодня плохие причёски,
Тучки рыдают – и капают слёзки
Ивушки плачут, и плачут берёзки.
С листиков капают, капают слёзки.
Грустно на свете, печально на свете,
Плачут деревья, и тучки, и ветер.
Ведущая: Здравствуй фея Радость.
Фея: Здравствуйте.
Ведущая: Бумбурак, ты такой весёлый и совсем уже не злой. Давай расколдуем фею, посмотри какая она грустная.
Бумбурак: я согласен, давайте расколдуем. Подарите эти улыбки фее и она снова станет весёлой.
Ведущая отдает фее нарисованные улыбки. Фея Радость снова улыбается.
Ведущая: смотрите, получилось, фея улыбается.
Куда же улетело плохое настроение?
И где он сидело – плохое настроение?
В носу оно дремало – плохое настроение.
Глаза оно щипало – плохое настроение.
Куда оно девалось – плохое настроение?
Ура, оно пропало – плохое настроение!
Ура, оно пропало – и кончились мучения!
Фея: спасибо, ребята, вы мне так помогли, я снова улыбаюсь. И в благодарность я вам принесла цветы, которые я вырастила в своём саду.
Упражнение "Подари цветы".
Психолог предлагает детям взять по одному цветку и подарить их тому, кому они захотят со словами "Я дарю тебе этот цветок, потому что ты самый: (сказать о том, что тебе нравится в этом человеке).
Если кому-то не подарили подарок, это делает психолог и обязательно отмечает лучшие качества этого человека.
Ведущая: молодцы, ребята, все получили подарки.
Фея и Бумбурак прощаются с ребятами и уходят.
Этап V. Завершение игры. Подведение итогов.
Задачи:
Ведущая: вот и закончилось наше путешествие. Вы все молодцы. Справились со всеми препятствиями, помогли фее.
- Что же вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- Что вам дало это путешествие?
- Чему научились во время игры?
- Что новое узнали о ком-то из класса?
- Как элементы игры использовать в повседневной жизни?
- На этом наше занятие закончено, до свидания, ребята! До новых встреч!
Литература.
Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю.
Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. / Под ред. Пилипко Н.В. _ М.: УЦ «Перспектива», 2002. – 64 с.
Фопель К.
Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.4. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. – 160 с.: ил.
Фопель К.
Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.1.. – М.: Генезис, 2000. – 160 с.: ил.
Фопель К.
Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.2. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. – 160 с.: ил.
Фопель К.
Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.3. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. – 160 с.: ил.