Л. Н. Боженко, кандидат филологических наук
Тема. Конфиксы и другие проблемы изучения состава слов и словообразования
Сложности изучения состава слова и словообразования происходят, прежде всего, вследствие взаимосвязи трёх самостоятельных видов анализа морфологической структуры слова: формообразовательного, словообразовательного и морфемного.
Формообразовательный анализ направлен на нахождение грамматической формы слов, которая состоит из формообразующих аффиксов (окончание jh суффиксы с грамматическим значением) и основы. Часть слова без окончания — это основа словоизменения, или синтаксическая основа. Часть слова без формообразующих суффиксов — это основа формообразования. Так, в причастии как изменяемой глагольной форме и в изменяемой форме глаголов прошедшего времени выделяются две основы, например: воздух был застывший: 1) слово застывший — причастие (воздух какой?), изменяемая форма глагола, окончание -ий (застывшая, застывшее, застывшие); первая основа — основа словоизменения: застывш ий; 2) застывший — это форма глагола застыть, образовалась от основы инфинитива с помощью суффикса -вш-, значит, вторая основа — формообразования: засты-вш-(ий).
Следовательно, основой слова застывший является часть слова без окончания и формообразующего суффикса засты-.
Задача словообразовательного разбора производных слов — найти ближайшее производящее слово для анализируемого производного и установить способ образования. Поэтому если в производном слове более Одного словообразующего суффикса, то они не могут быть присоединены одновременно, т. е. слово учительница образовалось от слова учитель с помощью суффикса -ниц-, а не от слова учить с помощью двух суффиксов: -тель- и -ниц-. Тем не менее такие ошибки встречаются довольно часто как результат неосознания различий между морфемным и словообразовательным разборами.
Морфемному разбору, в отличие от двух предыдущих, подлежат все без исключения слова с целью выявления в них всех минимальных значимых частей. Он базируется, в первую очередь, на обязательном знании морфологии анализируемого слова и, если основа слова производная, на его сопоставлении с другими словами, которые образуют словообразовательную цепочку с помощью словообразовательных отношений.
Таким образом, очевидны и различия, и взаимосвязь между составом слова и словообразованием, что должны понять учащиеся в процессе изучения русского языка.
Морфемный состав слов, как уже было сказано, определяется на основе знаний их морфологии и словообразования. На этом построено, в частности, выполнение следующих заданий ЦТ: 1.) одинаковое строение имеют слова; 2) в каких словах (формах слов) две приставки, два суффикса и т. п.
Не все вопросу морфемного состава слов и словообразования решены в науке окончательно, тем не менее для выполнения тестов^ заданий зачастую предлагается неоднозначно квалифицируемый языковой материал. Так, на первом этапе репетиционного тестирования 2014/15 учебного года в I варианте задания А23 (Б каких словах (формах слов) два суффикса) даны следующие слова: 1) пушистенький; 2) бревенчатый; 3) вдвойне; 4) молотый; 5) говорливость. Правильные ответы под цифрами 1 и 5 сомнений не вызывают, а слово вдвойне заслуживает обстоятельного анализа.
Итак, это наречие (например: этот поступок заслуживает похвалы (в какой мере и степени?) вдвойне), которое образовалось таким образом: в двойн е двой-н-(ой) дв-ой-(э)
Следовательно, в этом слове выделяются следующие морфемы: два суффикса (суффикс собирательного числительного -ой-: дв-(а) — дв-ой-(э) и суффикс относительного прилагательного -н-: двой-(э) двой-н-(ой)) и третья словообразовательная морфема, не имеющая на сегодня однозначного статуса, с помощью которой и образовалось данное наречие: двойн-(ой) -» в-двойн-е.
В отличие от суффиксов -ой- и -»-, это двуединая морфема, так как состоит из двух частей, присоединяемых одновременно к производящей основе слева и справа. По месту расположения префиксальная часть в- похожа на приставку, а постфиксальная -е — на суффикс. Поэтому проф. Е. А. Земская в своём учебнике по словообразованию (1973 г.) определила такой способ образования слов традиционно как приставочно-суффиксальный, настаивая на том, что составные части двуединой морфемы «совпадают, как правило, по значению с соответствующими приставками и суффиксами... в едином акте словообразования» [1, с. 31].
Отсюда формально в этом слове три суффикса, но последний несамостоятелен в своём употреблении. Такой подход к решению данной задачи действует в школьной методике в настоящее время, хотя некоторые учителя дали другой ответ.
Вопрос о природе словообразовательного форманта при приставочно-суффиксальном способе словообразования и его наименовании в 60-е годы XX столетия был решён в науке иначе, но это решение не получило официального признания не только в школьной, но и в академической грамматике. Оно принадлежит учёным Казанского университета В. М. Маркову [2], Э. А. Балалыкиной, Г. А. Николаеву [3] и другим. Его суть заключается в следующем: непрерывным словообразовательным аффиксальным морфемам (приставке, суффиксу, постфиксу), чей звуковой состав не разрывается другими морфемами, противостоят прерывистые морфемы, звуковая целостность Которых разрывается производящей основой. Такие двухэлементные и более прерывистые морфемы, функционирующие в словообразовании как од целое в пре- и постпозиции по отношен] к производящей основе, были названы ь тивированным термином конфиксы (от Л1 confixum — совместно взятое) [3, с. 11 (Заметим, что в «Словаре служебных морф русского языка» Г. П. Цыганенко, изданного в 1983 году, конфиксы названы биморс] мами [4], что тоже отражает их сложщ структуру.)
Основанием для целесообразности ncnoj зования этого термина и в морфемике (кс фикс), и в словообразовании (конфиксальш способ) явились следующие контраргументы по отношению к традиционной терминов гии:
нельзя говорить о тождестве значен] Пре- и постфиксальных частей Конфиксов аналогичных приставок и суффиксов, т. как в этом случае мы должны признать нал кие двух словообразовательных значений приставки и суффикса, а не одного — конфиксального;
"нельзя также признать словообраз вательное значение конфиксальных пров водных слов как сумму значений соответствующих приставок и суффиксов: значен: конфикса есть результат взаимодейств] значений его составных частей. Для сравв ния: значение фразеологизмов не равно су: ме значений компонентов, составляющих е структуру, поэтому составляющие фразеологизмов называют всё-таки не словами, а компонентами. Сложные предложения как си таксические единицы более высокого ypoei тоже не равны сумме простых предложений, поэтому они состоят из предикативнь частей, между которыми обнаруживают» определённые грамматические отношения которых нет и не может быть в сумме простых предложений.
Как утверждают учёные Казанскс лингвистической школы [3, с. 119—121 конфиксация не является исконным спос бом русского словообразования, однако сл ва типа созвездие отмечаются уже в дре нейших письменных памятниках русско: языка. По происхождению они являют» кальками с древнегреческого языка, со данными русскими книжниками или з имствованными ими из старославянско] языка.
Конфиксальные модели в русском язьп формировались или на базе суффиксальнь как результат аффиксального осложнения предложно-падежных форм (под снегом — подснеж ный, подснежный — подснежн ик; в дальнейшем: снег - под-снеж-ный и снег —ъ под-снеж-ник), или на базе приставочных моделей (бессилеть—» о бессилеть', в дальнейшем: сила — обес сил еть)', или в ходе взаимодействия морфологического и семантического способов словопроизводства (до кроша -*• докрасна; затем: красный — до-красн-а). Однако, по мнению В. М. Маркова, разработавшего теорию конфиксации на материале русского языка, и суффиксация, и префиксация в данном случае были лишь промежуточным звеном на пути формирования собственно конфиксальных образований. Они возникли путём своеобразного нереразложения основы, которое заключалось в её сокращении не контактным, а дистантным способом, характеризовалось не столько количественными изменениями (основа сокращается аффикс нарастает), сколько качественными преобразованиями, в результате чего сформировалось неразделимое морфологическое единство как самостоятельная словообразовательная морфема.
Конфиксация является достаточно продуктивным способом словообразования наряду с префиксацией, суффиксацией и постфиксацией. Так, например, по данным «Русской грамматики» 1980 года, приставочносуффиксальный способ используется для образования 28 основных словообразовательных типов имён существительных, например: анти-грипп-ин, анти-вкиели-телъ, без-вкус- иц (а), подел-к-(&), меж-власт-ий-(э), между- реч-й-(э), на-колен-ник, не-вер-ий-(э), Пример-ск, не-устой-к-(а), подо-гре-в и др., 29 имён прилагательных: анти-воен-н-(ый), бес- стрти-н-(ый), при-школь-н-(ый), придорож- к-(ый), вне-план-ов-(ый), до-сроч-н-(ый), за-гранич-н-(ый), внутри-мышеч-н-(ый), на-руч-н-(ый), без-обид-н-(ый), без-дум-н-(ъш), не-смолка-ем-(ый), не-вынос-им-(ый) и др., 27 глаголов: вз-вихр-и-(тъ), o-npomue- е-(тъ), вы-свист-ыва-(тъ), на-зван-ива-(ть), вз-дрем-ну-(тъ), при хвастп-ну-(тъ) и др. и 15 типов наречий: по-нов-ому, по- человеческ-и, до-бел-а, с-верх-у, в-низ-у, с-зад-и, в-пятер-ом, в догон-ку и других.
Особое внимание стоит обратить на тот факт, что вторая часть двуединой прерывистой морфемы может быть равна нулю, т. е. не иметь звуко-буквенного, или материального, выражения, что становится очевидным при сравнении производных слов одного словообразовательного типа с материально выраженной составной частью, например: голов-(а) -» без-голов-^-(ый), так как хребет —» бес- хребет-н-(ый); стар-(ый) — в-старь-ф, так как прям-(ой) - в-прям-ую; бега-(ть) - за- бег-ф, так как заморози-(ть) - за-мороз-к-(и).
При образовании возвратных глаголов используются не только постфикс -ся(-сь) (мыть — мыть-ся, одеть — одеть-ся), но и прерывистый префиксально-постфиксальный формант, который тоже присоединяется ко всему производящему слову, например: читать - в-читать-ся, кричать -» вы-кричать-ся, будить —» до-будить-ся, врать -» за-врать-ся, нервничать - из- нервничать-ся. Таким префиксально- постфиксальным способом образуется 26 словообразовательных типов возвратных глаголов.
Для доказательства префиксально-постфиксального способа образования глаголов достаточно использовать формальный подход, отбрасывая поочерёдно префиксальные н постфиксальные составляющие, чтобы убедиться в отсутствии в языке возникающих образований. Ср.: читать — в-читать, читать — читать-ся; кричать — выкричать, кричать — кричать-ся; будить — до-будить, будить — будить ся и т, д.
Следующая группа возвратных глаголов образуется с помощью двуединого прерывистого суффикса -и-(ть)-ся, поскольку такие глаголы без -ся не употребляются. Поэтому определять вторую часть как постфикс нет оснований. Ср.: петуш-и-тъ-ся петух, невест-и-(ть)-ся невест-(а), толп-и-(тъ)-ся и-(ть)-ся дик-(ий), скуп-и-(ть)-ся ч- скуп- (ой).
Так квалифицирует эту прерывистую морфему Э. В. Маркова [5], последователь научных идей учёных Казанского университета, что-кажется нам вполне убедительным, хотя и в академической грамматике 1980 года [6, с. 384}, и в российском вузовском учебнике такой способ словообразования определяется как суффиксально-постфиксальный [7, с. 214].
Словообразовательный формант возвратных глаголов четвёртой группы — это функционально сложная триединая прерывистая префиксально-суффиксально-постфиксальная морфема, например: шути-(ть) -» пере-шуч- ива-(ть)-ся, блужда-(ть) - за-блуд-и-(тъ)-ся, жале-(ть) — с-жал-и-(тьуся, спа-(тъ) -» про- с-ну-{тъ)-ся (усекается не только гласный [а], но и [п]), баб-(а) -» о-баб-и-(ть)-ся, культурн- (ый) — о-культур-и-(тъ)-ся и другие.
Итак, в языке есть нечленимые и членимые словообразовательные морфемы. Состав последних весьма разнообразен, однако они могут быть определены одинаково — как конфиксы.
Конфиксы, чьи составные части омонимичны приставкам, суффиксам и постфиксам, являются единицей исключительно словообразования. Чтобы не смешивать морфемный и словообразовательный разборы и их единицы и понятия, в словообразовании предлагается оперировать понятием словообразовательный формант. При этом словообразовательные форманты, как известно, имеют морфемную и неморфемную природу, а состав слова всегда морфемный.
Нечёткое различение этих видов разборов приводит к тому, что при выполнении словообразовательного анализа учащиеся по инерции выделяют окончание, основу слова, часто корень, т. е. идут в направлении разбора слова по составу. Это наиболее заметно, если анализируются такие грамматические формы, как причастие, деепричастие, глаголы прошедшего времени.
Чтобы не принимать за словообразовательные морфемы суффиксы глагольных форм, при словообразовательном разборе нужно работать с соответствующим инфинитивом. Например, для выявления способа словообразования слова шевелящийся (мир листвы) нужно установить, что это причастие, т. е. особая форма глагола шевелиться. (Часто при образовании инфинитива возвратного причастия ошибочно приводят невозвратный инфинитив.) Записав глагол в начальной форме, определяем, как он образовался: шевелить-ся (постфиксальный способ). Значит, и причастие шевелящийся образовалось с помощью постфикса.
Аналогичным образом поступаем и с другими глагольными формами, например: (потоки света) разгорались. Для словообразовательного разбора выделен глагол прошедшего времени (потоки что делали?). Образовываем его неопределённую форму — (что делать?) разгораться, далее выясняем способ его образования. Разгорится это начинать гореть. Значит, рв*чч)р-а-(тв)-ся
(приставочно-суффиксально-постфиксальный способ).
Общепринято формообразующие морфемы, не принимающие участие в слово образовании, заключать в круглые скобки, i не обозначать их как суффиксы и окончания, что необходимо делать только при разборе слов по составу.
Таким образом, при словообразовательном разборе производящее слово необходим записать в начальной форме, найти производящую основу (основы), которую обязательн нужно подчеркнуть и в производящем слов
При словообразовательном разборе нужг исходить из словообразовательного значеш производного слова. Тогда станет очевидны] что при одинаковом морфемном составе слова способы их образования могут быть разным например: прилагательное пригородный о разевалось суффиксальным способом, а пр школьный — приставочно-суффиксальный так как пригородный (автобус) ходит в пр город, который находится около города, т. пригород-н-(ый) при город а пришкольный (участок) находится около школ т. е. при-школь-н-(ый)
Таким образом, эти слова доказывают тождество результатов разбора слов по составу и словообразовательного разбора, который наблюдается во многих случаях. Неусвоение этой закономерности и опора при ело: образовательном разборе исключительно морфемный состав слова или, тем более, узнавание существующих в русском язь определённых морфем приводит к типичным, широко распространённым ошибкам на которых следует остановиться подробнее.
Практически все отглагольные существительные, имеющие в своём ставе приставки, типа приход, ( лёт, наезд, перевоз, обрез и т. нередко признаются учащимися приставочными образованиями, хотя здесь действует другой словообразовательный формант нулевой суффикс и соответственно спс нулевой суффиксации, так как приход-$ приходи-(ть), а не ход; отлёт-ф- (ть), а не лёт; наезд-ф- ть), ; езд-(&); перевоз-ф- а не обрез-ф- реза-(ть).
Способ нулевой суффиксации доказывается путём сравнения отглагольных существительных, образованных с помощью материально выраженных суффиксов, .например: перевози-{ть) —» перевоз-ф- и перевоз-к-(а), заслони-ть) -» заслон-ф- шзаслон-к-(&), обреза-iть) —» абрез-ф- ш вбрез-к-{а), обрез аний (э).
Таким же способом образуются отадъективные существительные со значением опредмеченного признака типа высь, даль, низ, гладь, рвань, сушь, тишь, благодать и др., например: син-(ий) -» синь-ф- и синь-к-(а), зелён-(ый) — зелень-ф- и зелён-к-(а), глубок- (ий) —» глубь-ф- и глуб-ин-{а), тих-(иЩ - тишь-ф- и тиш-ин-(а).
Нулевой суффикс выделяется и в наименованиях лиц женского пола, образованных от основ существительных со значением мужского пола, например: раб — раб-ф-{а) (ср.: раб - раб ын-(я)), кум — кум-ф-(я), ученик —» учениц-ф-(а), пленник - пленниц-ф-(а). Чтобы это выявить, нужно знать направление производности: в преобладающем большинстве случаев существительные женского пола образуются от основ существительных мужского пола, а не наоборот.
С помощью нулевого суффикса от основ существительных образовались также некоторые относительные и притяжательные прилагательные с окончаниями -ий(-ый), -ой, например: весн-(а) —» вешн-ф-(ий) (ср.: весен-н-(тш)), отец —» отч-ф-(ий), монарх - монарш-ф-(ий), золот-(о) золот-ф-(ой), свинь-й-(&) — свин-ф-(ой).
Этот же способ действует и при образовании большинства порядковых числительных от основ количественных числительных первого десятка. Ср.: один -» перв-^-(ый), дв-(а) -» втор-ф-(ой) (производные основы супплетивные), пять — пят-ф-(ъш), шесть -» шест-ф-(ой), восемь —» восъм-ф-{ой), девять — девят-^-(ый), десять - десят-ф-(ый).
Таким образом, нулевыми являются не только формообразующие морфемы (нулевое окончание и суффикс -л- со значением прошедшего времени (ср.: нес-л-(а), нес-л-(о), нес- л-(и) и нёс-^-п)), но и, как было выяснено, словообразующие суффиксы.
Мысль о существовании в языке нулевых морфем была высказана главой. Казанской лингвистической школы И. А. Бодуэном де Куртенэ ещё в конце XIX века, а в начале XX столетия появилось их определение как морфем, «лишённых всякого произносительно-слухового состава» (ср. с современным определением: нулевые — это морфемы, не имеющие звукобуквенного выражения). В 1927 году был сформулирован принцип выделения нулевых морфем путём их сопоставления с соотносительными, материально выраженными морфемами.
В настоящее время нулевые морфемы с грамматическим значением обозначаются при разборе слова по составу, а нулевые словообразующие суффиксы — при словообразовательном разборе.
Вызывает затруднение определение нулевого окончания в формах косвенных падежей некоторых разрядов имён существительных и местоимений. Поэтому перечислим и их:
Род. п. мн. числа существительных женского рода на -а(-я) и среднего рода на -о(-е): басена, несена, кухонъа, кочерёг□, яблонъп, полотенеца, простыньа и простын- (ей), княгиньа, земельа, вафельа, имёна, знамёна, армийа, коллекцийа; сёла, окона, зда нийа, творенийа, мечтанийа.
Род. п. мн. числа некоторых имён существительных со следующими значениями:
а) наименования национальностей с основами по преимуществу на и и р: англичана, армяна, грузина, цыгана, туркмена, болгара, татара, турока, но: таджик-(ов), узбек-(ов);
б) рода войск и воинских групп: солдата, партизана, но: кадета и кадет-(ов) (воспитанники) и только партия кадет-{ов); гусара и гусар-(ов); драгуна и драгун-(ов); гардемарина и гардемарин-(ов) (вариантные формы как более современные взяты из «Орфографического словаря русского языка» Б. 3. Бук- чиной и др. [8]); в) единицы измерения в сочетании с количественными числительными: ампера, ватта, вольта, аршина, рентгена', грамма, килограмма', г) парные предметы: ботинока, валенока, сапога, погона, чулока, но: носк-{ов).
Местоимения: а) притяжательные муж. рода: чей? мойо, твойа, свойа, ваша, наша; б) определительные муж. рода: какой? сама, вёсьа; в) личные: яа, она (в формах косвенных падежей основа супплетивная: я-d — мен-(я), мн-(е) и т. д.; oh-d — й-эго, й-эму и Т. д.).
Неучёт омонимии морфем и морфологии частей речи приводит к тому, что из года в год в составе притяжательных прилагательных типа лисий -ий- определяют как окончание. Для правильного решения этой задачи нужно помнить, что окончание -ий — это изменяемая часть слова, которая заключена в качественных прилагательных (например: какой небосвод? — си»-(ий), какая гладь воды? — сик-(яя), какое мерцание? — син-(ее)), а в составе притяжательных прилагательных мужского рода с нулевым окончанием -ий- является словообразовательным суффиксом (ср.: чей хвост? — лис ий-, чей детёныш? — человеч-ий-), который соотносится с его основным вариантом -/- (в школе — -»-) в формах женского и среднего рода, а также в форме множественного числа, «прячась» в йотовых буквах я, е, и после разделительного мягкого знака: лисъ-я[-й-/-а] нора, лись е [-а-/э] поведение, лись-и[-й- /я] повадки.
Словообразовательный суффикс присутствует также в некоторых словах, например, шалунья, лгунья, гостья, сватья, выражая значение лица женского пола. Ср.: шалун-й-(а) шалун, лгунь-й-(а) лгун. А в таких словах, как братья (брат-й-(а)), друзья (друз-й-(а)), сучья (суч-й-(а)), суффикс -/- выражает значение множественного числа, выступая в качестве формообразующей морфемы.
Таким образом, эти суффиксы имеют одинаковую форму, выполняя разные функции.
Но / может быть и конечной согласной корня в таких словах, как семья, ружьё. Ср.: семйа, семей-ств-(о), семей-н-(ый); ружейа, о-ружей-н-(ый). Поэтому при членении на морфемы слов, имеющих звук [а], который обозначается йотовыми буквами, необходимо вначале установить звуковой состав слова и лишь после этого делить его на морфемы. (Подробно об этом см. статью А. Б. Ко- пелиович «Через графику к морфеме» [9, с. 20—23].)
Зная о том, что -тель- — это продуктивный словообразовательный суффикс отглагольных существительных (ср.: учи-(тъ) -» учитель-, строи-(ть) — строи тель, созда-(тъ) — созда-телъ), эту часть выделяют как суффикс и в слове председатель, допуская, таким образом, ошибку. При более глубоком, словообразовательном, подходе выясняется, что это существительное отглагольное и в современном русском языке образовалось путём нулевой суффиксации от основы производящего слова председателъствова-(ть), а не от исчезнувшего из языка глагола председать, хотя как утверждает Г. А. Николаев, первоначально-было именно так [3, с. 109].
Способен1' нулевой суффиксации образовались и такие отглагольные существительные, как благодетель-if- благодетельствовав ть), покровитель-ф- покровительствовать)* При этом происходит усечение производящей основы, о чём необходимо говорить ученикам, иначе непонятно, почему производящая основа длиннее производной. (Я в этом случае проводила аналогию с работой скульптора: как мастер в процессе созидания отсекает лишнее в рабочем материале, так и при образовании слов убираются лишние части производящих основ.)
Омонимию разнофункциоиальных морфем можно показать не следующем языковом материале: щшсиг{ая) — откры ва-я, гений- — auMUdiий), быстр ей — семей пшожЧня) лебяж-ий-. собач-ий- — ота (ий) по лей (что сделай?) — с (просторных, шга-(вй). Сначала необходимо определит: морфолегшр соотносительных слов с помощью трамматических вопросов и ело восочетаний, а в заключение обозначит основы этих «лов, которые мы подчеркнули. Например: 1) хлеб заплесневе-д- (что произошло с хлебом? — он запленевел, гл. прош. врем., показатель - формообразующий суффикс -л-; грамматический вопрос к этому глаголу что сделав некорректен) —- яаплесиеве-л-/' ый) хлеб (хлеб какой? — заплесневелый, отгл. прилаг., о разованное с помощью словообразующего су фикса -д-); дума ющ ий читатель (чнтате какой? — который думает, действ, причаета образованное от основы глагола наст, в думай-(уч) с помощью формообразующе суффикса -ущ-У, зл-ющ цц бульдог (булщ какой? — очень злой, -ющ- — словообразг щий суффикс) и т. д.
Морфемный разбор слов осложни исторические чередования гласных и гласных фонем, которые обозначаются ответствующими буквами, в составе одних и тех же морфем, что приводит к образе нию их алломорфов, т. е. звуко-буквенных разновидностей морфемы с одним и тем значением. Совершенно справедливо э теме посвящён специальный параграф изучении состава слова.
Как правило, не вызывает затрудне нахождение корней в однокоренных слов с чередованиями одиночных согласных - друг друзь-(я) — друж-ище, свет-ит свеч-(а) — о-свещ-ение в отличие от чередований одного звука с сочетанием двух зв и гласного и с согласным й: 1) б/бл, и в/вл, ф/фл, м/мл: люб ить — любл-(ю), тупить — тупл-(ю), лов ить — ловл-(ю), графить — графл-(ю), корм ить — кормл-(ю) (чаще всего л в таких сочетаниях определяют как суффикс по. ацалогиис формообразующим суффиксом глаголов прош. времени); а/им (жа ть — с-жим-ать), а/ин (жа ть — с жин ать), ы/ав/ов (плы ть — плав-ать плов ец), и/ей/ой (пи ть пей — пой-л-(о)), я/ем (объ-ять — объ-ем-л-(ю)), я/им (об нять — обгЛЩМ-ать), ий/й (птич ий- — птичъ- (чист ить — чищ-(у)), ск/щ (лоск — лощ-ён-(ый), доск а — дощ-ат-(ый)), ей/й (лей — льй-(у)), и/й (ли-ть — льи-(у)).
Беглые гласные, которые обозначаются в современном русском языке буквами о и е, а в древнерусском — буквами ъ (ер) и ь (ерь) и которые чередуются с нулём звука, — весьма распространённое явление не только в корнях (ср.: со» сн-(а), сот-н-(я) — ст-(о), пёс — пс-(а), пень — пн-(я), темь тьм-(а), отец отц-(а), лев- — льв-ин-(ый), весь – вс-(я), день — дн-(я), ложь — лж-(и), лж-ив-(ый); мох- — мх-(а), жш-ист-(ый)), но и в аффиксах. Вспомним невокализованные и вокализованные приставки типа с-/со- (с резать — со рвать), из-/изо- (из дать — изо-дратъ), под-/подо- (под-морозить — подо греть), над-/надо- (над-ломить — надо рвать), вз-(вс-) / воз-(вое-) (вз-реветь, вс помнить — воз дать, вос петь) и др. и многочисленные производные суффиксы существительных и прилагательных с беглыми гласными в ихоснове (-ък-, -ьк-, -ьц): -ок- (казач-ок- — казач-к-(а), парен-ёк- — парень-К'(а)), -ек- (ореш-ек- — ореш-к-(а), казач ек казйч-к-(а)), -опок- (внуч-онок- — внуч-онк-(а), орл ёнок ррл-ёик-(а)), -овок- (курс-овок- — курс-овк-(а), пут ёвок— пут-ёвк-(а)), -енёк- (муж енёк муж-еньк(а)), -ашек- (старик-ашек- — старик-ашк-(а)), -ёшек- (рыб ёшек- — рыб-ёшк (а)), -ишек-/ -ышек- (брат ишек- — брат-ишк-(а), малышек мал-ышк-(а)), -очек- (ваз очек- —
оаз-очк-(а)), -ень- (балов-ень балов-н-(я)), -вень- (лив ень лив-н-(я)), -сен- (пе-сен лс-ск-(я)), -лен- (купа-лен купальн-(я)), -ец- (мороз ец- — мороз-ц-(&)), -овец- (красавец- — крас-авц-(&)), -овец- (вуз-овец- — вузовц-(а)), -евец- (райком-овец- — райкомовцев)) и др.; омонимичный суффикс прилагательных -ок- (рёз-ок- — рек-к-{а)), -ён- (замет-ен замет-н-(а)), -имен- (прогрессивен прогресс-ивн-(&)), -овен- (вин овен вин-овн-(а)) и другие.
Обратим внимание на одну современную закономерность, которая подсказывается самим языковым материалом: беглые гласные в большинстве случаев присутствуют, если за ними следуют согласные звуки или нуль звука (в. древности — сильная позиция для редуцированных гласных), и отсутствуют, если далее следуют гласные (соответственно слабая позиция).
Для обнаружения беглых гласных и правильного членения слов по составу необходимо подбирать и однокоренные слова, и разные формы слов, как это предлагается, в частности, в одном из упражнений школьного учебника для VI класса.
Вызывает у учащихся затруднение вопрос о разграничении сложения и слияния как разных способов образования сложных слов.
Сложение как морфологический способ образования сложных слов отличается от слияния, или сращения, слов как лексикосинтаксического способа. При слиянии сложные слова образуются на базе омофон- ных свободных словосочетаний, в составе которых производящие слова сливаются (сращиваются) друг с другом без каких-либо изменений в их составах, например: сегодня сего дня, сейчас сей час, тотчас тот час, Мойдодыр Образовавшиеся сложные слова в этом случае пишутся всегда слитно в отличие от производящих свободных словосочетаний.
Для доказательства того, что сложные лексемы образовались путём слияния, в производящем словосочетании слова нужно поменять местами, чтобы убедиться в их неизменяемости, т. е. нижеподписавшиеся (напиток) (пластинка) играющая долго, вечнозелёный (кустарник) (аргументы) (специалисты) (термометры) содержащие ртуть.
Таким образом можно отличить сложные слова, образовавшиеся путём сложения в различных вариантах, например: а) основа + слово: скор о чтение CKQjt(oe) чтение: б) две основы и более + суффикс: дв-рлг-этаж-к (ый)
(дом) двг(а) этаж;(а), двадцат-и-четыр-ёж-лет- н-(ий) (мужчина) двадцать, четыр-(е). год.
В образовании таких сложных слов принимают участие или соединительные морфемы, или суффиксы и соединительные морфемы, о чём следует сообщать при определении способа словообразования, например: а) сложение основы и слова с соединительной гласной -о-; б) сложение двух основ с суффиксом -н- и соединительной морфемой -ух-, сложение трёх основ с суффиксом -»- и двумя соединительными морфемами: -и- и -ёж-.
Такие сложные слова пишутся или слитно, или через дефис.
При слитном написании сложные слова образуются путём сложения производящих основ с подчинительным (неравноправным) характером связи между ними, например: велмс-о-возраст-к-(ый) (юноша) возраст- (сложение основ с суффиксом -н- и соединительной гласной -о-), древн-е-рус-ск- (ая) (литература) ревн-(яя) Еусь (сложение основ с суффиксом -ск- и соединительной гласной -е-), труб-о-щювод-о/- проводи-Гть) труб-(у) (сложение основ с нулевым суффиксом и соединительной гласной -о-).
Дефисное написание указывает на сочинительный (равноправный) характер связи между производящими основами или словами, которые можно поменять местами, например: белорусско-русское (двуязычие) и русское или русско- белорусское (сложение основы и слова с соединительной гласной -о-); садово-огородный (инвентарь) садов-(ый), но и огородный и наоборот; северо-запад север и запад, диван-кровать диван и кровать, роман-газета роман и газета, сад-ясли сад и ясли и др.
Так словообразование помогает решать орфографические задачи и наоборот: орфография сложных слов подсказывает способ их образования. Но существует и большое количество исключений, на что указывает полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» [10, с. 138]. Ср.: звуко-буквенный (состав слова), но: видовременная (характеристика глагола); валютно-обменные (операции), но: мелкооптовая (торговля).
Однако сложные слова, образовавшие путём различного типа сокращений всех щ изводящих слов или хотя бы одного (абб виатуры), пишутся всегда слитно, наприм' стройматериалы, кабмин (кабинет мш стров), БРСМ, вуз.
Нахождение производящего слова в х
пленник — 1) этр пленный солд( значит, пленн ик- -цк-); 2) это солдат в пл1 значит, плян-ицк- плен (суффиксалы способ ник);
безграмотный — 1) это челов не знающий грамоты, значит, без-щш н-(ый) грамот-(а) — приставов суффиксальный способ; 2) это недостатс грамотный человек, значит, без-грамот грамотный (приставочный способ);
разбойничать — 1) заниматься боем, следовательно, разбой-я.ича-(ть разбой (суффиксальный способ — -ниу
быть разбойником, значит, разбойнич-а- разбойник (суффиксальный способ —
вести разбойный образ жизни, т разбойн ича ть ича-).
С подобными фактами целесообразно комить учеников для развития их язык го мышления, но включать такой мате] в тестрвые задания не следует, поск ку это противоречит однозначности с тов.
Итак, метоДический подход, реалий( ный в современной школе при изучении фемики и словообразования, направле усвоение различий между этими научь разделами. Он является продуктивным с ки зрения и науки, и методики, и задач оретиков и практиков — осуществлять работу именно в этом направлении.