Брейнг-ринг: «Наши любимые сказки.»
Цель: Расширить кругозор. Развивать и тренировать логическое мышление, память, внимание. Воспитывать у детей чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки. Развивать духовные и нравственные личностные качества, коммуникативные умения с помощью литературной игры. Обогатить словарный запас. Воспитывать у детей любовь к народным и литературным сказкам.
Ход мероприятия:
- Ребята, сегодня мы с вами вспомним и поговорим о сказке. Кото скажет что такое сказка? (Ответы детей.)
Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством или с идеей автора. Сказка всегда учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Хорошими добрыми героями сказок были и остаются на Руси… Вспомните ребята их имена (Дети называют; Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д.) Теперь назовите злых героев ( Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч…)
-Какие вы знаете сказки? Какие сказки вам нравятся? Почему? Каких писателей-сказочников вы знаете? (Ответы детей.)
Сказки бывают: о животных; волшебные; бытовые.
В сказках о животных звери наделены чертами, которые присущи людям (они говорят, ходят на двух лапах, имеют человеческий характер). Например, «Теремок, Кот, лиса и петух».
Волшебные сказки не обходятся без чудес. Например, «По щучьему велению» (говорящая щука, движущаяся печь). В них так же присутствуют волшебные вещи: ковер-самолет, живая вода, шапка-невидимка, сапоги-скороходы. В каждой сказке повествуется о победе добра над злом.
Персонажи бытовых сказок – люди.
Сказки появились в результате мечтаний людей о полете (ковер-самолет), о передвижении со скоростью света (сапоги-скороходы) и о многом-многом другом. Как мы видим сейчас, все эти мечтания люди смогли превратить в жизнь. Поэтому не зря говорят: «Сказка – ложь, а в ней намек – добру молодцу урок».
Сегодня мы с вами сыграем в замечательную игру и выясним, хорошо ли вы знаете сказки. Итак, друзья, наше сегодняшнее соревнование называется «Брейн-ринг», потому, что оно состоит из раундов - как в настоящем соревновании по боксу. Соревноваться мы будем в знаниях, знаниях наших любимых и самых разнообразных сказок. Мы побываем в удивительной стране литературных героев, в разных ее областях – поэзии и детектива, загадок и развлечений.
Класс делится на несколько команд по 4-6 человек в каждой. Капитаны команд по жребию вытаскивают игровой номер своей команды. После удара в бубен я задаю вопрос команде. Кто знает ответ, поднимает руку. Капитан команды решает, кто будет отвечать. Если ответ неполный, то команда может дополнить ответ своего участника. За правильный и полный ответ команда получает две призовые фишки. Если ответ неверный, то право ответа переходит к другой команде. Неполный ответ может дополнить другая команда, и тогда призовые фишки делятся между этими командами. Выкрики с места не засчитываются
В нашей игре примут участие четыре команды.
А теперь давайте дадим командам названия. Приглашаю капитанов. (Капитаны тянут жребий, таким образом, выбирая название команде). Первая команда называется «Лукоморье». Вторая команда называется «Сказка». Третья команда - «Колобок». Четвёртая - «Гуси-лебеди».
Команды занимают свои места, согласно названиям. Мы желаем вам успехов в состязании.
Воспитатель: - Наша игра состоит из шести раундов. Всем удачи!
Итак, 1 раунд «Кто знает больше сказок».
Написать на листе названия сказок.
О детях ( «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Мальчик с пальчик» и др.)
О птицах ( «Журавль и цапля», «Ворона и рак», «Петушок-золотой гребешок», «Финист –ясный сокол», « Серая шейка» и др.)
О животных («Маша и медведь», «Колобок», «Мужик и медведь», «Теремок, Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса» и др.).
-Пока команды выполняют задание, предлагаю нашим зрителям тоже не много принять участие. Для вас конкурс, где нужно ответить одним словом.
Способ передвижения Бабы-Яги. (Ступа)
Сказка Ш.Перро (Золушка)
Любимая книга Буратино. (Азбука)
Гордость Марьи-красы. (Коса)
Сестрица Иванушки. (Аленушка)
Как звали невесту Пьеро? (Мальвина)
Сказочное название волшебной скатерти. (Самобранка)
Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)
Имя мальчика, которого унесли дикие лебеди. (Иванушка)
У кого смерть была на конце иглы? (У Кощея)
В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя)
Фрукт, которым отравили царевну? (Яблоко)
Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
В каком городе жил Незнайка? (В Цветочном)
Кто помог вытащить репку? (Мышка)
Какое лакомство предпочитал Карлсон? (Варенье)
Куда летал Незнайка? (На Луну)
-Молодцы, зрители! Самый активный зритель получает маленький приз.
-А мы продолжаем игру и крутим барабан.
Итак, 2 раунд «Угадай-ка».
Отгадайте, о каких героях загадки и из каких сказок эти герои.
1.Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал
И с тех пор забот не знал. (Емеля из сказки «По щучьему велению».)
2.То не золото сверкает,
То не солнышко сияет,
Это сказочная птица
В сад на яблоню садится. (Жар-птица из сказки «Иван-царевич и Серый Волк».)
3.На кочке болотной
Невестушка ждёт,
Когда же за нею
Царевич придёт. (Лягушка из сказки «Царевна-лягушка».)
4.Многосеребра и злата
В сундуках своих он спрятал,
В мрачном он дворце живёт
И чужих невест крадёт. (Кощей Бессмертный из одноимённой сказки.)
Раунд 3. «Спой песню.»
Команды должны дружно группой исполнить песенку по заданным темам.
1. Песенку колобка из сказки "Колобок".
2. Песню козы из сказки "Семеро козлят".
3. Песню из стихотворения Чуковского "Ехали медведи".
4. Исполните песню Винни-Пуха.
Раунд 4.
Задание: Ответьте на вопросы.
1. Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек? (Волк из сказки "Волк и семеро козлят".)
2. В какой сказке героиня поёт, танцует, печёт, жнёт, вышивает? («Золушка»)
3. В какой сказке жительница морских глубин проучила жадину? («Сказка о рыбаке и рыбке».)
4. Героиня, какой сказки, так говорит о себе: "Мое имя означает меру длины, равную всего 2,5см. Как меня зовут?" ( «Дюймовочка») Кто автор этой сказки? (Г.Х.Андерсен)
Раунд 5. «Волшебные предметы».
Посмотрите на волшебные предметы и скажите, как они связаны с героями сказок.
1.Волшебная игла. (На конце той иглы была смерть Кощея.)
2.Уздечка. (Волшебная уздечка, когда до неё дотрагивались, она издавала звук: трубы трубили, барабаны били, и сторожа от того звука пробуждались.)
3.Серебряное блюдце. (Показывало города и поля, леса и моря, гор высоту и небес красоту, всю Русь-матушку.)
4.Зёрнышко заветное. (Бросила его Марьюшка, и явился к ней её жених, Финист – Ясный сокол.)
Раунд 6. «Героини сказок».
В русских народных сказках главным героем чаще всего бывает Иван, он то дурак, то царевич, а вот героинь сказок зовут по-разному. Вспомните, как зовут героинь перечисленных сказок.
1.«По щучьему велению» (Марья-царевна.)
2.«Царевна-лягушка» (Василиса Премудрая.)
3.«Иван-царевич и Серый Волк» (Елена Прекрасная.)
4.«Серебряное блюдечко и наливное яблочко» (Марьюшка.)
Наш брейн- ринг подошел к концу.
И пока жюри будет подводить итоги, наши зрители примут участие в маленькой игре.
Я читаю пословицы, а вам нужно дополнить их.
Книга книгой, но и мозгами… (двигай).
Книга поможет в труде, выручит…(в беде).
Книга твой друг, без нее как… (без рук). Кто много читает, тот много…(знает) и.т.д
Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.
Подведение итогов. Награждение победителей викторины.