Игра"Путешествие в страну Филологию"(для учащихся 9-х классов)
ЦЕЛИ:
пробудить у учащихся в интерес к русской и зарубежной литературе, к русскому языку;
вырабатывать позитивное отношение к предметам;
формировать умение работать группой;
определить объём знаний учащихся.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Организационный момент. Класс делится на три группы, выбираются капитаны, названия команд.
Ринг проводит ведущий. Судит соревнование жюри.
Ведущий:
Не наяву и не во сне, без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена, но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна – Филология.
Давайте сегодня отправимся с вами эту удивительную страну. А чтобы не заблудиться в Филологии, вам придётся вспомнить многие книги, которые вы читали в классе и дома, имена героев, авторов. Кроме того, вам нужно будет показать, насколько хорошо вы владеете своим родным языком, знаете его нормы, правила словоупотребления и орфографии.
Почему мы отправляемся в путешествие именно сейчас? В школе проходит неделя русского языка и литературы, и во всех классах проходят мероприятия, связанные с изучением этих предметов. Так что мы, своими удачными, я надеюсь, выступлениями, докажем, что не зря теряли время на уроках.
Сегодня мы будем работать нетрадиционно, в форме брейн-ринга. Правила вам известны (работа в группе, сигнал готовности к ответу – поднятая рука капитана).
Итак, попрошу команды представиться нам.
РАУНД 1:
Блиц-опрос. (Максимум – 18 баллов)
Назовите имя и фамилию русского первопечатника? (Иван Фёдоров)
Назовите европейского первопечатника. (Иоганн Гуттенберг)
Широкая известность – это… (популярность).
Пушкин в своём раннем творчестве – это поэт-… (романтик).
Вымышленное имя это… (псевдоним).
Место, которого нет, неосуществимая мечта – это… (утопия).
Чьё имя носит Московский государственный университет? (М.В. Ломоносова).
Краткость и чёткость в высказываниях – это… ( лаконизм).
Крылатая фраза – это… (афоризм).
Высказывание, противоречащее общепринятому – это… (парадокс).
Противоречия, разногласия, борьба – это… (конфликт).
Русский поэт, прославившийся балладами (В.А. Жуковский).
Русский поэт, прославившийся элегиями (К. Батюшков).
Своими трудами он доказал:
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать. (М.В. Ломоносов).
Назовите автора романа о жизни английской гувернантки. (Ш.Бронте)
Стендаль написал роман…. («Красное и чёрное»).
Он написал 37 пьес и 154 сонета. (У.Шекспир)
Японские трёхстишия называются … (хокку или хайку)
РАУНД 2:
«Догадайся!» (Максимум – 5 баллов)
Ведущий: Нужно прочитать, что написано в этих двух таблицах, ответы записать и быстро передать жюри):
К | Й | Г | А | И |
Ы | И | О | Н | Б |
З | Ч | М | Е | Ю |
Я | У | Ш | Т | Л |
(ЛЮБИТЕ НАШ МОГУЧИЙ ЯЗЫК!)
У | А | Р | Н | О |
К | М | Г | З | Р |
И | М | Й | О | О |
Т | А | А | Ш | Х |
(ХОРОШО ЗНАТЬ ГРАММАТИКУ!)
РАУНД 3:
«ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ» (Максимум – 3 балла)
Ведущий: Нужно письменно выполнить задания, ответы быстро передать жюри):
Как написать «В городе проживает1565000 население»?
Как написать «300-летие Санкт-Петербурга отмечалось в 2003 году».
Какое числительное в одном из косвенных падежей пишется с тремя мягкими знаками?
(Сложные порядковые числительные образуются как и сложные прилагательные. Числительные ставятся в Р.п., но слова сто, девяносто, тысяча, миллион остаются без изменений: «В городе проживает миллион пятисотшестидесятипятитысячное население».
«Трёхсотлетие Санкт-Петербурга отмечалось в две тысячи третьем году».
«Восьмьюдесятью».)
РАУНД 4:
«ГОРОЖАНЕ» (Максимум – 9 баллов)
Ведущий: Нужно образовать от названий городов слова, обозначающие жителей этих городов, ответы записать и быстро передать жюри):
Москва –
Тула –
Одесса –
Волгоград –
Екатеринбург –
Тбилиси –
Баку –
Киев –
Нальчик –
(Москвич, туляк, одессит, волгоградец, екатеринбуржец, тбилисец, бакинец, киевлянин, нальчанин.)
РАУНД 5:
«Населённый пункт» (Баллы – по количеству верно названных произведений)
Ведущий: За три минуты вспомните и запишите максимальное количество литературных (русских авторов или зарубежных) произведений, названия которых содержат указание на определённый населённый пункт. Ответы по требованию сдайте жюри.
(Например: «Полтава», «Домик в Коломне» А.Пушкина, «Бородино» М.Лермонтова, «Миргород», «Невский проспект» Н.В.Гоголя, «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Радищева и т.д.)
РАУНД 6:
«Имена, фамилии» (Баллы – по количеству верно названных произведений)
Ведущий: За три минуты вспомните и запишите максимальное количество литературных (русских авторов или зарубежных) произведений, названия которых содержат имя или фамилию героя. Ответы по требованию сдайте жюри.
(Например: «Чук и Гек» А.Гайдара, «Евгений Онегин» А.Пушкина, «Мцыри», «Песня о про…купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова и т.д.)
РАУНД 7:
«Мир животных» (Баллы – по количеству верно названных произведений)
Ведущий: За три минуты вспомните и запишите максимальное количество литературных (русских авторов или зарубежных) произведений, названия которых содержат указания на животных, птиц, рыб, насекомых. Ответы по требованию сдайте жюри.
(Например: «Белый клык» Дж.Лондона, «Собачье сердце» М.Булгакова, «Кусака» и т.д.)
РАУНД 8:
«Цвета, металлы, камни» (Баллы – по количеству верно названных произведений)
Ведущий: За три минуты вспомните и запишите максимальное количество литературных (русских авторов или зарубежных) произведений, названия которых содержат указания на какие-либо камни, металлы, цвета. Ответы по требованию сдайте жюри.
(Например: «Золотой жук» Э.По, «Золотая цепь», «Алые паруса», «Зелёная лампа» А.Грина, «Малахитовая шкатулка» П.Бажова и т.д.)
ФИНАЛ: жюри подводит итоги игры.
ВЕДУЩИЙ: Игра окончена, но мы с вами ещё вернёмся в чудесную страну Филологию, ведь изучать её можно и нужно всю жизнь!
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНД
К | Й | Г | А | И |
Ы | И | О | Н | Б |
З | Ч | М | Е | Ю |
Я | У | Ш | Т | Л |
У | А | Р | Н | О |
К | М | Г | З | Р |
И | М | Й | О | О |
Т | А | А | Ш | Х |
РАУНД 3: «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»
1Как написать «В городе проживает1565000 население»?
2Как написать «300-летие Санкт-Петербурга отмечалось в 2003 году».
3Какое числительное в одном из косвенных падежей пишется с тремя мягкими знаками?
РАУНД 3: «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»
1Как написать «В городе проживает1565000 население»?
2Как написать «300-летие Санкт-Петербурга отмечалось в 2003 году».
3Какое числительное в одном из косвенных падежей пишется с тремя мягкими знаками?
РАУНД 4: «ГОРОЖАНЕ»
Москва –
Тула –
Одесса –
Волгоград –
Екатеринбург –
Тбилиси –
Баку –
Киев –
Нальчик
РАУНД 4: «ГОРОЖАНЕ»
Москва –
Тула –
Одесса –
Волгоград –
Екатеринбург –
Тбилиси –
Баку –
Киев –
Нальчик
6