С. Н. Британова, учитель русского языка и литературы ГУО «Суражская детский сад— средняя школа имени Героя Советского Союза М. Ф. Шмырёва» Витебского района
Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» VI класс
Цель урока: предполагается, что к концу урока учащиеся обобщат и систематизируют знания по теме «Имя существительное», учитель проверит и определит уровень сформированное™ умений и навыков.
Задачи: содействовать развитию умения различать лексико-грамматические группы имён существительных, правильно выбирать существительные определённых тематических групп; совершенствовать коммуникативные умения, необходимые для работы в группе; развивать память и мышление; содействовать воспитанию интереса к изучению русского языка, чувства коллективизма и ответственности за совместную работу.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап.
Добрый день! Добрый час!
Как я рада видеть вас.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Улыбнулись. Подравнялись.
Друг на друга поглядели И тихонько дружно сели.
Определение темы и задач урока.
На доске записана дата и тема урока, но в теме урока не указано, по какой части речи будет проходить обобщение.
— Обратите внимание на стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета, записанное на доске. Давайте прочитаем его вслух.
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица...
А. А. Фет
Что особенного в этом стихотворении? (Много имён существительных.)
Сегодня мы должны обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное».
Учитель дописывает в название темы слова «Имя существительное».
Опираясь на записанные на доске опорные слова, попробуйте сформулировать цели нашего урока (совместное целепологание).
Будем знать...
Будем уметь...
Учащиеся записывают дату и тему урока в тетради.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».
Работать вы будете в группах (класс делится на три группы). Сначала повторим теоретический материал по теме «Имя существительное».
Задание 1. Цифровой диктант.
Если вы согласны с утверждением, ставим 1, если нет — 0.
Имя существительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?.
У имени существительного число и падеж — непостоянные признаки.
Существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными. Это их постоянный признак.
Существительные изменяются по родам.
Имя существительное имеет два склонения.
Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам.
Имена сущ-е на -а (-я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода.
Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам как существительные 3-го склонения.
Имена существительные могут быть всеми членами предложения.
Учащиеся обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку.
Ключ на доске: 1, 1, 1, О, О, 1, 1, О, 1.
— Проверим теоретические знания на практике.
Задание 2 (индивидуальная работа).
Распределите существительные на две группы: 1) существительные, которые имеют форму только множественного числа; 2) существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Крестьянство, очки, оттепель, ворота, молоко, каникулы, мука, санки, светло, шашки, штаны.
Только ед.ч. | Только мн.ч. |
Мёд | Грабли |
Задание для слабых учащихся.
Определите число существительных (единственное или множественное), надпишите сверху над каждым существительным.
Поколение, сказки, волосы, листья, чернила, озеро, белорусы, урок, корни, дома, деревня.
Задание 3 (работа в парах).
Распределите существительные в три столбика в зависимости от рода: мужского, женского или среднего.
Рейс, рейка, окно, зерно, спортсмен, депо, академия, спорт, время, стремя, нелепость, автомобиль, пальто, кофе.
— Какой ещё признак связан с родом имён существительных? (Склонение.)
Индивидуальное задание для сильных учащихся.
Восстановите последовательность текста, ответ запишите цифрами в нужном порядке. Например: 2, 3, 1, 5, 4. Определите склонение существительных. Приведите по два примера разносклоняемых существительных и существительных несклоняемых.
Я стал бесшумно срывать ягоды. (4.)
Набрёл на большую поляну, посреди которой росли два дуба. (2.)
Вдруг раздался шорох. (5.)
Шёл я по бесконечному шоссе, а потом свернул в лес. (1.)
По краю поляны тянулись заросли малины. (3.)
Физкультминутка
Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь руками крутим —
И для них разминка будет.
Тянем наши руки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
Задание 4. Игра «Четвёртое лишнее».
Найдите в каждом ряду лишнее слово. Объясните свой выбор.
Кафе, какаду, кашне, кино.
Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.
Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь.
Отдельные учащиеся работают с толковым словарём, находят и объясняют значения слов какаду, кашне, бюллетень, бандероль.
Задание 5. Игра «Узнай героя» (работа в группах).
Один учащийся из группы с помощью мимики и жестов показывает значение слова, ученики из других групп должны угадать и записать слово в тетрадь.
я группа: соня.
я группа: плакса.
я группа: левша.
Задание 6 (работа в группах).
— К уроку я подобрала пословицы, но по дороге они рассыпались. Вам нужно из слов составить пословицу, объяснить её смысл, найти в ней существительные и определить их падеж.
я группа: Без беды друга не узнаешь.
я группа: Языком не спеши, а делом не ленись.
я группа: Красна птица пером, а человек умом.
Контрольно-рефлексивный этап.
Тестовая работа по теме «Имя существительное»
В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква:
а) в племен.., у деревн..;
б) на плать.., в академи..;
в) кулич..м, камеш..к;
г) совоч..к, сапож..к?
В окончании какого имени собственного пишется буква е:
а) столица Болгари..;
б) лицо Мари..;
в) позвонил Дарь..;
г) говорил о Васили..?
С каким существительным не пишется раздельно:
а) он (не)вольник;
б) это (не)эпитет;
в) находиться в (не)известности;
г) проявить (не)равнодушие?
От какого слова образуется имя существительное с суффиксом -щик- со значением профессии, рода деятельности:
а) резать;
б) разносить;
в) пулемёт;
г) паром?
В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук:
а) рейд;
б) академик;
в) шимпанзе;
г) сессия?
Укажите пример без речевой ошибки:
а) далёкая Лимпопо;
б) позвонил капитан Синицына;
в) подпись Леонида Шмидт;
г) справедливые жюри.
Укажите слово с ошибкой:
а) галчёнок;
б) краешек;
в) горошек;
г) мальчонка.
Укажите неверное утверждение:
а) падеж и число имени существительного — непостоянные морфологические признаки;
б) метро — существительное 2-го склонения;
в) над полем — существительное стоит в форме творительного падежа;
г) путь — разносклоняемое существительное.
Укажите слово с ошибкой:
а) по аллее;
б) вдоль аллеи;
в) около аллее;
г) об аллее.
Взаимопроверка теста по ключу (работа в парах).
Ключ: 1а, 2в, 36, 4г, 5в, 6а, 7а, 86, 9в.
Подведение итогов. Выставление отметок.
Отметки выставляются с учётом цифрового диктанта в начале урока, тестовой работы в конце урока. Учитывается, как учащийся работал в течение урока, как выполнял индивидуальные задания. Каждый учащийся встаёт и комментирует свою отметку за урок, учитель вносит свои предложения. Ученики начинают выставление отметок следующими словами, записанными на доске: Я поставил(ла) б себе отметку..., потому что...
Рефлексия.
— Оцените своё настроение в конце урока по десятибалльной шкале (от 1 до 10). Чем выше у вас настроение, тем выше балл. Выберите сердечко из бумаги такого цвета, который вам нравится, запишите на него свой балл и прикрепите к доске.
Домашнее задание.
Выбрать из скобок подходящие по смыслу слова. Над каждым существительным надписать, какое оно — собственное или нарицательное.
Город, птица, теплоход («Орёл», Орёл, орёл).
Журнал, яркий (огонёк, «Огонёк»).
Китобойная флотилия, громкая («Слава», слава).
Коренной, комфортабельный (москвич, «Москвич»).
Телевизор, спортивный («Рекорд», рекорд).
Творческое задание (на 10 баллов): составить мини-рассказ по данному началу: Я с нетерпением жду волшебницу-зиму...