СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брошюра для родителей "Если ребёнок не разговаривает"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Брошюра из серии "Помогайчик" предназначена для родителей, столкнувшихся с проблемой задержки речевого развития у детей. Содержит практические рекомендации по устранению данной проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Брошюра для родителей "Если ребёнок не разговаривает"»






ПОМОГАЙЧИК



Если ребенок не разговаривает.

Практические рекомендации для родителей.






Авторский материал.

Логопед

ГБУ РК «СДДР «Родина»

Монах

Наталия Валерьевна






г.Евпатория

2015 г.



Самое большое счастье для родителей- это их дети. Так хочется, чтобы они были здоровы. Приятно наблюдать за их успехами и достижениями. Заботливые и грамотные родители понимают, что успехи ребенка- это результаты их ежедневной работы по всестороннему развитию личности маленького человечка.

К сожалению, сейчас многие сталкиваются с проблемой нарушения речевого развития детей.

Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин. Это могут быть различные патологии в период внутриутробного развития, токсикоз, несовместимость крови матери и ребёнка по резус-фактору, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, наследственные факторы, курение, употребление алкоголя во время беременности и в период кормления грудью и др.

Поводом для волнений может стать родовая травма и асфиксия во время родов, патологическое течение родов, различные заболевания в первые годы жизни ребёнка (травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга, и т. д.). Не последнее место занимают неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности детей, нарушениям их эмоционально-волевой сферы и дефициту речевого общения. В век интернета родители перестали общаться со своими детьми, перестали читать им книги, рассказывать сказки.

Столкнувшись с проблемой отсутствия речи у ребенка в возрасте 2-3 лет, родители начинают бить тревогу, понимая, что надо что-то делать. Не всегда есть возможность обратиться за помощью к специалисту, а в бескрайних просторах интернета легко запутаться.

Многолетний опыт работы с тяжелыми детьми и их родителями показал необходимость разработки практических рекомендаций из опыта работы для родителей детей, имеющих задержку речевого развития, общее недоразвитие речи, алалию.

В этом пособии я постараюсь ответить на вопрос «что делать?».


Итак, Ваш ребенок понимает речь, но не всегда. Сложные речевые обороты ему не понятны. Произносит отдельные звуки, слоги, иногда слова, даже фразы из 2-х слов. Но ребенку уже не 1,5 года, а гораздо больше. Что делать?


  1. Не паниковать! У Вашего ребенка сформируется речь, но для этого Вы должны настроиться на серьезную кропотливую работу по формированию речи.


  1. Не пытайтесь переложить эту работу на специалистов: Вы можете сами развивать Вашего ребенка гораздо эффективнее, потому что эта работа должна превратиться в образ жизни, а не носить фрагментарный характер.


  1. Вдохновляйте ребенка на результат, хвалите за самое малое достижение, заставьте его захотеть работать над собой, стимулируйте.


  1. Не нервничайте, не дергайте ребенка, если что-то у него не получается (он в этом не виноват). Верьте в Вашего ребенка, и он обязательно отблагодарит Вас за эту веру!




Первая задача заключается в формировании и развитии артикуляционной моторики. Другими словами, необходимо развивать мышцы губ и языка с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Необходимо научить ребенка выполнять различные движения губами и языком, удерживать определенные позы языком, переключаться с одной позы на другую, чувствовать и контролировать свой язык. Не думайте, что это легко. Большинство детей поначалу не могут выполнить большую часть таких упражнений. Но в процессе ежедневных тренировок артикуляционные мышцы будут укрепляться, и движения будут становиться уверенней и точнее, будет увеличиваться амплитуда движений и уверенность в своих возможностях.





Как заставить ребенка выполнять артикуляционную гимнастику?

Заставлять ни в коем случае нельзя! Поиграйте с ребенком.

Вот возможные варианты.

  • Сядьте с ребенком перед зеркалом и покажите пару упражнений- он скорее всего начнет их повторять. Начинайте с самых простых, переходя постепенно к более сложным вариантам.

  • «Сейчас я расскажу тебе сказку про веселый Язычок. Жил-был веселый Язычок. Однажды он решил покататься на лошадке (пощелкайте языком). Прискакал он в лес, взял корзинку ( упражнение «чашечка»)и начал собирать грибы (упражнение «грибочек»).Увидел белочку, которая собирала орешки (упражнение «орешек»). Белочка угостила Язычок орешками. Прискакал Язычок домой. Смотрит: забор сломан. Решил Язычок отремонтировать забор: взял молоточек ( упражнение «молоточек») и отремонтировал забор. Потом Язычок покатался на качелях ( упражнение «качели»). Устал Язычок, и лег отдохнуть». Вариантов сказок Вы можете сами придумывать множество.

  • Возьмите в помощники любимую, или новую игрушку, которую вы вместе будете учить играть с язычком.







Артикуляционная гимнастика:


  • Губы трубочкой - губы в улыбке (чередовать)

  • Накрыть верхней губой нижнюю , затем нижнюю накрыть верхней губой. Пробуем выполнять с открытым ртом, затем - при закрытом рте.

  • Надуваем щеки, затем пальцами хлопаем по ним – сдуваем, поочередно надуваем-сдуваем щеки ( «хомячок»).

  • «Лопаточка»- язык расслаблен, широкий , лежит неподвижно на нижней губе. Удерживаем позу 3-5 секунд. Несколько повторений.

  • «Иголочка»- напряженный острый кончик языка удерживаем по центру, рот открыт.3-5 секунд. Несколько повторений.

  • «Молоточек». Движения языком изо рта обратно в рот. Рот при этом открыт. Язык не цепляется за губы.

  • «Часики», или «маятник». Движения языком из одного угла рта в другой. Губы в улыбке. Сначала выполняем медленно, затем ускоряемся.

  • «Чашечка». Язык выдвинут изо рта. Все края языка загибаются вверх, имитируя форму чашки. Можно капнуть воду на язычок ребенка, чтобы он удерживал каплю языком. Ребенку понравится!

  • «Орешек». Движения языком за щеками. Упираем язык в щеку - ловим пальчиками.

  • «Маляр». Красим потолок. Движения языком от зубов - к мягкому небу по твердому небу.

  • «Качели». Язык вытянут изо рта, поднимаем-опускаем кончик языка.

  • «Лошадка». Щелкаем кончиком языка.

  • «Трубочка».Заворачиваем боковые края языка к центру.

  • «Кошка». Лакаем молоко.

  • «Почистим зубки». Вместо зубной щетки - язык.

  • «Вкусное варенье». Облизываем губы.


Важно! Давайте ребенку по 2-3 упражнения за один раз, не перегружайте информацией. Вы должны знать и помнить, что внимания ребенка хватит не более , чем на 5-7 минут восприятия информации. Если Вы видите, что ребенок потерял интерес, переключайтесь на другие вещи. Поэтому, целесообразнее давать информацию дозированно в течение дня по 3-5 минут. Предлагая «блюдо» маленькими порциями, Вы избежите «переедания» (надеюсь, аллегория понятна).



Если ребенок не может выполнить упражнения?


Поэкспериментируйте с набором сладких помощников.

  • Возьмите «чупа-чупс», либо что-то подобное (леденец, мороженое, варенье на ложке) и предложите ребенку лизнуть язычком, при этом сладость можно отодвигать дальше, чтобы ребенок дотягивался языком, передвигать вправо-влево, вверх-вниз, по кругу, заставляя мышцы языка работать, можно мазнуть губу медом сначала вверху, потом сбоку и т.д.

  • Возьмите хрустящую соломку, сушку и т.п., предложите ребенку удерживать ее губами в то время, как Вы будете стараться вытянуть ее изо рта.

  • Поиграйте с ребенком в игру «Поймай язычок». Ребенок вытягивает язык, а Вы пытаетесь схватить кончик языка чистыми пальцами.

  • Поиграйте в игру «Футбол». Возьмите палочку от мороженого, которой толкайте язык ребенка вперед в то время , как он должен выталкивать языком палку назад, не давая «забить гол». Это - пассивно-активная артикуляционная гимнастика, которая хорошо тренирует мышцы артикуляционного аппарата.

  • Поиграйте с льдинкой. Кусочком льда точечно пройдитесь по губам, вокруг губ, по язычку.

  • Покажите ребенку, что во время чистки зубов можно чистить язычок, выполняя несложный массаж.



Формируем направленную на кончик языка воздушную струю.

Сначала тренируемся сдувать листики, пушинки, ватные шарики, ленточки, и т.п. губами, не раздувая щек, а затем переходим на язык. Стремимся, чтобы струя воздуха попадала на кончик языка, щеки не раздувались. Выбираем моменты для подобных упражнений во время прогулок, дома, во время купания - где угодно! Чтобы ребенку было интересно, меняйте объекты для сдувания. К примеру, если это перышки, то сегодня пусть он сдувает маленькое белое перышко, а завтра - большое и окрашенное фломастером в фиолетовый цвет, если ленточки- то разноцветные, если это будут бабочки, то вы их можете вместе вырезать из старых журналов и прикрепить на холодильник, или подвесить на ниточках. Включите фантазию!


Развиваем пальчики!

  • Ежедневно массируйте кончики пальцев на руках ребенка.

  • Развивайте мелкую моторику, предлагая ребенку работу для рук. Это могут быть лепка из теста, пластилина , рисование пальчиками, карандашами, фломастерами, складывание пазлов , игры с конструкторами « Лего» и другими, закручивание крышек на бутылках, шнуровки, штриховки, угадывание мелких предметов на ощупь, перебирание четок, бусин и т.п.

  • Выучите несколько самых простых игр с пальчиками. Тексты должны быть краткими, максимально простыми для восприятия, доступными для произношения ребенком. Обратитесь к интернет - ресурсам, чтобы выбрать подходящую для Вашего малыша пальчиковую игру. Поиграйте вместе. Рассказывая стишок, говорите медленно, четко артикулируя, показывая ребенку, как Вы произносите звуки. Самые легкие слова попробуйте повторить вместе несколько раз. Не ждите, что ребенок сразу станет повторять. Здесь необходимо повторять каждый день понравившуюся игру, чтобы ребенок активно включился в процесс. Лучше подбирайте игры для детей 2-3 лет, даже если Вашему малышу уже 5. Иначе, сложный речевой материал ему будет не интересен.



Накапливаем пассивный и активный словарь, развиваем фонематический (речевой) слух.


Многие родители допускают распространенную ошибку. Они предлагают детям просмотр мультфильмов в качестве речевого тренера. Объясню, почему живое общение с ребенком, чтение и рассказывание нельзя заменить просмотром и прослушиванием мультфильмов. Ребенок не видит артикуляцию! Чтобы малыш научился выговаривать звуки речи, он должен видеть, каким образом эти самые звуки создаются при участии губ, языка, должен чувствовать, как «звенит горлышко», если к нему приложить ладошку, откуда идет голос, как при помощи воздушной струи получаются свистящие, шипящие звуки, как дрожит кончик языка «моторчиком», когда произносится звук «Р». Это- заветный мир звуков, в который Ваш ребенок хочет окунуться при Вашей поддержке!

Для общения с ребенком необязательно выбирать определенное место и время. Вы всегда заняты, и это понятно. Можно и нужно совмещать необходимое и полезное!

Простой практический пример.

Вы готовите борщ, чтобы накормить семью. Позовите ребенка к себе и начинайте ваше развивающее занятие.

«Сынок, я сейчас буду варить борщ. Для этого мне нужны овощи: картошка , капуста , морковь, свекла, лук, чеснок. Ты знаешь, где они выросли? Они выросли на огороде, в земле. Сначала я почищу свеклу. Где свекла? Посмотри, какая она темная, с длинным хвостиком, круглая. А какая она на вкус: сладкая или горькая?

Дай мне, пожалуйста, одну морковку. Сколько ты дал мне морковок?.. и т.д.».


Или, например, хотите Вы почитать ребенку сказку, а он не хочет слушать сказки, сколько бы Вы ни пытались. Конечно, не хочет, потому что он их не понимает, поскольку восприятие речи еще не достаточно сформировано, как и сама речь. Даже если немного знаете иностранный язык, Вам наверняка вряд ли понравится идея послушать пару сказок из литературных источников, которые Вам зачитает иностранец, Примерно так это выглядит с позиций ребенка, который только начинает говорить.

Выход есть. Предлагайте ребенку коротенькие сказочки-истории из нескольких предложений, также простых по структуре. Вы можете подойти во время прогулки по парку с ребенком к дереву и рассказать ему незамысловатую историю про листик Ли, который живет на дереве, как к нему пришла в гости букашечка Бо.

Вы удивитесь, но такую историю ребенок послушает и даже попробует повторить имена героев. Конечно, без ярких картинок не обойтись, Вы покупаете новые книжки со сказками. Но попробуйте не читать их, а пересказывать кратко, понятными ребенку словами, сохраняя смысл, но не нагромождая сложными речевыми оборотами. Конечно, со временем, Вы сможете полностью прочитывать тексты, но только когда у ребенка сформируется речь.

Важно! Разговаривая с ребенком, всегда говорите очень четко, медленно, выразительно артикулируя звуки речи, старайтесь, чтобы ребенок видел Вашу артикуляцию, смотрите друг на друга во время общения.



Повышаем речевую активность ребенка.

  • Не отвечайте вместо ребенка, не говорите за него. Не задавайте вопросы, которые провоцируют ответы «да», «нет». Не спрашивайте: «Ты хочешь есть?», а спросите: «Что ты хочешь? Ты хочешь есть или пить?», стимулируя ребенка к более сложным ответам.

  • Для того, чтобы развивать детей, необязательно постоянно приобретать дорогостоящие пособия, игрушки , все новые и новые, которые надоедают так же быстро, как и приобретаются. Вы можете обходиться имеющимися, но постоянно придумывая и обыгрывая новые варианты с уже знакомыми предметами. К примеру, с кубиками или деталями строительного конструктора можно прекрасно развивать грамматический строй речи( предлоги, глаголы, словообразование, связь слов, накапливать словарный запас), произносить новые звуки, закреплять счетные операции, цвета, формы, понятия «больше - меньше», «длиннее - короче» и т.п.


Пример.

Вы просто берете пару игрушек из киндер-сюрпризов, или любимые машинки, и начинаете играть с Вашим чадом. Даем коротенькие имена типа Коко, Пип. И вот уже ваши герои запрыгивают на большой красный кубик, потом объезжают на машине вокруг зеленой маленькой башенки. И вдруг Пип спрятался. Коко его ищет: «Ау, где ты, Пип?!» «Ку-ку!» - выглядывает Пип - « Я прячусь под столом!». Друзьям очень весело, и они решили запеть песенку на любой простой мотив, например «В лесу родилась елочка», но поют они по-своему :

«Бу-бу-бу-бу-бу-бу-бу-бу,

Ми-ми-ми-ми-ми-ми

Тя-тя-тя-тя-тя-тя-тя-тя

Ва-ва-ва-ва-ва-ва!». А дальше вы вместе пишете свой собственный сценарий вашей комедии. Вы не заметите, как сами увлечетесь, как ребенок включится в диалог, начнет говорить, задавать Вам вопросы, отвечать на Ваши. Вы почувствуете своего малыша, проникнетесь им, окунетесь в его мир, и Вам легче будет подобрать тот ключик, который откроет замочек.

Удачи Вам! Не сомневайтесь: у Вас все получится!







16