Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»
ОП.01 Педагогика
Студентки отделения школьного образования и прикладной информатики
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Куницыной Анастасии Анатольевны
Картотека:
«Подготовленность ребенка к школе»
Преподаватель педагогики: Гордиенко
Милана Дмитреевна
Ейск,2021
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………….3
«Ступеньки»………………………………………...4
«Общая ориентация детей»………………………...5
«Графический диктант»……………………………7
«Исследование координации руки при обведении круга»………………………………..………………8
«Зеркало настроений»……………………………...9
Список литературы………………………..….….11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике готовности к школьному обучению, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет подготовку детей к школе. Ценность диагностики заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольников. Ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. Результаты диагностики готовности к школе – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка.
Брошюра рекомендуется для родителей, педагогов, психологов. В данной брошюре предложены диагностики, с помощью которых можно определить готовность ребенка к школьному обучению.
Диагностики делятся на такие компоненты готовности как:
Социальная готовность
Физическая готовность
Интеллектуальная готовность
Волевая готовность
Личностная готовность
«Ступеньки»
Цель: диагностика самооценки
Материал: лесенка из шести ступенек
Ход работы: ребенку предлагается «лесенка» и читается инструкция.
И
нструкция ребенку: «Вот видишь, ступеньки. На самую верхнюю ступеньку мы поставим самых умных детей, а на нижнюю – самых неумных. Как ты думаешь, на какую ступеньку можно поставить тебя? На какую ступеньку тебя поставит мама? Учитель? И.д.
Обработка результатов: учитывается дифференцированность, аргументированность, происхождение самооценки, соответствие реальным достижениям ребенка (по данным наблюдений экспериментатора).
1
группа (низкий уровень) – дети уверенно, без раздумья сразу ставят себя на верхнюю ступеньку независимо от параметров.
2 группа (средний уровень) – дети долго обдумывают, куда себя поставить, и даже, если ставят себя на верхнюю ступеньку, то обязательно с комментариями: «Я, правда, лучше всех решаю задачи».
3 группа (высокий уровень) – дети, как правило, решают эту задачу по-взрослому. Они, в основном, ставят себя не на верхнюю ступеньку, а на предпоследнюю, считая справедливым, что кто-то в группе или другом месте умеет делать это лучше.
«Общая ориентация детей
в окружающем мире»
Цель: оценка общей ориентировки в окружающем мире и выяснение запаса бытовых знаний детей, поступающих в школу и первоклассников.
Форма оценивания: индивидуальная.
Метод оценивания: беседа, анализ результата.
Оборудование: секундомер, вопросы для детей, поступающих в школу:
1.Сколько тебе лет?
2.Как зовут твоих родителей?
3.Как называется город, в котором ты живешь?
4.Как называется улица, на которой ты проживаешь?
5.Какой у тебя номер дома и квартиры?
6.Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние?
7.В какое время года появляются, и в какое время года опадают листья с деревьев?
8.Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну?
Обработка данных: За правильный ответ ребенок получает 1 балл. Отсутствие ответа в течение 30 секунд квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок составляет 10.
«Графический диктант»
Цель: диагностика умения действовать по речевой инструкции взрослого
Материал: тетрадный лист, на котором поставлены точки для начал узоров и карандаш
Ход работы: ребенку предлагается нарисовать узоры. Всего в задании три узора. Первый узор тренировочный, его можно показать на доске, если нужно помочь ребенку. Второй и третий рисунки выполняются ребенком самостоятельно под диктовку экспериментатора: помогать, исправлять ошибки нельзя!
Инструкция ребенку: «Сейчас мы поучимся рисовать красивые узоры. Я буду говорить, как проводить линии, а ты рисуй то, что я диктую.
Обработка результатов: оценивается уровень выполнения каждого из узоров, кроме тренировочного. Выполнение узора под диктовку и его самостоятельное продолжение оценивается порознь.
4 балла – безошибочное воспроизведение (неровность линий, неаккуратность не влияют на оценку)
3 балла - имеются одна-две ошибки
2 балла - больше двух ошибок
1 балл – ошибок больше, чем правильно
воспроизведенных участков
0 баллов - правильных участков нет.
«Исследование координации руки
при обведении круга»
Цель работы: определить уровень развития готовности руки к обучению письму.
Оборудование : карточки - образцы размером 8 х 14 см с изображенным на нем кругом диаметром 2,5 см.
Обследуют детей 7-8 лет. Перед каждым сидящим за столом ребенком кладут карточку с изображением на ней кругом диаметром 2,5 см. Просят ребенка обвести его по контуру, не отрывая руки.
Оценка результатов:
1 балл – точное воспроизведение образца;
2 балла – ошибка по направлению диаметра не более 1 мм, не более 1/8 длины окружности;
3 балла – ошибка по направлению диаметра не более 2 мм и не более ¼ длины окружности;
4 балла – ошибка по направлению диаметра не более 2 мм и не более ½ длины окружности;
5 баллов – ошибка по направлению диаметра более 2 мм и более ¼ длины окружности.
«Зеркало настроений»
Цель: Выявить умение детей понять настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению.
Ход: Методика проводится с парой ребят. Детей объединяют в пары, определяют, кто в каждой паре будет «говорящим», а кто «отражателем». Педагог шепчет на ухо «говорящему» фразу, например: «За мной пришла мама». «Говорящий» повторяет ее, а «отражатель» должен определить, какое чувство испытывал сверстник в момент, когда произносил фразу (грусть, радость, стыд и т.д.). Затем дети меняются ролями.
Оценка результатов:
3 балла — ребенок самостоятельно правильно определяет эмоциональные состояния сверстника в момент произнесения фразы; способен с передать различные чувства
2 балла—ребенок определяет эмоциональные состояния с помощью взрослого, выражение чувств не всегда понятно;
1 балл — ребенок затрудняется в определении эмоциональных состояний сверстника, не может передать различные эмоциональные состояния.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
2
. Дубровина И.В. и др.. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – 13-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2015. - 496 с.
5