СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брошюра "Методические рекомендации по выполнению логопедического массажа при дизартрии у детей с ДЦП"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занимаясь нормализацией произношения у детей с дизартрией, логопед должен сначала ослабить проявления расстройств иннервации речевого аппарата.

Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что повысит качество звуковой системы речи.

Необходимо использовать средства, приемы дифференцированного логопедического массажа (расслабляющего или стимулирующего) в зависимости от характера нарушения тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата у данного ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Брошюра "Методические рекомендации по выполнению логопедического массажа при дизартрии у детей с ДЦП"»










РЕКОМЕНДАЦИИ


по выполнению логопедического массажа при дизартрии

у детей с ДЦП




Автор информационного пособия:

логопед-дефектолог

Стаценко Лариса Викторовна




г. Краснодар 2016 г.

ВИДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ПРИ ДИЗАРТРИИ

у детей с детским церебральным параличом


Занимаясь нормализацией произношения у детей с дизартрией, логопед должен сначала ослабить проявления расстройств иннервации речевого аппарата.

Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что повысит качество звуковой системы речи.

Необходимо использовать средства, приемы дифференцированного логопедического массажа (расслабляющего или стимулирующего) в зависимости от характера нарушения тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата у данного ребенка.

В зависимости от состояния мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц — с целью расслабления) и стимулирующий массаж (при гипотонии — с целью активизации мышечного тонуса).

Сущность массажа состоит в применении механических раздражений в виде легкого поглаживания, растирания, разминания, вибрации и поколачивания. Такие приемы, как вибрация, глубокое разминание, пощипывание, применяются только при гипотонии мускулатуры.



РАССЛАБЛЯЮЩИЙ МАССАЖ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Этот вид массажа применяют в случае повышения тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявлялись бы вовсе («рефлекс - запрещающие позиции»). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.

  • «Поза эмбриона» - в положении на спине приподнимают и опускают голову ребенка на грудь, руки и колени сгибают и приводят к животу. В этой позе производят плавные покачивания до 6-10 раз, направленные на достижение максимального мышечного расслабления (метод Бабат).

  • В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; ноги при этом согнуты в коленях.

  • В положении на спине голова с обеих сторон фиксируется валиками, позволяющими ее удерживать по средней линии.


РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ ШЕИ

(ПАССИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ГОЛОВЫ)

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц. Логопед совершает пассивные движения головой ребенка.

Ребенок в положении на спине, голова несколько свешивается назад:

  • одной рукой логопед поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки;

  • медленными, плавными движениями логопед поворачивает голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.


РАССЛАБЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ МУСКУЛАТУРЫ


  • поглаживание от середины лба к вискам,

от бровей к волосистой части головы,

от линии лба вокруг глаз,

от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей,

от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее,

от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;

  • легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;

  • надавливающие движения по лицу от корней волос вниз.


РАССЛАБЛЕНИЕ ГУБНОЙ МУСКУЛАТУРЫ


  • поглаживание верхней губы от углов рта к центру,

нижней губы от углов рта к центру,

верхней губы (движение сверху вниз),

нижней губы (движение (снизу вверх),

носогубных складок от крыльев носа к углам губ.

  • точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке),

  • легкое постукивание по губам пальцами.

При асимметрии лицевой массаж проводят с гиперкоррекцией пораженной стороны, т.е. на ней осуществляется большее число массажных движений.

СТИМУЛИРУЮЩИЙ МАССАЖ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МУСКУЛАТУРЫ


Стимулирующий массаж осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии.

Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.


УКРЕПЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ МУСКУЛАТУРЫ


  • поглаживание лба от середины к вискам,

лба от бровей к волосам,

бровей,

век от внутренних к внешним углам глаз и в стороны,

щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;

  • сжимание подбородка ритмичными движениями;

  • разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);

перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);

  • пощипывание щек.


УКРЕПЛЕНИЕ ГУБНОЙ МУСКУЛАТУРЫ


  • поглаживание от середины верхней губы к углам,

от середины нижней губы к углам,

от углов губ по носогубным складкам к крыльям носа;

  • пощипывание губ;

  • покалывание губ.

Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация. Вибрацию можно производить ручным методом и при помощи технического прибора — вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, улучшает трофику тканей. Массаж продолжается 2-4 мин. (Вибрация противопоказана детям с судорогами.)





МАССАЖ ЯЗЫЧНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

При спастичности языка производят расслабляющий массаж, при гипотонии языка — укрепляющий, в последнем случае используются более активные, интенсивные приемы, чем в первом.

При спастичности языка (она отмечается значительно чаще, чем гипотония) для снижения тонуса язычной мускулатуры перед массажем можно подержать во рту теплый настой трав (по одной ч.л. крапивы, зверобоя, ромашки, чая на 0,5 л кипятка).

Цели массажа языка:

  • нормализация тонуса;

  • включение в речевую деятельность новых групп мышц и увеличение интенсивности ранее включенных мышц;

  • увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

  • уменьшение слюнотечения;

  • афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития.



Массаж языка можно осуществлять различными способами:

  • зондовый массаж (используются зонды Е.В. Новиковой или постановочные зонды Е.Ф. Рау);

  • пальцевой массаж (производится в напаличниках или через марлевую салфетку);

  • массаж деревянным или металлическим шпателем;

  • массаж зубными щетками (различными по материалу, форме, жесткости щетины, размеру). При массаже используются как щетина, так и палочка щетки.

Перед началом массажа языка нужно выяснить степень и границу глоточного (рвотного) рефлекса. В случае его повышения во время каждого последующего массажа необходимо понемногу заходить за границу глоточного рефлекса. Массаж языка не следует проводить после кормления ребенка.

Во время массажа языка рот ребенка открыт. Логопед сначала делает массаж в полости рта, затем вне полости рта (попросить высунуть язык) и, наконец, удерживая язык марлевой салфеткой.


ПРИЕМЫ МАССАЖА ЯЗЫКА

(НАПРАВЛЕНИЕ МАССАЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ):

  • поглаживание языка в различных направлениях: от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы); от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы); круговые, спиралевидные движения;

  • похлопывание языка, начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно (ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы);

  • легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель);

  • покалывание языка (игольчатым зондом);

  • массаж верхнего подъема языка, растягивание уздечки (движение снизу вверх под языком);

  • «перетирание языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле);

  • распластывание языка маленькой клизмой-спринцовкой (сложенная в два раза клизма - во рту, кончик ее — снаружи).


ИСКУССТВЕННАЯ ЛОКАЛЬНАЯ КОНТРАСТОТЕРАПИЯ

Метод искусственной локальной контрастотерапии применяется для уменьшения спастичности мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры, а также при артикуляционной апраксии.

Этот метод заключается в контрастотермальном воздействии низкотемпературных (термомассаж) агентов. В качестве низкотемпературных агентов выступают ледяная крошка или очень холодная вода или настой трав.

Гипотермию (криомассаж) и гипертермию (тепломассаж) можно применять поочередно и избирательно. Существуют различные варианты их применения:

  • только гипотермия (криомассаж);

  • только гипертермия (тепломассаж);

  • гипотермия, затем гипертермия;

  • попеременное использование крио- и теплоаппликаций.

Искуственная локальная гипотермия (ИЛГ) осуществляется следующим образом: ледяную крошку в марле накладывают поочередно на мышцы артикуляционного аппарата (круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, подбородок в области подчелюстной ямки, язычную мускулатуру). При воздействиии ИЛГ на мышцы языка логопед удерживает язык марлевой салфеткой (обязательно воздействуя на корень, спинку, кончик, боковые края языка).

Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса суммарно от 2 до 7 мин (время экспозии увеличиваем постепенно). Одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон криовоздействия от 5 до 20 с. Курс лечения составляет 15-20 сеансов, проводимых ежедневно.

Аналогично проводится тепломассаж артикуляционной мускулатуры. При этом можно использовать теплоэлектромассажер.

Для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора, речевой афферентации контрастотермальное воздействие можно оказывать не только на артикуляционную мускулатуру, но и на мышцы верхних конечностей (особенно кисти правой руки).