Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Методическое пособие
«Проектная лаборатория»
в помощь педагогам и обучающимся в организации проектной деятельности
в образовательном учреждении.
Куртамыш
Методическое пособие «Проектная лаборатория»
в помощь педагогам и обучающимся в организации проектной деятельности в образовательном учреждении.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества», город Куртамыш
Составитель: Комарова Н.А.,
Методист по работе с детскими общественными
объединениями МОУ ДОД «Дом детского творчества»
Методическое пособие «Проектная лаборатория»
в помощь педагогам и обучающимся в организации проектной деятельности в образовательном учреждении.
«Все новое, хорошо забытое старое»- гласит пословица. Многие технологии обучения и воспитания, ставшие востребованными в современной школе, зачастую оказываются как раз хорошо забытыми старыми педагогическими идеями, ставшими нужными на определенном этапе развития общества и системы образования. Метод проектов, яркая иллюстрация этого явления.
Он возник еще в 20-е годы минувшего столетия в США и назывался методом проблем.
В основе метода проектов лежит развитие критического мышления, познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Проектную технологию относят к технологиям нового времени, нового века, так как она предусматривает умение человека адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям времени.
Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением – показатель высокой квалификации преподавателя. А внедрение проектной технологии в систему деятельности школы – показатель высокого уровня ОУ.
Метод проектов всегда предлагает решение какой то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Результаты выполнения проектов должны быть, что называется, «Осязаемыми», то есть д.б. конкретное решение проблемы, конкретный результат, готовый к внедрению.
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие проблемы / задачи, требующей исследовательского поиска для ее решения.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
- Структурирование содержательной части проекта
- Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, выводы.
Организация работы проектной лаборатории – один из вариантов внедрения данной технологии в систему работы учреждения. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Проектная деятельность может затрагивать как учебный процесс, так и воспитательный (сам метод изначально рассматривался в педагогике как метод воспитания).
Социальное проектирование – одна из форм, которая может быть применена при разработке системы воспитательной работы. Тематика проектов в этом случае очень часто предлагается самими учащимися, которые, ориентируются на собственные интересы, как познавательные, творческие, прикладные. Проектная лаборатория – прекрасная возможность для реализации детских идей. Проектная технология позволяет в игровой, условной форме приобретать социальный опыт. Социальное проектирование играет роль «Подготовительных курсов» к жизни в гражданском обществе, умения адаптироваться в современном обществе.
Цели деятельности проектной лаборатории (ПЛ)
- создание условий для социализации, адаптации, самовыражения, обучающихся и педагогов в образовательном пространстве.
- развитие взаимодействия между обучающимися и педагогами для решения познавательных, исследовательских, творческих проблем обучения и воспитания.
- формирование навыков проектирования у учащихся.
- воспитание у обучающихся активной гражданской позиции, потребности участия в решении актуальных вопросов социума.
Умения и навыки социального проектирования:
Видение проблемы, ее значимости и актуальности для социума.
Нахождение оптимальных способов ее решения, не противоречащих существующим социальным нормам.
Освоения позитивных способов общения и взаимопомощи.
Объективной оценки своего личного вклада в коллективное дело.
Понимание значимости и взаимодополняемости каждого участника проекта.
Осознание социальной значимости реализации проекта, его конечного продукта для социума.
Ценностная ориентация социального проекта – это гуманизм. Ведь разрабатывается и осуществляется проект человеком для человека. Сделать свою жизнь прекрасной своими руками, ощутить себя творцом – значит узнать, что такое счастье.
«Школьная газета «ШОК» («Школьный общественный курьер», ученическая газета, посвященная вопросам развития школы и проблемам общества в целом)
«Золотые страницы истории родного поселка» ( многоцелевой проект по теме «Моя малая Родина», результатом которой является создание брошюры по истории родного поселка).
«Подарки ветеранам» (подготовка подарков, сделанных своими руками, от школьников – участникам и ветеранам ВОв).
«Школьный литературно-развлекательный журнал» (создание ежемесячного журнала для опубликования учениками школы своих работ во всех проявлениях творчества).
«А у нас во дворе» (создание дизайн-проект ремонта подросткового клуба и организации летнего временного трудоустройства старшеклассников).
«Мы строим парк» ( совместное решение социальной и экологической проблемы благоустройства микроучастка силами школьников, общественности).
«В этой жизни мы с тобой заодно» (проведение школьной акции «Ты не один»).
Возможности для социального творчества безграничны. Научив ребят сегодня заботиться о ближнем, мы можем быть уверены в завтрашнем будущем.
Социальное проектирование помогает решить многие психологические проблемы становления личности подростка, присвоения правил и норм поведения взрослого полноценного субъекта общества.
Через проектную деятельность, социальное проектирование и формируется социальная компетентность учащегося. Социальное проектирование следует определять как социальное творчество. Это становление личности, осознание социальных возможностей, ответственности каждого.
Социальное проектирование как условие формирование личности.
В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся через умение самостоятельно конструировать свое знание. А умение ориентироваться в информационном пространстве позволяют развивать критическое мышление. Творчество, Самостоятельность, Активность являются условиями проектной деятельности. В общепринятом смысле социальное проектирование – это социально значимая, общественно-полезная деятельность учащихся.
Знания, умения, навыки, получаемые в проектной деятельности:
Обретение ребенком своего «Я», самоопределение.
Обеспечение «пробы сил» ребенка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организационной, физкультурно-спортивной и т.д. деятельности.
Умение самовыражаться.
Присвоение знаний в обществе, в котором живет ребенок, через осознание своего места в нем.
Условия успешности обучения к проектной деятельности:
проблематизация учебного материала
активность ребенка
связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Методическая рекомендация по
составление социального проекта.
Проекты бывают:
По направленности деятельности
1. Образовательные.
2. Научные (экспедиции).
3. Культурные.
4. Спортивные.
5. Трудовые.
По масштабам
1. Микропроекты (практикум, игра, лекция).
2. Малые (сборы)
3. Мегопроекты (построить город, разбить сквер)
По срокам
1. Краткие.
2. Средние.
3. Долгосрочные.
По особенностям финансирования
1. Бюджетные.
2. Спонсорские.
3. Кредитные.
4. Благотворительный.
5. Комбинированные.
Социальный проект.
I . Проект (берется от спроса) |

Изучение мнения (нужно ли это кому-то?) |

Ф ормулировка проблемы |
И зучение возможностей (Что мы имеем? Что мы можем? Финансы? На сколько человек рассчитывать?) |
Цели и задачи (К чему мы должны прийти. Какими способами.) |

П лан |
Г рафик (распределение по времени) |
Р аспределение обязанностей (Конкретно кто? По фамилиям.) |

Система оценки (Как мы узнаем, что нам удалось.) |

О бучение команды |
Ф ормирование мнений (Информация в СМИ) |

П оиск партнеров (Те кто нам помогут) |
П олучение ресурсов |

О ценка и контроль выполнения плана |
I II. Итоги работы над проектом |
А нализ результатов работы |
Информирование общественности. |
Алгоритм разработки и реализации социального проекта
1. Подготовка проекта.
Определение проблемы – сложного практического вопроса, требующего изучения и решения.
Изучение общественного мнения:
теоретическая подготовка исследования
- составление программы, определение цели, задач, гипотезы.
практическое проведение исследования
- сбор первичной информации
- обработка материала
- анализ данных и оформление выводов (составление диаграмм, таблиц)
- изучение проблемы по источникам СМИ, др. литературы.
Формулировка актуальной социальной проблемы:
- определение причины проблемы
- формулирование социальной проблемы
- анализ социальной проблемы
* по степени значимости ее для региона, города, села, школы, с точки зрения жителей, то есть по результатам социологического опроса.
* масштабности данной проблемы, какое число людей заинтересовано в решении данной проблемы
* возможности практического решения проблемы силами вашей организации
* составление реалистичной программы подготовки и осуществления социального проекта.
Определение цели и задач социального проекта:
- определение целевой аудитории проекта – той социальной группы, на которую будет направлен проект.
- формулировка цели – что стремитесь достигнуть.
- формулирование темы проекта – что будет лозунгом вашей работы.
- формулировка конкретных задач работы над социальным проектом
- информирование общественности и всех тех, от кого зависит решение данной проблемы.
2. Составление плана проекта.
Формулирование конкретных действий (достижимость, реальность, планирование исхода из возраста детей, сроки осуществления)
- планирование на бумаге.
- определение конечного результата и путей достижения.
Распределение обязанностей среди команды проекта.
Составление сметы проекта.
Определение источников финансирования проекта.
Формирование общественного мнения.
- использование листовок
- проведение бесед и встреч с жителями
- оформление подписных листов
- использование СМИ
3. Реализация проекта.
Поиск официальных и деловых партнеров
Определение круга организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта
Проведение официальных переговоров
Проведение плановых мероприятий
Оценка и промежуточный контроль выполнения плана
4. Итоги работы над проектом.
Результаты работы над проектом
- анализ соответствия поставленной цели и достигнутых результатов
- анализ системы критериев
Информирование общественности о результатах работы.
Алгоритм создания проекта.
№п п | Алгоритм создания проекта | Проект |
1. | Постановка проблемы | |
2. | Название проекта | |
3. | Автор проекта | |
4. | Цель проекта | |
5. | Задачи проекта | |
6. | Направление проекта | |
7. | Сроки проведения проекта | |
8. | Место проведения | |
9. | Управление и кадры | |
10. | Участники проекта | |
11. | Ресурсы и источники | |
12. | Содержание и механизм реализации: -подготовительный этап -основной этап -заключительный этап | |
13. | План работы проекта (кратко мероприятия) | |
14. | Оценка результативности проекта | |
15. | Предполагаемый результат | |
16. | Перспективы проекта | |
Мини – проект
«Восемь добрых дел»
Основная идея – развитие у воспитанников самостоятельности, творческого отношения к делу.
Сроки:………………………
Постановка проблемы:
К сожалению, наш сегодняшний мир несовершенен. Многие из нас, устав от проблем, страдают социальным равнодушием, отсутствует сострадание к ближнему, не стремятся понять того, кто рядом с ними. Необходимо, чтобы каждый человек, какое бы дело он ни делал, за что бы ни брался, помнил о необходимости затрачивать часть своего времени на накопление внутри себя добрых сил, без которых все остальные дела становятся бессмысленными и вредными.
В результате изучения проблемы мы принялись к реализации проекта
Главная цель проекта состоит в том, чтобы преодолеть социальное равнодушие, научить детей и взрослых творить добро, действовать бескорыстно, по велению души и сердца.
Социальный аспект проекта выражается в потребности педагогического коллектива организованно оформить социальную активность детей, способствовать успешному обретению ими позитивного опыта.
Психологический аспект:
Связан с удовлетворением стремления детей к общению,
Педагогический аспект проявляется в возможности создания условий для гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений в воспитании ребенка коллективом сверстников в процессе социально значимой деятельности, которая, при благоприятных условиях, способствует выработке у детей чувства ответственности, солидарности, сопричастности к проблемам окружающей жизни, позволяет формироваться зрелой гражданской позиции.
Краткое описание проекта (запланированные мероприятия):
«День Доброты», девиз Спешите делать добрые дела
« Моя территория» - Нам здесь жить.
« День открытых сердец» - Впусти доброту в своё сердце.
« День Земли»- нам жить на этой Земле, на этой Планете
« День Здоровья» - Мы хотим жить в здоровом мире, а вы?
« День детства» - Дети – детям, Наше будущее в наших руках.
«День помощи»- Лучше самая маленькая помощь, чем самое большое сочувствие.
« Вместе мы сила» - Только вместе мы сделаем больше.
Ожидаемый результат:
В реализации проекта произойдут следующие изменения:
- создание уникальной модели осуществления общедобровольческих действий.
- видимой станет общественно полезная деятельность воспитанников,
- молодежь сможет показать жизненную силу добровольчества, продемонстрировать, что вклад молодежи является эффективным способом решения молодёжных и общественных проблем.
Качественные показатели:
- создание в учреждении воспитывающей среды
- формирование гуманистической культуры каждой личности
- осознанный жизненный выбор
- воспитание здорового образа жизни
Количественные показатели.
- рост социальной и общественной активности детей
- повышение стремления детей к общению.
- рост солидарности, сопричастности к проблемам окружающей жизни, формирование зрелой гражданской позиции.
- рост профессиональной компетентности педагогов
- повышение рейтинга в городе
Социальные партнёры:
Отдел образования администрации района, городская администрация,
Центральная районная больница, центр занятости населения и др.
Ресурсы:
Педагогический коллектив ДДТ в количестве …….человек.
Волонтёры
Воспитанники ДДТ
Образовательные учреждения города
Финансирование проекта - комбинированное, (средства ДДТ), благотворительная помощь.
Результаты:
В проведении осенней акции « Делай добро» приняли участие…
Были проведены:……………………
- День доброты
- День открытых сердец
- День здоровья и др.
Методический паспорт учебного проекта
Название проекта. Название проекту даёт автор при его разработке (например, «Лицо города», «Сколько стоят выходные в моём городе?», «Одежда для куклы», «Моя комната», «Создание музея Дома детского творчества», «История нашего кружка (клуба, объединения»).
Фамилия, имя и отчество разработчика проекта.
Название образовательного учреждения.
Год разработки учебного проекта.
Опыт использования (степень распространения):
проводился один раз с одним (несколькими) обучающимся;
с группой детей;
с несколькими группами детей;
в других образовательных учреждениях.
Проблемная ситуация – описание ситуации, содержащей проблему и условия.
Проблема проекта – в основе любого учебного проекта лежит проблема, которая мотивирует обучающихся в проектировании. Она выделяется из проблемной ситуации в процессе проблематизации.
Цель – цель вытекает из проблемы проекта, в самом общем виде она есть результат как способ(ы) решения проблемы.
Задачи – этапы – способы решения – определяются в процессе рассмотрения цели в заданных условиях (смотрим проблемную ситуацию) и формулируются в процессе планирования работы. На одном этапе решается одна задача конкретным способом.
Форма организации детей:
индивидуальная работа;
парная работа;
групповая работа.
Ведущая деятельность:
поисковый;
исследовательский;
имитационный;
конструирующий;
творческий;
другое.
Сфера применения результатов:
экологический;
страноведческий;
социологический;
краеведческий;
этнографический;
лингвистический;
культурологический;
экономический;
шоу-бизнеса;
другое.
Используемые технологии:
мультимедиа;
телекоммуникация;
театрализация;
бумагопластика;
лоскутная мозаика;
другое.
Форма продуктов проектной деятельности:
Web-сайт;
анализ данных социологического опроса;
атлас, карта;
видеофильм;
газета, журнал;
мультимедийная презентация;
стендовый доклад;
групповой или личный отчёт проектантов;
другое.
Способ объединения результатов на презентации:
Виды презентации:
Возраст детей.
Количество участников.
Основная предметная область и/или дополнительные предметные области.
Состав участников:
индивидуальный;
групповой;
межгрупповой;
разновозрастной;
учрежденческий;
межучрежденческий;
международный.
Темы учебно-тематического плана предмета(ов).
Время работы:
Проект должен иметь чёткие временные рамки. Деление на краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный весьма условно. Укажите желательные сроки и тип продолжительности.
Цели обучения, развития, воспитания.
Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений.
Для самостоятельной работы обучающихся в проекте необходимы конкретные, заранее сформированные ЗУН и специфические умения проектировать (например, в проекте «Одежда для куклы» необходимые ЗУН – подбор тканей (пряжи), подходящей для куклы). Специфические умения – целеполагание.
Приращение в ЗУН и специфических умениях – знания и умения, которые обучающиеся приобретают в процессе работы над проектом (например, в проекте «Одежда для куклы» возможным приращением будет создание альбома сезонных моделей одежды, а в специфических умениях – рефлексивные действия и самоанализ проектной деятельности).
Режим работы (организационная форма):
урочный
внеурочный
урочно-внеурочный
Техническое оснащение – такое материально-техническое обеспечение, без которого не получилось бы проведения собственно поисковой и исследовательской роботы в проекте.
Учебно-методическое оснащение – литература, электронные пособия типа «Помощь», обучающие программы для самостоятельной работы обучающихся.
Информационное оснащение – средства работы с различными источниками информации и сами источники (печатные, электронные, аудио и видео).
Кадровое оснащение – дополнительно привлекаемые специалисты.
Комментарий.
Олимпиада по проектированию
Дайте определение следующим понятиям.
Проект - это...
Социум-это...
Проблема - это
Цель-это...
Задачи - это...
Бюджет проекта - это…
Ресурсы - это...
Источники - это...
Ожидаемый результат - это...
Проектирование - это...
Дайте определение следующим понятиям.
Проект - это...
Социум-это...
Проблема - это
Цель-это...
Задачи - это...
Бюджет проекта - это…
Ресурсы - это...
Источники - это...
Ожидаемый результат - это...
Проектирование - это...
Олимпиада по проектированию
(возможные варианты ответов)
Определения и специальные термины по проектированию
(существует множество вариантов, соответствие ответов может
быть примерным).
Проект - это сконструированное социальное нововведение, направленное
На изменения окружающей среды, положительных с точки зрения общепринятых ценностей.
Социум - это общество, окружающее конкретного человека, гражданина,
С принятыми в данном государстве законами, обычаями и традициями.
Проблема - это социально значимый вопрос, интересующий определённую
категорию граждан, решение, которого значительно затруднено.
Цель - это то, что необходимо достигнуть с помощью конкретных шагов,
ресурсов, источников и т. д.
Задача - это конкретные шаги поэтапные шаги, в результате которых цель
может быть достигнута.
Бюджет проекта - это совокупность всех затрат (людских, территориальных,
арендных и т.д.), направленных на реализацию проекта.
Ресурсы - это конкретные материалы, оборудование, физический и
интеллектуальный труд, реквизит, и т.д., необходимые для реализации проекта.
Источники - это возможные варианты привлечения ресурсов.
Ожидаемый результат - это конкретное окончательное изменение, которое
предполагает проект. Результат проекта должен быть измеримым и соответствовать заявленной цели.
Проектирование - это процесс написания проекта от момента зарождения идеи до документационного оформления.
М
униципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Социальный проект
«Горячая кружка»
Автор проекта:
Воспитанница клуба
«Союз инициативной молодежи»
Пономарева Анастасия
Руководитель проекта:
Методист по работе с детскими
общественными объединениями
Комарова Наталья Анатольевна

г.Куртамыш 2010 год
Социальный проект
«Горячая кружка», посвященный зимним праздникам
Автор проекта: Воспитанница клуба «Союз инициативной молодежи» Пономарева Анастасия
Руководитель проекта: методист по работе с детскими общественными объединениями Комарова Наталья Анатольевна
По направленности деятельности: социальный
По масштабам: малый
По срокам: однодневный
По особенностям финансирования: комбинированный
География проекта
РФ, Курганская область, Куртамышский район.
Сроки выполнения
Декабрь 2010 год
I этап – подготовительный – декабрь 2010
II этап – основной – декабрь 2010
III этап – заключительный – декабрь 2010 год
Учреждение/организация-исполнитель
МОУДОД «Дом детского творчества» (г. Куртамыш), Клуб «Союз инициативной молодежи»
Обоснование проблемы
Отсутствие в городе кафе, в которых можно выпить горячего чая, особенно необходимых в зимний период.
Обоснование актуальности проекта
Как известно, зима в Зауралье очень холодная. Но, несмотря на это, людям необходимо идти на работу, в школу, спешить по неотложным делам. Порой хлопоты занимают целый день. И было бы очень кстати заглянуть в уютное экспресс-кафе ,чтобы передохнуть, согреться , перекусить, выпить чашечку горячего чая или кофе. Но такого нужного местечка в городе нет. В период зимних праздников забот и хлопот прибавляется. Люди много времени проводят на улице в предпраздничной суете. Чашка горячего чая или кофе привела бы мысли в порядок, прибавила бы энергии и тепла, для более результативной подготовки праздника.
Цель проекта
Провести акцию «Горячая кружка» для позитивного настроения населения города Куртамыша, активизации и социальных отношений молодежи и населения
Задачи проекта
1.Вовлечение жителей города в проведение акции «Горячая кружка».
2.Формирование позитивного настроения среди населения города Куртамыша.
Управление и кадры (исполнители)
- Воспитанники клуба «СИМ», Дома детского творчества.
Контингент участников проекта
- Клуб «Союз инициативной молодежи» Дома детского творчества
- Жители города Куртамыша
Содержание и механизм реализации
Этапы проекта:
Подготовительный - формулировка проблемы, продвижение проекта, план работы, подготовка материалов.
Основной – проведение акции «Горячая кружка»
Заключительный - отслеживание результативности проекта.
Формирование ЗУН
- Навык создания условий для проведения акции
- Умение организовать процесс, подвести к действию
- Умение работать с публикой
- Навык комуникативности
- Навык корпоративной культуры и этики
Планирование проекта
Этапы | Действия | Сроки | Ответственные | Ресурсы | Результаты | Фактические исполнители |
I. Подготовительный этап | 1.1. Изучение мнения: - проведение опроса -анкетирование - тестирование 1.2. Изучение возможностей (что мы имеем?): - желание работать над проектом - помещение - средства 1.3. Что мы можем? - составить проект - отработать план действий - привлечь общественность - найти средства - организовать дела и мероприятия по проведению акции - сделать рекламу 1.4. Финансы - спонсоры - бюджет 1.5. На сколько человек рассчитывать? - 20 человек - команда организаторов – членов общественного объединения «СИМ» | Декабрь 2010 | Кузнецова Дарья; Чилякова Анастасия; | 100р | Получение мнения по проблеме, определение возможностей. Получение средств привлечение внимания общественности к проблеме. Создание команды исполнителей и выбор участников проекта. | Клуб «СИМ» Пономарева Анастасия |
Формулировка проблемы: Отсутствие в городе кафе, необходимых особенно в зимний период. | декабрь 2010 | | - | Постановка проблемы | Клуб «СИМ» Пономарева Анастасия |
Продвижение проекта 3.1. Создание группы реализации из числа воспитанников Клуба «Союз инициативной молодежи» 3.2. Поиск партнеров Воспитанники Дома детского творчества Население города Куртамыша СМИ 3.3. Формирование мнения. - размещение информации в районных, городских СМИ; - реклама; - проведение бесед, опроса и анкетирование. 3.4. Получение ресурсов - ДДТ (предоставление места проведения); - Написание сметы расходов. - Поиск спонсорской помощи | декабрь2010 | Чиляков Александр; Рыкина Алёна; Ефанова Дарья; Глёкина Алёна; Коптева Екатерина; Гневашева Екатерина; Малетина Юлия; | 200 руб. | Нахождение партнеров и спонсоров, написание сметы расходов по проекту, получение ресурсов. | Клуб «СИМ» Пономарева Анастасия |
II. Основной этап | Организация коллектива над созданием акции - Подготовка агитационных материалов (плакатов, баннеров, растяжек) - Выставка детских рисунков «Русским чаем угощаем» - Подготовка костюмов - Подготовка атрибутов (самовар, бублики, скатерть, сервиз) | декабрь 2010 | Мосянз Валентина; Чилякова Анастасия; Глухов Дмитрий; Кузнецова Дарья; Жуковский Дмитрий; Постовалова Настя; Москвичёв а Лиза; Скутина Дарья; Орлова Ирина; | 300 руб. | | Клуб «СИМ» Пономарева Анастасия |
Организация и проведение акции: Организация акции «Горячая кружка» - создание условий для работы «Уличного кафе» - раздача горячего чая | | Клуб «СИМ» | 1000 руб. | Работа со школьниками | |
III . Заключительный этап | Отслеживание результативности работы: - Проведение промежуточной или контрольной диагностики с помощью опроса, анкетирования, тестирования. - Отзывы проводящих и населения - Создание банка информации | Декабрь 2010 | Пономарева Анастасия; Кузнецова Дарья; | 100руб | Анализ результатов работы по проекту. Определение возможных перспектив | ПономареваАнастаия. Клуб «СИМ» |
Итого: 1700 рублей
Оценка результативности проекта
- Активная социальная жизненная позиция;
- Готовность, стремление и желание прийти на помощь людям
- Активность, творчество, обязательность и интерес к общественной работе;
- Инициатива, ответственность и требовательность к себе при выполнении общественных поручений;
- Готовность помочь другим при выполнении общественных заданий;
Предполагаемые результаты
- Появление у воспитанников желания и готовности к социально-значимой активной деятельности.
- Привлечение населения к активному участию в жизни города
- Создание благоприятных условий для развития навыков коммуникативной культуры.
- Повышение социальной активности у воспитанников клуба «СИМ».
Перспективы проекта
При успешной реализации проекта, он может стать постоянно действующим в городе.
Таким образом, для проекта «Горячая кружка» можно выдвинуть следующие перспективы развития:
- Увеличение сроков реализации проекта;
- Расширение круга социальных связей;
- Внедрение в городское пространство необходимых городу кафе;
Для участников проекта это может быть:
- вовлечение в социально-активную деятельность;
Для организаторов проекта:
- повышение уровня деятельности, мастерства.
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Социальный проект
«День вежливости»
Автор проекта: Воспитанник клуба
«Союз инициативной молодежи»
Чиляков Александр
Руководитель проекта: методист
по работе с детскими
общественными объединениями
Комарова Наталья Анатольевна
г.Куртамыш 2010 г.
Социально-творческий проект « День вежливости»
Автор проекта: Воспитанник клуба «Союз инициативной молодежи» Дома детского творчества Чиляков Александр
По направленности деятельности: социально-нравственный
По масштабам: малый
По особенностям финансирования: комбинированный
География проекта
РФ, Курганская область, Куртамышский район.
Сроки выполнения
01.11.2010- 25.01.2011
I этап – подготовительный – ноябрь
II этап – основной – ноябрь-декабрь
III этап – заключительный - январь
Учреждение/организация-исполнитель
МОУДОД «Дом детского творчества» (г. Куртамыш), Клуб «Союз инициативной молодежи»
Актуальность проекта
"Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость" (Сервантес)
Проблема вежливости - это проблема каждого человека. Вежливость это маска, которую все время надо поддерживать, а то вдруг упадет, и не дай бог все увидят, что тебе не самом деле не интересно "как дела" у твоего соседа. Представь себе, что вместо того чтобы подойти к плите и приготовить ужин, тебе теперь надо совершить ряд ритуалов, иначе плита не включится. И то же самое со стиральной машиной, с холодильником. Ты взбесишься и скажешь – для чего мне все эти сложности. Разве вежливость это не то же самое? ты не чувствуешь ее тяжести, потому что тебя приучили к ней с самого детства, ты попросту не знаешь как это быть свободным от нее. Не только ты, конечно, а все.
Тебе говорят неискреннее "спасибо", ты говоришь неискреннее "извините".
Ты боишься негатива и поэтому "играешь по правилам" совершенно не понимая в чем эти правила.
Я считаю, что вежливость - это тоже самое, что реверансы. Это ритуал, который принят в современном обществе, поэтому если необходимо что-то получить от человека, то необходимо быть вежливым. В большинстве случаев люди не испытывают ничего из того, что они выражают вежливостью. А зачастую они надевают маску вежливости, чтобы обмануть других, показать себя мирными и добрыми, чтобы что-то получить - материальную выгоду или позитивное отношение.
Есть огромное количество ситуаций, в которых нет необходимости быть вежливым. То есть ты все равно получишь то, что тебе необходимо. В таких ситуациях ты проявляешь вежливость, потому что испытываешь страх перед другими людьми.
Страх негативной оценки. В моей жизни ничего не изменится из-за того, что я перестану здороваться с неприятным мне человеком, но я это делаю изо дня в день, потому что страшно, что он рассердится. Таким образом, вежливость - это еще и следствие зависимости от чужого мнения, причем даже от мнения таких людей, которые нам не интересны, неприятны и не нужны ни для каких целей.
Кстати, в обществе люди действительно зависят друг от друга. И только Робинзонам на острове ничего не нужно. Но Робинзоны быстро дичают... К тому же вежливость - один из видов поглаживания. А поглаживания необходимы организму для физического и душевного комфорта и здоровья. К вежливому человеку лучше относятся, чем к невежливому. У него больше шанса, что на его просьбу откликнутся или захотят просто сделать для него что-нибудь хорошее.
"Кость, брошенная собаке, не есть милосердие; милосердие: это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее. " (Джек Лондон)
Цель проекта
Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, воспитание вежливости в подростках.
Задачи проекта
1. Воспитание грамотности культурного общения и толерантности среди подро
стков.
2. Расширить знания подростков о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.
3. Развивать навыки культурного поведения в обществе.
Участники проекта
- Воспитанники Клуба «Союз инициативной молодежи» Дома детского творчества
- Кружковцы Дома детского творчества
- Администрация и педагоги Дома детского творчества
Содержание и механизм реализации
Этапы проекта:
Подготовительный - формулировка проблемы, продвижение проекта, план работы
Основной - цикл мероприятий, направленных на воспитание в подростках нравственных качеств личности.
Заключительный - отслеживание результативности проекта.
Конкурсы для мероприятия «День вежливости»
Конкурс стихов о вежливости
Аукцион добрых слов
Педагогические ситуации (5 шт.)
Пословицы о доброте, вежливости, милосердии.
«Маска откровения»
Воздушный шар с пожеланием для любимых людей
Придумать, как бы могли приветствовать друг друга различные звери
История путешественника
Добавь словечко
Вредные советы
Викторина Азбука вежливости
Музей «Вредных привычек»
Оценка результативности проекта
- Активная жизненная позиция подростков;
- Стремление быть культурными, вежливыми, толерантными;
- Готовность помочь другим людям.
Предполагаемые результаты
- Появление у подрастающего поколения желание и готовности быть вежливыми и культурными.
- Привлечение подростков к акциям направленным на воспитание нравственных качеств личности.
Планирование проекта
Этапы | Действия | Сроки | Ответственные | Ресурсы | Результаты | Фактические исполнители |
I. Подготовительный этап | 1.1. Изучение мнения: - проведение опроса 1.2. Изучение возможностей (что мы имеем?): - желание работать над проектом - помещение - средства 1.3. Что мы можем? - составить проект - отработать план действий - найти средства - организовать мероприятие, - сделать рекламу 1.4. Финансы - спонсоры - бюджет 1.5. На сколько человек рассчитывать? - 5 человек - команда организаторов – членов общественного объединения «СИМ»; - 2 педагога - 45 воспитанников ДДТ | ноябрь 2010 | Чиляков А. | 100 руб. | Получение мнения по проблеме, определение возможностей. Получение средств и помещения, привлечение внимания общественности к проблеме. Создание команды исполнителей и выбор участников проекта. | Клуб «СИМ». |
Формулировка проблемы: Проблема вежливости - это проблема каждого человека и в особенности – подростков. | Ноябрь | | - | Постановка проблемы | Воспитанники клуба «СИМ» |
Продвижение проекта 3.1. Создание группы реализации из числа воспитанников клуба СИМ 3.2. Поиск партнеров - Подростки клуба «СИМ» Дома детского творчества - Педагоги дома детского творчества - Воспитанники кружков и клубов ДДТ 3.3. Формирование мнения. - размещение информации в ДДТ, СМИ «Моя молодежная газета»; - реклама; - проведение бесед, опроса и анкетирование. 3.4. Получение ресурсов - ДДТ (предоставление помещения); - Написание сметы расходов. | Ноябрь-декабрь | Чиляков А. | 300 руб. | Нахождение партнеров и спонсоров, написание сметы расходов по проекту, получение ресурсов. | Клуб «СИМ» |
II. Основной этап | - Создание группы воспитанников для проведения мероприятия «День вежливости». | декабрь | Чиляков А. | 100. | | Клуб «СИМ» |
Организация и проведение мероприятий - Тематическая выставка «наши добрые дела» - Мероприятие «День вежливости», - Акции «Фабрика радости», - Выпуск буклетов, - Выпуск листовок | Январь 2011 | Клуб «СИМ» | 300 руб | | |
III . Заключительный этап | Отслеживание результативности работы: - Проведение контрольной диагностики с помощью опроса. - Размещение информации о проекте в СМИ. - Отзывы педагогов, руководителей, родителей, детей - Создание банка информации о добрых делах, проделанных детьми и подростками | январь | Чиляков А. | 100 руб. | Анализ результатов работы по проекту. Определение возможных перспектив | Клуб «СИМ» |
Итого: 900 рублей
Перспективы проекта
При успешной реализации проекта, он может стать постоянно действующим на территории города Куртамыша и Куртамышского района, реализоваться на базе других ОУ города и района.
Таким образом, для проекта «День вежливости» можно выдвинуть следующие перспективы развития:
- Расширение географии реализации проекта;
- Расширение круга социальных связей;
Для участников проекта это может быть:
- вовлечение подростков в различные акции, направленные на воспитание нравственных качеств личности
- самореализация.
Для организаторов проекта
- повышение уровня деятельности, мастерства.
33