СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брошюра "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека психических процессов. Вам поможет развить детские психические процессы.

 

Просмотр содержимого документа
«Брошюра "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста"»



РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Подготовила брошюру

Студентка Ш-21 гр.

Мудрая Дарья




Оглавление

  1. Память……………………………………………………………… ....3

    1. Диагностика « Определение типа памяти» у младших школьников ……………………………………………… …......4

    2. Упражнение для развития зрительной памяти…………….......5

    3. Упражнение для развития зрительной памяти «Лесенка»……6

  2. Внимание………………………………………………………….......7

    1. Диагностика «Методика точек»……………………………......8

    2. Упражнение «Самый внимательный»………………………....9

    3. Упражнение «Муха 1»………………………………………….9

  3. Мышление…………………………………………………………....10

    1. Диагностика на мышление «Исключи слова»..……………....11

    2. Игра «Ключ к неизвестному»……………………………….....12

    3. Игра «Исключи лишние»……………………………………....12





















Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком. Она характеризуется такими процессами, как запечатление, сохранение, воспроизведение и переработка человеком разнообразной информации. Эти процессы памяти всегда находятся в единстве, но в каждом конкретном случае какой-то из них становится наиболее активным.















Диагностика на память ребёнка.


Цель: определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.





Ход выполнения: первый ряд слов читает педагог с интервалом 4-5 секунд между словами (слуховое запоминание). После 10-секундного перерыва испытуемый записывает слова и 10 минут отдыхает.

Второй ряд читает ученик 1 раз про себя (зрительное запоминание) и тем записывает.

Через 10 минут воспринимается 3 ряд, психолог читает слова, а ребёнок шёпотом повторяет их и «записывает» в воздухе пальцем (моторно-слуховое запоминание). Потом записывает эти слова на листе бумаги.

С перерывом в 10 минут воспринимаются слова 4 ряда. В этот раз педагог читает слова, а испытуемый одновременно следит зрительно по точке и шёпотом повторяет каждое слово. Далее слова записываются по памяти (зрительно-слухо-моторное запоминание).

Обработка результатов:

Тип памяти ученика характеризуется тем, в каком из рядов было больше «произведено слов». Подсчитывается коэффициент типа памяти (С). А- количество правильно воспроизведённых слов. Чем ближе коэффициент к 1,

а тем лучше развит у ребёнка данный тип памяти.

С '= __

10



Упражнение на развитие зрительной памяти.



«Фигуры»

Потребуется: 6 карточек, на каждой из которых изображено сочетание геометрических фигур.

Задание: вы даёте ребёнку для запоминания одну из карточек на 10 секунд. После внимательного изучения он возвращает ее и с закрытыми глазами мысленно восстанавливает рисунок. В это время вы раскладываете перед ним все 6 карточек в произвольном порядке и предлагаете найти среди похожих ту, которую он запоминал. Нужно следить за тем, чтобы карточки с фигурами не были перевёрнуты при повторном предъявлении, иначе вид фигуры может измениться. Насыщенность и сложность сочетаний геометрических фигур на карточках зависит от возраста ребёнка, его возможностей и длительности занятий по развитию зрительной памяти.









«Лесенка»

Это упражнение предполагает дополнительные атрибуты для развития навыков у детей младшего возраста. Возьмите 5 карточек разного цвета. К примеру, вырежьте из картона. Разложите перед ребёнком и дайте ему не более 10 секунд для запоминания. Затем переверните карточки. Далее, попросите ребёнка вспомнить какого цвета были карточки и в каком порядке они лежат. Повторяйте задание несколько раз, постоянно меняя комбинацию.













Внимание – сосредоточенность и направленность психической деятельности на определённый объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) , когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно.













Диагностика на внимания.

«Методика Точек»

Методика точек» заключается в том, что ребёнку предлагают посмотреть (не более двух секунд) и запомнить рисунок – точки на пересечении линий (четыре горизонтальных линии и четыре вертикальные, точки расположены произвольно). Таких рисунков несколько – на одном две точки, на втором – четыре, на третьем – шесть, на четвёртом – восемь. Ребёнку нужно несколько секунд посмотреть на рисунок и повторить его у себя на листочке. Начинать нужно с двух точек, а далее увеличивать их количество – в идеале младший школьник должен правильно отобразить хотя бы пять точек.

Результат. Результат этого диагностического теста интерпретируется по последнему тесту (8 точек) таким образом:

  • за одну воспроизведённую точку даётся три балла (очень низкий уровень внимания),

  • за две точки – пять баллов (низкий уровень),

  • за три и четыре точки – шесть и семь баллов соответственно (средний уровень),

  • за четыре и пять точек – восемь и девять баллов (высокий уровень), и за шесть и семь точек – десять баллов (очень высокий).











Упражнение на развитие внимания.

«Самый внимательный»

Цель: развитие зрительного внимания, памяти.

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибётся аплодисментами.





Упражнение «Муха 1»

Цель: развитие концентрации внимания.

Потребуется: доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина).

Задание с разъяснением: присоска выполняет роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырёх возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» и «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» – центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи» не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку начинает игру сначала. «Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности.



Мышление - способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

















Диагностика на мышление.

«Исключи слова»

Цель: исследования аналитико-синтетической деятельности сферы мышления у детей и их умения выделять и строить обобщения понятий.

Инструкция: "Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Почему? "Время - 5 минут, предлагается 10 заданий

Для детей 7-10 лет

1.Роза, фиалка, ромашка, горох, лилия

2.Река, озеро, мост, пруд, море

3.Кукла, скакалка, песок, мяч, юла

4.Стол, ковер, кресло, кровать, табурет

5.Тополь, береза, орешник, липа, осина

6.Курица, петух, орел, индюк, гусь

7.Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

8.Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля

9.Число, деление, сложение, вычитание, умножение

10.Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

Ключ: 1) горох, 2) мост, 3)скакалка, 4) ковер, 5) орешник, 6) орел, 7) указка, 8) Петров, 9) число, 10) грустный.

Оценка результатов:

- 4 балла - выполняет все задания , дает обобщающие понятия или называет существенные признаки,

- 3 балла -выполняет все задания, затрудняется в подборе обобщающих понятий, в некоторых заданиях требуется направляющая помощь экспериментатора -

- 2 балла -выполняет 7 - 10 заданий, не дает обобщающих понятий, требуется направляющая и программирующая помощь экспериментатора

- 1 балл -выполняет от 1 до 6 заданий с помощью экспериментатора, отвечает не по существу.







Игра на развитие мышления.

«Ключ к неизвестному»

Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Ход игры: детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?



«Исключи лишнее»

Цель: развитие мышление


Возраст: младший школьный возраст.


Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее.


Цвет: Вкус:

апельсин, киви, хурма конфета, картошка, варенье

цыплёнок, лимон, василёк торт, селёдка, мороженое

огурец, морковь, трава

сахар, пшеница, вата.


Форма: Вес:

телевизор, книга, колесо вата, гиря, штанга

косынка, арбуз, палатка. мясорубка, перышко, гантели

Величина:

бегемот, муравей, слон

дом, карандаш, ложка.


Материал:

банка, кастрюля, стакан

альбом, тетрадь, ручка