| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Выполнила
студентка Ш-31 группы
Яценко Татьяна
Преподаватель:
Великановская Л.А.
Ейск, 2020 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………. 3
Наблюдение ……………………………………………………………………… 4
Беседа …………………………………………………………………………….. 7
Опрос.
Анкетирование …………………………………………………………… 9
Интервьюирование………………………………………………………. 11
Экспертный вопрос……………………………………………………….12
Изучение продуктов деятельности …………………………………………… 13
Социометрия …………………………………………………………………… 13
Заключение …………………………………………………………………….. 15
ВВЕДЕНИЕ
Любой метод педагогического исследования не является универсальным, каждый их них эффективен лишь при правильном использовании. Правильность применения метода подразумевает два аспекта:
- владение данным методом;
- умение исследователя выбрать наиболее эффективный метод исходя из существующих условий исследования, конкретной исследовательской задачи.
При выборе методов педагогического исследования необходимо руководствоваться следующими принципами:
· совокупность методов (для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов исследования);
· адекватность методов существу изучаемого явления, предполагаемым результатам, возможностям исследователя;
· ненанесение вреда (запрет использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способных навредить испытуемым, педагогическому процессу).
К эмпирическим методам относятся наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическое тестирование, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности. Их общее свойство – направленность на непосредственное изучение управляемого объекта, сбор и систематизацию фактического материала о процессе и результатах работы образовательной системы. Эмпирический характер познания, присущий методам этой группы является важной предпосылкой достоверности выявленных фактов.
НАБЛЮДЕНИЕ
Наблюдение является наиболее распространенным эмпирическим методом, с помощью которого объект изучается в различных условиях без вмешательства в его существование. Наблюдение широко применяется и на бытовом уровне, обеспечивая информацией стихийно протекающий процесс познания. Однако при стихийном наблюдении в силу особенностей человеческого внимания многие детали от наблюдателя ускользают, а другие детали быстро забываются, не образуя целостной системы знаний об объекте. Наблюдение как метод педагогического исследования имеет целенаправленный характер, оно осуществляется по определённому плану, его результаты фиксируются, а в конце наблюдения собранные данные обобщаются.
Особенностями наблюдения как научного метода являются:
- направленностью к ясной, конкретной цели;
- планомерность и систематичность;
- объективность в восприятии изучаемого и его фиксации;
- сохранение естественного хода педагогических процессов.
Наблюдение может быть:
- целенаправленным и случайным;
- сплошным и выборочным;
- непосредственным и опосредованным;
- длительным и кратковременным; о
- открытым и скрытым «инкогнито»;
- констатирующим и оценивающим;
- сплошным и выборочным;
- неконтролируемым и контролируемым (регистрация наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре);
- каузальным и экспериментальным;
- полевым (наблюдение в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальной ситуации).
Наблюдение как метод исследования предполагает выполнение исследователем следующих правил:
- четкое определение цели наблюдения;
- составление, в зависимости от цели, программы наблюдения;
- детальная фиксация данных наблюдения;
- применение систем категорий и оценочных шкал.
К достоинствам наблюдения относятся его доступность и возможность самому исследователю непосредственно ознакомиться с изучаемым предметом.
Недостатки наблюдения в педагогическом исследовании состоят в том, что...
- на достоверность результатов сильно влияют личностные особенности наблюдателя, его интересы, убеждения и стереотипы;
- достоверность полученных результатов прямо пропорциональна длительности наблюдения (чем дольше проводилось наблюдение, тем статистически достоверней данные, полученные с его помощью);
- личным наблюдением физически невозможно охватить все моменты исследуемого процесса, а это значит, что многие факты всё равно останутся неустановленными.
Пример
ФИО ________________________________________________________
Класс ____________
Дата рождения _________________________________
Домашний адрес, домашний телефон ____________________________
Семья ребенка:
Мать Ф.И.О., место работы ____________________________________
Отец Ф.И.О., место работы_____________________________________
Жилищно-бытовые условия ____________________________________
Взаимоотношения в семье _____________________________________
Наличие отклонений от норм поведения в семье____________________
Воспитательный потенциал семьи ________________________________
___________________________________________________
Характер ребёнка ______________________________________________
Качества личности (положительные, отрицательные)
__________________________________________________________________
Положение ребенка в коллективе ________________________________
Учебная деятельность: _________________________________________
Уровень знаний характеризуется ________________________________
Мотивация обучения __________________________________________
Посещаемость уроков _________________________________________
Внеурочная деятельность ______________________________________
БЕСЕДА
Беседа - один из основных методов педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.
Практика педагогических исследований выработала определенные правила применения метода беседы:
- беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой;
- формулировать вопросы четко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника;
- подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развернутые ответы;
- избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника;
- вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям;
- не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии;
- выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживал доброжелательный настрой.
Эффективность этого метода напрямую зависит от грамотных формулировок вопросов, комфортной психологической обстановки, обоснования и сообщения мотивов исследования, умения исследователя заинтересовать собеседника. Практикуются открытые и скрытые фонограммы беседы.
Беседа обычно применяется на разных стадиях исследования, как для получения первичной информации, так и уточнения выводов, полученных другими методами, например, методом наблюдения.
Примерные вопросы для беседы с учеником.
1. Интересно ли тебе учиться? Какие предметы тебе нравятся больше всего?
2. Стремишься ли ты выяснить непонятное у учителя, одноклассников?
3. Любишь ли ты читать? Что?
4. Что тебя больше всего интересует в газетах, журналах?
5. Какое общественное поручение ты выполняешь? Чем оно тебя привлекает?
6. Какая профессия тебе больше всего нравится? Хотел бы ты ею овладеть, смог бы?
7. Как ты проводишь свободное время?
8. Есть ли у тебя друзья? Что больше всего ты в них ценишь?
9. Можешь ли ты учиться лучше? Что тебе мешает?
10. Как ты делаешь домашние задания? Соблюдаешь ли ты определенную последовательность? Сколько времени ты тратишь на их выполнение? Как поступаешь, если что-то у тебя не получается?
ОПРОС
Методы опроса представляют собой письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения исследователя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы. К этим методам прибегают в тех случаях, когда источником необходимой информации становятся люди - непосредственные участники изучаемых процессов и явлений. С помощью методов опроса можно получить информацию как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.
Методы опроса в педагогических исследованиях применяются в следующих формах:
- анкетирования (письменного опроса),
- интервью (устного опроса),
- экспертного опроса.
Анкетирование - метод сбора информации об изучаемом объекте во время непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) педагогического общения педагога и респондента (опрашиваемого) путем регистрации ответов респондентов на сформулированные педагогом вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.
С его помощью можно получить информацию, не всегда отраженную в документальных источниках или доступную прямому наблюдению. К анкетированию прибегают, когда необходимо, а часто и единственным источником информации является человек - непосредственный участник, представитель, носитель исследуемых явлений или процесса.
Пример
Цель: Выявить уровень развития учебной мотивации учащегося, как состовляющей одного из показателей личностных УУД.
Ход проведения. В форме анкеты учащемуся предлагаются неоконченные предложения и варианты ответов к ним. Время на заполнение анкеты – 20 минут. Следует выбрать для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов.
Инструкция для учащегося. Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.
Анкета для учащегося
Дата _________________________
Ф.И. _________________________
Класс _______________________
1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) наш класс был лучшим;
в) принести больше пользы людям;
г) получать впоследствии много денег;
д) меня уважали и хвалили товарищи;
е) меня любила и хвалила учительница;
ж) меня хвалили родители;
з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали;
к) я больше знал и умел.
2. Я не могу учиться лучше, так как...
а) у меня есть более интересные дела;
б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;
в) мне мешают дома;
г) в школе меня часто ругают;
д) мне просто не хочется учиться;
е) не могу заставить себя делать это;
ж) мне трудно усвоить учебный материал;
з) я не успеваю работать вместе со всеми.
3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...
а) я хорошо знаю учебный материал;
б) мои товарищи будут мной довольны;
в) я буду считаться хорошим учеником;
г) мама будет довольна;
д) учительница будет рада;
е) мне купят красивую вещь;
ж) меня не будут наказывать;
з) я не буду тянуть класс назад.
4. Бели я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...
а) я плохо знаю учебный материал;
б) это получилось;
в) я буду считаться плохим учеником;
г) товарищи будут смеяться надо мной;
д) мама будет расстроена;
е) учительница будет недовольна;
ж) я весь класс тяну назад;
з) меня накажут дома;
и) мне не купят красивую вещь.
Обработка данных. Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает
Внешний мотив - 0 баллов.
Игровой мотив - 1 балл.
Получение отметки - 2 балла.
Позиционный мотив - 3 балла.
Социальный мотив - 4 балла.
Учебный мотив - 5 баллов.
Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения. Он заносится в сводный оценочный лист.
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние:
I - очень высокий уровень мотивации учения;
II - высокий уровень мотивации учения;
III - нормальный (средний) уровень мотивации учения;
IV - сниженный уровень мотивации учения;
V - низкий уровень мотивации учения.
Интервьюирование
Интервью – метод сбора первичной информации в педагогических исследованиях. В интервью один человек (интервьюер) стремится получить информацию от другого (воспитанника или группы воспитанников) в условиях речевого взаимодействия.
В основе интервью лежит обычная беседа. Однако, в отличие от нее роли собеседников закреплены, нормированы, а цели заданы «извне» программой и задачами конкретного педагогического исследования. Специфика интервью заключается в том, что полученная информация в некоторой степени формируется в процессе общения интервьюера с опрашиваемым и потому несет на себе отпечаток этого общения. От характера последнего, тесноты контакта и степени взаимопонимания основном зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации.
Пример
Цель: отыскать «сокровище» в своем партнере по интервью.
Взять интервью у членов своей группы. Количество участников интервью не ограничено. Вопросы можно задавать в любом порядке и по своему выбору.
№ вопроса | Вопрос Кто из собеседников… | Ответ / имя собеседника |
1 | Вырос в семье, где более 3 детей? | |
2 | Назван в честь отца/ матери? | |
3 | С детского возраста должен был взять на себя обязанности по уходу за младшими детьми в семье? | |
4 | Любит борщ? | |
5 | Говорит на трех языках? | |
6 | Побывал за свою жизнь в других странах? (каких?) | |
7 | Умеет доить корову? | |
8 | Помнит наизусть хотя бы три стихотворения А.С. Пушкина? | |
9 | Любит танцевать народные танцы? | |
10 | Ежедневно читает газету? Смотрит программу «Вести»? | |
11 | Верит в то, что «старый друг лучше новых двух»? | |
12 | Любит петь, моясь в душе? | |
13 | С детства мечтал завести собаку и до сих пор не исполнил свою мечту? | |
14 | Кому в детстве рассказывали много народных сказок? | |
15 | Для кого физкультура – самый любимый школьный предмет? | |
16 | Чье детство прошло в деревне? | |
Одним из наиболее эффективных методов сбора информации в педагогическом исследовании является экспертный опрос, предполагающий получение данных с помощью знаний компетентных лиц. Под ними понимаются не обычные респонденты, а высококвалифицированные, опытные специалисты, которые дают заключение при рассмотрении какого-либо вопроса. Результаты опросов, основанные на суждении специалистов, называются экспертными оценками. Поэтому этот метод нередко называют методом экспертных оценок. Повышение достоверности результатов экспертного опроса достигается с помощью логических и статистических процедур, подбора специалистов, организации опроса, обработки полученных данных.
ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изучение продуктов деятельности – метод, при котором предметом изучения являются сочинения, рисунки, стенгазеты, поделки и другие ученические работы, а также продукты деятельности взрослых участников образовательного процесса. Так, помимо разнообразных ученических работ предметами изучения могут быть: элементы эстетического оформления класса-кабинета, изготовленные учителем лично или при его участии, под его руководством; продукты деятельности, отражающие увлечения педагогов, увлечения родителей и семейные увлечения, а также различного рода достижения и т.д. С помощью этого метода можно не только установить наличие и количество продуктов деятельности, но и выявить специфические свойства, характеризующие личность субъекта, создавшего тот или иной продукт.
Изучение дневника и тетрадей ученика
Описать внешний вид дневника, тетрадей, учебников. Есть ли обложка, рисунки, выпадение страниц, загнутость страниц и т. д.
Проверить регулярность записей в дневнике, записей учителей и классного руководителя о поведении ученика на уроках, перемене. Указаны ли в дневнике поощрения и замечания. Есть ли четвертные отметки, подписи родителей.
Проверить и описать ведение тетрадей по следующим признакам: аккуратность или небрежность, системность или бессистемность записей, грамотность, почерк.
СОЦИОМЕТРИЯ
Социометрия измеряет авторитет формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе. Метод социометрии не требует больших временных затрат – не более 15 минут, при этом он позволяет установить популярность – непопулярность членов группы, вскрыть неформальную структуру группу, оценить поведение людей в коллективной работе.
Пример
Цель: выявление «социометрических позиций» учащихся, т.е. авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый».
Структура методики: Обучающимся предъявляются так называемые социометрические вопросы, ответами на которые являются фамилии членов учебной группы (на каждый вопрос- 3 фамилии одноклассников, кроме собственной фамилии).
Содержит вопросы для изучения учебно-деловых отношений:
1) К кому из ребят твоего класса ты бы обратился за помощью в решении учебных вопросов?
2) Кого из ребят твоего класса ты бы выбрал командиром?
3) С кем из ребят твоего класса ты хотел бы жить в одном доме?
4) Кого из ребят твоего класса ты бы пригласил на свой день рождения?
Процедура исследования и обработки результатов:
Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении следует сделать обобщающие выводы о методике и методах педагогического исследования: педагогическое исследование предназначено для получения информации по организации и эффективности педагогического процесса для последующей корректировки педагогического процесса с целью увеличения его эффективности; К исследовательским методам, позволяющим получить эмпирические данные о педагогических процессах, можно отнести те, которые непосредственно связаны с реальностью, с практикой. Из них были рассмотрены метод изучения литературы и других источников, наблюдение, беседа, опрос, социометрический метод, тестирование. Они обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания педагогической теории.
Эмперическое исследование твердо придерживается научного метода в противоположность другим исследовательским методологиям, таким как натуралистическое наблюдение, архивные исследования и др. А Эмпирическая совокупность сведений дает первичную информацию о новых знаниях и многих свойствах исследуемых объектов и таким образом служит исходной базой для научною исследования. Эмпирические методы основаны, как правило, на использовании способов и приемов опытного исследования, позволяющих получить фактическую информацию об объекте. Особое место среди них занимают базовые методы, которые сравнительно часто используются в практической исследовательской деятельности.