Государственное бюджетное профессиональное учреждение Краснодарского края
“ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЙ КОЛЛЕДЖ”
БРОШЮРА С КОМПЛЕКСОМ ДИАГНОСТИК НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
по МДК 01. 01теоретические основы организации обучения в начальных классах
СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Специальность 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах
Преподаватель: Великановская Людмила Анатольевна
Ейск, 2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………3
Название диагностик…………………....4
Диагностики……………………………..5
Заключение………………………..……27
Список литературы……...……………..28
ВВЕДЕНИЕ
Перед педагогом стоит множество задач различного вида, но выполнить их он сможет только лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями и формировать компетенции, необходимые для решения педагогических задач, а это возможно только в процессе саморазвития.
Совершенствование профессиональной деятельности необходимо начинать с определения ее уровня (достоинств и недостатков).
Любой научно обоснованный анализ является мощным источником развития.
Таким образом, с помощью различных диагностик я попытаюсь это доказать.
НАЗВАНИЕ ДИАГНОСТИК
Тест «Определение уровня психосоциальной зрелости ребенка».
«Собирание разрезных картинок».
««Исследование восприятия»».
«Тест Пьерона-Рузера».
«Диагностика мотивационной готовности».
«Исследование памяти».
«Графический диктант».
«Выводы».
Тест «Школьной зрелости» (А. Керн)
Тест «Какой Я?»
Тест «Определение уровня психосоциальной зрелости ребенка»
Инструкция для учителя.
Тест проводится в форме беседы.
Перед началом беседы приготовьте листочек бумаги, на котором Вы запишете баллы, засчитываемые за правильные ответы на вопросы. Затем задаете ребенку вопрос, он отвечает. Время ответа не ограничено, спешить не нужно. Дайте малышу возможность подумать. Если ответ неточный, но близок к правильному, дайте время подумать еще, но не подсказывайте ответ и не «направляйте» ребенка.
Инструкция для ребенка
Я буду тебе сейчас задавать разные вопросы, а ты попытайся ответить на них. Некоторые вопросы будут очень легкими, другие – посложнее. Но даже если ты сразу не будешь знать, как на них ответить– ничего страшного. Главное, не спеши и хорошенько подумай перед ответом.
Вопросы для беседы
1. Как твоя фамилия, имя, отчество?
2. Назови фамилию, имя и отчество своих родителей.
3. Ты мальчик или девочка? А когда вырастешь, то будешь дядей или тетей?
4. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? Через три?
5. Есть ли у тебя брат или сестра? А кто старше?
6. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
7. Кем работают твои родители?
8. Сейчас вечер или утро? (День или утро?)
9. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше – ужин или обед?
10. Какого цвета этот карандаш, кофточка, платье?
11. Почему снег выпадает не летом, а зимой?
12. Какое сейчас время года: зима, лето, весна или осень? А почему ты так думаешь?
13. Когда люди катаются на лыжах (коньках, санках) – летом или зимой?
14. Зачем в школе нужны парта и звонок?
15. Хочешь ли ты учиться в школе?
16. Что делает учитель? Врач? Продавец?
17. Для чего тебе нужны нос, уши, глаза? Покажи свое правое ухо, левую бровь.
18. Каких ты знаешь птиц? А животных?
19. У кого больше лап – у утки или у коровы?
20. Кто больше: комар или птица? Кошка или лошадь?
21. Посчитай от 7 до 10. От 8 до 3-х. Что больше: 9 или 4? 2 или 7?
22. Что ты будешь делать, если нечаянно сломаешь чужую игрушку
Обработка теста
1. За правильные ответы на все подвопросы одного пункта ребенок получает один балл
(за исключением контрольных – см. ниже).
2. Правильными считаются ответы, которые соответствуют поставленному вопросу: «Папа работает водителем. У коровы больше лап, чем у утки». Неправильные ответы, это ответы, типа: «Папа работает на работе. Мама Наташа», и т. д.
3. За правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта ребенок получает по полбалла.
4. К контрольным вопросам относятся вопросы: № 4, № 6, № 14, № 22. Оцениваются они таким образом:
- № 4 – если ребенок говорит, сколько ему лет – 1 балл. Если называет года с учетом месяцев – 3 балла.
- № 6 – за неполный домашний адрес – 1 балл. За полный, с названием города – 2 балла.
- № 14 – за каждое правильно названное применение школьных атрибутов – 1 балл.
- № 22 – за правильный ответ – 2 балла.
5. № 15 оценивается вместе с № 14 и № 17. Если в пункте № 14 ребенок набирает 3 балла и дает положительный ответ на № 15, то у него наличествует положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4-х).
Оценка результатов
24 – 29 баллов – Высокий уровень (соответствующий школьным требованиям уровень психосоциальной зрелости).
20 – 23 баллов – Средний уровень – средняя зрелость.
15 – 20 баллов – Низкий уровень психосоциальной зрелости.
«Собирание разрезных картинок»
Разрежьте картинку по одной из предлагаемых схем. Перемешайте полученные части и предложите ребенку собрать сломанную картинку. При этом не надо произносить название получаемого изображения.
Вариант высокой трудности | | Упрощенный вариант |
 | |  |
Оценка результатов. Высокий уровень – все картинки собраны, средней уровень – собрана вторая картинка (упрощенный вариант), низкий уровень – картинки собраны неверно.
Рекомендации. Привлекайте ребенка к занятиям рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием из различных «Конструкторов».
«Исследование восприятия»
Из каких геометрических фигур составлены эти рисунки?

Оценка результатов. Высокий уровень - правильное расположение картинок и правильное описание событий, средней уровень – ребенок правильно расположил картинки, но не может составить грамотный рассказ, низкий уровень – случайная последовательность картинок.
Рекомендации. Для развития связной речи научите ребенкадавать полный ответ на поставленные вопросы, просите его пересказывать прочитанные ему рассказы.
«Тест Пьерона-Рузера»
Для работы нужен простой карандаш и бланк с изображением геометрических фигур (4 типа, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга в квадратной матрице 10/10. Экспериментатор рисует на доске образец заполнения фигур. Условные обозначения (символы: точка, плюс, вертикальная линия и т. п.) ставятся в трех фигурах. Четвертая фигура всегда остается «пустой». Образец остается до конца работы.
- Заполни фигуры так, как я сделала это на образце.
Тест используется для изучения произвольной регуляции деятельности (программирования ребенком собственных действий и их контроля, удержания инструкции, распределения внимания по ряду признаков) используется. Тест дает возможность проанализировать целенаправленность деятельности, способность удержать инструкцию, определить общее время работы, а также число фигур, заполненных за каждую минуту (динамику изменения темпа деятельности, и подсчитать количество ошибок.
«Диагностика мотивационной готовности»
Сформированность «внутренней позиции дошкольника» (по Л. И. Божович, а также развитие мотивационно-потребностной сферы выявляются в свободной беседе с использованием опросника Л. И. Божович и Н. И. Гуткиной:
1. Ты хочешь идти в школу? Почему?
2. Ты хочешь ещё на год остаться в детском саду (дома)?
3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?
4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
6. Какие у тебя любимые книжки?
7. Работу, которая у тебя не получается, ты стараешься выполнить или бросаешь её?
8. Тебе нравятся школьные принадлежности?
9. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а школу разрешат не ходить, устроит ли это тебя? Почему?
10. Если сейчас ты с ребятами будешь играть в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем? Почему?
11. В игре в школу тебе хотелось бы, чтобы длиннее был урок или перемена?
Ответы ребенка фиксируются.
Считается, что у детей высокий уровень мотивационной готовности к обучению, если они объясняют свое желание учиться в школе тем, что «хотят быть умными», «много знать» и т. п. Таких детей относят к 1 уровню готовности. В игре в школу они предпочитают роль ученика, чтобы «выполнять задания», «отвечать на вопросы». При этом содержание игры они сводят к реальной учебной деятельности (чтение, письмо, решение примеров и т. п.).
Ко 2 уровню относят детей, также выражающих идти в школу, объясняемое, однако, внешними факторами: «в школе не спят днем», «в школе интересные переменки», «все пойдут, и я пойду». Такие дети обычно в играх предпочитают роль учителя: «учителем быть интереснее», «задания не хочу выполнять, а хочу говорить» и т. п.
К 3 уровню готовности относят ребят, демонстрирующих безразличие по отношению к этому вопросу: «не знаю», «если родители поведут, пойду» и т. п.
К 4 уровню относят детей, активно не желающих идти в школу. В большинстве случаев они объясняют это нежелание «негативным» опытом знакомых школьников («в школе трудно», «родители ругают за плохие оценки» и т. д., в игре в школу предпочитают роль учителя: «хочу быть главным».
«Исследование памяти»
(зрительной/слуховой, произвольной/непроизвольной).
Инструкция: Я буду выкладывать картинки, а ты называй, что на них изображено.
10 предметных картинок: автомобиль, автобус, рубашка, платье, собака, петух, чайник, виноград, стол, стул.
После ребенка психолог называет все картинки ещё раз, затем закрывает картинки и говорит: Назови картинки, которые ты запомнил.
Затем 2 попытка: Посмотри на картинки ещё раз. Запомни их. Если хочешь, назови вслух.
Опять закрываем.
Фиксируем результаты обеих попыток.
10 слов – высокий уровень
6-9 слов – средний уровень
0-5 слов – низкий уровень
Сейчас я назову тебе несколько слов, ты внимательно слушай, запоминай.
Слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мёд.
Произносим слова четко, в среднем темпе.
Затем говорим: Назови слова, которые ты запомнил.
Ответы фиксируем.
10 слов – высокий уровень
6-9 слов – средний уровень
0-5 слов – низкий уровень
«Графический диктант»
Инструкция: Я буду говорить, что где рисовать, а ты рисуй.
В правом верхнем углу листа рисуем – солнце.
В левом верхнем – птичку. Наверху посередине – облако. Внизу посередине, отступив немного от края, рисуем дом. Справа от дома – скамейку. Слева от дома – мяч. Справа от скамейки – дерево. Слева от мяча – куст. Под домом – цветы. Над домом - бабочку.
Отмечаем умение ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, понимание предлогов.
«Выводы»
В ходе всего обследования можно выявить уровень общих знаний ребенка, задавая вопросы:
Какого цвета эти карандаши? Посчитай, сколько карандашей.
Какие ты знаешь времена года?
Ты знаешь, какая это буква? (например, печатные А, О, М)
На какой улице ты живешь?
С кем ты живешь?
В конце занятия психолог пишет рекомендации, т. е. направление дальнейшей работы в зависимости от того, какие показатели оказались низкими в результате обследования.
Тест «Школьной зрелости» (А. Керн)
Тест состоит из трех заданий:
-рисование мужской фигуры по представлению,
-подражание письменным буквам,
-срисовывание группы точек.
Рисунок мужчины нужно выполнить по представлению.
При срисовывании написанных слов должны быть обеспечены одинаковые условия, как и при срисовывании группы точек, объединенных в геометрическую фигуру. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения второго и третьего задания.
Все три задания предъявляют требования в плане тонкой моторики руки.
Тест «Школьной зрелости» часто используется для ориентировочной оценки уровня развития.
1-е задание дает возможность выявить зависимость между изобразительной деятельностью и развитием второй сигнальной системы, абстрактного мышления, ориентировочную оценку общего умственного развития.
2-е и 3-е задания связаны с уровнем развития у ребенка способности к определенному поведению (он должен проявить волевое усилие, выполнить инструкцию в малопривлекательной работе в течение необходимого времени), что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.
В Приложении 5 приводятся примеры выполнения заданий.
Оценка полученных результатов:
Сравните выполнение заданий ребенком с приведенными выше примерами и поставьте оценки.
«Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме 3-5 баллов.
«Средне-зрелыми» – 6-9 баллов.
«Незрелыми» – 10 и более баллов.
Методики диагностики личностной готовности к обучению в школе
Тест «Какой Я?»
Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (Таблица 2), спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по 10 различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Оценка результатов
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю», «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей суммебаллов, набранной им по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Заключение
Итак, диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного выявления уровня готовности к школе.
Цель диагностики – определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития ребенка условия образования, включая выбор образовательной программы, найти способы коррекции обнаруженных отклонений, выявить одаренных детей.
Таким образом, диагностика нужна для семьи дошкольника, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам своего ребенка, в каком направлении вносить коррекцию. В такой же степени диагностика нужна педагогу: чтобы учить, надо знать ребенка во всех его проявлениях.
Список литературы:
1)https://infourok.ru/paket-diagnosticheskih-metodik-po-viyavleniyu-urovnya-gotovnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-k-obucheniyu-v-shkole-i-ih-617633.html
2)https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00315126_0.html
3)https://психоаналитик-матвеев.рф/testy-detyam/gotovnost-k-shkole-test/