Управление образования города Пензы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №59 города Пензы
Рассмотрено на заседании МС МБОУ СОШ № 59 города Пензы протокол № _____ от ___________ 2018г | Согласовано заместитель директора по УВР ______________ Сигеева С.Б. ________________ 2018г. | Утверждаю директор МБОУ СОШ № 59 города Пензы ______________Л.В. Дугина приказ № ____ от______________. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Будь успешным»
4 «Б» класс
Направленность: духовно-нравственная
Макушкина Л.В.,
учитель начальных классов,
квалификационная категория: первая
г. Пенза, 2018
Структура документа
Рабочая программа «Будь успешным» духовно-нравственной направленности включает следующие разделы: предполагаемые результаты реализации программы, содержание курса, тематическое планирование.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты.
- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
- умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
- формирование самооценки - осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место
принимать и сохранять учебную задачу
овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
уметь адекватно воспринимать предложения и оценку других людей
Познавательные УУД:
уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
учиться исследовать свои качества и свои особенности
учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
учиться наблюдать
умение структурировать знания;
моделировать (преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель) ситуацию с помощью учителя
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие
группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
самостоятельное формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные УУД:
учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функций участников, способы взаимодействия;
учиться работать в паре и в группе, управлять поведением партнера – оценивать, контролировать и корректировать действия партнера;
выполнять различные роли;
слушать и понимать речь других ребят;
уметь отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению сверстников;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
задавать вопросы, проявляя инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешать конфликты, выявлять проблемы, находить и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, реализация принятого решения.
Содержание курса
Цель курса занятий: повышение психологической культуры младших школьников, формирование установки на преодоление школьных трудностей, сохранение психологического здоровья младших школьников.
Задачи:
Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
Развивать навыки произвольного внимания и восприятия, обучить приемам образного и логического запоминания, обучить приемам аналитико-синтетической деятельности.
Познакомить с приемами целеполагания и планирования деятельности;
Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
Расширять пассивный и активный словарь обучающихся, формировать связную и последовательную речь.
Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный, духовно-нравственный и социальный характер, включает шесть разделов.
Основные разделы программы
Раздел 1. Я школьник. Мои мечты. (6 часов)
Я – четвероклассник. Кого можно назвать фантазером. Я умею фантазировать. Мои сны. Я умею сочинять. Мои мечты. Фантазии и ложь.
Раздел 2. Я и моя школа (4 часа)
Я и моя школа. Что такое лень? Я и мой учитель. Как справляться с «Немогучками».
Раздел 3. Я и мои родители (5 часов)
Я и мои родители. Я умею просить прощения. Почему родители наказывают своих детей?
Раздел 4. Я и мои друзья. (3 часа)
Настоящий друг. Умею ли я дружить? Трудности в отношениях с друзьями. Ссора и драка.
Раздел 5. Что такое сотрудничество? (5 часов)
Что такое сотрудничество? Я умею понимать другого и как можно этому научиться. Я умею договариваться с людьми. Мы умеем действовать сообща. Что такое коллективная работа?
Раздел 5. Кто Я? Мои силы, мои возможности. (8 часов)
Кто Я? Какой я - большой или маленький? Из каких маленьких частичек я состою. Я – человек! Я – житель планеты Земля. Мои способности. Что я умею и чем горжусь? Мой выбор, мой путь. Не всегда самый лёгкий путь приводит к успеху. От нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдём, как сложится наша жизнь. Мой внутренний мир. Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира. Кого я могу впустить в свой внутренний мир. В свой внутренний мир я могу впустить только того человека, которому доверяю. Что значит верить? Человек, который свято верит в свою мечту, стремится к успеху и верит в него, обязательно своего добьётся!
Раздел 6. Я расту, я изменяюсь. (4 часа)
Моё детство. Я расту, я изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас. Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? Хочу вырасти здоровым человеком! Хочу вырасти свободным человеком. Что для этого нужно?
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
1. | Я школьник. Мои мечты. | 6 ч |
2. | Я и моя школа | 4 ч |
3. | Я и мои родители | 5 ч |
4. | Я и мои друзья | 3 ч |
5. | Что такое сотрудничество? | 5 ч |
6. | Кто Я? Мои силы, мои возможности. | 8 ч |
7. | Я расту, я изменяюсь. | 4 ч |
| | 34 часа |