СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

БУДА С. А. Урок "«Если душа родилась крылатой...» Жизненный и творческий путь М. И. Цветаевой" РЯиЛ 2019-11

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«БУДА С. А. Урок "«Если душа родилась крылатой...» Жизненный и творческий путь М. И. Цветаевой" РЯиЛ 2019-11»

С. А. Буда, ГУО «СШ № 2 г. Турова» Житковичского района Гомельской области

Урок

Тема. «Если душа родилась крылатой...» Жизненный и творче-ский путь М. И. Цветаевой

Цели урока:

  • обучающая: знакомство с краткими сведениями о жизни и творчестве М. Цвета­евой, выяснение особенностей поэтической манеры М. Цветаевой, введение учащихся в сложный мир цветаевского стиха, осознание его музыкальности и живописности;

  • развивающая: совершенствование на­выков выразительного чтения, развитие творческого воображения учащихся, анали­тических способностей, формирование навы­ков коммуникативно-деятельностного, поис­ково-исследовательского (индивидуального и коллективного) подходов к добыванию зна­ний;

воспитательная: воспитание у школь­ников духовной культуры, интереса к по­эзии, уважения к личности художника сло­ва, его таланту, душевному благородству, желания развивать в себе личность, лучшие человеческие качества.

Тип урока: урок изучения нового мате­риала.

Методы: коммуникативный, проблемный, частично-поисковый.

Основные приёмы: беседа, рассказ, вы­разительное чтение, составление ассоциатив­ного ряда, анализ стихотворений, мини-со­чинение.

Форма проведения: урок-мастерская.

Оборудование: портрет М. И. Цветаевой, выставка произведений поэтессы, книг о её творчестве, гроздья рябины, запись романсов на её стихи, цикл музыкальные пьес П. И. Чай­ковского «Времена года» («Октябрь»).

Эпиграф к уроку:

Двадцатого столетья — он, А я — до всякого столетья. М. И. Цветаева


Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап.

  • Сегодня у нас необычный урок-мастер­ская. Мы встретимся с поэтом XX столетия — Мариной Цветаевой. Наша задача — позна­комиться с личностью и творческой манерой автора замечательных лирических произведе­ний, поразмышлять над ними, найти для себя ответ на вопрос, почему её лирика считается уникальной; почувствовать глубину настрое­ний, ощущений и раздумий поэтессы, открыть для себя мир человеческих отношений.

Ученики записывают тему урока в те­тради.


II. Индукция.

Звучит 1 часть концерта № 2 для фор­тепиано с оркестром С. В. Рахманинова.

Учитель выразительно читает стихотво­рение «Моим стихам, написанным так рано...».

  • Автору стихов Марине Цветаевой 20 лет, но она уже поэт — яркий и самобыт­ный, уверенный в своём дальнейшем поэти­ческом творчестве. Многие стихи Цветаевой станут пророческими, как впрочем, и это. Долгие годы имя поэтессы не будут упоми­нать ни в литературной среде, ни в учеб­никах. И лишь истинные любители поэзии будут читать её стихи и восхищаться ими.

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 20 сентября 1892 года в ночь с суббо­ты на воскресенье, в день Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных мо­сковских переулков.

Учащиеся выразительно читают сти­хотворение «Красною кистью рябина за­жглась...».

Рябина — неприхотливое русское дерево — станет символом жизни и судьбы Марины Цветаевой. Эта рябина — пылающая и горь­кая, красивая и до боли обыкновенная — будет напоминать ей о Родине, о России, о Москве, где бы она ни была.


III. Самоконструкция.

Учитель задаёт вопросы. Ученики отве­чают и делают записи в тетради.

  • Кто были родители Марины?

  • Чем был пронизан домашний мир Цве­таевых?

  • Когда появились первые стихи Мари­ны Цветаевой?

  • Как их оценили?

  • Какой была Марина Цветаева?

  • Как выглядела?


Учащиеся выразительно читают сти­хотворение «Кто создан из глины, кто соз­дан из камня...».

  • Анастасия Цветаева вспоминала: «1913— 1915 гг. — это было время расцвета Марини­ной красоты, ясная зелень глаз, затуманен­ная близорукими взглядом, застенчиво укло­няющимся, имеет в себе что-то колдовское... Она знает себе цену и во внешнем очарова­нии, как с детства знала её во внутреннем».

В молодые годы Марина Цветаева выгля­дела довольно дерзкой, держалась независи­мо. Громкий голос, сигарета в откинутой руке (курила не затягиваясь), стриженые волосы. Однажды в театре пустила в лицо Брюсову колечко дыма и сказала: «Фимиам!» Однако внешняя дерзость прикрывала застенчивую душу. Пожалуй, на всех фотографиях одна общая черта — сочетание нежности и вну­тренней напряжённости позы и взгляда.

Тающая, легче снега, я была как сталь,

Мячик, прыгнувший с разбега прямо на рояль.

  • Любовь в жизни Цветаевой. Какой она была?

  • Какую роль сыграл в её жизни Сергей Эфрон?

Учащиеся выразительно читают стихо­творение «Мы с тобою лишь два отголоска».

  • В чём заключается особенность лирики Цветаевой?

  • С кем из русских поэтов была знакома Цветаева? Кем восхищалась? Расскажите об одном из поэтов.


Ученики делают небольшие сообщения.


  • Чем была вызвана эмиграция Марины Цветаевой?

  • Какое чувство испытывает поэтесса за границей?

  • Каким было возвращение в Россию?

О чём нам говорят документы, письма, воспоминания тех лет?

  • Что случилось с семьёй Марины Цве­таевой?

  • Вот перед нами пронеслась жизнь Ма­рины Цветаевой. Как бы вы определили, ка­кой она была? Подберём ассоциативный ряд.


Ученики делают 1-й выбор.

Жизнь Цветаевой — необыкновенная, яр­кая, красивая, горькая, пылающая, рябино­вая, ослепительная, надломленная и т. д.

Каждый ученик читает свои определе­ния. На доске учитель записывает наиболее подходящие.


IV. Социоконструкция.

— Обратимся непосредственно к лирике Марины Цветаевой. Попытаемся проанали­зировать её стихотворения, определить её ведущие темы.

Ученики делятся на группы и получают задание: проанализировать стихотворения М. Цветаевой на выбор, сделать схему или рисунок к стихотворению.

Стихотворения для анализа: «Домики старой Москвы», «Идёшь, на меня похо­жий...», «Вы, идущие мимо меня...», «Моим стихам, написанным так рано...», «Уж сколько их упало в эту бездну...», «Генера­лам двенадцатого года», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи Блоку».


V. Социализация.

Группы афишируют результаты своей ра­боты, затем обмениваются мнениями и дела­ют обобщение о темах лирики М. Цветаевой. Тематика её творчества записывается в те­тради. Составляется ассоциативный ряд.

Учащиеся делают 2-й выбор.

Лирика М. Цветаевой — музыкальная, мелодичная, чарующая, неповторимая и т. д.

Каждый ученик читает свои определе­ния. На доске учитель записывает наиболее подходящие.


VI. Разрыв.

Учитель читает высказывания совре­менников и известных литературоведов о Марине Цветаевой.

В. Я. Брюсов: «Несомненно, талантливая М. Цветаева может дать нам настоящую по­эзию интимной жизни...»

Н. Гумилёв: «М. Цветаева внутренне та­лантлива, внутренне своеобразна. Многое ново в этой книге (имеется в виду первый сборник стихов). Книга прекрасных стихов».

И. Оренбург: «М. Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, предельную гордость и предельную простоту».

М. Волошин: «Книгу М. Цветаевой нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна... Её ав­тор владеет не только стихами, но и чёткой внешностью внутреннего наблюдения».

М. Шагинян: «Пишет она, как играют дети, — своими словами, своими секретами, своими выдумками...»

Б. Пастернак: «Какие удивительные сти­хи вы пишете! Вы возмутительно большой поэт!»

В. Ходасевич: «Эмоциональный напор у Цветаевой так силён и обилен, что автор словно едва поспевает за течением этого ли­рического потока».

А. Белый: «Это поэтесса-певица».

А. Н. Орлов: «Цветаеву-поэта не спутаешь ни с кем другим. Стихи её узнаёшь безоши­бочно — по особому распеву, неповторимым ритмам, не общей интонации. Это, бесспор­но, верный критерий подлинности и силы поэтического дарования».

Р. Рождественский: «Стихам её, прон­зительным, будоражащим стихам, смерть не грозила и не грозит. Они и сегодня — с нами, в наших детях и внуках... Ибо М. Цветаева относится к тем поэтам, кото­рые с годами становятся всё нужнее и всё значительнее».

Ученики дополняют ассоциативный ряд о лирике М. Цветаевой и делают третий выбородно из высказываний.


VII. Творчество.

  • Возьмём любую доминанту из ассоци­ативных рядов и напишем мини-сочинение на тему «Что поразило меня в Цветаевой?».


VIII. Афиширование.

Ученики читают свои мини-сочинения.


IX. Подведение итогов. Рефлексия.

  • Перечислите темы творчества Марины Цветаевой.

  • Изменились ли ваши чувства, ощуще­ния за время работы в мастерской?

  • Хорошо ли вам было на уроке? Что по­нравилось?

  • Что вы открыли для себя? Что нового узнали?

  • Что, на ваш взгляд, можно было бы изменить?

  • Может, что-то удивило вас на уроке?

  • Почувствовали ли вы, что любой чело­век способен писать, говорить, думать, вы­ражать свои мысли? Нужен только толчок к работе.

  • Какие пожелания хотели высказать?

  • Поставьте себе и друг другу отметки, стараясь быть максимально объективными.

  • Марина Цветаева... Она оставила нам сборники лирических стихотворений, 17 поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и фи­лософские этюды, мемуарную прозу, воспо­минания и размышления.

Цветаева — поэт «предельной правды чувства». Она всей своей «не просто сложив­шейся судьбой, со всей яркостью и неповто­римостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию...» (В. Рождествен­ский).


X. Домашнее задание (на выбор).

  1. Познакомиться с материалом учеб­ного пособия по русской литературе для XI класса (3—4 балла).

  2. Ответить на вопросы учебного пособия (5—6 баллов).

  3. Письменно проанализировать понра­вившееся стихотворение М. Цветаевой по схеме анализа лирических произведений (7—8 баллов).

  4. Выучить одно из стихотворений М. Цветаевой наизусть (9—10 баллов).

  5. Подготовить реферат на тему: «Тема любви в поэзии М. Цветаевой» (9—10 баллов).

  6. Составить сценарий литературного вечера, посвящённого жизни и творчеству М. Цветаевой (9—10 баллов) — групповое задание.