Будем умными вдвойне – посчитаем все в уме
Автор:
Назарова Анастасия, обучающаяся 9 класса,
ГБОУ ООШ с. Аксаково Шенталинского района
Научный руководитель:
Бойкова Татьяна Ананьевна,
учитель математики, 1 категория
Объектом исследования являются алгоритмы счета.
- Предметом исследования выступает процесс вычисления.
- Цель : изучить нестандартные приемы вычислений и экспериментальным путем выявить причину отказа от использования этих способов при обучении математике современных обучающихся.
Задачи:
- - раскрыть историю возникновения счета и феномен « Чудо - счётчиков»;
- - описать старинные способы умножения и опытно-экспериментальным путем выявить трудности в их использовании;
- - рассмотреть некоторые приемы устного умножения и на конкретных примерах показать преимущества их использования.
Гипотеза:
- в старину говорили: « Умножение – мое мученье». Значит, раньше было сложно и трудно умножать. Прост ли наш современный способ умножения?
Методы :
- поисковый метод с использованием научной и учебной литературы, а также поиск необходимой информации в сети Интернет;
- практический метод выполнения вычислений с применением нестандартных алгоритмов счета; анализ полученных в ходе исследования данных
Актуальность
- использование нестандартных приемов в формировании вычислительных навыков усиливает интерес обучающихся к математике и содействует развитию математических способностей.
Результаты анкетирования
1) Нужно ли уметь выполнять арифметические
действия с натуральными числами современному
человеку?
2) а) Умеете ли вы умножать, складывать, вычитать числа столбиком, делить «уголком»?
3) Знаете ли вы другие способы выполнения арифметических действий?
4) А хотели бы узнать?
Устный счет. История счёта.
- Сначала люди лишь на глаз сравнивали разные количества одинаковых предметов
- Чтобы с успехом заниматься сельским хозяйством, понадобились арифметические знания. (счет)
- Затем в человеческом языке появились числительные, и люди смогли называть число предметов, животных, дней.
« Чудо - счётчики»
- чудо - счетоводы, способные без калькулятора совершать невообразимо сложные арифметические действия, обладают уникальными особенностями памяти, отличающей их от других людей.
Многие «чудо-счётчики» не имеют понятия вообще, как они считают. « Считаем, и всё! А как считаем, Бог его знает».
- Известными российскими «суперсчетчиками» являются Арон Чиквашвили, Давид Гольдштейн, Юрий Горный, зарубежными: Борислав Гаджански, Вильям Клайн, Томас Фулер и другие.
Умножение на пальцах
Умножали на пальцах однозначные числа от 6 до 9.
Движение пальца
Пусть надо найти произведение 4х9.
Положив обе руки на стол, приподнимем четвертый палец, считая слева направо. Тогда до поднятого пальца находятся три пальца (десятки), а после поднятого - 6 пальцев (единицы). Результат произведения 4 на 9, значит, равен 36.
Устный счет – гимнастика Умножение и деление на 4.
- Чтобы умножить число на 4, его дважды удваивают.
- Например,
- 214 * 4 = (214 * 2) * 2 = 428 * 2 = 856
- Чтобы число разделить на 4 , его дважды делят на 2.
- Например,
- 124 : 4 = (124 : 2) : 2 = 62 : 2 = 31
Умножение и деление на 5 .
- Чтобы умножить число на 5, нужно его умножить на 10/2 , то есть умножить на 10 и разделить на 2.
- Например,
- 138 * 5 = (138 * 10) : 2 = 1380 : 2 = 690
Признак делимости на 6
- Чтобы проверить делимость числа на 6, надо: число сотен умножить на 2,Полученный результат вычесть из числа стоящего после числа сотен. Если полученный результат делится на 6, то и все число делится на 6.
Например,
138 : 6 ; 38-2=36, 36:6
225 не : 6; 25-4=21,
21 не делится на 6
Умножение на 7
- При умножении числа на семь, 7 представляется в виде суммы 5+2.
3.5. Признак делимости на 7
- Число, стоящее до десятков умножить на два.
К результату прибавить оставшееся число.
Проверить делится ли полученный результат на 7, или нет.
Например,
4690 - , 92+90=182, 182:7=26, значит, 4690 делится на 7
Умножение на 8
- При умножении на 8 можно пользоваться двумя приёмами: Последовательное умножение:
Пример: 48*8=48*2*2*2
- 8 заменяется разностью 10-2:
Пример.
127*8=127*(10-2)=127*10-127*2=1270-254=1016
Деление на 8
Деление производится двукратным или трехкратным делением числа на 2.
Пример:
1928:8=(1928:2):2:2=864:2:2=432:2=134:2=67
Признак делимости на 8
Число делится на 8 тогда и только тогда, когда число из трех последних цифр делится на 8.
Умножение на 9
- Чтобы умножить число на девять, надо заменить 9 = 10 – 1.
Примеры.
- 15*9=15*10-15=150-15=135
- 24*9=24*10-24=240-24=216
Чтобы умножить число на 9, к нему приписывают 0 и отнимают исходное число.
Умножение на 11
Чтобы умножить число на 11, к нему приписывают 0 и прибавляют исходное число. Например: 241*11=2410+11=2651
Второй способ еще интереснее Мысленно цифры этого числа раздвинуть. Сложить цифры Записать полученную сумму между раздвинутыми цифрами
Примеры. 23*11=2(2+3)3=253
35*11=2(3+5)5=285
Умножение на 12
Чтобы умножить число на 12, надо это число заменить суммой: 10 + 2.
Примеры.
128*12=128*(10+2)=128*10+128*2=1280+256=1536
235*12=235*(10+2)=235*10+235*2=2350+470=2820
Умножение на 13
Чтобы умножить число на 13, надо это число заменить разностью: 15-2. (Прежде чем научиться быстрому приёму умножения на 13, необходимо освоить приём умножения на 15).
Примеры.
125*13=125*(15-2)=125*15-125*2=1875-250=1625
246*13=246*(15-2)=246*15-246*2=3690-492=3198
Умножение на 15
Чтобы умножить число на 15, надо заменить его суммой:
10 + 5.Примеры.
48*15=48*(10+5)=48*10+48*5=480+240=720
124*15=124*(10+5)=1240+124*5=1240+620=1860
2-ой способ Рассмотрим умножение чётного числа на 15.
Пусть теперь множимое нечётное число.
53*15=52*15+15=780+15=759
67*15=66*15+15=990+15=1005
Умножение на 99
45*99=45*100-45=4500-45=4455
21*99=21*100-21=2100-21=2079
Умножение на 101
23*101=23*100+23=2300+23=2323
31*101=31*100+31=3100+31=3131
Заключение
- высказывание древнегреческого математика, философа, жившего в 4 веке д.н.э.- Пифагора- «Всё есть число!».