СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Бухгалтерский учет в отраслях. Темы по фин учету
Алматинская академия экономики и статистики
Кафедра «Учет и аудит»
|
по дисциплине «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ОТРАСЛЯХ»
специальности «5В050800 Учет и аудит»
Алматы, 2014г.
Тема № 1. Организационно-технические особенности строительного производства
Цель лекции: рассмотреть особенности организации учета в строительстве
Ключевые слова: смета, модели договорной цены, подрядный способ.
Вопросы:
1.Особенности технологии строительного производства и их влияние на организацию учета
2.Строительная продукция и ее оценка
1.Особенности технологии строительного производства и их влияние на организацию учета
1. Технология строительного производства имеет ряд специфических особенностей, которые оказывают влияние на организацию аналитического и синтетического учета хозяйствующих субъектов
Продукция строительного производства связана с землей. В ходе строительства изготовленная продукция остается на месте, а бригада рабочих и техника переходят на новые объекты.
Перемещение рабочей силы и строительной техники требует дополнительных расходов. Отдельные виды расходов (демонтаж, монтаж строительных машин и механизмов и др.) собираются в учете с последующим распределением по соответствующим периодам и объектам учета Товарные отношения в строительстве возникают до начала производственного процесса. Для изготовления единицы продукции требуются сравнительно длительные сроки, которые могут составлять несколько лет и охватывать несколько отчетных периодов. В отличие от др. производств в строительстве имеются большие остатки незавершенного производства, которые образуются в следствии продолжительности производственного периода и одновременности ведения работ на многих объектах.
2. Строительной продукцией являются: здания, сооружения, производственные мощности, жилые дома, объекты культурно-бытового назначения и др. Стоимость строительства определяется сметами. Смета - расчет общественно - необходимых затрат на строительство объектов, т.е. цена строительной продукции. При разработке смет используются сметные нормы расхода материалов, конструкций, деталей, затраты труда, рыночная цена на материалы, нормы накладных расходов и пр. При составлении проектно- сметной документации используются данные бухучета.
В капитальном строительстве одновременно применяются
две модели договорной цены строительной продукции – фиксированная и свободная (открытая). Основой для определения фиксированных договорных цен служит действующая система сметных нормативов с учетом конкретных условий договора и индексов цен на потребляемые ресурсы.
Свободные (открытые) договорные цены на строительную продукцию применяют в условиях конкуренции подрядных организаций при условии соблюдения всех процедур подготовки и проведения торгов на получение подряда.
Основной формой производственных работ в капитальном строительстве является подрядный способ. В зависимости от видов выполняемых работ строительные организации подразделяются на общестроительные и специализированные.
По характеру договорных отношений с заказчиком строительно-монтажные работы подразделяются на генподрядные и субподрядные. В зависимости длительности производственных связей с генподрядчиками постоянные и мобильные субподрядные (специализированные) фирмы.
По охвату стадий « жизненного цикла» создания конечной продукции строительства строительно-монтажные работы делятся на: выполняющие строительно-монтажные работы, проектно-строительные фирмы, научные проектно-строительные фирмы, организации, объединяющие все работы и производство строительных материалов, конструкций.
Для строительства характерно сочетание нескольких видов деятельности. Производственная деятельность строительных организаций состоит: основного, подсобно- вспомогательного и обслуживающих производств и хозяйств.
Классификация производств по назначению вызывает необходимость раздельно учитывать затраты основного и вспомогательного производств, подразделений социальной сферы.
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите основные технологические особенности строительного производства
2. Какая продукция относится к строительной и как осуществляется ее оценка
3. Как ведется организация учета в строительстве
Рекомендуемая литература:
1.Назарова В.Л. Бухгалтерский учет в отраслях. - Алматы: Экономика, 2005.-254с
2.Назарова В.Л. Как вести учет в строительстве.- Алматы: БИКО, 2006.-80с
3.Основы учета в строительстве Республики Казахстан/ Под ред. В.И.Скала.-Алматы: изд-во LEM.- 2005.-360с.
4.Кеулимжанов К.К., Кудайбергенов Н.А. Бухучет в строительстве.-Алматы:Экономика, 2007.-310с.
5.Радостовец В.К. Бухгалтерский учет в отраслях.- Алматы: Центраудит – Казахстан. - 2002.-496с.
Тема № 2. Организация бухгалтерского учета в строительстве
Цель лекции: рассмотреть учетную политику, понятие договора подряда, объекты учета в строительстве, формирование выручки и состава затрат по договору
Ключевые слова: договор подряда, доходы по договору подряда, классификация затрат, генподрядчик, субподрядчик
Вопросы: 1 Учетная политика строительных организаций
2.Понятие договора. Объект учета в строительстве
3.Выручка по договору
4.Состав затрат, относящийся к конкретному договору
1.Учетная политика – это долговременная политика в области бухгалтерского учета, анализа, аудита, которая разрабатывается каждым предприятием самостоятельно и представляет совокупность способов, применяемых руководителем организации для ведения учета и раскрытия финансовой отчетности в соответствии с принципами и основами.
Формирование учетной политики состоит из следующих этапов
- определение объектов бухгалтерского учета, под влиянием которых должна быть разработана учетная политика
- выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производятся выбор способов ведения бухгалтерского учета
- выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики
- идентификация потенциально пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета
- отбор способов ведения бухгалтерского учета бухгалтерского учета, пригодных для применения предприятием
- оформление избранной учетной политики
Перечень разделов учетной политики строительной организации:
общие положения,
управление, организационная структура
система бухгалтерского учета и внутреннего контроля
бухгалтерские документы и сроки хранения
инвентаризация
учет ОС и др.
учет затрат и калькулирование себестоимости строительной продукции
расходы периода, реализация, доходы, цены
отчетность, пояснительная записка, рабочий план счетов.
2. Договор подряда – это контракт, специально предусматривающий строительство объекта или комплекса объектов, которые взаимосвязаны и взаимозависимы по их конструкции, технологии и функциям, или по конечному назначению или использованию.
Договор может заключаться как по одному, так и по группе объектов, тесно связанных и взаимозависимых по условиям их проектирования и использования, а также по оказанию услуг, непосредственно связанных со строительством объектов, т.е. услуг руководителей объектов, архитекторов и т.п.
Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какой из сторон надлежит предоставить соответствующую документацию
3.Одной из главных задач бухгалтерского учета по строительной деятельности является достоверное определение доходов и затрат по каждому отчетному периоду.
Доходы по договору строительного подряда должны включать в себя:
-первоначальную сумму выручки, согласованную в договоре строительных работ;
-отклонения от изменения договора, доходы по претензиям и поощрительные выплаты
при условии, если они:
а) принесут доход
б) могут быть измерены с большой степенью достоверности
Величина дохода по договору подряда может увеличиваться или уменьшаться от одного периода к другому:
а) заказчик и подрядчик могут согласовывать изменения или претензии, которые увеличат или уменьшат выручку по договору
подряда в период, следующий за тем, в котором договор был заключен первоначально;
б) величина дохода, обозначенная в договоре с фиксированной ценой, может увеличиваться в результате оговорок, допускающих увеличение цены;
в) величина дохода может уменьшиться в результате штрафных санкций, возникающих при задержке выполнения
договора по вине подрядчика;
г) договор с фиксированной ценой предусматривает фиксированную цену на единицу производимой строительной продукции, выручка по договору увеличивается по мере увеличения количества выполненных работ.
4. Все затраты на производство строительно-монтажных работ включаются в себестоимость изготавливаемых строительных объектов. В зависимости от способов включения в себестоимость они делятся на прямые, накладные и прочие затраты.
Прямые затраты – это затраты, связанные с договором подряда
Накладные затраты – комплексные затраты, связанные с деятельностью строительной организации в целом, которые не могут быть отнесены непосредственно на определенный объект учета или при выпуске продукции и могут быть распределены по договорам строительного подряда.
Прочие затраты - возмещаемые заказчиком по условиям договора строительного подряда по обеспечению работ за исключением общих и административных расходов.
3. Основной формой производственных работ в капитальном строительстве является подрядный способ. В зависимости от видов выполняемых работ строительные организации подразделяются на общестроительные и специализированные.
По характеру договорных отношений с заказчиком строительно-монтажные работы подразделяются на генподрядные и субподрядные. В зависимости длительности производственных связей с генподрядчиками постоянные и мобильные субподрядные (специализированные) фирмы.
По охвату стадий «жизненного цикла» создания конечной продукции строительства строительно-монтажные работы делятся на: выполняющие строительно-монтажные работы, проектно-строительные фирмы, научные проектно-строительные фирмы, организации, объединяющие все работы и производство строительных материалов, конструкций.
Для строительства характерно сочетание нескольких видов деятельности. Производственная деятельность строительных организаций состоит: основного, подсобно - вспомогательного и обслуживающих производств и хозяйств.
Классификация производств по назначению вызывает необходимость раздельно учитывать затраты основного и вспомогательного производств, подразделений социальной сферы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что понимается под учетной политикой строительных организаций
2. Что входит в понятие договор подряда, виды договоров
3. Что служит объектом учета в строительстве
4. Как формируется выручка по договору подряда
5. Какие затраты относят на затраты по договору подряда
Рекомендуемая литература:
1.Назарова В.Л. Бухгалтерский учет в отраслях. - Алматы: Экономика, 2005.-254с
2.Назарова В.Л. Как вести учет в строительстве.- Алматы: БИКО, 2006.-80с
3.Основы учета в строительстве Республики Казахстан/ Под ред. В.И.Скала. - Алматы: изд-во LEM.- 2005.-360с.
4.Кеулимжанов К.К., Кудайбергенов Н.А. Бухучет в строительстве.-Алматы:Экономика, 2007.-310с.
5.Радостовец В.К. Бухгалтерский учет в отраслях.- Алматы: Центраудит – Казахстан.- 2002.-496с
Тема № 3.Формирование затрат на производство в строительстве
Цель лекции: рассмотреть классификацию затрат и ведение учета себестоимости в строительстве
Ключевые слова: затраты- элементы, статьи , подсобные и вспомогательные производства
Вопросы: 1. Классификация затрат.
2. Учет затрат по элементам и статьям основного и вспомогательного производства в строительстве
3. Учет некапитальных работ
4. Учет расходов будущих периодов
5. Учет подсобных и вспомогательных производств
Производство продукции связано с определенными затратами. Затраты выраженные в денежной форме составляют себестоимость продукции. Для правильной организации производственных затрат необходима их научно-обоснованная классификация. В соответствии со стандартами бухгалтерского учета, затраты классифицируются:
- по местам возникновения – производствам, цехам, участкам, структурным подразделениям. Такая классификация необходима для определения производственной себестоимости продукции;
- по видам продукции (работ, услуг)- для исчисления ее себестоимости;
- по видам расходов или по способу отнесения на себестоимость продукции – по экономическим элементам и статьям калькуляции.
По экономическим элементам – показывается, что израсходовано на производство продукции. В соответствии с СБУ №7 определены следующие экономические элементы: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления; износ основных средств; прочие затраты.
По статьям калькуляции - используется для исчисления себестоимости отдельных видов продукции. К ним относятся: материалы, оплата труда, отчисления, накладные расходы.
Затраты на производство могут классифицироваться по ряду других признаков.
- по экономической роли в процессе производства - основные, накладные;
- по способу отнесения на себестоимость – прямые, косвенные;
- по составу (однородности) – одноэлементные, комплексные;
- по отношению к объему производства – переменные, постоянные;
- по периодичности возникновения: текущие, единовременные;
- по участию в процессе производства (по функциям управления)– производственные, административные, коммерческие;
- по эффективности - производительные, непроизводительные;
- по возможности контроля - регулируемые, нерегулируемые;
- по степени усреднения – общие, средние
- по порядку отнесения затрат на период формирования дохода – на продукцию, на период.
2. Затраты из которых складывается себестоимость строительно-монтажных работ, группируются в соответствии с их экономическим содержанием. По следующим элементам:
-материальные затраты;
-затраты на оплату труда;
-отчисления;
-износ основных средств;
-прочие затраты.
В себестоимость продукции по элементу «материальные затраты» отражается стоимость приобретенных со стороны сырья и материалов, строительных конструкций и деталей, топлива, электроэнергии и др. видов материальных ресурсов, а также работ и услуг производственного характера, выполненных строительными производствами.
А. Порядок учета материалов и затрат, связанных с производством определен стандартами бухгалтерского учета. В соответствии со стандартами в себестоимость товарно-материальных запасов включаются затраты на приобретение запасов, транспортно-заготовительные расходы, связанные с их доставкой к месту расположения. Затраты из которых складывается себе стоимость строительно-монтажных работ, группируется в соответствии с их экономическим содержанием по элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления, износ, прочие затраты.
В себестоимость строительной продукции по элементу «материалы», отражается стоимость приобретенных со стороны сырье и материалы, строительных конструкций и деталей, топливо, электроэнергии и др. видов материальных ресурсов, а также работ и услуг производственного характера, выполненных строительными производствами. Стоимость ресурсов, отражаемых по элементу «материальные затраты» формируются исходя из цен их приобретения, наценок и комиссионных вознаграждений, уплаченных посредническими организациями, таможенных пошлин на ввоз и др. налогов (за вычетом подлежащих возмещению), прочих расходов, связанных с приобретением.
Оценка может производиться одним из следующих методов:
Специфической идентификации, средневзвешенной стоимости, ФИФО, ЛИФО.
Строительные организации имеют возможность выбора различных методов оценки запасов, но после того, как метод выбран, он должен последовательно применяться из года в год.
При производстве строительно-монтажных работ потребляется большое количество материалов открытого хранения (песок, щебень, известь, кирпич и др.). Эти материалы хранятся на открытых площадках и числятся в подотчете материально-ответственных лиц (прорабов, мастеров, кладовщиков). При отпуске этих материалов в производство строительно-монтажных работ подсчет или взвешивание не производится и первичный документ не выписывается.
Фактический расход материалов на выполнение строительно-монтажных работ по объектам отражается в учетных регистрах (ж/о № 10 и в ведомости по учету движения материалов) на основании материальных отчетов ( по типовой форме М-!9) и годовых оборотных ведомостей. При этом расход материалов открытого хранения, количество, объем или вес которых нельзя установить точно в момент их использования в производстве, определяется путем проведения инвентаризации остатков неизрасходованных материалов на конец отчетного месяца, проводимой комиссией с участием работника бухгалтерии. Результаты инвентаризации оформляются Актом об остатках и на списание израсходованных материалов открытого хранения по форме М-22а, т.е. используется метод специфической идентификации оценки материалов.
В акте отражаются: наименование материалов в разрезе номенклатурных номеров, остаток на начало месяца, приход за месяц, отпуск на сторону, в переработку и внутреннее перемещение, фактическое наличие и фактический расход. Остаток на начало месяца и поступление материалов за месяц проставляется на основании данных учета, проверенных бухгалтерией, и приходных материальных документов, а фактическое наличие – на основании инвентаризации.
Расход материалов по данным инвентаризации определяется следующим образом: к остатку на начало месяца добавляется поступление за месяц и из полученной суммы вычитается остаток на конец месяца.
Сводным учетным регистром, в котором обобщаются данные об остатках и движении материальных запасов по складам и по материально- ответственным лицам, является ведомость учета движения материалов. В нее производятся данные из ведомости учета остатков материалов, накопленных ведомостей по движению материалов за отчетный месяц, а также из материальных отчетов производителей работ и других материально-ответственных лиц. Ведомость учета движения материалов предназначена для увязки данных синтетического учета с показателями аналитического учета материалов. Стоимость поступивших материальных запасов приводится по учетным ценам в разрезе синтетических счетов или установленных учетных групп. Одновременно в ведомости показывается фактическая себестоимость поступивших и выбывших материалов, выявляются и распределяются отклонения фактической себестоимости приобретенных материалов от их стоимости по учетным ценам.
В строительных организациях должен осуществляться контроль за отпуском материалов в производство. С этой целью ведется предварительный, текущий и последующий контроль.
Отчет по форме М-29 служит основанием для списания материалов по себестоимости строительно-монтажных работ и сопоставления фактического расхода материалов с расходом, определенным по производственным нормам.
Отчет ведется отдельно на каждый объект строительства
Начальником участка (прорабом) в течении года с применением вкладных листов.
Отчет составляется на основании данных о выполненных объемах строительно-монтажных работ в натуральном выражении, взятых из журнала учета выполненных работ, утвержденных производственных норм расхода материалов, первичных документов по учету материалов (лимитно - заборных карт, товарно-транспортных накладных, налоговых счетов-фактур и т.п.).
Фактический расход каждого вида материалов показывается на основании первичных расходных документов. Расход материалов сверяют с данными отчета по форме М-!9.
Материалы расходуются на изготовление продукции, выполненных работ и оказание услуг, а также на другие цели, Их отпуск оформляется на основании первичных документов и отчетов материально-ответственных лиц следующими бухгалтерскими записями:
Д 2930 «Незавершенное строительство»,
Д 8010 /1 «основное производство» субсчет «материалы в основное производство»
Д 8030/1 «вспомогательные производства» субсчет «материалы во вспомогательных производствах»
Д 8040/1 «накладные расходы» субсчет «материалы»
К 1310-1350 «Сырье и материалы», «прочие запасы»
Б. Виды, формы и системы оплаты труда определяют различные способы начисления заработной платы работника. Они зависят от условий производства и категории работающего персонала: рабочих и служащих.
Видами заработной платы являются: основная и дополнительная заработная плата. Основная заработная плата начисляется за фактически проработанное время и за все выполненные роботы. Дополнительная заработная плата выплачивается за не проработанное время на предприятии (отпуск, льготы подросткам, выходные пособия и др.)
Различают две основные формы оплаты труда:
-сдельная (в основу расчета берется объем работ и расценка за выполнение единицы);
-повременная (в основе – тарифная ставка за час работы или оклад и отработанное время).
В основном в строительстве используется сдельная форма оплаты труда. Сдельная форма оплаты труда бывает: прямая сдельная, сдельно - премиальная, сдельно – прогрессивная, аккордная, косвенно-сдельная, индивидуальная, коллективная.
Начисление и распределение заработной платы между членами бригады при сдельной оплате труда. Оперативный учет использования рабочего времени ведется в специальном табеле.
В строительном производстве для этих целей применяется табель формы Т-13. Порядок ведения табельного учета с указанием лиц, ответственных за его организацию, сроков представления данных о неявках, опозданиях и других отклонениях устанавливается распоряжением руководителя по строительной организации. Табельный учет ведут производители работ (мастера) или табельщики. Табельный учет управленческого персонала осуществляет отдел кадров.
Для расчета заработной платы при сдельной оплате труда используются данные о выработке. Выработка – это количество выполненных строительно-монтажных работ или продукции за какой-либо отрезок времени. Основными первичными документами по учету выработки и заработной платы строительных работ являются наряды на сдельные (аккордные) работы; табель-расчет; доплатные листы и др. документы.
Дифференциация оплаты труда работающих производится по профессии, квалификации, разрядам, степени сложности и условиям выполненных работ (чем выше разряд, тем выше квалификация рабочего). Конкретные тарифные ставки рабочих и должностные оклады служащих устанавливаются предприятиями в коллективных договорах.
В строительстве применяются два вида нарядов: обычный и аккордный. В обычном наряде производится описание работ, подлежащих выполнению, указываются единицы измерения работ, нормы и расценки. В аккордном наряде приводится комплекс отдельного вида работ и расценка на укрупненный измеритель, рассчитанный на основе калькуляции.
Наряд - задание применяются в условиях коллективного подряда. В них указываются наименование строительного объекта, сметная стоимость работ, трудоемкость, заработная плата и др. данные.
В случаях отклонения от нормальных условий работы могут производиться доплаты к действующим расценкам, которые оформляются в листках на доплату. Они выписываются бригаде или рабочему на каждый вид доплат и в них делается ссылка на номер основного документа (наряда). Для учета простоев предназначен специальный документ – листок учета простоев. На обнаруженный в производстве окончательный брак составляется акт о браке.
Наряды выписываются до начала строительных работ. В наряде, выдаваемом рабочим, заполняются данные, относящиеся к заданию: установленные по плану сроки начала и окончания работ; описание работ и условий производства; общее количество работ, подлежащих выполнению; норма выработки и расценки на заданные работы. По окончании работ в наряде отражается их объем. Наряды выдаются обычно на комплексы строительно-монтажных работ или ремонтно-строительных работ; исходя из расчета выполнения их в течение платежного периода (на месяц). Если объем работ, указанный в наряде, не завершен до конца месяца, наряд закрывается на объем фактически выполненных работ, и на оставшуюся часть выписывается новый наряд. К каждому наряду составляется табель-расчет, в котором указываются: исполнители работ, их квалификационные разряды и количество часов, фактически отработанных каждым рабочим, суммы заработной платы, причитающейся бригаде за фактически выполненный объем строительно-монтажных работ. Выполненные работы принимаются и закрываются их производителями (мастерами). Наряды подписываются после проверки нормировщиками, прорабом и передаются на утверждение главному инженеру строительной организации. Затем наряды вместе с табелем – расчетом и другими первичными документами передаются в бухгалтерию . На основании этих документов производится начисление и распределение заработной платы между членами бригады.
Начисление заработной платы производится из расчета тарифной ставки, соответствующей разряду рабочего. Тарифная ставка – это сумма заработной платы за единицу времени. Она предусмотрена за час работы и используется для установления сдельных расценок в соответствии с действующей нормой времени или нормой выработки.
Общая сумма заработной платы распределяется пропорционально фактически отработанному каждым членом бригады времени и часовой тарифной ставке присвоенному ему разряда. Начисление заработной платы может осуществляться с применением приработка.. При этом сначала исчисляется заработная плата каждого члена бригады по тарифу путем умножения количества фактически отработанных часов в данном месяце на часовую тарифную ставку присвоенного ему разряда, затем определяется коэффициент приработка путем деления общей суммы заработка на общую сумму заработной платы по тарифу. Заработная плата каждого члена бригады исчисляется путем умножения заработной платы по тарифу на коэффициент приработка.
Заработная плата между членами бригады может распределяться с учетом коэффициента трудового участия (КТУ)
Для объективной оценки личного вклада в результаты коллективного труда необходимо вести журнал учета работы бригады. Решение по установлению членам бригады КТУ принимается решением бригады и фиксируется в протоколе собрания.
Для начисления заработной платы и удержания из нее на основании предварительных расчетов (справок - расчетов, расчета распределения сдельного приработка между членами бригады с применением КТУ) составляется расчетная ведомость (книга заработной платы).
В. 1. Строительные машины и механизмы выполняют наиболее трудоемкие работы. Существуют разные формы организации использования строительных машин:
- строительные машины сосредоточены в руках специализированных предприятий- управлений механизации (УМ). Эта форма способствует лучшему использованию техники. Специализированные предприятия предоставляют подрядным организациям необходимые машины по заявкам на условиях субподряда, расчеты за которые производятся по договорной (сметной стоимости) законченных комплексов работ;
- управления механизации предоставляют технику подрядной организации с обслуживающим персоналом, расчеты производятся исходя из стоимости Машино-часа и времени, отработанного строительной техникой;
- управления механизации могут передавать подрядным организациям строительную технику без обслуживающего персонала на условиях аренды с оплатой согласно договору аренды. Порядок расчета УМ с арендатором за перебазирование техники, технический надзор и ее ремонт также предусматривается договором;
- строительные машины и механизмы принадлежат подрядным организациям и учитываются в составе основных средств. Ведется отдельный учет на их содержание.
В. Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов включают: единовременные и текущие расходы.
Единовременные расходы – расходы, не зависящие от продолжительности эксплуатации строительных машин, механизмов и объема работ, на перебазирование строительных машин и механизмов (погрузка, разгрузка, транспортировка машин); на монтаж, де монтаж, пробный пуск; на возведение и разработку вспомогательных временных (не титульных) приспособлений, необходимых для установки строительных машин и механизмов.
Текущие расходы – основная заработная плата рабочих, занятых управлением и обслуживанием машин (машинисты, механики, мотористы и др.), стоимость электроэнергии, топлива, смазочных и других вспомогательных эксплуатационных материалов; амортизация машин и механизмов; арендная плата за пользование машинами; затраты на техническое обслуживание и
Текущий ремонт; затраты на содержание рельсовых и безрельсовых путей; затраты по переработке материалов и строительных конструкций в пределах стройки, включая заработную плату по погрузке и разгрузке, а также затраты по вывозу и ввозу грунта и другие затраты, связанные с эксплуатацией машин и механизмов.
Учет затрат на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов должен обеспечить определение фактической величины этих затрат по видам машин и механизмов и оперативное выявление отклонений от установленных норм и нормативов
В состав затрат по эксплуатации машин и механизмов входят: - затраты материальных ресурсов, в том числе топливо и энергия на эксплуатационные цели
- затраты по принятым в строительной организации системам и формам оплаты труда работников, занятых управлением строительными машинами и механизмами (механиков, машинистов, мотористов, и др. профессий);
- отчисления строительных машин и механизмов, а также производственных приспособлений и оборудования, учитываемых в составе основных средств;
- арендная плата за пользование арендованными строительными машинами и механизмами в размерах, установленных договором;
- затраты на техническое обслуживание и диагностирование строительных машин и механизмов;
- затраты на проведение всех видов ремонта строительных машин и механизмов, производственных приспособлений и оборудования.
Для организации оперативного и бухгалтерского учета применяется следующая первичная документация:
- рапорт о работе башенного крана;
- путевой лист строительной машины;
- рапорт о работе строительной машины;
- рапорт-наряд о работе строительной машины;
- карта учета работы строительной машины;
- журнал учета работы строительных машин;
- справка о выполненных работах;
Объектом калькулирования себестоимости работ строительных машин и механизмов является единица времени их работы (машино-смена, машино-час). Калькуляцию затрат составляют на одну машино-смены или один машино-час по видам строительных машин и механизмов. Сумма фактических затрат по эксплуатации строительных машин и механизмов, учтенная на счете 8040/2 «расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов», ежемесячно списывается за счет 8010 «основное производство» и распределяется по объектам строительства, исходя из количества машино-смен (машино-часов) работы строительных машин и механизмов на каждом объекте и фактической себестоимости машино-смен (машино-часов). Документом, содержащим данные об отработанных машино-сменах, простоях и объемах выполненных работ, являются сменные рапорты или отчет механика, который заполняется ежемесячно
Г. Накладными расходами являются расходы, связанные с общей строительной деятельностью и которые могут быть распределены по договорам строительного подряда.
В составе накладных расходов основного строительного производства можно выделить расходы, связанные с деятельностью конкретных производителей работ при выполнении конкретных заказов. К таким расходам можно отнести: заработную плату инженерно-технического персонала и служащих участка, на котором ведут работы по заказу; дополнительную заработную плату основных рабочих и отчисления от оплаты труда; образование резерва на оплату отпусков рабочих; затраты на санитарно-бытовое обслуживание рабочих участка, охрану труда и технику безопасности на участке; содержание производственного оборудования и приспособлений, расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок, подготовке объектов строительства к сдаче и другие. Эти расходы следует включать в состав расходов строительных участков на выполнение соответствующих заказов по прямому признаку на основе первичных документов. В бухгалтерском учете их можно отражать на счете 8040 «накладные расходы». Такой подход не противоречит основным принципам формирования себестоимости строительно-монтажных работ, но обязательно должен быть предусмотрен в учетной политике строительной организации. Для аналитического учета накладных расходов могут быть использованы различные ведомости, в которых детализируется расход ресурсов по отдельным крупным комплексным статьям затрат (расходы на возведение и содержание временных приспособлений, производственных лабораторий, объектов социально-бытового обслуживания рабочих и т.д.), в разрезе отдельных участков или заказов и в целом по строительному производству. Данные ведомостей, а также затраты по менее крупным и одноэлементным статьям отражают в ведомости к журналу-ордеру № 10 по учету затрат производственных подразделений. Предприятие самостоятельно принимает решение о том, какие статьи в составе каждой группы накладных расходов выделить при организации аналитического учета.
Порядок распределения накладных расходов по объектам учета (договорам; проектам; объектам строительства, видам работ и т.п.) определяет сам хозяйствующий субъект и отражает его в учетной политике.
Общестроительные накладные расходы могут распределяться по объектам учета:
-пропорционально прямым затратам;
-пропорционально договорной (сметной) стоимости выполненных строительно-монтажных работ;
-пропорционально расходам на оплату рабочих основного производства;
-пропорционально количеству отработанных машино-смен (для расходов по эксплуатации строительной техники и в структурных подразделениях механизации);
-другими методами.
Часть накладных расходов генподрядной организации, связанная с предоставлением услуг субподрядным организациям (расходы, связанные с обслуживанием работников субподрядной организации, с обеспечением их технической документацией и осуществлением координации работ, с приемкой выполненных субподрядчиком работ и их сдачей заказчику, с материально-техническим обеспечением субподрядчика, затраты по организации пожарно-сторожевой охране, проведению мероприятий по охране труда, расходы по обеспечению субподрядчика временными (нетитульными) сооружениями; расходы по благоустройству строительных машин и оказанию дополнительной медицинской помощи; стоимость оплаты за использованием подъемных механизмов генподрядчика и др.) подлежит возмещению со стороны субподрядчиков в размерах и на условиях, оговоренных в договорах субподряда. Виды и договорную стоимость таких расходов, определяют в особых условиях к договорам на строительство, заключаемым генподрядной и субподрядной организациями. У генподрядчика предоставление услуг субподрядчику должно быть отражено как реализация услуг сторонним организациям, с признанием соответствующих расходов и доходов. Субподрядчик включает стоимость таких услуг в состав собственных затрат на производство.
3. Кроме капитального характера, учитываемых в составе основного производства, строительные организации выполняют работы и услуги, являющиеся некапитальными, не основными работами. Эти работы связаны с выполнением основных объемов строительно - монтажных работ, но, как правило, они не являются объектом договора на строительство.
Некапитальные работы выполняются, занятыми в основном строительном производстве., Главную часть некапитальных работ составляют работы по возведению вспомогательных временных зданий и сооружений, необходимых для обеспечения нормального хода строительства основных объектов.
Финансирование строительства временных зданий и сооружений производится за счет средств общей сметы на строительство основного объекта, в связи с этим затраты по их производству учитываются в составе себестоимости строительных и монтажных работ. Указанные здания и сооружения используются обычно только в течение срока строительства основных объектов и поэтому носят название временных.
Наряду с возведением временных зданий и сооружений, строительные организации выполняют другие работы, относимые по характеру их выполнения к некапитальным работам,- консервация строящихся объектов, снос прекращенных строительством объектов и др.
Учет некапитальных работ ведется на счете 2930 «незавершенное строительство» к которому следует открыть субсчет «некапитальные работы». Аналитический учет по этому счету организуется по аналитическим счетам:
Возведение временных (титульных) сооружений, т.е. сооружений предусмотренных титульными списками и сметами строительства. На этом счете учитываются затраты по строительству временных зданий и сооружений, а также по выполнению работ по переоборудованию и приспособлению других сооружений в тех случаях, когда соответствующие объекты передаются заказчикам подрядной организацией в составе сметной стоимости строительной продукции.
Возведение временных (нетитульных) сооружений.. На этом счете учитываются затраты, связанные с возведением приобъектных кладовых, контор производителей работ, складских помещений и навесов при объекте строительства, душевых и кубовых помещений и помещений для обогрева рабочих, заборов, ограждений, разводки паро-, воздухо- и электроснабжения в пределах рабочих зон.
Сдача в эксплуатацию временных сооружений оформляется актом, составляемом в двух экземплярах. На обратной стороне акта работники производственного отдела и бухгалтерии делают расчет стоимости примерного возврата материалов, ожидаемого при ликвидации этого сооружения.
После подписания акта о вводе в эксплуатацию объектов затраты списываются с кредита счета 2930 « незавершенное строительство» субсчет «некапитальные работы» в дебет счета 2410 «основные средства» субсчет «временные (нетитульные) сооружения».
В процессе эксплуатации стоимость указанных сооружений за вычетом примерной стоимости возвратных материалов равномерно переносится на себестоимость строительных работ путем начисления износа. Сумма этого износа определяется исходя из стоимости сооружений и предполагаемого срока их службы.
На ликвидируемые временные сооружения составляется акт на их разборку.
5. Строительно-монтажные организации в своем составе имеют подсобные и вспомогательные производства. Подсобное производство – это организационно обособленное предприятие, которое имеет закрепленных рабочих, оборудование, инструмент и инвентарь, необходимый для производственного процесса, вырабатывает продукцию для основного производства и реализует ее на сторону (карьеры по добыче камня, гравия, песка и др. нерудных материалов; деревообрабатывающие мастерские, бетонные и растворные узлы; кирпичные и известковые производства.
Кроме подсобного производства на балансе строительных организаций могут быть вспомогательные производства, обеспечивающие основную строительную деятельность электроэнергией, паром, газом, сжатым воздухом, транспортом и др. услугами (электростанции, парокотельные, насосные станции, автотранспортные хозяйства, водонасосные станции, инструментальные и ремонтные мастерские). Как правило, они выполняют небольшой объем работ.
В подсобных и вспомогательных производствах применяются те же формы первичной документации, что и при оформлении операций основного производства, кроме учета затрат, выработки и заработной платы. Организация учета в подсобных и вспомогательных производствах зависит от особенностей технологии производства.
Учет затрат подсобных и вспомогательных производств ведется на счете 8030 « вспомогательные производства» в порядке, установленном Рабочим планом счетов и методическими рекомендациями по его применению, стандартами бухгалтерского учета и др. документами.
Вопросы для самоконтроля:
1.Как классифицируются затраты в строительстве
2. Каков порядок ведения учета себестоимости в строительстве
3. Как ведется учет материальных ценностей
4. Какие методы оценки Вы знаете
5. Какие виды, формы и системы оплаты труда используются в строительстве
6. Какие виды начисления заработной платы Вы знаете
7. Как ведется учет начисления заработной платы
8. Какие виды удержаний из заработной платы Вы знаете
9. Как осуществляется распределение приработка между членами бригады
10.Как классифицируются строительные машины и механизмы
11.Как ведется учет затрат, связанных с работой строительных машин и механизмов
12.В каких документах ведется оперативный учет строительных машин и механизмов
13.Как ведется калькулирование себестоимости и принципы распределения расходов по эксплуатации машин и механизмов.
14.Как ведется учет некапитальных работ.
15.Как ведется учет подсобных и вспомогательных производств.
Рекомендуемая литература:
1.Назарова В.Л. Бухгалтерский учет в отраслях. - Алматы: Экономика, 2005.-254с
2.Назарова В.Л. Как вести учет в строительстве.- Алматы: БИКО, 2006.-80с
3.Основы учета в строительстве Республики Казахстан/ Под ред. В.И.Скала. - Алматы: изд-во LEM.- 2005.-360с.
4.Кеулимжанов К.К., Кудайбергенов Н.А. Бухучет в строительстве.-Алматы:Экономика, 2007.-310с.
5.Радостовец В.К. Бухгалтерский учет в отраслях.- Алматы: Центраудит – Казахстан.- 2002.-496с.
Тема 4. Учет финансовых результатов от сдачи СМР
Цель лекции: рассмотреть порядок формирования финансовых результатов от сдачи СМР
Ключевые слова: строительно-монтажные работы; генподрядные, субподрядные организации
Вопросы: 1.Учет объемов выполненных строительно-монтажных работ.
2. Особенности расчетов субподрядных организаций с генподрядчиком.
3. Признание выручки и доходов по договору
1. Учет выполненных работ в физических объемах и сметной стоимости по каждому объекту, по этапам выполненных работ ведут в специальном журнале.
Производственно - технические отделы строительных организаций периодически осуществляют контроль за правильностью определения объемов работ. Объем работ, указанный в журнале, служит основанием для составления отчета по форме № М-29.
Производители работ (начальники строительных участков) подрядных строительных организаций представляют заказчику журналы выполненных работ с данными за месяц с начала строительства и составляют справки по форме №3 о стоимости выполненных работ и затрат по технологическим этапам и комплексам работ. В этой справке указывается объем выполненных работ в сметных ценах и затраты, возмещаемые сверх сметной стоимости.
2. Многовариантность строительного производства и применяемых договорных отношений накладывает определенный отпечаток на методику формирования одного из центральных показателей деятельности субъекта – объема реализации продукции.
Объемам реализации по принципу начисления должен стать объем готовой продукции по договору независимо от того, кто его выполнял (генподрядчик или субподрядная организация)
При учете генподрядной себестоимости необходимо выделить некоторые моменты:
- при отражении субподрядных работ в составе незавершенного строительного производства генподрядчика субподрядных работ в составе незавершенного строительного производства генподрядчика следует учесть их выполнение и принятие генподрядчиком, их оплата последним;
- генподрядчик должен формировать генподрядную себестоимость строительно-монтажных работ по договорной стоимости. Для генеральных строительных подразделений, принимающих свою учетную политику, разрабатывающих рабочий план счетов необходимо открыть субсчета: «затраты на производство работ, выполняемые собственными силами», «затраты на производство работ, выполняемые силами субподрядных организаций».
Аналитический учет расчетов с заказчиками (генподрядчиками) субподрядные организации ведут в ведомости по учету расчетов с покупателями и заказчиками, а синтетический учет в ж/о 11 аналогично генподрядчику.
Все затраты на производство строительно-монтажных работ включаются в себестоимость изготавливаемых строительных объектов. В зависимости от способов включения в себестоимость они делятся на прямые, накладные и прочие затраты.
Прямые затраты - связанные с договором подряда
-затраты на материалы, использованные в строительстве;
-заработная плата работников, осуществляющих строительные работы на участке, непосредственный надзор за работами;
-начисленный социальный налог;
- затраты на перемещение основных средств и материалов на строительный участок и с него;
-затраты по аренде основных средств, используемых для выполнения работ на участке;
-затраты на проектирование и надзор, связанный с договором строительного подряда;
-возможные оцененные затраты по исправлению брака и гарантийные работы, включая гарантийные обязательства.
Исчисляется себестоимость выполненных строительно-монтажных работ отражается Д 8110 К 8210, 8310, 8410.
Согласно акту приемки выполненных работ списывается себестоимость готовой продукции Д 7010 К 8010.
Учет затрат на производство строительно-монтажных работ осуществляется по объектам и статьям затрат в журнале-ордере № 10 и ведомостям к нему. Записи переносятся из разработочных таблиц, ведомостей, листков-расшифровок. Для определения затрат на производство строительно-монтажных работ по строительному участку и в целом по предприятию строительные объекты группируются по принадлежности и строительному участку, капитальный ремонт и др. работы на их разборку.
3. Доходы и расходы по договору подряда признаются согласно рекомендациям стандартов бухгалтерского учета.
Доход и связанные с ним расходы должны признаваться субъектом, когда результаты по договору можно определить с большей степенью достоверности.
Договоры подразделяются на два основных вида:
-договоры строительного подряда с твердой ценой (в МСФО – контракт с фиксированной ценой);
-договор строительного подряда с открытой ценой (в МСФО – контракт «затраты плюс»).
Для определения размера признаваемого дохода стандартом предлагается метод, основанный на определении процента завершенности работ. Использование данного метода возможно в двух вариантах. Применение того или иного варианта обусловлено видом договора подряда и особенностями производимой строительной продукции.
Вариант 1. суть его заключается в определении процента выполнения
работ исходя из соотношения затрат, понесенных на определенную дату к сметной стоимости объекта;
Вариант 2. при использовании данного способа процент выполнения работ определяется исходя из соотношения выполненного количества единиц строительной продукции к общему количеству единиц по договору.
В некоторых случаях сложно бывает определить достоверность результата от договора строительного подряда, тогда, чтобы не переоценить доход, рекомендуется признавать его в размере понесенных на дату признания дохода затрат.
В случае неопределенности в отношении полученной суммы, уже включенной в доход по договору строительного подряда и признанной в отчете о результатах финансово- хозяйственной деятельности, безнадежная к получению сумма или сумма , возмещение которой становится маловероятным, признается как расход, а не как корректировка суммы дохода по договору строительного подряда.
Вопросы для самоконтроля:
1.Как ведется учет доходов по договорам строительного подряда
2.Как формируются затраты по договорам строительного подряда
3.Как осуществляется признание доходов и расходов по договорам строительного подряда
Рекомендуемая литература:
1.Назарова В.Л. Бухгалтерский учет в отраслях. - Алматы: Экономика, 2005.-254с
2.Назарова В.Л. Как вести учет в строительстве.- Алматы: БИКО, 2006.-80с
3.Основы учета в строительстве Республики Казахстан/ Под ред. В.И.Скала. - Алматы: изд-во LEM.- 2005.-360с.
4.Кеулимжанов К.К., Кудайбергенов Н.А. Бухучет в строительстве.-Алматы:Экономика, 2007.-310с.
5.Радостовец В.К. Бухгалтерский учет в отраслях.- Алматы: Центраудит – Казахстан.- 2002.-496с.
Тема № 5. Учет расчетов с заказчиками и подрядчиками.
Цель лекции: рассмотреть порядок учета расчетов с заказчиками и подрядчиками
Ключевые слова: заказчики, подрядчики
Вопросы: 1. Учет расчетов с заказчиками и подрядчиками
2. Учет расчетов за выполненные СМР
1. Аналитический учет расчетов с заказчиками подрядные строительные организации ведут в ведомости по учету расчетов с покупателями и заказчиками. В ведомости записи производят по каждому предъявленному и акцептованному в текущем месяце счету за выполненные работы с указанием: наименования заказчика, даты, номера счета-фактуры (или заменяющего его документа), причитающейся суммы за выполненную работу собственными силами. Отдельно субподрядными организациями и компенсациями, возмещаемые заказчиками. В ведомости по мере оплаты счета делается соответствующая отметка. В ней можно отражать удержанные суммы по счетам заказчиков за материалы, полученные подрядчиком при разборке и капитальном ремонте зданий и сооружений.
Синтетический учет расчетов с заказчиками за выполненные строительно-монтажных работ ведется на активном, основном, расчетном счете 1210 и 2110 «краткосрочная и долгосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков».
Суммы, по которым предъявлены расчетные документы заказчикам, отражаются по бухгалтерской проводкой Д 1210,2110 К 6010. На сумму НДС Д 1210,2110 К 3130. Списание фактической себестоимости выполненных строительно-монтажных работ производится записью Д 7010 К 8110
2. Учет расчетов с заказчиками (покупателями) за выполненные строительно - монтажные работы может осуществляться векселем.
В бухгалтерском учете отражается не вексель, а сумма задолженности, которая обеспечивается векселем. Сами векселя могут быть учтены на забалансовом счете 006 «бланки строгой отчетности». Учет расчетов с покупателями и заказчиками за выполненные строительно-монтажные работы ведется на счете 1280,2180 субсчет «получен процентный вексель»
Вопросы для самоконтроля:
1. Как ведется учет расчетов с заказчиками
2. Как ведется учет при вексельной форме расчетов
Рекомендуемая литература:
1.Назарова В.Л. Бухгалтерский учет в отраслях. - Алматы: Экономика, 2005.-254с
2.Назарова В.Л. Как вести учет в строительстве.- Алматы: БИКО, 2006.-80с
3.Основы учета в строительстве Республики Казахстан/ Под ред. В.И.Скала.-Алматы: изд-во LEM.- 2005.-360с.
4. Кеулимжанов К.К., Кудайбергенов Н.А. Бухучет в строительстве.-Алматы:Экономика, 2007.-310с.
5.Радостовец В.К. Бухгалтерский учет в отраслях.- Алматы: Центраудит – Казахстан.- 2002.-496с.
Раздел 2.Бухгалтерский учет в туристическом и гостиничном бизнесе
Тема № 6. Организация бухгалтерского учета и ее особенности в сфере туристического бизнеса
Цель лекции: рассмотреть организацию бухгалтерского учета в сфере туристического бизнеса и ее особенности
Ключевые слова: туризм, турист, туристические ресурсы, туристическая индустрия, тур, туристический продукт, туристическая путевка, туроператорская, турагентская деятельность
Вопросы: 1. Туристические услуги и их сущность
2. Особенности учета в туристическом бизнесе
1. В современных условиях все большее развитие получает туризм, позволяющий сформировать рынок туристических услуг и наладить туристический бизнес.
В настоящее время в РК выделяют следующие направления туристического рынка:
въездной, выездной, внутренний, социальный, самодеятельный, шоп-туризм.
В туристическом бизнесе используется и особая терминология:
-турист – гражданин, посещающий страну временного пребывания в оздоровительных, познавательных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или не менее одной ночевки;
- туристические ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие в себя объекты туристического показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;
-туристическая индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, субъектов, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также субъектов, представляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков;
-тур – комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия;
- туристический продукт – право на тур, предназначенный для реализации туристу;
- продвижение туристического продукта – комплекс мер, направленных на реализацию туристического продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристических информационных центров по продаже туристического продукта, издание каталогов, буклетов и др.)
- туроператорская деятельность- деятельность юридических лиц имеющих лицензию на данный вид деятельности по формированию, продвижению и реализации своих туристических продуктов туристическим агентам и туристам;
- турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицам или индивидуальным предпринимателем (турагентом);
- туристическое предприятие – юридическое лицо, обособленная хозяйственная единица, выполняющая одну или несколько функций по производству и реализации туристического продукта
К основной деятельности в туристическом бизнесе относятся:
- реализация турпродукта в виде пакета туристических услуг (турпакета)
- реализация отдельных туристических услуг (авиабилетов)
- предоставление информационных услуг в сфере туризма
- посредническая деятельность – оформление виз, загранпаспортов и т.д.
- экскурсионная деятельность;
= реализация сопутствующих туристических товаров (картографическая продукция, открытки, сувениры и др.).
Исходя из видов деятельности выделяются туроператоры. Они производят туристический продукт и реализуют его на стороны или турагенту для дальнейшего его продвижения на рынке. Кроме того к туристической индустрии относятся турагенты, которые приобретают у туроператоров готовый туристический продукт и продают их конечному потребителю – туристу.
2.Туроператорская и турагентская деятельность лицензируема. Для получения лицензии туроператоры и турагенты должны заключить договор страхования гражданско- правовой ответственности и внести страховую сумму не менее 10МРП.
Правила ведения учета в туристическом бизнесе регламентируются Конституцией РК, Гражданским кодексом РК, Законом РК «О туристической деятельности в РК», Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», Стандартами бухгалтерского учета.
Система учета и отчетности в туристических компаниях строится в соответствии с принципами и качественными характеристиками, которые установлены Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», общепринятыми отечественными стандартами бухгалтерского учета и МСФО. Выделяют две группы принципов: основные принципы (начисления, непрерывности); качественные характеристики информации (понятность, уместность, надежность, сопоставимость)
В учетной политике должны быть рассмотрены:
особенности туристического бизнеса их учет; рабочий план счетов; формы первичных документов; порядок проведения инвентаризации и методы оценка ТМЗ, имущества и обязательств; правила документооборота и др.
Учетная политика – это долговременная политика в области бухгалтерского учета, анализа, аудита, которая разрабатывается каждым предприятием самостоятельно.
Учетная политика – это совокупность способов, принимаемых руководителем субъекта для ведения бухгалтерского учета и раскрытия финансовой отчетности, в соответствии с их принципами и основами.
В соответствии с Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности руководитель организации обеспечивает создание учетной системы и организацию бухгалтерского учета. Руководитель может в зависимости от объема учетной работы: учредить бухгалтерскую службу, как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность главного бухгалтера; передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной бухгалтерской фирме или бухгалтеру – специалисту; вести бухгалтерский учет лично.
Главный бухгалтер осуществляет общее ведение бухгалтерского учета субъекта, соблюдает положения законодательства, стандарты бухгалтерского учета ФХД и формы финансовой отчетности.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РК осуществляется Департаментом методологии бухгалтерского учета и аудита при Министерстве финансов РК.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие виды туристических услуг Вы знаете, в чем состоит их сущность
2. Какие особенности учета характерны для туристического бизнеса
Рекомендуемая литература:
1.Назарова В.Л. Бухгалтерский учет в отраслях. - Алматы: Экономика, 2005.-254с
2.Назарова В.Л. Как вести учет у туроператоров и турагентов. - Алматы: БИКО, 2006.-60с
3.Радостовец В.К. Бухгалтерский учет в отраслях.- Алматы: Центраудит – Казахстан.- 2002.-496с.
Тема № 7. Учет и формирование себестоимости туристического продукта
Цель лекции: рассмотреть учет и формирование себестоимости туристического продукта, создаваемого туроператором
Ключевые слова: себестоимость, калькулирование себестоимости турпродукта
Вопросы: 1.Состав затрат включаемых в себестоимость продукции
2. Калькулирование себестоимости турпродукта
1. В соответствии с международной и отечественной практикой, затраты оцениваются по себестоимости.
Себестоимость турпродукта представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат.
К затратам, возникающих у туристических организаций, можно отнести:
-затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией турпродукта;
-затраты на обеспечение туристической фирмы рабочим персоналом;
-отчисления социального налога от ФОТ персонала фирмы;
-затраты на освоение новых туров;
-затраты на содержание, обслуживание и управление турфирмы;
-затраты на выплату комиссионных вознаграждений
-прочие затраты и платежи.
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, регламентируется СБУ №7 и МСФО №2. В соответствии с этими документами в производственную себестоимость входят затраты, подразделяемые на прямые и косвенные.
Прямые затраты – это затраты, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость турпродукта, они учитываются в размере элементов затрат.
Косвенные затраты – это затраты, вносимые в себестоимость турпродукта через их распределение (переговоры, Интернет, арендная плата). Они образуют комплексные статьи, различающиеся по их функциональной роли в производственном процессе.
Кроме того, затраты на производство турпродукта группируются по видам расходов, которые являются в экономике общепринятыми и имеют две классификации
Экономическим элементам (экономическому содержанию) | Статьям затрат (по целевому назначению) |
Материальные затраты | Материалы |
Затраты на оплату труда | Оплата труда |
Отчисления | Отчисления |
Износ основных средств | Накладные расходы |
Прочие затраты |
|
Для учета затрат на производство используются калькуляционные счета 8010,8030,8040 и счета подраздела 1620. По дебету этих счетов учитываются расходы, собранные на одноэлементных счетах, а по кредиту списываются. Счета 8010, 8030, 8040 не имеют сальдо и по окончании месяца собранные по дебету этих счетов расходы списываются в дебет счета 7010.
В себестоимость турпродукта входят:
- оплата труда. Затраты на оплату труда не нормируются и включаются в себестоимость турпродукта. Туристические организации самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда в соответствии с Законом РК «О труде в РК», Инструкцией о порядке начисления средней заработной платы работников». Все расходы учитываются на счетах: Д 7110, 7210 К 3350
- отчисления (социальный налог, социальные отчисления) в соответствии с Налоговым кодексом РК Д 7110, 7210 К3150, 3210
-транспортные расходы
- расходы на содержание и обслуживание и управление туристической фирмой
- платежи сторонним организациям.
Услуги по размещению туристов, оказываемых гостиницами, пансионатами, санаториями, домами отдыха и др. организациями, возмещаются туристическими фирмами по тарифам, прилагаемым к договору о сотрудничестве:
- за проживание Д 8110 К 3310
- НДС Д 1420 К 3310
- Оплата за услуги по размещению и проживанию Д 3310 К 1040, 1010, 1250
Затраты на подготовку и освоение нового турпродукта включают в затраты на ознакомительные туры для менеджеров, языковые курсы, служебные командировки руководителей и др.
- на сумму произведенных затрат Д 1620 К 3310, 1250
- по мере реализации путевок Д 8010 К 1620
Комиссионные вознаграждения контагентам
- реализацию туристического продукта Д 8010 К 3390
- на сумму НДС Д 1320 К 3390
- выплата вознаграждения по договору комиссии Д 3390 К 1040, 1010, 1250
2. Для исчисления себестоимости туристического продукта составляется калькуляция, т.е. документ в котором рассчитывается и оформляется его продажная цена.
В зависимости от целей калькуляции различают:
- плановую (нормативную) калькуляцию, которая составляется на плановый период времени и на основе действующих норм и смет;
- фактическую (отчетную) – отражает все понесенные в совокупности затраты на производство и реализацию турпродукта
- сметную – используется при проектировании новых видов турпродуктов, при отсутствии норм расходов
Вопросы для самоконтроля:
1. Что входит в понятие турпродкт, как классифицируются затраты
2. Какие затраты включаются в себестоимость турпродукта
3. Как определяется себестоимость турпродукта, создаваемое туроператором
Рекомендуемая литература
1.Назарова В.Л. Бухгалтерский учет в отраслях. - Алматы: Экономика, 2005.-254с
2.Назарова В.Л. Как вести учет у туроператоров и турагентов. - Алматы: БИКО, 2006.-60с
3.Радостовец В.К. Бухгалтерский учет в отраслях.- Алматы: Центраудит – Казахстан.- 2002.-496с.
Тема № 8. Учет и особенности турагентской деятельности
Цель лекции: рассмотреть учет турагентской деятельности и их особенности
Ключевые слова: турагент
Вопросы: 1. Организация учета турагентской деятельности
2. Особенности учета турагентской деятельности
1. В отличие от туроператоров организации – турагенты не формируют турпродукта, а продают туры, полностью сформированные сторонними туроператорами, оказывая при необходимости дополнительные услуги.
Турагентская деятельность, как отмечалось в предыдущей лекции – это деятельность физических или юридических лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности, по продвижению и реализации туристического продукта. Они могут работать либо как самостоятельная организация (предприниматель), либо за комиссионное вознаграждение.
Концепция правовой организации туристической деятельности у турагентов основана на отношениях купли – продажи туристического продукта.
Практически деятельность турагентов может быть основана в двух вариантах.
В первом случае они по существу приобретают туристический продукт в собственность и а затем продают его от своего имени, поэтому часто говорят, что турагент занимается «куплей – продажей путевок»
Во втором случае турагент выступает действительно как агент, т.е. посредник по продаже туристического продукта по агентскому договору, комиссионер по договору комиссии или поверенный по договору поручения. При этом он реализует турпродукт от своего имени или от имени владельца турпродукта, но за счет владельца, получая при этом посредническое вознаграждение.
При ведении учета по первому варианту отражается следующими бухгалтерскими проводками:
При приобретении путевок:
- приобретена путевка для продажи туристам Д 1350 К 3310
- на сумму НДС Д 1420 К 3310
- выплата денег туроператору Д 3310 К 1040,1010
При реализации путевок возникают различные затраты:
-расходы на рекламу, маркетинг, средства уплаченные посредническим организациям, комиссионные сборы и другие расходы и услуги по продвижению продукта:
Д 7110 К 3310, на сумму НДС Д 1420 К 3310, прочие расходы по продвижению продукта Д 7110 К 3390, 3350, 3150
При реализации путевок:
- списывается себестоимость реализованных путевок Д 7010 К 1350
- при реализации по безналичному расчету Д 1210 К 6010
- на сумму НДС Д 1420 К 3130
- при реализации путевок за наличный расчет Д 1010 К 6010
- на сумму НДС Д 1010 К 3130
Отражаются расходы периода:
- начислена заработная плата персоналу управления Д 7210 К 3350
- на сумму соцналога Д 7210 К 3150,3210
- прочие расходы Д 7210 К 3310
- на сумму НДС Д 1420 К 3310
В конце отчетного периода
- списываются расходы на уменьшение итогового
дохода Д 5410 К 7010, 7110, 7210
- списываются доходы на увеличение итогового дохода Д 6010 К 5410
- начислен корпоративный подоходный налог Д 7710 К 3110
- списаны расходы по подоходному налогу на
уменьшение итогового дохода Д 5410 К 7710
- определен финансовый результат Д 5410 К 5430
В целях полной продажи туристических пакетов и для сохранения своего имиджа туроператоры предоставляют турагенту туристический пакет по фиксированной цене.
В этом случае турагент получает комиссионное вознаграждение в форме скидки со стоимости турпакета.
- принят на забалансовый учет полученный турпакет,
предназначенный для реализации Д 004
- поступили платежи от клиента за проданные
туристические пакеты Д 1010 К 3390
- отражена сумма комиссионного вознаграждения 20% Д 3390 К 6010
( без НДС)
- начислен НДС от комиссионного вознаграждения Д 3390 К 3130
- перечислено туроператору за реализованный
туристический пакет
Д 3390 К 1030
- снят с забалансового учета реализованный
туристический пакет К 004
Вопросы для самоконтроля:
1.Как строится организация учета турагентской деятельности
2.В чем особенности учета турагентской деятельности
Рекомендуемая литература:
1.Назарова В.Л. Бухгалтерский учет в отраслях. - Алматы: Экономика, 2005.-254с
2.Назарова В.Л. Как вести учет у туроператоров и турагентов. - Алматы: БИКО, 2006.-60с
3.Радостовец В.К. Бухгалтерский учет в отраслях.- Алматы: Центраудит – Казахстан.- 2002.-496с.
Тема № 9 Учет доходов и расходов от реализации турпродукта
Цель лекции: рассмотреть формирование дохода и расхода от реализации турпродукта
Ключевые слова: доход, расход,
Вопросы: 1. Учет доходов от реализации турпродукта
2. Учет расходов от реализации турпродукта
1.Совокупный доход туристского предприятия состоит из доходов от основной и неосновной деятельности, которые признаются в соответствии со стандартом бухгалтерского учета 5 «Доход». Для учета доходов хозяйствующего субъекта предназначены счета 6-го раздела Рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Доходы от основной деятельности турфирмы-туроператора (непосредственного производителя туристских услуг или предприятия, формирующего тур-продукт из услуг разных производителей) включают в себя:
• доход от реализации турпродукта в виде пакета туристских услуг (тур-пакета);
• доход от реализации отдельных туристских услуг (например, авиабилетов);
• доход от предоставления информационных услуг в сфере туризма;
• доход от посреднической деятельности при оформлении виз, загранпаспортов, страховых полисов и т. д.;
• доход от экскурсионной деятельности;
• доход от реализации сопутствующих туристских товаров (картографическая продукция, открытки, сувениры, специальное снаряжение и т. д.);
• прочие доходы от основной деятельности.
Аналогичными являются доходы от основной деятельности турфирмы-турагента, приобретающей у туроператора готовые турпакеты для их последующей реализации конечному потребителю - туристу.
Для гостиничного предприятия доходами от основной деятельности являются следующие виды доходов:
• доход от реализации услуг по размещению туристов (доход номерного фонда), включая услуги по бронированию мест в гостинице;
• доход от реализации услуг подразделений питания (доход общепита);
• доход от реализации дополнительных услуг, оказываемых в гостинице (услуги химчистки, парикмахерской, салона красоты, гаража и т. д.);
• доход от розничной торговли (магазины, киоски в гостинице);
• доход от сдачи в аренду помещений;
• прочие доходы от основной деятельности.
Для турфирмы-турагента, реализующей турпакеты, произведенные туроператором за комиссионное вознаграждение, доходы от основной деятельности включают:
• комиссионное вознаграждение, получаемое от туроператора за услуги по реализации путевок;
• другие доходы от основной деятельности (турагент, как и туроператор, может оказывать информационные услуги, посреднические услуги при оформлении виз и загранпаспортов, заниматься продажей сопутствующих туристских товаров и т. д.).
Доход от реализации готовой продукции, товаров приобретенных и оказания услуг определяется по стоимости их реализации, предусмотренной в договоре. Денежным выражением стоимости, как известно, является цена. Соответственно, уровень доходов туристского предприятия напрямую зависит от цен, устанавливаемых на реализуемые турпродукты..
Все виды доходов от основной деятельности туристского предприятия отражаются на синтетическом счете 6010 «Доход от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг)» следующим образом:
2.Туристский продукт (турпродукт) - комплексное понятие. Это совокупность вещественной (предметы потребления) и невещественной (услуги) потребительской стоимости, необходимой для полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих у них во время их путешествия. К невещественной части турпродукта относятся потребляемые туристом услуги проживания, транспортировки, экскурсионного и прочего обслуживания. К вещественной части турпродукта относятся сувениры, картографическая продукция туристское снаряжение и т.п.
К основным производителям туристского продукта относятся следующие предприятия
Предприятия, предоставляющие услуги размещения (проживания) туристов. Это гостиницы, отели, турбазы, санатории, кемпинги, мотели, пансионаты, дома отдыха и т.д.
Предприятия питания рестораны, столовые, кафе, бары, бистро, закусочные и т.д.
Транспортные организации авиа-, ж/д-, автопредприятия, а также предприятия, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов морским и речным транспортом.
Предприятия сферы досуга в туризме киноконцертные залы, клубы по интересам, музеи, дискотеки, казино, спортивные и развлекательные организации.
Экскурсионные организации.
Кроме того, для формирования полноценного турпродукта необходимо участие страховых, рекламно-информационных, медицинских предприятий, а также предприятий сферы образования, готовящих кадры для туристской отрасли, органов управления туризмом, организаций, занимающихся торговлей сопутствующими туристскими товарами (сувениры, картографическая продукция), а также специальным туристским снаряжением, и многих других предприятий.
Специфика технологического процесса производства и реализации туристского продукта предполагает определенную классификацию затрат и их учет.
Классификация затрат на производство и реализацию турпродукта у туроператора и турагента имеет свои особенности. Прежде чем перейти к конкретным примерам, вспомним общепринятую классификацию затрат на прямые и косвенные, постоянные и переменные.
Прямые затраты - затрат, которые непосредственно связаны с производством конкретного продукта и напрямую включаются в его себестоимость.
Косвенные затраты - затраты, которые связаны с производством нескольких видов продуктов или деятельностью предприятия в целом, в себестоимость произведенных продуктов эти затраты включаются путем распределения в соответствии с выбранной базой (выручка от реализации, стоимость материальных затрат, фонд оплаты труда производственных рабочих и т. д.) по отдельным видам произведенной продукции.
Переменные затраты - это затраты, величина которых непосредственно зависит от объема и реализации продукции. Проще говоря, чем больше мы продаем товаров, тем больше нам нужно купить их у производителей или создать самим.
Постоянные затраты - затраты, которые не зависят от объема производства и реализации продукции. Например, турфирма арендует офис, арендная плата за месяц является фиксированной величиной и подлежит оплате регулярно из месяца в месяц. И независимо от того, сколько путевок турфирма продаст в отчетном месяце, арендную плату она заплатит по фиксированной ставке. Компания занимается распространением авиабилетов
Вопросы для самоконтроля:
1. Как ведется учет доходов от реализации турпродукта
2. Как ведется учет расходов от реализации турпродукта
Рекомендуемая литература:
1. Назарова В.Л. Бухгалтерский учет в отраслях. - Алматы: Экономика, 2005.-254с
2. Назарова В.Л. Как вести учет у туроператоров и турагентов. - Алматы: БИКО, 2006.-60с
3.Радостовец В.К. Бухгалтерский учет в отраслях.- Алматы: Центраудит – Казахстан.- 2002.-496с
Раздел 3. Бухгалтерский учет в торговле
Тема № 10. Организация бухгалтерского учета в торговле
Цель лекции: рассмотреть организацию бухгалтерского учета в торговле
Ключевые слова: товары, тара, оптовая, розничная торговля, бартер
Вопросы: 1. Особенности организации учета на торговых предприятиях
2. Организация учета на торговых предприятиях.
1. Товарные операции, осуществляемые торговыми организациями, отражают экономический процесс перехода продукта из сферы обращения в потребление физическими и юридическими лицами и регулируются Гражданским кодексом, Законом РК «О регулировании торговой деятельности»
Товары для продажи поступают в торговую сеть от производителей, оптовых предприятий и других организаций и предпринимателей по договорам, оформляемым в соответствии с «Положением о поставках продукции», «Инструкцией о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству» при соответствии принимаемых ценностей сопроводительным документам и подписью материально-ответственных лиц на этих документах. При установлении расхождений по количеству и качеству между поступившими товарами и данными, указанными в сопроводительных документах, а также товаров, поступивших без сопроводительных документов, составляется соответствующий акт, который подписывают председатель принимающей торговой фирмы и представитель поставщика. Акт является основным документом для предъявления претензии поставщику.
В соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета наличие и движение материальных запасов ведется на счете 1330 «Товары». На этом счете также ведется учет покупной тары под товары и порожнюю. Инвентарную тару, которая служит для производственных или хозяйственных нужд учитывают на счете 2410 «Прочие основные средства
Товары, принятые на ответственное хранение, учитывают на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные запасы, принятые на ответственное хранение»
Товары, принятые на комиссию и поступившие на консигнацию, учитывают на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию»
К счету 1330 «Товары приобретенные» в соответствии с выбранной учетной политикой можно открыть следующие субсчета:
1331 «Товары на складе»
1332 «Товары в розничной торговле»
1333 «Торговая наценка»
1334 «НДС в цене товара»
1335 «Товары на консигнации»
1336 «Тара под товаром и порожняя»
На субсчете 1331 «Товары на складе» учитывают наличие и движение товаров, находящихся на оптовых базах, складах, в кладовых предприятий общественного питания, холодильниках, овощехранилищах и др. субъектах.
На субсчете 1332 «Товары в розничной торговле учитывают наличие и движение товаров в магазинах, киосках, буфетах общественного питания, а также может быть учтено наличие и движение стеклянной посуды (бутылок, банок)
Торговые предприятия для возмещения своих расходов, получения прибыли и уплаты налогов применяют торговые наценки. Уровень торговых наценок определяется торговой организацией самостоятельно. В оптовой торговле реализованная торговая наценка определяется как разница между покупной и продажной стоимостью товаров. В розничных торговых предприятиях определение реализованной торговой наценки затруднено, т.к. реализуется единичный товар, имеющий разный уровень торговых наценок. Поэтому торговая наценка должна включаться в стоимость товара, реализуемого через розничную сеть. Для этого открываются субсчета 1333 «Торговая наценка»
2.При поступлении и оприходовании покупных товаров следует производить следующие бухгалтерские проводки:
- на сумму задолженности поставщику за оприходованные товары
а) по покупной стоимости Д 1330 К 3310
б) на сумму НДС указанную в сопроводительных документах (счет-фактура) Д 1420 К 3310
- при приемке установлена недостача товаров. Д 1610 К 1250
Комиссией составлен акт
- на сумму НДС Д 1420 К 1250
- приобретены товары подотчетными лицами Д 1330 К 1250
- на сумму НДС Д 1420 К 1250
- приобретены товары по бартеру или у физических лиц Д 1330 К 3310
- на сумму НДС Д 1420 К 3310, 3390
- зачет взаимных требований по бартерной сделке Д 3310 К 1210
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем особенности организации бухгалтерского учета на торговых предприятиях
2. Как ведется учет на торговых предприятиях
Рекомендуемая литература:
1.Назарова В.Л. Бухгалтерский учет в отраслях. - Алматы: Экономика, 2005.-254с
2.Назарова В.Л. Как вести учет в торговле.- Алматы: БИКО, 2006.-48с.
3.Радостовец В.К. Бухгалтерский учет в отраслях.- Алматы: Центраудит – Казахстан.- 2002.-496с.
Задания:
Темы рефератов:
.Специфика ведения бухгалтерского учета в отраслях
2. Автоматизация бухгалтерского учета в Казахстане
3. Основы бухгалтерского учета в санаторно-курортных организациях.
4. Учет расходов
5. Учет материалов
6. Организация бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях
7. Актуальные проблемы бухгалтерского учета
8. Учетная политика предприятия
9. Учет износа основных средств
10. Учет денежных средств
11. Бухгалтерский учет в нефтегазовом секторе
12. Особенности деятельности торговых организаций
13. Учет товарных операций
14. Учет расходов на продажу торговой организации
15. Учет продажи товаров
2.Глоссарий(А4)- 20 слов
3.Темы презентации:
1.Учет оптовой и розничной торговли
2.Учет затрат и калькулирование выхода продукции животноводства
3.Учет затрат и калькулирование выхода продукции растениеводства
4.Инвентаризация товаров, порядок проведения и отражение ее результатов
5.Учет и особенности сельскохозяйственного производства
6. Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции
7. Организация бухгалтерского учета на в автотранспортных предприятиях
8.Понятие и классификация затрат
9.Учет затрат основного производства
10. Инструкция по ведению бухгалтерского учета операций по страхованию и перестрахованию в отраслях "общее страхование" и "страхование жизни"
11.Экономика бухгалтерский учет
12. Специфика бухгалтерского учета и налогообложения в различных отраслях
13. Управленческий анализ в промышленности
14. Учет и калькулирование в отраслях
15. Организация бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях
4.Аннотация (материалы с газет или журналов)
5.Вопросы для самоконтроля (в письменной и устной форме)