СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет для педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы формирования лексики дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Буклет для педагогов»

1. Приёмы формирования словаря существительных

Словарная работа по уточнению значения слов строится по темам: «Семья», «Игрушки», «Части тела», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные и их детёныши», «Дикие животные и их детёныши», Птицы», «Профессии», «Транспорт», «Времена года», «Явления природы», «Деревья и кустарники», «Цветы», «Новогодние праздники» и т.д.

При проведении словарно-логических упражнений необходимо придерживаться определённой, обоснованной, дидактически целесообразной системы, обеспечивающей развитие речи и мышления.

- Перечисление предметов с последующим обобщением;

- Продолжение перечисления видовых понятий после обобщения;

- Обобщение после исключения «лишнего»;

- Обобщение через противопоставление (шапка – одежда, а ботинки - ?);

- Обобщение попарно объединённых понятий (можно ли назвать одним словом берёзу и сосну, ель и сирень?);

- Непосредственное обобщение (оса – это кто?);

- Распределение по двум или нескольким группам;

- Указание количества родовых групп (на сколько групп можно разделить предметы ель, берёза, липа, яблоня, ландыш, ромашка, сирень, орешник?);

- Попарное объединение видовых и родовых понятий (устранить разницу: сом – зверь, кошка – птица, утка – рыба);

- Двойное обобщение (пчела – насекомое, а насекомые – это кто?).

Словарно-логические упражнения нужно проводить на тщательно отобранном и систематизированном наглядном материале.



Примерные задания для количественного роста словаря существительных.

  1. Продолжить ряд предметов, назвать их одним словом (подобрать обобщающее понятие),

  2. Назвать только те картинки, которые относятся к заданному видовому понятию (например, овощи из предложенных картинок: груша, огурец, вишня, лимон, смородина, банан, помидор, яблоко, капуста и т.д.).

  3. Перечислить предметы видового понятия (какие предметы мебели (обуви) вы знаете).

  4. Придумать второе слово в паре по аналогии с образцом: яблоко – фрукты, свёкла — …, стакан — …, белка — …, грузовик — …

  5. Найти лишнюю картинку: морковь, лук, самолёт, капуста; лук, картошка, репа, груша.

  6. Разложить картинки на две группы: животные, растения; дикие и домашние животные.

  7. Отгадать загадки. Предлагаются загадки с использованием обобщающих слов.

  8. Назвать детёнышей животных: «У кошки котята» и т.д.

  9. Определить время года по картинкам.

  10. Определить по картинке время суток.

  11. Назвать профессию людей по картинкам.

  12. Назвать слово с противоположным значением (перекидывая мяч).





2. Приёмы формирования словаря прилагательных

Упражнения, представленные в этом разделе, научат ребёнка подбирать к слову – предмету слова – признаки.

  1. Посмотреть на рисунок и ответить на вопросы: какой? Какая? Какие? Какое? Например: какой лисёнок по размеру? Какая у него шёрстка на ощупь? Какой у лисёнка взгляд? Какого цвета мех?

  2. Закончи предложения. Пришло лето (какое?). По небу плывут облака (какие?). Светит солнце (какое?). Поспели ягоды (какие?). На деревьях сидят птицы (какие?). В листве шелестит ветерок (какой?).

  3. Назови одним словом. Стена из камня – каменная, стена из кирпича — …; мыльница из пластмассы, дорога из песка, баба из снега, ваза из стекла, люстра из хрусталя, лодка из резины и т.д. Придумай свои словосочетания.

  4. Определи какие предложения неправильные. Забор у дома каменный, а флаг на доме пламенный. Забор у дома пламенный, а флаг на доме каменный. Вечер сегодня карманный, мне нужен фонарик туманный. Вечер сегодня туманный, мне нужен фонарик карманный.

  5. Подобрать ласковые слова: заяц белый, а зайчик беленький, лиса рыжая, а лисёнок…, небо голубое, а незабудка…

  6. Превратить слово – предмет в слово – признак: пламя —  (какое?) пламенное, туман – (какой?)…, солома – (какая?)…

  7. Подобрать к существительным прилагательные (можно использовать картинки): вкусные сладкие шоколадные …, тёплая мягкая свежая, высокая кудрявая румяная…

  8. Синонимы (слова-друзья): а) большой —  маленький: слон большой, а мышка…, стол большой, а столик…. б) длинный – короткий: у жирафа шея длинная, а у бегемота…, у девочки волосы длинные, а у мальчика… в) высокий – низкий: ёлка высокая, а земляника…, холм низкий, а гора… г) узкий – широкий: дорога широкая, а тропинка…, лента узкая, а полотенце… д) тонкий – толстый: бегемот толстый, а змея…, бревно толстое, а палка… е) горький – сладкий: конфета сладкая, а горчица…, лекарство горькое, а варенье… ж) старый – молодой: сосёнка молодая, а сосна…, внучка молодая, а бабушка…

  9. Назвать форму предмета (по предложенным картинкам).

  10. Назвать цвет предмета (по предложенным предметам, картинкам).

  11. Обобщение – подбери общее слово – признак для двух, на первый взгляд не похожих предметов:  черепаха и улитка (какие?) – медленные, стол и шкаф…

  12. Назови, какие соки получились: сок из яблок – яблочный, из земляники — …, из клубники — …

  13. Образование степени сравнения прилагательных (Кто лучше? Кто хуже?): суп вкусный, а конфета вкуснее, вода прозрачная, а стекло











3. Приёмы формирования словаря глаголов

  1. Кто как передвигается (человек ходит, черепаха ползает и т.д.).

  2. Кто как голос подаёт (голубь воркует, корова мычит и т.д.).

  3. Какие звуки издаёт (дверь скрипит, ветер свистит и т.д.).

  4. Кто как ест (кошка лакает, заяц грызёт...)

  5. Кто что делает (учитель учит…)

  6. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов (умывает – умывается, купает – купается и т.д.).

  7. Для дифференциации глаголов в  экспрессивной речи задают, например, такие вопросы: кто купает, а кто купается?

  8. Дифференциация глаголов противоположных по значению (одеть – снять, поднять – опустить и т.д.).

  9. Предъявляются детям картинки: девочка, мальчик, заяц, лягушка, птица, самолёт и др. Задаются вопросы: Кто умеет читать? Кто умеет бегать? Кто умеет скакать?

  10. Определи, что делать полезно, а что вредно. Рано вставать. Поздно вставать. Купаться и плескаться. Подушкой вытираться. Лёжа одеваться. На диване валяться. Маме помогать.

  11. Подобрать синонимы (слова – друзья): бежит – мчится, несётся, скачет — …, поднимается — …

  12. Подобрать обратные действия (слова – враги): покупает – продаёт, надевать — …, кричать — ..

  13. Закончи предложение. Медведь зимой засыпает, а весной… Берёзка от ветра наклонилась, а потом …

  14. Какое слово лишнее? Мяукать, мычать, хрюкать, летать; говорить, болтать, шептать, слушать….


ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЖД ДЕТСКИЙ САД №61»





Приёмы формирования лексики дошкольников



Улан-Удэ, 2024