СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет для родителей «Как воспитать ответственность?»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буклет для родителей «Как воспитать ответственность?»

Просмотр содержимого документа
«Буклет для родителей «Как воспитать ответственность?»»

Очень многие родители считают наказанием ругань и крик, и удивляются, почему такой сильный раздражитель на ребенка не действует.

Все очень просто, если применять это постоянно, дети перестают их воспринимать.


Родительское порицание имеет вес только тогда, когда родителей уважают. Так что если ребенок систематически вас не слушается, не считайте ругань наказанием и за очередное опоздание с прогулки или, несмотря на ваш запрет уходить со двора, его ослушание - вы вместо дежурной нотации на два часа о неподобающем поведении или тридцать третьего грозного предупреждения, проявите, наконец, твердость и лишите его на недельку прогулок. Причем представьте это не как наказание, а как вполне естественное последствие его безответственного поведения.

Так уж устроено, что на принцип «последствий» дети реагируют спокойнее, чем на наказания. Что вполне объяснимо ведь последствия - это объективная реальность. Что толку обижаться на стенку, по которой ты ударил кулаком? В этой ситуации приходится «дуться» на самого себя. А поскольку «объективная реальность» во многом зависит от взрослых, то большинство наказаний легко «переформатируются» в последствия, все зависит от того, как это преподнести.


Полезный совет…….


  • Предлагаем вам попробовать принцип «перевода стрелок»- позвольте ребенку самому придумать наказание за свой проступок. И тогда плохое поведение ребенка становится его, а не вашей проблемой. Конечно же, ребенок придумает какие-то санкции (скорее всего минимальные) за свой поступок, суть не в этом, но при повторе - санкции придется ужесточить. Столкнувшись с тем, что ему (ребенку) самому придется принять какие-то меры по отношению к себе, дети задумываются и постепенно меняют стиль своего поведения.

  • Конечно же, не ждите быстрых результатов, ведь ломать поведенческие стереотипы ох как непросто, человек не компьютер: вставили другой диск, запустили новую программу и все. Но именно так, методом проб и ошибок, совместного труда вырабатываются «навыки ответственного поведения», на отсутствие которых жалуются столько родителей.



ОГБПОУ ДТК


Фролова Ирина Николаевна

Социальный педагог


Как воспитать ответственность?


В последние годы многих пугает инфантилизм и своеволие подрастающего поколения. Родители хотят видеть своих детей самостоятельными и ответственными. Но как воспитать эти качества?

Начнем с того, что воспитание детей издавна держалось на трех китах: «поощрения», «наказания» и «последствия». Отказ от любого из них приводит к неустойчивости всей «конструкции». А в последние годы система воспитания нередко лишена всех трех опор, поскольку родители боятся ребенка поощрять (дескать, это подкуп), не желают его наказывать (разве можно применять насилие над детьми?), и , уж тем более не приучают его к тому, что у всех поступков человека есть последствия. В результате система воспитания «трещит по швам», отказавшись от триединого принципа поощрений-наказаний-последствий, современные родители лишаются рычагов воздействия и управления детьми.

Чем же отличаются наказания от последствий? Наказания зависят от вашей воли. Вы можете поставить шалуна в угол, а можете закрыть на его проделки глаза. Последствия же объективны, они зависят не от вас, а от самого поступка.

Пока ребенок маленький, последствия тоже несерьезны. Залез в лужу и промочил ноги - ушел раньше времени с прогулки. Затеял драку в песочнице - лишился возможности достроить домик. Баловался за общим столом - отправился доедать обед в одиночестве или вообще остался без еды до следующего приема пищи. Это не наказания - это именно последствия! То, что для взрослого мелочи, для ребенка – важные события, ведь вся его жизнь складывается из мелочей, и для него они имеют огромное воспитательное значение. Причем при таком подходе к делу - существенно сокращается число наказаний. Испачкал на улице одежду?- Вместо того, чтобы ругать за небрежное отношение к вещам, ставить в угол и т.д. – лучше дать ребенку мыло и таз с водой. Пусть отстирывает грязь. Хулиганил и пролил чай (компот) на пол - тряпку в руки, пусть вытирает лужу. Даже если ребенок не отстирает идеально, вытрет лужу кое-как, это не страшно. Огрехи вы потом исправите, но зато у ребенка возникнет чувство сопричастности происходящему. А это главное. Ребенок осознает, что, совершая неблаговидные поступки, его ждут последствия - исправление их, таким образом, он учится за них отвечать.

Что же удерживает родителей от применения таких, в общем - то несложных приемов народной педагогики?

Во-первых, родителям легче самим устранить последствия детских шалостей или оплошностей: самим убрать, постирать и т.д. А ведь в дошкольном возрасте ребенку все взрослые дела очень даже интересны и он с удовольствием (пусть с вашей помощью) заклеит порванную книжку, постирает свою рубашку или протрет пол. В подростковом возрасте то же самое придется добиваться с боем.

Во-вторых, иные родители просто панически боятся детских «ошибок». Оказывается, совершенно невозможно оставить безобразничающего за столом сына без обеда – у него моментально разовьется гастрит. А как можно пропустить прогулку, когда ребенок сам не желает одеваться, он же не может без свежего воздуха?! Или «классика жанра»- приготовление домашних заданий. Сколько раз на дню ребенок слышит: «Садись за уроки, иначе завтра получишь двойку!» К вечеру уроки с грехом пополам приготовлены, но сколько нервов приходится потратить на это? Назавтра все повторяется вновь. Родители изумляются непонятливости сына (дочери). А с какой стати ребенку менять свое поведение, если обещанных двоек он не получил, а в семье только им и занимаются, он - в центре внимания, сладу с ним нет, значит он крутой, самый главный! Изумляться в данном случае приходится непонятливости взрослых - как можно воспитать ответственность, не давая человеку реально ответить за свои поступки? Вместо того, чтобы стоять у ребенка над душой, позвольте ему пойти в школу с невыученными уроками и получить заслуженную двойку. Это будет вполне естественное последствие безответственного отношения к занятиям. А за двойку его надо ощутимо наказать, например, лишить на определенный срок любимого занятия, игрушки, сладости. Но очень может быть, что до двойки дело не дойдет, увидев, что привычный сценарий нарушен, родители ведут себя иначе, ребенок осознает, что шутки кончились, и хватается за учебники.