Фонематический слух – это умение слышать и различать звуки речи. Без фонематического слуха речь не будет полноценной, дети будут путать близкие по звучанию звуки (п-б, д-т, с-з, ш-ж и тд), что в последствии может отразиться на их письме. Фонематический слух можно тренировать. Задания на выделение первого звука, узнавание слов на заданный звук, договаривание можно выполнять уже с 4-х лет. После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребёнок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове – начало, середина, конец слова, но и позиционным звуковым анализом. | Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове, можно помочь своему ребёнку сделать первые шаги в осознании звуковой культуры слов, и тем самым облегчить его обучение в школе в будущем. Звуковой анализ слов (способ действия - алгоритм) 1. Произнести слово и послушать себя. 2. Выделить звуки в слове (сссссок, кошшшшка, суП). 3. Выделить первый звук, определить гласный он или согласный, обозначить его условным значком. Если звук согласный, дать ему характеристику: звонкий - глухой, твёрдый - мягкий. 4. Выделить второй звук … (шаг 3, и так с каждым звуком слова). 5. Выложить схему (звуковую модель) слова на столе или зарисовать в тетради. Например: ЗИМА первый звук [з’] – согласный, звонкий, мягкий; второй звук [и] – гласный; третий звук [м] – согласный, звонкий, твёрдый; четвёртый звук [а] - гласный |