СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет "Игры для речевого развития детей 6-7 лет"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буклет "Игры для речевого развития детей 6-7 лет"»

Разберем на примере слова: ЛИСА.

«КРАЙНИЕ ЗВУКИ»

Цель: развивать фонематические представления, простые формы фонематического анализа.

Ход игры: дети должны придумать слова, звучание которых начинается (заканчивается) на заданный звук. Слова предлагается подбирать на определенные лексические темы (одежда, обувь, части тела и лица и др.).

 «ДЕЖУРНЫЙ ЗВУК

Цель: развивать фонематические представления

Ход игры: взрослый произносит звук. Каждый должен придумать слово с этим звуком на первом месте. Кто задумался или повторился, тому не начисляются очки. Слова предлагается придумывать на заданную лексическую тему.                                   

 «КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ»

Цель: развивать фонематические представления, фонематический анализ.

Пособия: звуковая линейка.

Ход игры: предлагается начало слова. Дети должны договорить слово и на звуковой линейке, сколько в нем звуков . Примерные лексические темы - мебель, транспорт, фрукты, цветы.

«ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ»

Цель: развивать фонематические представления.

Ход игры: каждый участник получает цветной карандаш и придумывает пять слов с тем звуком, на который начинается название цвета, или на звук, который обозначается данным цветом (синий - твердые согласные, зеленый - мягкие согласные, красный - гласные).

«ОБРАЗУЙ» Цель: учить образовать прилагательные от существительных. Ход игры: шелк – шелковистый, лиса – лисья, мужчина – мужской.

«ГНОМЫ И ВЕЛИКАНЫ» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Ход игры: халат – халатик, пальто – пальтишко, куртка – курточка, платье – платьице, кофта – кофточка.

«НАЗОВИ КАКОЙ ДОМ?» Цель: учить образовывать прилагательное от имени существительного. Ход игры: педагог бросает мяч ребенку, задавая вопросы. Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом; из бетона – из пластмассы -из бумаги -из камня - из металла -изо льда и тд.

«СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Мячик лежит на письменном столе. Мячик упал со стола. Мячик закатился под стол. Я достал мячик из – под стола. Мячик лежит в ящике стола. Я достал мячик из ящика стола. и тд.

«ПОЧЕМУЧКИНЫ ВОПРОСЫ» Цель: развивать у детей связную речь, мышление.

Почему птицы улетают на юг? 2. Почему наступает зима? 3. Почему ночью темно? 4. Почему зимой нельзя ку​паться в реке? 5. Почему летом жарко?

«ПОТОМУ ЧТО…» Цель: развивать у детей связную речь, мышление.

Ход игры: Рассуждения и ответы на вопросы: «Я мою руки потому, что…» – Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни. Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос» Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.– Объясни, почему кошка недовольна?

«ОПИШИ ИГРУШКУ» Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.


МАОУ «СОШ №29»

Г. Ревда

Неустроева Анастасия Дмитриевна


"Игры по

речевому развитию

для детей 6 - 7 лет"








Готовим руку к письму

Ребенок старшего дошкольного возраста, который идет в школу, должен хорошо владеть такими принадлежностями как карандаш, ручка, ножницы, фломастеры и т.п.

    К организации процесса письма предъявляются определённые требования, которые должны соблюдаться в обязательном порядке.

Требования к организации процесса письма.

1. Ручка шариковая без автоматической защёлки, цвет фиолетовый или синий. Желательно, с тонким наконечником стержня. Необходимо следить за правильным положением ручки в руке.

2. Когда пишем, соблюдаем следующие правила:

- Стол, за которым ребёнок будет делать уроки подобран по росту ребёнка;

 - Свет при письме падает слева;

 - Сидим прямо;

 - Ноги вместе;

- Между грудью и столом расстояние 1,5-2 см;

-  Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову;

-  Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди;

 - Оба локтя лежат на столе.

Упражнения на укрепление мышц руки

-  Закрашивание;

-  Штриховка;

- Срисовывание различных графических образов.

 - Выполнение пальчиковой гимнастики.

 «Кошка». Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.

Шубка мягкая у кошки,

Ты погладь ее немножко.

«Веер». Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.

Мы купили новый веер,

Он работает, как ветер.


«Щелчки». Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести щелчок.

Раз щелчок, два щелчок.

Каждый пальчик прыгнуть смог.

- Обводка по контуру фигур различной сложности.

Составление синквейна.

Слово «синквейн» происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам: 
• 1 строчка - одно существительное;
• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.
Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

  1. Мяч

  2. Круглый, резиновый.

  3. Катится, отпрыгивает, летит.

  4. Я играю резиновым мячом.

  5. Игрушка


Звуковой анализ слова.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы]. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё». Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам. Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные,

то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу],

«е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях:

 - в начале слова (яма, юла);

 - после гласного звука (маяк, заюшка);

 - после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь,

так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом. Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.